2. Райский уголок

Любовь Шифнер1
ПОВЕСТЬ - ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИЕ КУРЬЁЗЫ

Начало: http://www.proza.ru/2015/11/18/1353

РАЙСКИЙ УГОЛОК

Наконец, мы в Германии! Позади переселенческие лагеря, едем в шикарном автобусе в Кёльн на постоянное место жительства.
Впереди нас удобно расположились солидный мужчина и его взрослый сын. Оба были очень довольные и важные, впрочем, как и все переселенцы. Всю дорогу отец что-то показывал в окно, бойко, с видом знатока рассказывал о Германии.

Но недолго мы торжествовали. По прибытии в крупнейший город Германии российским немцам выдали билеты на проезд в метро, схему маршрута и любезно предложили самостоятельно добраться с тяжелым багажом до общежития. Приехавшим представителям еврейской диаспоры был организован более радушный приём. Их собрали в отдельном помещении, на родном русском языке дали напутствие, как обустраиваться в новой стране, и на автобусе отправили на место временного проживания.

Отец с сыном оказались нашими попутчиками. Сообща мы взяли такси и поехали в «Райский уголок», так назвала общежитие встретившая нас комендантша.
Новое жилище предоставило возможность бывшим жителям России, привыкшим к бытовым удобствам в отсталой стране, жить почти без элементов цивилизации в прогрессивной державе: спать и готовить пищу в одной и то же комнатушке.
А чтобы обогреться, запастись углём и дровами и топить железную печку, которая к тому же была неисправной.
Отца с сыном ждал в комнате дополнительный сюрприз: им достались по наследству матрацы, насквозь пропитанные уриной. «Урина... урина», - лепетал не так давно представительный мужчина, а теперь жалкий и растерянный переселенец. Путая немецкие слова с русскими, обращаясь к грозной домоправительнице, он тщетно пытался вызвать в ней сочувствие. Лишь через пару месяцев, пропахнув чужой уриной, бедолаги сумели сломить непреклонность комендантши коробкой дорогих конфет и получили новые матрацы. Такое боевое крещение получили новые жители Германии.

Мы с мужем не отчаивались, надеялись, что это временные трудности. Нас радовала чистота, восхищал порядок в новой стране. Живописные зелёные островки, разбросанные по всему мегаполису, позволяли соприкоснуться с природой, отдохнуть от множества хлопот. Мы подолгу любовались на красавцев-павлинов, охотно демонстрирующих своё сказочное оперение. А какое удовольствие наблюдать за грациозными лебедями, суетливыми утками и важными гусями, курсирующими на голубых прозрачных водоёмах!

Нам также хотелось поскорее познакомиться с Кёльном, изучить его богатую историю. Вскоре мы узнали, что этот город был основан в 38 году до нашей эры, и является самым древним среди немецких городов. В далёком прошлом здесь располагалась колония римских императоров и столица древнегерманских поселений.

Кёльнский собор - главная достопримечательность города. Грандиозное церковное сооружение высотой сто пятьдесят метров, было воздвигнуто из серого камня восемьсот пятьдесят лет назад. Виртуозная работа древних мастеров вызывает восхищение. Внутри собор также великолепен. В центре огромного зала находится золотой ларец, где якобы покоятся мощи трёх волхвов, пришедших в далёкие времена поздравить Марию и Иосифа с рождением сына Иисуса. В честь волхвов, или, как их называют в Германии, трёх святых королей, был возведён этот величавый храм.
Кёльн и сегодня является одним из важнейших производственных, торговых и туристических центров в Европе.


ЗЛОПОЛУЧНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Как ни странно, в век компьютеризации Германия оказалась на редкость бюрократической страной. От всех живущих в ней и тем более от вновь прибывших требуется заполнения массы всевозможных бумаг, так называемых антрагов. Получив напутствие от бывалых людей, мы в срочном порядке со всеми нашими документами помчались в разные ведомства. Для этой цели я приобрела мужу солидный портфель, чтобы не с авоськой появляться перед строгими чиновниками.

Муж, не успев привыкнуть к вновь приобретенной вещи, в первый же день забыл портфель в продовольственном магазине в тележке. Только через полчаса  обнаружили мы пропажу.
Трудно пересказать словами, что мы чувствовали. Это была катастрофа! В портфеле находились все наши документы, без которых в Германии делать нечего. Мы уже готовили себя к мысли о возвращении в Россию, но рискнули вернуться в магазин.

Почти не чувствуя опоры под ногами, подошли мы к кассиру. К великому нашему удивлению и восторгу портфель нам вернули в целости и сохранности. Такой благополучный исход вряд ли был возможен в России.


ПОД ЧУЖОЙ ФАМИЛИЕЙ

Приехав в первый переселенческий лагерь, мы с мужем нежданно-негаданно получили новую фамилию. Несмотря на наши возражения, нам присвоили фамилию в том виде, как она записана в заграничных паспортах, и звучала она теперь вместо Шифнер – Зифнер.
- Нет проблем, - улыбнулся чиновник. – Когда вы приедете в Кёльн, в специальном учреждении ошибку исправят.
Вооружившись переведёнными и заверенными документами, мы уверенно направились в нужную контору в Кёльне. Тамошняя чиновница нас шокировала, сообщив, что мы должны продолжать жить в Германии с искажённой фамилией, но уже в другом варианте - Чифнер.

Причина заключалась в том, что я, как иностранка, имею право только на ту фамилию, которая записана в моём заграничном паспорте.
Чуткие чиновники позаботились о том, чтобы у нас с мужем была одинаково искажённая фамилия, заодно изменили фамилию его родителям, чтобы в семейной книге не было разночтений. С подобным решением мы не могли смириться и направились к начальнику за разъяснением.

Встретил он нас очень радушно. Словно предвкушая приятную беседу, вальяжно развалился в удобном кресле, предложил и нам присесть. Вдруг мы заметили возле кресла начальника огромную собаку и оцепенели от страха. Грозный страж не проявлял агрессии, а лишь внимательно поглядывал в нашу сторону. Муж осмелел и пожаловался на несправедливое отношение к нам.
- Я вас понимаю и даже сочувствую, но таковы наши законы, - отозвался чиновник. - Так что, правильную фамилию вы никогда не получите. Единственный шанс вы, конечно, имеете, - подсказал он. – Вам надо развестись.

Непоколебимый в своей правоте, он гордо приподнялся с кресла, показав, что аудиенция закончена. Собака приподнялась вслед за ним. На её бесхитростной физиономии как будто было написано популярное немецкое выражение: «Тут мир ляйд, то есть сожалею».

Мы не последовали совету чиновника, но сумели добиться своей правильной фамилии, благодаря настойчивой переписке мужа с вышестоящими организациями.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: http://www.proza.ru/2015/11/20/559