Детский сад семейного типа. Проект 2010г

Александр Шуринов
Новый социальный проект
«Детский сад семейного типа». 29.04.2010.

     К основным особенностям современных детских учреждений относится совершенное отличие их от семьи, отличие воспитания и условий воспитания от воспитания в семье и развития в семье детей. Собственно такая задача перед такими учреждениями изначально и не ставилась. Они, прежде всего, должны были решать задачу освобождения мужчины и женщины от семьи для приложения сил в общественном производстве и процессе труда, где предусматривалась полная занятость индивида.
     Остатки ежедневных сил и здоровья мать и отец могли применить к воспитанию и образованию детей, но это уже считалось их личным делом, которым они могли заниматься в свободное от основной работы и сна время, в выходные и праздничные дни. Очевидно, такого времени было совсем немного. Во всяком случае, намного меньше того, в котором нуждались дети и вся семья. В то время, когда родители находились на работе, дети должны были находиться в специальных детских учреждениях, которым предписывалось заниматься их воспитанием и образованием. К ним относились: ясли(от 1до 3 лет), детский сад(от 3-до 6-7 лет) и школа(от 6-7 до 16-18 лет). Иногда, впрочем, удавалось оставлять детей на попечение старших поколений: бабушек и дедушек, если они не работали или могли выделить время для заботы и воспитания внуков. Однако, такая помощь и участие были далеко не регулярными и фактически были приятным исключением из правил.
    До недавнего времени считалось, да, пожалуй, считается и сейчас, что забота о детях и воспитание детей – дело рутинное, и не требует особой квалификации. Именно, по этой причине в эти сферы общественной деятельности привлекались молодые люди по остаточному принципу. Обычно это были не вполне воспитанные и образованные девушки. Парни, как правило, избегали этих сфер образования, поскольку они не были престижны и не освобождали от военной обязанности. Весьма важным фактором была, конечно, низкая оплата труда в этих учреждениях, которая отпугивала молодых людей и даже энтузиастов. Таким образом, воспитание детей было отдано государством-обществом на откуп в некомпетентные руки.  И результат этого не замедлил сказаться. Через несколько поколений воспитывать и образовывать детей уже было некому. Дети невоспитанных и необразованных не могли воспитывать и образовывать лучше родителей. Тем более, что особых научных разработок и методических материалов в эту сферу жизни не поступало. Наука обслуживала экономико-материалистические представления о жизни общества и недостаточно продуманные идеи партийной номенклатуры.
     Особенно хорошо видели процесс воспитания в детских учреждениях  сами родители. Они видели, как нянечки и воспитатели избегают детей, самоустраняются от их воспитания, стремятся домой к своим детям и внукам. Сердце родителей подсказывало, что нужно пораньше забирать детей из детского сада и особенно яслей, уделять детям больше внимания и заботы. Некоторые из женщин-родителей принимали радикальное решение и устраивались на работу в те детские учреждения, которые посещали их дети или внуки.
     В этих новых обстоятельствах мужчины проявили себя менее чувствительными к проблемам воспитания, нежели женщины. Что, безусловно, объясняется их биологической природой. Это хорошо знали и знают работодатели, как государственных структур, так и частных компаний. Этим, в конечном счёте, объясняется их «нелюбовь» к женщинам на производстве. Последние, невзирая на интенсивность производства и должности, в силу тех же биологических причин постоянно думают о семье, о детях, о муже, о проблемах в доме, в семье.
     Нахождение детей этих женщин в детских учреждениях не ограждает от беспокойства за их содержание и воспитание. Более того, их беспокойство проявляется в максимальной степени проявляется именно тогда, когда дети находятся в детских учреждениях. Там, как видят родители, нет необходимого внимания и заботы к их детям, нет необходимого воспитания, трудового обучения  и образования, которые можно провести в семье. Правда, и в семье это сделать непросто. Но некоторое время назад, судя по проведённым нами исследованиям, это было хотя бы возможным.
      Таким образом, возникает задача изменить ситуацию с воспитанием детей вне семьи  и добиться того, чтобы работающие женщина и мужчина были уверены, что их ребёнку в детском учреждении хорошо, он накормлен и воспитан, приучается к труду и образованию. Для этого необходимо, на наш взгляд, изменить форму детского учреждения и сделать её максимально приближённой к  семейной. Впрочем, почему к семейной?
     В данный момент необходимо сделать отступление и показать задачи, которые решает институт семьи. До недавнего времени эти задачи были недостаточно осмыслены и принимались обществом. Но ситуация меняется. Без решения этих задач говорить о развитии или даже стабильности общества не представляется сегодня возможным. Какие же это задачи? Это, прежде всего, задачи возобновления общества, которые решает только институт семьи. Причём, не только задача возобновления народонаселения, которой сегодня придан статус кричащей демографической проблемы, но и задача социального возобновления, т.е., социализации нового поколения, и задача духовно-нравственного возобновления, т.е., духовно-нравственного воспитания нового поколения. Все эти задачи прежде, в здоровом обществе, решались автоматически, и общество не задумывалось об их разрешении. Но наступили времена, когда без осмысления этих общественных процессов развитие общества и, следовательно, существование государства становятся невозможными.
      Сегодня, пользуясь системным подходом в науке, роль семьи той же наукой уже понимается по-другому, чем вчера, уже идёт речь о семейно-родовой культуре, которая претерпевает системный кризис из-за столетнего и более забвения и непризнания.
      Рассмотрим функции семьи поподробнее.
     Функция биолого-репродуктивного возобновления общества заключается в возобновлении численности населения. Однако, с полным правом она включает в себя передачу следующему поколению репродуктивного здоровья. Последнее составляет развитие не только способности к собственно зачатию, но и таких важных способностей как способность к вынашиванию плода в дородовой период, способность к собственно здоровым родам, способность к материнскому вскармливанию и выхаживанию младенца и многие другие способности. Проявления ущербности в биолого-репродуктивном здоровье общества сегодня связаны не только с общим экологическим неблагополучием, о котором  непрерывно извещают нас СМИ. Немаловажную роль в возникновении и развитии  неблагополучия в этой сфере играют нарушения функций социального и духовного возобновления. Отсюда истоки отказа родителей от исполнения родительского долга, преступления родителей против детей, и соответствующая беспризорщина и детдомовщина. Во всех этих случаях дети лишаются преемственности в обладании наработанным социальным и духовным опытом предков. В этой связи и возникает недостаточное внимание основной части наших российских семей к своему репродуктивному здоровью. Маховик разрушения запущен, но его нужно как можно быстрее остановить!   
    Важнейшим недостатком является отсутствие каких-либо рекомендаций по сохранению и преумножению репродуктивного здоровья у детей в семье с раннего возраста. Прежде такого рода опыт и сведения передавались в семье от старших поколений к младшим: от отцов и дедов к сыновьям и внукам, от матерей и бабушек к дочерям и внучкам. Однако сейчас в силу известного разобщения поколений такой опыт во многом утрачен и каждодневно утрачивается.      
      Функция социального возобновления общества заключается в формировании у каждого следующего поколения способности к индивидуальному труду, способности к коллективному труду, способности к разумному и социально ответственному действию, способности к защите семьи, своего дома и Отечества, способности постоять «за други своя» не только словами, но и реальными делами: силой, умением, трудовой и  военной сноровкой.
     К сожалению, приходится констатировать сегодня в обществе общее отрицательное отношение к труду как таковому. Частный и особенно общественно-полезный труд не оцениваются должным образом, а  многообразные  посреднические  отношения и неадекватная оплата этих трудовых затрат  девальвируют понятие стоимости труда. Между тем, определение стоимости каждого вида и формы труда имело совсем недавно широкое и полное научное обоснование. И от этого не следовало бы отказываться сегодня, поскольку в экономике стоимость труда имеет ключевое значение. Всё остальное  вторично и даже «от лукавого». Тем не менее, сегодня нынешнее пренебрежение научными основами труда и его оценки отрицательно сказывается на отношении молодёжи к труду, и, что важно, к самому процессу труда.
    Между тем истоки позитивного отношения к труду закладываются в семье.      Особенно отрицательное отношение сформировано в общественном мнении к физическому труду. Последнее не может не вызывать тревоги у педагогов и даже священнослужителей. Кроме общеизвестного оздоравливающего и благоприятного воздействия на организм, физический труд несёт и другие функции. Современными исследованиями показано, что монотонный физический труд (как и усердная молитва!) способствует развитию подсознания и, таким образом, развивает творческое мышление индивида. Именно таким трудом занималось всё крестьянство, а затем и рабочее население страны. Известно, что у личностей с развитыми чувствами, развитым подсознанием (что называется, интуицией) активнее и полнее развиваются творческие способности, способности к искусствам и наукам. Заметим, что в ряде случаев физический труд признавался полезным и даже необходимым русской интеллигенцией (например, писателем Л.Н. Толстым).       
       Безусловно, полезным является и совместный труд в семье. Во многих семьях этот труд можно увидеть. Однако, сегодня в силу отчуждённости членов семьи друг от друга (родители на работе, бабушки на скамейках во дворах, дети играют самостоятельно в детских яслях или в детском саду, учатся в школе) совместный труд в семье подчас трудно реализуем. Это заставляет только редких «продвинутых» родителей искать и развивать совместные интересы с детьми, участвовать в  общих занятиях и трудовых актах детей (например, в посадке деревьев). В этом отношении особенно полезной, на наш взгляд, является совместная работа с детьми во всех формах, в том числе, по изучению истории своей семьи, рода, по сбору документов и архивных свидетельств, по изучению социального и духовного опыта предков.
     Между тем, нередко в современной семье и вне её детям прививают нездоровый вкус к праздному образу жизни. Их отстраняют от работы с помощью педагогически неграмотных и неадекватно сердобольных родных и близких, разлагающего телевидения, всякого рода развлекательных центров и т.д. В результате, многие дети не могут сформировать в семье позитивного отношения к труду, приобрести навыки самостоятельной, систематической и совместной работы. Как результат, они не умеют войти в трудовой коллектив, приобщиться к совместному коллективному труду с его обязательным разделением, к общественной деятельности. У таких детей не формируются ключевые фундаментальные потребности: потребность участия в общественном труде–деятельности, потребность самореализации в труде. Их потребность в самооценке и потребность в поиске смысла жизни не опираются на общественную потребность в труде, в служении Отечеству. Отсюда берёт начало общественная недееспособность личности: инфантилизм, неспособность и страх к принятию решений, неспособность к защите и себя, и семьи, и своего Отечества. Завершается фактическое разложение личности молодого человека психическими расстройствами, разными видами наркомании, преступностью.
     Таким образом, если раньше мы с улыбкой смотрели на лозунг у дверей заводского медпункта: «Труд – лучший доктор!», то сегодня «трудовую терапию» следует принимать всему больному обществу (особенно молодёжи!) в самых разнообразных формах и видах.
        Функция духовно-нравственного возобновления общества заключается в формировании у каждого следующего поколения способности к сочувствию, сопереживанию и состраданию с другими людьми, с людьми разных поколений, способности к духовному объединению с гражданами своего трудового коллектива, артели, общины, своей страны, способности к сознательному и почётному самоотверженному служению своему Отечеству.
     Уже с момента зачатия в будущем ребёнке начинает формироваться душа и духовность. Как показывают исследования, он воспринимает ласку и бескорыстие матери, нежность и готовность к самопожертвованию отца, их духовные взаимоотношения, и даже отношения родственников. После рождения эти процессы идут интенсивнее. Можно сказать, что зачатие и рождение ребёнка в добропорядочной семье, общение с ним являются началом и источником формирования в человеке духовности. При традиционном воспитании в нём последовательно формируются потребности сочувствия, сопереживания и сострадания близким родственникам. Возникает и развивается чувство любви, которое охватывает поначалу круг ближних, а затем уже и дальних, формируются потребности и способности к бескорыстному служению семье, роду, общине, всему обществу в целом, любовь к Отечеству и Богу.
     Как мы видим, функции института семьи настолько многообразны и важны для ребёнка, что пренебрегать ими общество не имеет права. И если говорить о правах ребёнка, то тут мы видим его первое и ключевое нарушение. Здесь, кстати, следует говорить и правах матери и  правах о отца, которые  отвращаются от собственных детей в процессе нарушения их совместной жизни и каждодневного общения. Не в этом ли причины многих современных конфликтов «отцов и детей».
      В 1-3 года, когда процессы духовно-нравственного развития у ребёнка идут наиболее интенсивно, мы отправляем ребёнка в детское учреждение. Но там он не находит и малой толики того, что испытывал и чем наслаждался в семье. Будь это даже самое лучшее и организованное учреждение. В результате, пройдя через поле маленьких и больших трагедий, ребёнок совершенно изменяется, ломается его характер, привычки и настроения, он изменяет своим способностям и талантам. Считать такое вполне допустимым и оправдывающим необходимость участия родителей в производственной деятельности общества или частной компании жестоко и неправомерно. Ребёнок изначально уродуется обстоятельствами и правилами такого подхода к его общественному воспитанию и образованию.
       Надо сказать, что 200 лет назад отношение к первым годам духовно-нравственного становления и социальной адаптации ребёнка было совсем другое. Характерно, что в гимназию или в училище ребёнок направлялся только с 9-10 лет, хотя его общее раннее взросление в тот период не вызывает сомнения. Общеизвестно, что уже в 15 лет ребёнок из дворянского сословия призывался к службе и защите отечества. Стало быть, его воспитание и образование в семье оказывалось настолько благотворным и продуктивным, что вполне отвечало задачам и интересам общества того времени. Потом, правда, эти задачи и интересы общества стали совсем иными и перестали, к сожалению, совпадать с интересами семьи. Однако, это ни в коей мере не изменяет общего мнения о более высокой эффективности семейного воспитания и образования в сравнении с современными детскими дошкольными учреждениями и школой.   
     Учитывая вышеизложенное, сегодня необходимо в значительной степени изменить отношение к институту семьи и семейному воспитанию. В то же время необходимо изменить отношение к детским дошкольным учреждениям, в которых должны быть, насколько это возможно, выстроены механизмы воспитания семейного типа.
      Сегодня мы имеем примеры возвращения к этим механизмам в случаях многодетных семей, когда родители не участвуют в общественном производстве, а полностью поглощены внутрисемейными процессами. Однако, таких семей совсем немного, поскольку им необходимы значительные финансовые средства, которыми сами семьи обычно не располагают, а государство не считает себя обязанным их обеспечивать. Более того, такие семьи недостаточно обеспечены методическими материалами по воспитанию в современной семье, поскольку научная база для таких разработок практически отсутствует. В последнее время имеется тенденция поддержки государством содержания и воспитания детей из многодетных семей в своих семьях. Такие структуры стали называться семейными детскими садами. Отцы из этих семей обычно работают на производстве, а матери и старшие дети занимаются содержанием, заботой и воспитанием младших детей. 
      Другим примером реализации таких механизмов должны были бы стать патронажные семьи, но привлечение к ним приёмных родителей и подбор детей далеко не всегда оптимальны и даже иногда дискредитируют хорошую идею. К тому же, степень обеспечения патронажных родителей воспитательными и образовательными методическими пособиями крайне недостаточна. Сами воспитательные пособия довольно примитивны и научно слабы.
      Однако, в первом и втором случаях мы имеем примеры многодетных структур и практически полного отхода родителей от общественного труда. Что же делать тем родителям малодетных семей из 1-2 детей, которые ежедневно работают и нуждаются в соответствующей каждодневной помощи? Это очень важный вопрос, поскольку он касается многих миллионов российских семей.
      Очевидно, что они нуждаются в новых формах детских учреждений, в которых должны сохраняться принципы и механизмы семейного воспитания и образования.
     Согласно последним исследованиям, вполне очевидным признаётся положительное влияние многодетности и многопоколенности в семье. В такой семье сочувствие, сопереживание и сострадание вполне естественны. Однако, чтобы детское учреждение было похожим на многодетную семью необходимо не только учредить роли и должности «Отца» и «Матери», но и обеспечить разновозрастность воспитанников. Это, как ни странно, оказывает в обычной полной семье весьма существенную воспитательную помощь. Основной причиной этого является исключение принципа соревновательности из семейной среды, где каждый воспитанник развивается по своим индивидуальным законам в любви, заботе и помощи старших. Между тем в традиционных современных детских воспитательных учреждениях, где в группах собираются дети по возрастному признаку, этот принцип не может быть реализован. Воспитатели постоянно упрекают воспитанников в том, что они не настолько умны, ловки или трудолюбивы, чем их сверстники. На этот и другие признаки неблагополучия в детских учреждениях указывал в течение 10 лет академик В.П. Базарный, но его разработки и предложения до сих пор внимательно не рассмотрены и не изучены.
     Надо сказать, что идея создать детское воспитательное учреждение по типу  семьи не является совсем новой. Такие детские учреждения работают, например, в Швейцарии. Они распространены в кантонах, где позволяют образовательные органы. Характерно, что в Швейцарии подход к этому вопросу предельно основателен и многие финансовые вопросы решаются государством. Мама-хозяйка и отец-хозяин проходят солидный курс обучения, обеспечиваются помещением (обычно, домом за городом), мебелью, продуктами и прочим. Контингент детей своеобразный: от младенцев до учащихся 5-7 классов. В группе обычно до 12-15 детей. Приглашаются в дом различные преподаватели, артисты, интересные люди. День тщательно спланирован для каждого ребёнка и для всех вместе. Причём дети активно участвуют во всех работах по дому. Родители отправляют (завозят!) ребёнка в детский сад рано утром, а забирают когда смогут вечером. Возможно и ночное пребывание детей в детском саду по договорённости с родителями. Мать-хозяйка, отец-хозяин и другие сотрудники получают высокую заработную плату. Всё это контролируется органами образования. Судя по информации в российских СМИ, такие детские сады семейного типа пользуются в Швейцарии спросом.
       Всё это подсказывает, что пора накапливать такой опыт и у нас. Желающие создавать детские сады семейного типа обязательно найдутся. Ими могут быть  мамы и папы, которые к своим малолетним детям готовы добавить приходящих детей; бабушки, которые обеспокоены воспитанием внуков в малодетной семье и другие. Это поможет общему гармоничному воспитанию детей и родителей. Главное, дать им это делать без преждевременных налогов и глупых ограничений. Что касается возможных государственных затрат при принятии и развитии швейцарского опыта, то они окажутся гораздо меньшими, чем сегодняшние затраты на перевоспитание молодых людей, их общественный контроль или даже уголовное преследование.         
       Исходя из вышеизложенного, Историко-просветительский и учебно-методологический  Центр семейно-родовой культуры «Родовая семья» имени Леонида Михайловича Савёлова принял решение направить свои усилия на реализацию в России проекта «Детский сад семейного типа».

      При реализации этого проекта предполагается:

1- создание детского сада семейного типа;
2- отработка методических рекомендаций для организаторов и исполнителей подобных проектов;
3- создание технических условий и разработка технического задания для  реализации подобных проектов;
4- определение объёма финансирования подобных проектов, как со стороны государства, так и со стороны родителей, или со стороны третьих лиц: спонсоров и инвесторов.

    Однако любое доброе дело и энтузиазм должны поддерживаться необходимым начальным и последующим финансированием проекта.   
     Поскольку государственные структуры не имеют возможности и желания заниматься подобными проектами и их финансированием, Центр обращается ко всем гражданам, патриотам и общественным деятелям, бизнесменам и администраторам с просьбой о поддержке данного проекта финансированием и возможным личным участием. Из их числа при Центре будет создан Попечительский совет, который будет контролировать развитие проекта, поступление и расход финансовых средств.