ЧАСЫ

Лана Невская
  В одном красивом старинном доме, который был построен еще в начале прошлого века для какого-то богатого дворянина,  жила  старая, почти как этот дом, бабушка.
Она была такая старенькая, что и сама уже не помнила, сколько ей лет. Но  голова у нее была светлая, видела и помнила она много, поэтому и слушать ее воспоминания было интересно.  Дети и взрослые, соседи и чужаки – все, затаив дыхание,  слушали ее рассказы о бурной молодости, событиях в стране и о разных людях, которые жили в то время! Она была чудесная рассказчица, веселая и остроумная.
И вот однажды, когда эта бабушка вышла посидеть на лавочке, подошел к ней молодой мужчина и спросил:
- Бабушка! Вы в этом доме живете?
- Да, сынок, в этом! – с улыбкой ответила бабушка.
- А давно?
-  Ой. милок, давно, уж и не помню сколько! Всю жизнь!
Мужчина внимательно посмотрел на старушку, прикидывая, видимо, сколько ей может быть лет, и удовлетворенно кивнул головой.
- А скажите, бабуля, - снова спросил мужчина, - а вы не помните , кто  здесь жил сразу после войны?
- Почему ж не помню? Помню! -  обиженно сказала старушка.  - А тебе зачем?
Да слышал , что в этом  доме раньше жил  часовщик. И были у него старинные большие напольные часы с боем. Очень знаменитые часы, немецкие или швейцарские! Так не знаете, живы ли они еще, или уж  их  продали  давно или увезли  на другую квартиру?
- Да тут они, никуда не делись, живехоньки и целехоньки!
- А у кого они? -радостно спросил мужчина.
- Так у меня же в комнате и стоят! – улыбнулась  старушка. – Хочешь – пойдем, покажу! – и она медленно поднялась со скамейки и направилась к подъезду.
- Вот это повезло! – радовался мужчина, следуя за старушкой. – Я и предположить боялся, что их еще можно отыскать, а тут такая история! Вот они, голубчики, только что не на блюдечке с голубой каемочкой!
Старушка вошла в квартиру, впустила гостя и отправилась на кухню готовить чай.
- Ты чаю-то со мной выпьешь, мил человек? – спросила она мужчину, позвякивая чашками. – А то одной-то  и чай пить не хочется.
- Обязательно выпью, бабушка! – ответил гость. Он был готов делать все, что она бы не попросила, - так он был рад находке! – Только я к чаю ничего не принес! Я же не думал, что в гости попаду.

- А это ничего! С сахарком да под  разговорчик – оно и хорошо будет, -
улыбнулась старушка. – Тебя как звать-то? Давай знакомиться, а то  за одним    столом сидим, а  как чужие.  Меня  Елизаветой Степановной зовут.
- А я – Константин!  Костя, - отозвался мужчина, а  сам все искал взглядом старинные часы, ради которых он тут и оказался, Может, они в другой комнате стоят?
- Костик, значит! Вот и ладно, вот и познакомились! – ворковала старушка, наливая в чашки свежий крепкий чай. – Ты чай-то пей! Что все головой вертишь? Думаешь,  старуха из ума выжила, не помнит, зачем тебя сюда привела?  Пей! Всему свое время!
Костя  неловко улыбнулся. Он и вправду уже начал думать, что бабка его от скуки домой привела, а то ей поговорить не с кем. А про часы все выдумала.
Они допили чай,  бабуля пересела от стола в кресло, взяла с комода   старинный семейный альбом и пригласила Костю сесть рядом. 
- Вот посмотри эти фотографии и скажи, ты тут кого-нибудь знаешь ? – спросила бабуля и вопросительно посмотрела на Константина.
Он листал страницы альбома и с интересом вглядывался в лица незнакомых людей, которые жили давно, когда  не только его, но и его родителей на свете не было.
- Как же я могу их знать, если мы жили в разное время! Тем более, что никаких  родственных или дружеских связей между нами нет, да и быть не может! – с удивлением сказал он.
- А вот с выводами ты погоди!  Все люди на земле друг другу в какой-то степени – родня!  Так что – все может быть! – прервала его логику  хозяйка.
- Елизавета Степановна! – взмолился Костя, -  Да покажите вы мне часы, наконец! Может, это  вовсе не те часы, а мы тут какие-то родственные связи будем полдня искать!
- Экий ты нетерпеливый!  Все вы, молодые, куда-то  все спешите, летите, а нет, чтобы остановиться и подумать: а куда и зачем я так тороплюсь? Может, и глупостей меньше бы делали – припечатала его бабуля.
Костя уж и не рад был, что ввязался в дискуссию, но пора было все-таки  завершать  этот беспредметный разговор, и он спросил:
- А часы еще ходят или так, для украшения стоят?
- Зачем же для  украшения! Исправно ходят уж сколько лет!
В это время за стеной раздался  громкий щелчок и чистый мелодичный звук  часов с боем. Они пробили три раза, Костя невольно взглянул на свои швейцарские  наручные часы – было ровно 15.00!
           - Надо же! Секунда в секунду! – восхитился он, вскочил со стула и пошел  к двери, но бабуля остановила его:

- Костик! А ты ведь мне так и не сказал, кто ты такой есть, кем ты этим часам приходишься, откуда про них знаешь и зачем разыскиваешь?
Костя остановился в дверях, пытаясь как можно короче и яснее объяснить свой интерес к этим часам, но понял, что от въедливой старушки так просто не отделаешься. Он вернулся, снова сел и стал рассказывать историю жизни своего покойного деда,  так, как рассказал  ему отец.
А история такова.

- Дед  мой  родился в 20-х годах прошлого столетия.  Перед  войной  ему едва исполнилось семнадцать, но он прибавил себе пару лет и ушел на фронт добровольцем. Воевал до самого конца войны,  был трижды ранен, награжден орденами и медалями – в общем, боевой был дед.
И вот, в самом конце войны, встретил он девушку, Анастасию. Родителей ее немцы угнали в Германию,  а она сама была в этот день  в другой деревне у тетки, это ее и спасло!
Настя добровольно пошла на фронт медсестрой, тоже прошла почти всю войну, но очень переживала за родителей  - она ничего не знала об их судьбе.
Как только война закончилась,  дед  с Настей поженились,  родился мой отец, но никаких вестей от Настиных родителей не было. И тогда дед приложил массу усилий, поднял всех знакомых и незнакомых людей, и каким-то чудом узнал, что родители Насти живы, но они работают у какого-то немца на ферме в Германии, и у них нет возможности вернуться на родину.
Они списались с родителями. Те были счастливы, что их дочь жива – им сказали, что всю деревню сожгли и живых не осталось, -  узнали о рождении внука и  стали  думать о возвращении на родину. Много было всяких бюрократических препон и проволочек, но через полтора года родители вернулись домой, и они стали жить все вместе.
Так вот эти часы, о которых мы говорим, были привезены из Германии родителями Насти в подарок зятю за его помощь в возвращении их домой!

Эти часы всегда стояли в углу комнаты, как памятник, большие, красивые, звонкие! Они были запечатлены на многих семейных фото, как главная достопримечательность дома.
Когда в начале семидесятых годов родился я, деда уже не было в живых – сказалась контузия.  Я был тогда сначала  мал и глуп, чтобы слушать бабушкины воспоминания о ее молодости, а потом слишком занят своими проблемами – поэтому многих подробностей я не знаю.
Только теперь уже и родителей нет, спросить не у кого…
Через несколько лет  после приезда Настиных родителей дед тяжело заболел, нужны были дорогие лекарства, консультации медицинских светил. Денег не хватало, и бабушка вынуждена была продать  знаменитые часы, чтобы лечить деда. Ничего более ценного у них не было.
Я знаю. что часы купил  какой-то часовщик – коллекционер, который жил в этом старом особняке, здесь же работал и собирал коллекцию часов. Когда мы гуляли здесь на бульваре с бабушкой, она часто повторяла:
- А вот в этом доме, Костик, живут знаменитые дедушкины часы!
Я не очень понимал, почему часы живут отдельно, если они дедушкины.  Меня  больше занимал вопрос, как часы вылечили деда?
А теперь я вернулся из длительной командировки,  стал разбирать родительский архив, и нашел вот эти фотографии с часами. Вспомнил их историю и решил попробовать найти эти часы и, может быть, выкупить их у теперешнего владельца и вернуть в нашу семью как память о дедушке, - и он протянул ей фото.               
Костя  закончил рассказ и замолчал. Бабуля тоже сидела молча, а по щеке ее текла одинокая слеза.
Потом она быстро смахнула эту слезинку рукой, встала с кресла и, бросив короткое «пошли!», вышла в соседнюю комнату.
Костя пошел за ней, и через секунду увидел, наконец, знаменитые дедовские часы, о которых столько слышал!
Это были действительно красивые, небольшие напольные часы с инкрустацией по корпусу и очень изящным циферблатом и стрелками.
- Вот твои часы, сынок! – сказала  старушка. – Дождались своего хозяина! Теперь и мне помирать можно!   Забирай часы, коли пришел! Так унесешь или  машину возьмешь?
- Да я на машине! – Костя растеряно  смотрел на старушку, плохо понимая, что происходит. - Как это – забирай?  Вы мне их продаете или…?
- Я тебе их отдаю, как муж на смертном одре  завещал!
- Какой муж? Почему? Ничего не понимаю! – Костя с удивлением смотрел на старушку.
- А тут и понимать  нечего! Этот часовщик – коллекционер и есть мой муж! Он купил часы у твоей бабки! Но купил за малые деньги.  Она просила не продавать  их пока, может, они сумеют их выкупить обратно, и рассказала их историю. А когда  муж собрался в Израиль на ПМЖ уезжать, то всю коллекцию продал, а эти часы оставил мне и сказал, что раз  я с ним ехать не хочу, пусть ‘эти часы ждут своего хозяина до тех пор, пока он за ними не придет. Не продавать, не отдавать никому, кроме хозяев!
Мне уж давно помирать пора, да видно тебя я дожидалась! – сказала старушка и пошла  к своему креслу.
Костя стоял около часов и не знал, что делать. Просто забрать часы и уйти – как-то не по-человечески! Отдать деньги – не возьмет, обидится – принципиальная старуха.
Тогда он решил отвезти часы домой, а потом приехать к Елизавете Степановне с  подарком и всякими вкусностями, и вообще – помочь ей в чем, если надо.
Он объяснил ей свои дальнейшие действия, взял часы и пообещал вернуться  через пару часов. Бабуля согласилась, поблагодарила его, проводила до машины и опять села на лавочку у подъезда.
Константин вернулся через три часа –застрял в пробке!
Около подъезда стояла «скорая», дверь в квартиру Елизаветы Степановны была открыта, из квартиры  вышла какая-то женщина, вздохнула и сказала:
- Ну, вот и все! Отмучилась!
Костя вошел в комнату. Бабуля полулежала на своем кресле с закрытыми глазами, на лице было выражение радости. За столом, на котором еще стояли их чашки с недолитым чаем, сидел участковый и писал протокол.
- Вы кто? Родственник? – радостно встрепенулся участковый, заметив  в руках у Кости пакеты с продуктами и торт.
- Нет, знакомый! – автоматически сказал Костя. А потом добавил:
- Хотя – все мы немного родственники в этом мире! – повернулся и вышел из квартиры.
… На могилу Елизаветы Степановны Заславской периодически приходит мужчина  средних лет, всегда с букетом живых цветов, а памятник в виде напольных часов показывает одно и то же время: 17.48!