История песни

Александр Бурлаков
После излечения от ранений Анатолий Софронов в конце 1942-го года оказался в Москве, в резерве политсостава. «Однажды», — вспоминал об этом времени Анатолий Владимирович, – «подходит ко мне незнакомый человек и говорит: «Вы не ростовчанин, Софронов?» — «Да, из Ростова», – отвечаю ему. «Я — Блантер. Давайте напишем песню о Ростове. Приходите ко мне в гостиницу». – И дал адрес.
Наши как раз освободили Ростов, и я с волнением взялся за песню. Вскоре с готовым текстом появился у Блантера. В номере у него оказался поэт Виктор Гусев. Однако композитор не очень обрадовался моему визиту. Он сказал, что уже написал песню с Гусевым. Гусев, заметив, очевидно, огорчение на моём попросил стихи. Быстро прочитав их, он вдруг сказал: «Мотя, а ведь у Анатолия лучше получилось. Пусть будет его текст. А мы с тобой другую напишем...» Песня и в самом деле удалась. Правда, с премьерой ее пришлось несколько повременить. Положение на фронте осложнилось. Ростов был вновь занят врагом. Но в февральские дни 1943 года наши войска вслед за разгромом Сталинградской группировки гитлеровских войск последний раз освободили Ростов-на-Дону. Тогда-то это замечательное произведение и было исполнено по радио Краснознаменным ансамблем. Запевал ее Георгий Виноградов. В феврале 1943 года Музфонд выпустил отдельным изданием песню «Ростов-город...». А через некоторое время вышла и пластинка с этой песней в исполнении Георгия Виноградова и Краснознаменного ансамбля.

К этому же времени относится и судьбоносная встреча Софронова с композитором-песенником Кацем, который попросил написать слова к песне о партизанах. Анатолий быстро написал несколько текстов. Один из них – "Шумел сурово Брянский лес". Уже после войны эта песня получила широкую известность в исполнении Георгия Абрамова (1948).

Поэзия Софронова больше, чем просто патриотична. Она согрета светлыми чувствами — любовью к малой родине — ни один поэт на земле не написал больше стихов и поэм на  донскую тему, чем Софронов. Он выпускает их последовательно — сборниками: «Мы продолжаем песню» (1936), «Сторона донская» и «Над Доном-рекой» (1940). Но лишь в годы войны его патриотичность обрела своеобразную боевитость, будто ощетинилась. Произведения Софронова настолько злободневны содержанием, что их выпускают отдельными изданиями: «Конногвардейцы» и «Казачья слава» (1942). «Ковыли» и «Степные солдаты» (1944).