Эдгар Пауэлл. Джозеф Айронс, поэт и богослов

Инквизитор Эйзенхорн 2
ДЖОЗЕФ АЙРОНС (1785-1852) - ПОЭТ И БОГОСЛОВ
Эдгар Пауэлл (2000)
С сокращениями
http://www.quodlibet.net/articles/powell-reformers.shtml

Введение. Что такое история?

Я знаю, что кто-то не будет читать даже газету, ибо это слишком удручает. Может быть, вы не заинтересованы в истории по той же причине? Даже некоторые из величайших историков всех времен не видел ни цели, ни смысла в истории! Но поговорка, "История учит нас, что она ничему не учит!" -  ясно и со здравым смыслом говорит о том, что мы не учимся на своих прошлых ошибках. Люди космической эры склонны смотреть на проблемы (в том числе на вопросы жизни и смерти) так, как если бы они столкнулись с ними впервые. Соломон, однако, будучи самым мудрым человеком в истории, рассказывает нам, что нет ничего нового под солнцем (Еккл.1.10). Все вещи - будь то в царстве природы, изобретений или идей - уже были придуманы прежде, по крайней мере до некоторой степени.
Христиане понимают, что, например, научное открытие есть только продумывание мыслей Бога вслед за Ним Самим. Это открытие законов и чудес природы, которые Бог уже создал во вселенной. История - это описание замысла, посредством которого Бог Библии контролирует все вещи, вплоть до количества дней, которые мы живем, и количества волос на нашей голове: "В Нем мы живем и дышим, и существуем" (Деян. 17. 28). Христианство основано на исторических фактах и событиях. Павел в Рим.15.4 указывает, что история Ветхого Завета была написана для нашего наставления, чтобы мы могли видеть, как Бог исполняет Свои цели. Он контролирует судьбу наших правителей и правительств: "сердце царя... в руке Господа" (Притч.21.1). Таким образом, мы можем смотреть с интересом и энтузиазмом на то, что сделали предыдущие поколения.  Мы скоро увидим, что "там, где нет видения, люди погибают, но счастлив тот, кто хранит закон" (Притч.29.18 KJV). Вот почему наша страна (да и мир) находится в таком моральном и духовном хаосе! Бог позволяет нам страдать от последствий нашего восстания против Него. Но даже тогда Он милостив. Мир был бы намного хуже, если бы Бог не сдерживал зло в значительной степени, и не позволял "солнцу светить на праведных и неправедных».
В отличие от скептиков, такие верующие люди, как Августин или Кальвин, рассматривавшие историю как театр славы Божьей, видели работу сил добра и зла и в то же время замысел Бога, действующий в мировой истории. "Я читаю книги, - прокомментировал известный проповедник и гимнограф Джон Ньютон, - чтобы, если возможно, увидеть, как мой Небесный Отец правит миром". Ясно, что мы можем и должны учиться у Божьих отношений с Его народом во времени и пространстве.  При всех различиях наших доктрин большинство из нас согласны с тем, что Бог может совершить изменения в Своей Церкви. Подъем нонконформистов является примером того, как многие мужчины и женщины после изучения Библии пришли к учениям о спасении и поклонении, отличным от тех, что существовали в государственной церкви.

Закон о единообразии 1662 года и его преемники

Нонконформисты были теми, кто отказался соответствовать требованиям доктрины или дисциплины в государственной церкви. Этот термин наиболее широко применяется к протестантам, отделившимся от Церкви Англии после Реформации. Закон о единообразии 1662 года, требовавший обязательного епископского рукоположения, сделал явное разделение церквей неизбежным. Это привело к множеству проблем - от возрастающей сложности получения разрешения на любые независимые служения до отказа нонконформистам в похоронах на приходских кладбищах. Такие великие люди, как Джон Беньян, Томас Гудвин, Джон Оуэн, Дэниел Дефо, Айзек Уоттс и другие, были похоронены в результате на Банхилл-филдс.  Мы, однако, должны исследовать Божие провидение и плоды Евангелия у более позднего наследника таких убеждений, жившего в XIX в. в южном Лондоне. Джозеф Айронс послужит нам примером того, как нонконформисты достигли расцвета при продолжающемся противостоянии  государственной церкви.

Корни Джозефа Айронса

Джозеф Айронс родился в Уэре, Хартфордшир, 5 ноября 1785 года, в ночь памяти Гая Фокса. Он стал ярким светильником, не чуждым нонконформизму, и его жизнь и влияние стали непоколебимым свидетельством силы Евангелия, которое он провозглашал.  Он стал христианином в 18 лет в служении Альфонса Ганна в 1803 году. Вскоре Айронсу предложили присоединиться к Лондонскому разъездному обществу, организовывавшему путешествия проповедников там, где это было необходимо. Свою первую проповедь он произнес в магазине кузнеца в Далвиче. В 1811 г. Айронс был рукоположен и принял пасторство в своем родном  Хартфордшире.

Независимая церковь в Ходдсдоне

В 26 лет Джозеф стал рукоположенным служителем Евангелия, и через год он вместе с пастором Джеем Ричардсом из Чеснут-колледжа стал окормлять небольшую независимую церковь на Уэр-роуд в Ходдсдоне. Раньше эта маленькая часовня, построенная в 1781 г., принимала некоторых известных проповедников, таких, как Уильям Куйо и Роуленд Хилл (1744-1833). Айронс стал проповедовать в этом собрании, одновременно подрабатывая столяром, и открыл там школу. Он был физически крепким человеком и смог учить и в соседнем селе, куда пришлось ездить на дилижансе, чтобы не ограбили!
В Ходдсдонской общине многие души были доведены до познания истины, и часовню пришлось расширить. Вдохновленный, Айронс взялся проповедовать еще в одном месте.  В 1818 году ему поступило приглашение учить в нонконформистской Кэмденской часовне, где в нем оказался заинтересован председатель попечителей, г-н Флинт. После того как Айронс проповедовал там, люди получили огромное поощрение и призыв. Чуть позже в часовне был назначен новый попечитель, который не смог слушать настолько серьезное Евангелие.  Планы Айронса рухнули, но некоторые из тех, кто думал, что он должен остаться проповедовать дальше, предложили ему стать служителем у них. Эта группа, отколовшаяся от Кэмденской часовни, сформировала Комитет 11-ти, чтобы начать новую работу. Войдя в него двенадцатым членом, Айронс принял этот вызов, поскольку уже на протяжении длительного времени с тех пор, как впервые проповедовал в Далвиче, чувствовал заботу этих братьев.
Кэмденская часовня

Кэмденская часовня была создана графиней Хантингдон в качестве "особого места поклонения", пока она не была в 1829 г. лицензирована как епископская капелла. С ней были связаны такие известные люди, как поэт Роберт Браунинг и филантроп Джон Рескин,  слушавшие здесь проповеди Генри Мелвилла, впоследствии каноника в соборе св. Павла. Эти люди, несомненно знакомые Айронсу, вряд ли составили благоприятное мнение о нем, и их предубеждения отразились, например, в стихотворении Браунинга "Сочельник".
В 1818 году, в качестве временной меры, новая община начала встречаться на семинаре на  Черч-стрит, Кэмберуэлл. Айронс вспоминал: "Мы арендовали большую комнату, ранее использовавшуюся под магазин плотника возле веранды на Черч-стрит, и, получив свое место, мы хотели спокойно поклоняться Богу согласно наставлению Его Слова и велению нашей совести, но даже оттуда нас стали гнать за поклонение в недозволенном месте. Это было тщетно: у  нас было слишком много опыта вражды плотского ума, чтобы отдавать себя на милость нечестивых, и мы воспользовались защитой закона, чтобы начать там богослужение. Мы потратили 40 фунтов на аренду здания... Именно здесь мы впервые обратили внимание на организацию церкви на принципах Нового Завета, ибо в Кэмденской часовне почти не было порядка и дисциплины".

Преследование и рост

Несмотря на противостояние местных властей, Гроу-Чепел ("Часовня в роще") была построена всего за четыре месяца. Этому воспротивился хозяин усадьбы Кэмберуэлл, считавший согласно своим картам, что часовня стоит не на месте, и угрожавший снести ее - хотя она вместе с материалами обошлась общине в 4000 фунтов (около 250 000 фунтов сегодня), половину из которых пожертвовал учредитель Сэмюэл Картер. Часовню удалось   открыть 20 июля 1819 года, когда в ней было более 100 членов. Кроме Айронса, на ее открытии проповедовали два других служителя. Одним из них был преподобный Гриффит Уильямс, который некогда помог Айронсу прочесть первую проповедь и способствовал его помолвке. Через два года на празднике его заместил доктор Уильям Бенго Коллайер (1782-1854), проповедник и гимнограф из Пекхема, всегда поддерживавший Гроу-Чепел и другие серьезные служения. Некоторые его гимны поют и в XXI веке.
Новая часовня быстро росла, и многие отнеслись к этому с большим подозрением. Некоторые поддерживавшие ее служители были уволены, другие переведены подальше от столицы, пока ее посещение не перестало считаться церковным проступком. Убеждения Айронса были основаны на Библии, и он был согласен с учением Вестминстерского исповедания и Катехизисов, установленным в качестве стандарта для членов общины. Айронс тем не менее был готов заявить, что он просто "мирянин-епископал". Сам он проповедовал как старейшина, ассистировали два диакона. В поклонении не было инструментальной музыки, гимны запевал ведущий собрание.

Брак и дети

В 19 лет, в 1804 году, Джозеф Айронс женился на Мэри Энн, в девичестве Бродерик, на три года старше его. Она родила восемь детей, что было не редкостью в ту пору. Один из сыновей четы Айронс был назван Альфонсом в память Ганна, через служение которого обратился Айронс. Самого Ганна старый Джон Ньютон, видимо, считавший его своим другом (хотя прямых данных у нас нет), характеризовал так: "Епископ дает ему лицензию, ради которой стоило поставить самого этого епископа!". О своем обращении Айронс говорил: "Господь послал Свою стрелу в мою совесть и привел меня к спасительному познанию Божественной истины, когда я был бунтарем и грешником. О, что это был за день! Этого проповедника я не забуду никогда". По-человечески говоря, Ганн был для Айронса духовным отцом, и некоторые его проповеди Джозеф повторил по конспектам.
Айронс был преданным мужем и никогда не уезжал без жены, если у нее была хоть малейшая возможность сопровождать его. Он ласково называл ее "моим ребром", а она с самого начала разделила с ним воспитание большой семьи. Иосиф всегда помнил свою годовщину свадьбы, отправляя жене подарок и стихотворение. Они прожили вместе, поддерживая друг друга, четверть века, и Айронс был убит горем, когда она умерла 23 июня 1828 года в возрасте 45 лет и была похоронена в склепе под кафедрой Гроу-Чепел, где вскоре оказалась и его старшая дочь, погибшая в 26 лет в марте 1833 г. из-за несчастного случая во дворе часовни. Тем не менее Джозеф был благословлен второй прекрасной женой по имени Люси Чемберс. Они поженились в церкви Сент-Джайлс 13 июля 1829 года. В этом втором браке детей не было. Люси пережила мужа на десять лет. Она скончалась 27 июня 1862 года в возрасте 74 лет и была похоронена в Норвуде рядом с могилой Сперджена (надгробие не сохранилось).

Дом и потомки Айронса

Семья Айронсов жила в пасторском доме за часовней (Гроу-лейн, 91, здание не сохранилось). В письмах он называл свое жилье "палаткой пастуха". Айронсу разрешили перестроить дом, чтобы облегчить доступ в ризницу, но сразу по его кончине попечители обязали вдову восстановить все по-прежнему, чтобы не обременять будущих хозяев, когда дом будет продан. Зная, что Люси нездорова, ей решили ставить условия, но она ответила: "Уважаемые господа, я не претендую на проход во двор часовни. Он был предоставлен попечением г-ну Айронсу как его привилегия. Если они о том просят, я не буду его использовать больше. С уважением, Люси Айронс".
Не все судьбы детей Айронса известны. В анналах прихода от 1852 г. указано, что "двое детей его ушли на небеса, одна дочь много лет назад (мы упомянули ее. - авт), другой совсем недавно, оставив вдову и младенца", вскоре, видимо, также скончавшихся.  Его старший сын Джозеф Альфонс с супругой Энн вырастили десятерых детей и жили в Кархалтоне в Суррее. Более известен Уильям Джосайя Айронс (1812-1883), получивший богословское образование в Оксфорде, став в 1833 г. бакалавром, а в 1854 г. - доктором и викарием в церкви св. Марии, где одно время служил Джон Ньютон; позже он служил в соборе св. Павла. Айронс-младший написал множество прекрасных книг, статей и гимнов, вошедших в ряд сборников. Он умер 18 июня 1883 г.
Многообразие занятий и профессий детей и внуков Айронса хорошо описаны в анналах часовни. Их было множество - от мясника и пекаря до производителя подсвечников и полицейского! Проповеди Айронса привлекали к благодати Евангелия и зажиточных людей, и бедняков. Среди его прихожан были ремесленники, клерки, торговцы, конюхи, фонарщики и домохозяйки. Богатые и бедные, знаменитые и безвестные - они были привлечены к библейской вести, которой мощно учил Айронс.

Полнота ревности

Джозеф Айронс сказал, что он предпочел бы стать бродягой, чем быть бездеятельным рабом Божьим! Он полностью посвятил себя Слову в 1819-1852 годах. Он говорил, что "чувствовал  себя несчастным, если на этой неделе через меня не было сокрушено несколько каменных сердец". Айронс был раскаленной окалиной, а не ржавчиной. Когда кто-то заметил, что он постоянно восторженно  славит Господа Иисуса, он ответил: "Я железный столб, и слава Богу, что я не гнусь. Бог милостив - не даст железу заржаветь". Айронс был проповедником, который никогда не шел на компромиссы ради популярности. Он вполне мог сказать вместе с Павлом: "По благодати я есть то, что есть", и "если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым".
Сравнение Айронса с апостолом пришлось бы не по душе противникам его взглядов. Тем не менее, его проповеди расходились далеко и широко, и регулярно публиковались в издании "Кафедра Гроу-Чепел". Айронс написал множество гимнов, из которых в выпущенный им сборник вошло 611 оригинальных! Позже гимны Айронса стали входить в другие сборники, в том числе в изданный Спердженом. Работы Айронса получили широкое распространение и читались многими тысячами людей, особенно в бедных перенаселенных районах южного Лондона.

 Кафедра Гроу-Чепел: вдохновение для Браунинга?

Проповеди Джозефа Айронса были достаточно популярны, чтобы публиковаться каждую неделю в листке стоимостью в один пенни. Они были прочитаны во всем мире, и, вероятно, немало повлияли на бабушку Сперджена. Айронс проповедовал в Гроу-Чепел дважды в неделю, а также еженедельно в двух или трех других церквах. Летом он часто проповедовал в воскресенье четыре раза, и это был подвиг, требовавшийся от многих, кого хотели слушать. Поэт Роберт Браунинг не раз слушал его могучий голос, даже просто прогуливаясь с друзьями мимо часовни в воскресенье, и, как вспоминал Альфред Дамметт, они загадывали, кто услышит его "рык" первым! . Феликс Мендельсон, вероятно, посетил Кэмберуэлл и часовню в 1842 году, поселившись у родственников на Датском холме - где он написал свою "Весеннюю песню".
Дональд Томас обратил внимание на упоминание Браунингом часовни в рабочем районе в стихотворении под названием "Рождество Евы" - где упоминаются тучные старые женщины, чахоточный парень, человек с головой, перевязанной платком, и "тупой проповедник". Томас считает, что это портрет Гроу-Чепел - "нонконформистской часовни с невзрачным проповедником и собранием из пожилых и бедняков". Он продолжает: "Более чем вероятно, что прототипом здесь послужил преподобный Джозеф Айронс из Кэмберуэлла.... Его громоподобный голос можно было ясно услышать довольно далеко внизу на улице. Однажды он четко заявил: "Я очень сожалею, братья, но и сегодня папист и убийца - это синонимы". Опасно вычитывать слишком много из любой цитаты, не зная ее полный контекст. В стихах Браунинга упоминаются по меньшей мере три места поклонения - нонконформистская часовня, собор св. Петра в Риме и аудитория профессора-рационалиста в Геттингене.   Интересно отметить, что после этих трех мест, которые Браунинг посещал не только в своем воображении, он, наконец, решил, что если он должен выбрать место для поклонения, это, скорее всего, будет нонконформистская часовня - при всей ее простоте.
Если Браунинг действительно имел в виду эту часовню, когда он написал "Сочельник", возможно, после неприятного впечатления от Кэмдена, он допустил по меньшей мере несколько неточностей. В 1844 году большинство дам в этой часовне носили аккуратные шляпы и выглядели довольно чопорно. Независимо от того, насколько был религиозен в ту пору рабочий класс, он явно носил в воскресенье все лучшее, что мог себе позволить, и хотя большинство прихожан Айронса были рабочими, они явно не ходили ни в чем "потертом". Кроме того, часовню посещало несколько людей благородного происхождения - лорд Броугэм, граф Роден и леди Люси Смит. В 1819-1821 гг. в нее ходила "самая маленькая женщина Лондона" - Люси Уонмер, карлица ростом 32 дюйма (81 см), дожившая до 71 года!   
Отметим, что Гроу-Чепел - типичная георгианская часовня XIX в. в два этажа, очень скромного вида. Ее архитектором был Дэвид Ропер, также спроектировавший церковь св. Марка в Кеннингтоне, а строителем - г-н Мэйхью, выполнивший свою работу с 15 марта (закладка Сэмюэлом Картером) до 20 июля 1819 г. - скорость, впечатляющая и сегодня.  Это, несомненно, объясняется рвением нового собрания, и следует помнить, что сам Джозеф был обучен строительному ремеслу. В 1839 г. к зданию были пристроены галерея и боковые крылья, что обеспечило 100 дополнительных посадочных мест. В часовне никогда не было органа, было только пение всей общины во главе с ведущим. 

Невзрачный проповедник или мощный служитель Слова?

Картина Айронса как "невзрачного проповедника" или "невежественной деревенщины" является просто карикатурой на реальность. Дональд Томас пишет: "Вспоминая зычный крик г-на Айронса, пастора из Кэмберуэлла, Браунинг готов приписать все пороки общины глупости ее лидера". Структурированные и хорошо аргументированные проповеди Айронса по-прежнему доступны для всех, у кого есть глаза, чтобы читать. Он проповедовал подолгу без всяких письменных набросков или записок. Он проводил долгие часы в подготовке, а затем вспоминал все, что он должен был сказать. Его проповеди были свежими каждую неделю и вполне оригинальными. Иногда он следовал в них методу акростиха, делающему большие проповеди более легкими для памяти.  Каждый из основных пунктов в них мог иметь ключевое слово, первая буква которого в конечном итоге входила в легко запоминающееся сводное слово. Такие способности вряд ли могли быть присущи туповатому проповеднику! Его письменные работы показывают, что хотя он и не получил высшее образование, он, конечно, сделал много больше, чем большинство тех, кто располагал личным кабинетом с горой книг. Поэтически одаренный, Джозеф написал даже акростих на свое имя, хотя это и не даст ключ к его мотивации в жизни.

Сильные убеждения и влияние Айронса

Ясно, что Айронс имел сильные протестантские убеждения, и был истинным сыном Реформации. Его взгляды нередко вызывали огонь на себя. Утверждается, что, отвечая на критику Дж.Джонса, баптистского пастора с Митчелл-стрит в центре Лондона, он обвинял баптистов в "лягушачьем громогласии в споре", и считал баптистский взгляд на крещение "грубым извращением". Это правда, что как энергичный лидер общины Айронс был готов сражаться за свои взгляды и на кафедре, и в печати. В 1839 г. он участвовал в "брошюрной войне" с англиканским священником, написавшим под псевдонимом Клирик "Защиту англиканского чина Крещения  против клеветы инакомыслящих и необоснованных возражений неразумных церковников". Последний в насмешливом тоне обвинял Айронса в "самой вульгарной брани, какую еще поискать даже среди диссидентов... Его лицемерие, вражда и злоба еще покажут себя". "Клирик" четко считал, что часовни разлагают общество и ведут к анархии. Он относился к Айронсу как к "невежественному, но влиятельному диссентеру". Айронс, конечно, не остался в долгу, но ядовитость нападок на него говорит о том, насколько влиятелен он был и какой вес имела сила его воззрений.
 Клич Реформации "Только Писание" означао, что Библия есть единственное руководство в вопросах веры и практики для христианина, в отличие от любых церковных установлений. В своих убеждениях Айронс был сродни таким выдающимся людям, как Джордж Уайтфилд. Он был горяч сердцем и достаточно талантлив, чтобы один из его сыновей с блеском окончил Оксфордский университет, и хотя это не обязательно означает, что его отец был гением, ясно, что учение высоко ценилось в доме и приходе Айронса. Джозеф Айронс был также прекрасным пастырем общины, никогда не оставлявшим заботу и беспокойство о духовном благе ее членов. Он,  как апостол Павел, "не переставал предупреждать их день и ночь со слезами" (Деян. 20.31).
Служение Гроу-Чепел приняло участие во многих других начинаниях, таких, как Миссионерское общество, Общество помощи бедным вдовам, Общество пилигримов Кэмберуэлла и ряд других. Айронс чувствовал, что Церковь должна протянуть людям руку с Евангелием, иметь власть, чтобы изменить жизнь вокруг, и дать людям силу начать новую жизнь. Он совершил множество проповеднических поездок по всей стране, считая, что всем нужно услышать Евангелие спасающей благодати Божьей. Молодежь активно поощрялась им к христианскому служению.

Предсмертные слова и последняя воля

На смертном одре Джозеф Айронс мог уверенно сказать: "У меня нет никакого желания менять любую из этих грандиозных фундаментальных истин, что я так долго и так успешно провозглашал... Христос в душе, а душа во Христе! Мое сердце в Тебе, Боже, на Тебя уповаю". Айронс писал: "Я страдаю,  самые мучительные боли моя судьба, день и ночь, и я удивляюсь, что мои чувства сохранились, и что моя жизнь имеет цель среди такой невыносимой пытки... Сейчас я редко проповедую, только в утро Субботы, и даже для этого мне не сойти с моего кресла". Когда ноги переставали держать его, он учил сидя,   и он проповедовал до последнего воскресенья, прежде чем он умер. Он скончался в возрасте 66 лет в своем доме 3 апреля 1852 года, более десяти лет страдая от мучительных болей в суставах и от диспепсической изжоги.
Айронс был похоронен под кафедрой, которую он построил своими руками. На похороны прибыли многие его коллеги-служители, принявшие участие в службе. Погребальную проповедь читал по его просьбе Ричард Лакин из Вудбридж-Чепел в Криплгейте. Толпы пришли на похороны, и, видимо, для борьбы с беспорядками были необходимы полицейские, которым муниципалитет выплатил по 10 шиллингов. Биограф Бейфилд пишет: "Все меры предосторожности были приняты для предотвращения неразберихи... Часовня была переполнена людьми в глубоком трауре, а сотни других не могли протолкнуться в ее ворота". За гробом шли вдова, дети и родные покойного и четыре диакона Гроу-Чепел. На заупокойной службе Лакин передал слова Айронса незадолго до кончины: "Ничего не говорите о слуге, но говорите о Господе его". Тогда он возразил: "Но я не могу не говорить о Вас". - "Тогда, мой дорогой брат, - ответил Айронс, говорите обо мне поменьше. Скажите одно:я проповедовал Иисуса, я любил Иисуса, и я буду с Иисусом".

Масштаб личности

Айронс начал свое служение без храма, имея лишь горстку сторонников и бывших членов распавшегося прихода. Но он был мощным проповедником, знавшим, как общаться с людьми и относиться к их проблемам. Он был доступен для консультаций членов церкви каждый понедельник, и все знали, насколько его пастырское сердце обеспокоено духовным благополучием людей. При его служении община разрослась до 1237 членов, и более трети из них были обращены ко Христу в результате верного провозглашения Божьего слова самим Айронсом. Иан Мюррей не стеснялся назвать это локальным пробуждением. Печатные проповеди Айронса разрослись по всему миру, к 1850 г. их тираж превысил полмиллиона копий.  Общее количество его выступлений шло на тысячи. И они всегда были мощным призывом к совести, контрастом веры и неверия, побуждением искать признаки нового рождения и обращения.
Если кто-то склонен думать, что христиане - это слабаки, не обладающие выносливостью или твердым позвоночником, то свидетельство жизни Джозефа Айронса разрушает этот бред одним ударом! Он не был безвинен, но он был скромнейшим человеком, смиренно оплакивавшим свои грехи и недостатки. Он был также человеком великого природного таланта, быстрой мысли, настойчивого темперамента, при этом внешне весьма импозантным. Это был евангельский герой XIX века, по словам Бейфилда - "верный, свободный и бесстрашный, и при этом деятельный, заботливый и нежный". Он проповедовал так искренне, что люди целой эпохи обретали доверие к истинам Библии, и каждый раз его слова несли что-то новое. Он стремился удалить розовые очки, на которые многие так полагались, чтобы не видеть суверенную руку Божью в их жизни (Рим.1.18). Он действительно считал, что мы должны "ковать железо, пока горячо», потому что он был человеком действия. Он проповедовал Божий завет любви, завет крови, и завет благодати», которые были темой его 40-летнего труда на земле. "Божий завет есть договор, заключенный на небесах между Отцом и Сыном, что Христос придет выкупить народ для Себя, предлагая себя в жертву живую на кресте".

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn