Турецкая конфузия Ананты

Виктор Новицкий 2
Ныне Российские Воздушно-Космические Силы начали операцию, очень напоминающую ту, что разворачивалась 100 лет назад на триста миль севернее от нынешних действий ВКС. Только роли поменялись: "Куда Рус с копытом, туда и Галл с клешнёй"...

                ТУРЕЦКАЯ КОНФУЗИЯ АНТАНТЫ
    В 2015 году исполнилось 100 лет с начала десантной операции стран Антанты на турецкий полуостров Галлиполи. Эта операция была крупнейшей боевой десантной высадкой во время Первой мировой войны. Она оставила заметный след в истории военного искусства. Но знают о ней сегодня немногие, больше всех… австралийцы!
         АНЗАКИ и позиционная война
В мае 2005-го года в Киеве познакомился я с Дэвидом Николсом, ветеринаром из Австралии, путешествовавшим по Европе. До Англии он с дочерью и сыном долетел самолетом, там взял напрокат дизельный туристический «минивэн», по Евротоннелю пересек Ла-Манш и своим ходом двинулся дальше, конечной целью наметив Одессу, откуда якобы когда-то выехали в Канаду его предки: «Мой дед по отцу имел фамилию Нежельский». Рассказывая о местах, где он побывал, Дэвид назвал и турецкий полуостров Галлиполи. «Моя жена — внучка АНЗАКа,--с гордостью заявил он. -- "Вы о них вряд ли что-то знаете…».
      Доктор ветеринарии был приятно удивлён, когда я начал рассказывать ему о нелёгкой судьбе на турецкой земле Австралийско-Новозеландского армейского корпуса (отсюда и «АНЗАКи», авт.). Корпус тот, наступая на турецкие укрепления, пытался взять в 1915 году пролив Дарданеллы. А АНЗАКам помогали английские и французские моряки и пехотинцы и пытались помочь моряки Российского Императорского Черноморского флота. Но турки, хоть и понесли большие потери, выстояли. Дело было так…
                "Великие планы" лорда Черчилля
       С началом Первой мировой войны самый мощный в мире надводный английский флот развернул успешную блокаду Германии с моря. Немцы ответили успешными действиями своих подводных лодок, создав в Атлантике странам Антанты трудности с доставкой грузов из своих колоний. На суше 1914 год завершился переходом войны в позиционную фазу. Первый, самый мощный удар немецких войск в направлении Франции, не без помощи России, начавшей наступление в Восточной Пруссии, удалось остановить. Армии противников зарылись в землю, нужно было думать, что делать дальше.
     Военные поставки русским осуществлялись через Архангельск и Мурманск. Куда короче был бы путь через Черноморские порты, но в войну на стороне Германии вступила Турция, закрыв для судов стран Антанты проход через Босфор и Дарданеллы. В ноябре 1914 года Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль предложил захватить турецкий полуостров Галлиполи, «европейскую» часть пролива Дарданеллы. Захватив полуостров, можно было бы открыть и Дарданеллы, и Босфор, облегчить связи с Россией, можно было бы оказать давление на Болгарию, не допустив её вступления в войну на стороне Германии, привлечь на свою сторону Румынию, запереть турок у Чёрного моря и выйти во фланг и тыл Австро-Венгрии. Кроме того, осев на проливах, Великобритания взяла бы в свои руки послевоенное устройство Европы. Она могла бы оставить Россию в ее извечной идее «водрузить знамя православия над храмом Святой Софии» «при своих интересах», ибо никогда бы Англия, «заклятый друг российского двуглавого орла», не допустила передачи России черноморских проливов. В общем идея, с позиций интересов Британской империи, была здравой и многообещающей. Оставалось только захватить Галлиполи…
                Дарданеллы и противники
Полуостров Галлиполи представляет собой гористую местность с крутыми берегами, куда более удобную для обороны, чем для наступления. Особенно — с моря. У затеи Черчилля в Адмиралтействе сразу появилось много противников. Но Первому лорду удалось убедить английских адмиралов в лёгкости её осуществления. Старые морские волки поверили в мощь огромных линкоров, стрелявших полутонными снарядами чудовищной разрушительной силы. Потому и детальный план операции, предложенный вице-адмиралом Карденом, предусматривавший захват Галлиполи последовательным продвижением кораблей по проливу, огнём корабельных орудий подавляющих всякое сопротивление турок, был одобрен и англичанами, и французами. Будь у антантовцев тогда высокоточное оружие и корректировочная авиация, план этот, возможно, и удался бы. Но такого оружия у них не было, а точность огня линкоров оказалась недостаточной. Этого англичане не предполагали…
        Военная промышленность Турции в 1915 году была развита слабо. Военные корабли она строила или покупала в Германии и…у «извечного друга России» Англии, всегда зорко следившей, чтобы у флота «русского медведя» на Чёрном море был приличный противник. Возможно, именно поэтому в самом начале войны в Чёрное море прорвались немецкие лёгкий крейсер «Бреслау» и линейный крейсер «Гебен», сразу совершившие набег на…Севастополь, нагнав на русских страху: «Гёбен» по огневой мощи был приблизительно равен двум лучшим русским броненосцам класса «Святой Пантелеймон» (так переименовали «Потёмкина», авт.), самым мощным в то время линкором российского флота, но был намного его быстрее. Для обороны Босфора у турок в облике «Гебена» появилось хорошее подспорье…
                Не ИГИЛ, так турки
      Артиллерийских снарядов турки не производили, покупая их в Европе, прежде всего — в Германии. Немцы же фактически руководили и обороной Дарданелл. Адмирал фон Уседом был главным инспектором турецкой артиллерийской и минной обороны. Вице-адмирал Мертен командовал всеми плавсредствами. 5-й турецкой армией, созданной исключительно для обороны пролива, командовал генерал Лиман фон Зандерс. Немцы отлично понимали значение проливов, потому энергично и толково делали своё дело. Турецкие части под немецким руководством прошли хорошее обучение. С привлечением гражданского населения на полуострове Галлиполи развернулось строительство добротных полевых укреплений. Турецкие батареи и форты готовились к обороне также под немецким командованием. Для защиты Дарданелл турки установили по берегам пролива в общей сложности 134 орудия тяжёлого и среднего калибра и несколько батарей полевой артиллерии. А вот турецкие тяжёлые и средние орудия были старыми, стреляли на дальность всего до десяти километров и имели боезапас лишь по 75 выстрелов на орудие. Но, как показали дальнейшие события, наученные немцами, турки свои орудия использовали умело…
      На стороне турок была и природа. Берега Дарданелл скалистые, да ещё и много мелей у восточного побережья. Овладеть проливом с моря «в лоб» очень трудно. Длина Дарданелл — 60 км, ширина в самом узком месте — всего около 1 километра, глубина -- до 104-х метров. И вот эту узкость, помимо установки береговой артиллерии, пристрелявшей все водное пространство, турки закупорили ещё и десятью рядами минных заграждений с четырьмя сотнями мин. Закупорили, как оказалось, очень надёжно…
                Авангард Антанты
Английские адмиралы вместе с французскими коллегами планировали за месяц пройти Дарданеллы и выйти в Мраморное море. Объединённый англо-французский флот прорыва состоял из 80-ти кораблей, имевших 212 тяжёлых и средних орудий с дальностью стрельбы до 20-ти километров. В эту армаду входил и российский крейсер «Аскольд», присланный аж с Дальнего Востока. Командовал флотом английский вице-адмирал Карден. Базой союзного флота стал греческий остров Лемнос. Оттуда в феврале 1915 года армада Антанты двинулась к Дарданеллам…
      Турки, невзирая на всю свою подготовку, слабо верили, что им удастся долго противостоять такой силе, поэтому готовились эвакуировать султана, его гарем, правительство и штаб из Стамбула вглубь Турции…
                «Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй»
Николай-II-й, узнав о Дарданелльской инициативе Черчилля, забеспокоился: а что, если союзники и в самом деле возьмут Дарданеллы? Как и с кем тогда разговаривать России на мирной конференции? Надеяться на то, что Англия отдаст проливы России, не позволяла вся история англо-российских отношений. А не лучше ли, учитывая то, что турки будут заняты Дарданеллами, самим подсуетиться на Босфоре? Началась подготовка десантной операции российской армии по его захвату. Для этой цели готовили кавказский корпус генерала Истомина из 35 тысяч солдат при 60-ти орудиях. С целью для начала нагнать на турок страху своим грозным видом и тем облегчить действия англо-французов в Дарданеллах, в феврале в Одессе войска русского десантного корпуса, специально для немецко-турецкой разведки, образцово-показательно грузились на транспорты. Но немного погодя разгрузились, решив вначале посмотреть, как пойдут дела у англичан и французов…
                Вперёд, на Галлиполи!
Англо-французская эскадра начала обстрел полуострова 19 февраля 1915 года в 9-50. Линкоры в течение семи часов пытались поразить турецкие форты Седдюлбахыр, Оркание, Эртогрул и Кумкале. Турки молчали, подпуская корабли союзников на дистанцию поражения огнём своих орудий. Когда первый линкор двинулся в пролив, на него обрушился такой шквал огня, что спасать его огнём своих орудий пришлось всей эскадре. Всё же через неделю, 25 февраля, эскадра, подавив передовые форты, вошла в Дарданеллы. Вперёд пошли тральщики, чтобы обезвредить минные поля. Но не тут-то было! С обоих берегов пролива легкие корабли встретил плотный и точный огонь многочисленных батарей полевой артиллерии, искусно замаскированных турками. До минных полей союзные тральщики так и не добрались...
      Стало ясно, что своими силами флот не справится, нужны сухопутные войска, чтобы, по мере продвижения флота вглубь пролива, очищать от турок его берега. И вот для этого англичане запланировали использовать австралийско-новозеландский армейский корпус (АНЗАК), дивизию английской морской пехоты и французскую дивизию -- всего 80 тысяч человек при 180-ти орудиях и 25 тысячах лошадей. Кроме того, один свой армейский корпус, в 46 тысяч человек, пообещала прислать на Галлиполи Россия. Англо-франко-австралийские части прибыли в марте, российский же корпус так и не прибыл — немцы начали свою знаменитую серию наступлений 1915 года по всему русскому фронту, России стало не до Дарданелл…
                Вторая попытка
    Еще до прибытия десантных сил, 18 марта 1915 года союзная эскадра предприняла вторую попытку войти в Дарданеллы. Перепахивая берега артиллерийским огнём, корабли продвинулись до начала минных полей. Но как только начали их форсирование, французский линкор «Буве» подорвался на мине и в течение одной минуты затонул. К нему на помощь пошёл линкор «Голуа», но турки всадили в него два тяжёлых снаряда, и «Голуа» надолго ушёл к грекам на ремонт. Потом на минах подорвались английские линейные крейсера «Инфлексибл» и «Ирресистибл». «Ирресистибл» затонул, а «Инфлексибл» ушёл на ремонт. Эскадра повернула назад. При отходе погиб подорвавшийся на минах еще и линкор «Оушен». Вторая попытка завершилась полным провалом…
       Но Первого лорда Адмиралтейства Черчилля эти потери не смутили. Он решил, что, пока нет больших потерь в людях, отступать от первоначального плана нет смысла. А корабли погибли старые, их всё равно скоро надо было бы списывать, поэтому Черчилль предложил сделать третью попытку в том же духе. Однако неожиданно против него выступил командующий эскадрой вице-адмирал Де Робек. Он доказал, что флот без поддержки армии Дарданеллы форсировать не сможет, что действия флота надо поддержать высадкой десанта. Провал двух попыток захватить Дарданеллы англичане возложили на Черчилля, обвинив его в непрофессионализме и превышении полномочий, присвоении себе права принимать решения, в которых некомпетентен. С постом морского министра Сэру Черчиллю пришлось проститься, и майор Уинстон Черчилль убыл во Францию командиром батальона гранатомётчиков…
                ПРЕДТЕЧА  ЭВАКУАЦИИ  ДЮНКЕРКА
А на Галлиполи в двадцатых числах апреля 1915 года началась десантная операция. Для высадки десанта наметили 6 пляжей в разных местах полуострова. Корпус АНЗАК под командованием генерала Бердвуда (Birdwood) высадился в самом «тонком», наиболее опасном для обороны турок месте в южной части полуострова. Но немцы планы союзников разгадали, поэтому десантники были встречены плотным огнём и яростными контратаками во всех местах высадки. За десять дней боёв англичане, австралийцы и новозеландцы потеряли около 14 тысяч человек, в том числе около 6-ти тысяч убитыми. Потери турок были ещё больше — их с моря непрерывно долбил мощный союзный флот. С переменным успехом кровопролитные бои продолжались до декабря, но Дарданеллы союзникам пройти так и не удалось…
      С другой стороны проливов, на Чёрном море, 28 марта 1915 года российские линкоры «Ростислав» и «Три святителя» даже вступили в бой с береговыми батареями турок на Босфоре, выпустив по ним более сотни тяжёлых снарядов. В дальнейшем Черноморский флот неоднократно пытался проводить обстрелы Босфора, но немцы вмешались и здесь, распустив слухи о переводе на Черное море нескольких своих подводных лодок, которых русские адмиралы боялись, как огня. Поэтому на ход Галлиполийской операции действия российского флота не повлияли.
      8 декабря 1915 года британское правительство приняло решение прекратить операцию по захвату Дарданелл и эвакуировать с полуострова воинские части. При жёстком противодействии турок, с Галлиполи союзники вывезли свыше 130 тысяч солдат, около 400 орудий, около 9 тысяч лошадей, огромное количество военного имущества. Последние части покинули турецкую землю в ночь с 8-го на 9-е января1916 года. Потери Антанты к этому времени составили около 150-ти тысяч человек, 6 линкоров и 7 подводных лодок. Турки потеряли 186 тысяч человек, один линкор и два эсминца. Но поле боя, а, значит, и победа, остались за ними…
                УРОКИ ГАЛЛИПОЛИ
     АНЗАКов погибло более 10 тысяч человек, поэтому после Первой мировой Австралия приняла решение никогда больше не принимать участия в военных действиях, если её территории не угрожает опасность.
     Опыт эвакуации с полуострова очень пригодился англичанам в 1940 году при эвакуации из Дюнкерка. А Черчилль, ставший премьер-министром, наверное, потому так долго и тянул с высадкой в Нормандии, что помнил неудачу Антанты в Галлиполи. Ведь, как гласит английская пословица, «A burnt child dreads the fire”, «Обжегшийся ребенок боится огня». Тем более, что в 1915 году войскам Антанты противостояли турки, а во Франции в 1943-м предстояло иметь дело с немцами. А немцы -- это далеко не турки!
     Потому и терпел Сэр Уинни обвинения его Сталиным чуть ли не в трусости, отписывавшим англичанину, что, мол, войны без потерь не бывает...
     Ну, а в советском Черноморском флоте, «в память о Галлиполи», после Второй мировой появилась  Средиземноморская эскадра и дивизия морской пехоты. Зачем - понять урок истории не трудно: проливы без сухопутных войск не берутся…     20-11-015