Города Сибири. Тобольск - жемчужина Сибири

Александр Соханский
Фотоиллюстрации можно увеличить колёсиком мыши, удерживая нажатой клавишу Ctrl.      



      ЗАМЕТКИ  ПУТЕШЕСТВЕННИКА


      ДОРОГА  В  ТОБОЛЬСК

      От Тюмени до Тобольска по автотрассе 250 километров. Дорога великолепна. В сельских населённых пунктах и на перекрестках дорог проезжая часть расширяется на один ряд для поворота направо и налево. Зоны разъезда выделены яркой разметкой. Впрочем, вся проезжая часть трассы до Тобольска обозначена пунктирной осевой и сплошными боковыми линиями. Это сколько же десятков тонн белой краски понадобилось!
      Не следует увлекаться скоростью в мелких населённых пунктах. Обычно на выезде неприметно припаркована машина ГИБДД и за ней гаишник с локатором. Как правило, рядом стоят две-три машины нарушителей скоростного режима в населённых пунктах, увлёкшихся скоростью и введённых в искушение безлюдьем на дороге.
      Иногда населённый пункт находится от дороги на 400-500 метров по одну сторону, а на противоположной стороне чистое поле. Тут важно не проморгать цвет указателя поселения. Если он белый, значит, в конце села вас пасёт локатор инспектора. 

      Вдоль дороги у сёл и деревень Борки, Щербак, Созоново дымят самовары, стоят фанерные будочки, придорожные рестораторы угостят вас блинами, пирожками, беляшами с чаем и кофе. Тут же на обочине стихийные рынки, где продаются морковь, картофель, тыквы, кабачки, а также грузди и другие разносолы в стеклянных банках. Затем печки-лавочки у дороги вдруг исчезают и появляются вновь только в районе Байкалово.
      Надо добавить, что природные пейзажи вдоль дороги  весьма однообразны. Равнина, чахлые колки берёзок, луга с рулонами сена, лишь изредка небольшие зоны сосновых боров или смешанного леса.

      И вдруг слева от дороги через просветы между берёзок вдали видна белокаменная громада Тобольского кремля. Кстати шикарный вид на кремль открывается издалека не только с автомобильной трассы, но и с реки, и с железной дороги.
 

      ПО  КОМСОМОЛЬСКОМУ  ПРОСПЕКТУ

      Путешествие по городу лучше начать с севера на юг пешком по Комсомольскому проспекту от проспекта Менделеева до Тобольского кремля. Это всего четыре с половиной километра. Здесь находятся магазины и многие достопримечательности города.
      Самая широкая улица города Комсомольский проспект появилась в связи с началом строительства в 1974 году Тобольского нефтехимического комплекса, объявленного всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В 1980-х годах приступили к строительству домов на самой широкой улице города, названной в честь этой стройки Комсомольским проспектом.

      И хотя на кольцевом пересечении с 5-й Северной улицей Комсомольский проспект неожиданно переходит в улицу Семёна Ремезова, Тобольск можно всё же назвать городом одной улицы, которая начинается с Красной площади Тобольского кремля.
      В древнем Тобольске из кремля на север вела главная, Воскресенская улица города, которую затем переименовали в Большую Ильинскую. В годы Советской власти улицу назвали именем Клары Цеткин — видной деятельницы международного коммунистического движения, одной из основателей Коммунистической партии Германии, активистки борьбы за права женщин, автора идеи Международного женского дня 8 марта. После распада Советского Союза улица получила имя Семёна Ульяновича Ремезова — тобольского историка, картографа, архитектора, художника, создателя летописей «Истории Сибирской» и «Летописи Сибирской краткой Кунгурской».


      ВЕЛИКИЙ  МЕНДЕЛЕЕВ
 
      Проспект Менделеева пересекает центр нагорного Тобольска с запада на восток и выводит на автотрассу Тюмень — Ханты-Мансийск. На пересечении проспектов Менделеева и Комсомольского в 1984 году установлен памятник Дмитрию Ивановичу Менделееву скульптора В.Н.Никифорова.
      Имя Менделеева является главным брендом Тобольска.
      Кроме проспекта Менделеева имеется улица Менделеева (бывшая Болотная) и три переулка его имени в подгорной части города. В честь великого земляка железнодорожная станция вблизи Тобольска носит название Менделеево. Его именем назван Тобольский государственный педагогический институт, перед которым в сквере установлен бюст знаменитого учёного.

      Дмитрий Иванович Менделеев родился 1834 году в Тобольске, бывшей столице великой  Тобольской губернии. Здесь он обучался в мужской гимназии.  До 1850 года его жизнь была связана с этой сибирской столицей.

      При посещении Менделеевым Тобольска в 1899 году по пути в Сибирь тоболяки, в знак глубокого признания, присвоили Дмитрию Ивановичу звание «Почётный гражданин города Тобольска» с занесением в Книгу почёта города.
 
      Художник-передвижник Я.Д.Минченков так описывает образ Менделеева: «Великий учёный Менделеев был интересен в домашней обстановке. Разговор вел простой, особого русского склада. От него веяло Русью, которую он любил.
      Большая, умная медвежья голова, длинные нечесаные волосы и задумчивые, иногда мечтательные глаза. Излагая новую теорию или мгновенно родившуюся мысль, Менделеев вперял в пространство глаза и точно пророчествовал.
      Крутил толстейшие папиросы и подымал густой столб табачного дыма, среди которого казался каким-то магом, чародеем, алхимиком, умеющим превращать медь в золото и добывать жизненный эликсир.
      ...Вопросы искусства были близки Менделееву в такой же степени, как и вопросы науки, а народное начало, вложенное в его натуру, находило отзвук в содержании искусства передвижников, с которыми он часто общался» (рис.3).

      Существует байка, что Д. И. Менделеев открыл свой Периодический закон во сне, будто бы ему приснилась эта гармоничная система. В то время как этот закон является результатом многолетних поисков и размышлений. Однажды на вопрос, как он открыл периодическую систему, Менделеев ответил: «Я над ней может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг... готово».
      И анекдот в тему: «Говорят, что таблица химических элементов первому приснилась Пушкину, но он в ней ни черта не понял».

 
      СУДЬБА  ТОБОЛЬСКОГО  ДРАМТЕАТРА

      Открытие шедевра деревянного зодчества театра-теремка состоялось в 1899 году. В местной газете сообщалось об открытии нового театра: "Несмотря на еще не совсем законченность внутренних работ здания, где лишь в зрительном зале пока окрашены стены и потолок, а в боковых комнатах (фойе) еще голые были бревна, и на этих бревенчатых стенах развешаны картины, пожертвованные в аудиторию, и портреты писателей, зрители были довольны и горячо принимали спектакль А.Н. Островского "Свои люди - сочтемся" с хорошим актерским исполнением" (Тобольские губернские ведомости, 1899 год).
      Этот сказочный деревянный теремок был предметом гордости местных жителей. Впечатление терема создавало  сочетание разнокалиберных деревянных срубов, включенных в композицию башен, ажурных галерей, украшенных пропильной деревянной резьбой, причудливых пирамидальных крыш, образовывавших колоритный фасад здания и его дивный силуэт.

      В 1990 году Тобольский драмтеатр  из старого бревенчатого здания в подгорной части, которое ждала реставрация, переехал в дом культуры «Комсомолец» на Комсомольском проспекте.

      Предполагалось, что после ремонта в "теремке" будет располагаться театральный музей или кукольный театр. Но этому проекту не суждено было стать реальностью. Осенью 1990 года уникальное здание уничтожил пожар. В огне погибла экспозиция театрального музея, созданная в начале 1985 года. Намерения  восстановить «теремок» из пепла не увенчались успехом.

      В октябре 2010 года здание Тобольского драматического театра имени Петра Ершова на Комсомольском проспекте (бывший ДК «Комсомолец») было поставлено на реконструкцию. Труппа вновь осталась без крыши. Исходя из дизайн-проекта, можно сказать, что это будет одно из лучших театральных зданий Тюменской области.

 
      ЗАВАЛЬНОЕ  КЛАДБИЩЕ

      В центре кольцевой развязки на пересечении Комсомольского проспекта с улицей Семёна Ремезова небо пронзает пятнадцатиметровая стела, на кольце вокруг которой без церемоний начертано «Тобольск — жемчужина Сибири». Отсюда улица Семёна Ремезова становится продолжением Комсомольского проспекта.

      Справа, поодаль от дороги, простирается сплошной забор огромного Завального кладбища — старейшего кладбища города, которое отнесено к памятникам федерального значения. Его название связано с местоположением за давней северной границей города – земляным валом, сооруженным в 1688 г. Действует кладбище с 1772 года.

      На углу снаружи северо-восточной части кладбища в Кедровой роще Журавского в июле 2008 года ко Дню города установлен памятник жёнам декабристов, находившимся в ссылке вместе с мужьями. Главный элемент монумента — бронзовая  фигура хрупкой молодой женщины, символизирующей мужество и преданность. Высота скульптуры — два метра сорок сантиметров. Над ней на восьми колоннах символическое кольцо беседки.

      У центрального входа на кладбище располагается некрополь – место захоронения деятелей, составивших славу не только Тобольска, но и России (фото 8).
      На этом участке находятся могилы исследователя Сибири А.А.Дунина-Горкавича, поэта Д.П.Давыдова, писателя П.П.Ершова, украинского поэта П.А.Грабовского, художника и археолога М.С. Знаменского, историка Сибири П.А.Словцова.
      На Завальном кладбище покоятся отец и сестра Д.И.Менделеева.
      Хорошо известны и чтимы могилы декабристов А.П Барятинского, Ф.М.Башмакова,  Ф.Б.Вольфа, С.Г.Краснокутского, В.К.Кюхельбекера, А.М.Муравьева, С.М.Семенова.
      В 1776 году была возведена кладбищенская церковь Семи Отроков Ефесских — единственная из всех храмов Тюменской области, которая не закрывалась в годы гонений Советской властью. В храме сохранился иконостас начала XIX века. Крайне редкостен и пол церкви. В 1823 году отец Василий на пожертвования прихожан, с дозволения Архипастыря, сделал чугунный пол, который сохранился до настоящей поры.

      На разных участках кладбища существуют захоронения, где покоятся христиане других вероисповеданий – ссыльные поляки-католики, немцы, австро-венгерские военнопленные. Мимо церкви тропа ведёт вглубь кладбища, но оградки располагаются настолько тесно, а проходы между ними так заросли кустарником и деревьями, что далее крайнего ряда проникнуть вглубь не удаётся. Дальнейший осмотр теряет смысл и приходится возвращаться.


      ФОНТАН  РОБИНЗОНА  КРУЗО

      Вряд ли кто не читал в детстве знаменитый роман Даниеля Дефо о приключениях Робинзона Крузо, изданный писателем в 1719 году. [3] Однако вторая часть книги «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» не привлекла особого внимания читателей и о ней мало кто знает, потому что переиздавалась, в основном, первая часть.
      Оказывается после возвращения в Англию вместе с верным Пятницей, получив приличное состояние, Робинзон начинает тяготиться безмятежностью и домашним уютом. Через семь лет стремление взглянуть на свой остров и колонию поселенцев, которую он там оставил, переходит в нём в хроническую болезнь. Он снаряжает корабль и вместе с племянником-капитаном отправляется навстречу авантюрным приключениям.
      События второй части книги занимают более 10 лет. Крузо посещает свой остров, Бразилию, с коммерческими целями пересекает Атлантический океан и, обогнув африканский мыс Доброй Надежды, через Индийский океан достигает Китая. Здесь волей обстоятельств он вынужден сухопутным путём вместе с караваном московских купцов добираться в Европу через Россию. Зима застаёт его в Тобольске, где он пережидает холода в течение восьми месяцев 1704-1705 годов.
 
      Тоболяки с удовольствием ухватились за этот литературный сюжет для создания очередного туристического бренда родного города. Возле группы фонтанов установлены оригинальные скульптуры Робинзона, Пятницы и собаки-лайки. Скульпторы создали фигуры героев из фрагментов, грубо вырезанных газовым резаком из пятимиллиметрового металлического листа и сваренных электросваркой. Несмотря на условность изваяний, хорошо ощущается изрядная доля юмора, вложенная создателями в своё творение (фото 6). 
      Суровый сибирский климат подчёркивают перемерзшие позы путешественников — плечи приподняты, руки зябко обхватывают грудь, на ногах валенки, а сам Робинзон стоит на лыжах. Наверное, наиболее органично эти изваяния выглядят в снежный период года.

      Следует отметить, что ваятели скульптурной группы, по крайней мере, дважды существенно отклонились от реального текста книги Дэфо.
      Во-первых, со слов Робинзона, в Тобольске «морозы были так сильны, что на улицу нельзя было показаться, не закутавшись в шубу и не закрыв лица меховой маской или, вернее, башлыком с тремя только отверстиями для глаз и для дыхания». [3]  Практически же кроме валенок и свободной одежды из козьих (!) шкур на путешественниках-тоболяках нет даже рукавиц и головных уборов. Голову Робинзона защищает от лютого мороза колпак из тропических листьев, а  причёску Пятницы украшают три воинственных пера.
      Во-вторых, и это главное, Пятница не мог оказаться в Тобольске в 1704 году. Он погиб от стрел туземцев, напавших на их корабль 27 мая 1695 года в бразильском заливе Всех Святых, то есть за девять лет до прибытия Робинзона Крузо в Тобольск. [3]

      Таким образом, чтобы приблизится к тексту подлинника, нужно удалить из композиции памятника Пятницу. Создатели явно не подумали даже о том, как Пятница (останься он жив) умудрился бы прибыть в Тобольск с копьём и в боевой раскраске с перьями после семи лет проживания в цивильной одежде в Англии.
      Если же тобольский памятник условно представить изображением литературных героев на их необитаемом острове, когда Пятница был жив, всё становится на свои места. Но придётся снять с них валенки и лыжи, убрать сибирскую лайку, изменить зябкие позы фигур. Короче говоря, полная белиберда! Хавай people, что дают!
      Довольствующийся ущербным монументом народ сегодня вряд ли читает Даниеля Дэфо и едва ли кого заботят упомянутые выше тонкости.

      И вот есть Робинзон на лыжах, есть Пятница в перьях и в валенках на босую ногу с копьём, с ними собака-лайка. И есть фонтан — одно из обожаемых детьми мест отдыха . Здесь такое число желающих сфотографироваться с мифическими литературными героями, что порой возникают небольшие заминки.
      

      СКВЕР  ПОБЕДЫ

      На пересечении улиц Ремезова и Аптекарской, через дорогу от здания Городской думы, располагается широкий Сквер Победы.

      На пирамидальном грунтовом возвышении размещена композиция объёмных цифр «1941-1945», штык-обелиск с журавликами на его гранях и звезда с Вечным огнём.
      Рядом уложены плиты с именами 1109 тоболяков, отдавших жизни за победу над жестоким противником.
      Памятная плита с высеченными словами благодарности павшим в боях: «Вечно славен народ в битве священной Отчизну отстоявший, свободу и жизнь».
      Огненно красные газоны из бархатцев, аккуратная плитка на дорожках, уютные скамеечки. Неподалёку стоит пушка времён Великой Отечественной войны. За обелиском радует игрой струй фонтан.

      Всё впечатляюще, лаконично и торжественно.
 
      Непонятно только каким продуктом питается Вечный огонь: его красно-жёлтое пламя, словно промасленная тряпка, дымит лохмотьями жирной копоти, а порывы ветерка так и норовят бросить её на белоснежную сорочку видеооператора и дорогостоящую цейссовскую оптику видеокамеры.
 

      СКВЕР  КОНЬКА-ГОРБУНКА

      В небольшом уютном скверике неподалёку от Тобольского кремля установлен памятник сказочнику Петру Павловичу Ершову (фото 5). В одной руке у него гусиное перо, в другой раскрытая тетрадь. Рядом с ним Конёк-горбунок, игриво привставший на задние ноги. У подножия постамента возлегает бронзовый рыба-кит с избушками, церковным храмом, бором на хвосте и многочисленными литыми сценками из деревенской жизни. Вот отдыхают на спине кита кони с жеребятами, девочка поит телёнка, у избы спит собака, бабка тянет домой упирающуюся овцу, рыбаки выбирают невод, девушка с плавника кита зачерпывает воду ведром, другая девушка в бору на хвосте чуда-юда собирает грибы, трое мужиков горланят песню под гармонь…
 
      Для детей в сквере настоящий праздник. Среди берёз сквера можно повстречать Ивана со своим коньком, жар-птицу с цветными каменьями в хвосте, обречённого на погибель царя возле котла с кипящей водой. 
      Первостепенной забавой является, конечно, огромное глазастое чудо-юдо, рыба-кит в бассейне, вокруг которого играют фонтаны. На ките, как водится, есть избы, церковь, ветряная мельница, лес. Через спину кита переброшен мостик для любителей полазить. Но главная фишка — через произвольные промежутки времени из дыхАла кита вырывается на пятиметровую высоту фонтан. Насквозь промокшие ребятишки с мостика перелезают на голову кита и ловят непредсказуемую струю руками.
 
      Под тенистыми берёзами сквера можно отдохнуть на удобных скамейках, а для желающих фотографироваться и фотографировать здесь сплошное раздолье.

      За сказочной феерией чудес мало кто осознаёт, что в «Коньке-горбунке» [7] на фоне антуража из сказочных златогривых коней, волшебного Конька-горбунка, феерических жар-птиц, чуда-юда рыбы-кита и прочих дивных персонажей автором сочинения представлен далеко не сказочный срез бытия общества первой половины восемнадцатого века. А, в общем-то, картина жизни, скажем прямо хотя и сказочная, но не очень веселая и не совсем детская (подробнее на  http://www.proza.ru/2015/03/02/525).


      КРАСНАЯ  ПЛОЩАДЬ  И  КРЕМЛЬ
 
      Улица Семёна Ремезова впадает непосредственно в Красную площадь Тобольского кремля, безукоризненно вымощенную сотнями тысяч колотых гранитных кирпичиков. Вдоль широких аллей красочные газоны из ярких цветов и декоративных растений. Между аллеями просторные треугольники отлично ухоженных травяных лужаек, радующих глаз изумрудной зеленью.
 
      Впечатляюще выглядит панорама кремлёвских зданий (см. фото «Тобольский кремль»). Слева стены гостиного двора (1706 г.), с островерхими круглыми башнями по углам, златоглавые Софийский собор (1686 г.) и соборная колокольня (1686 г.). Справа от  Рентереи (1714 г.), перешагнувшей своими арками через Софийский взвоз (XVII в.), здания бывшей губернской судебной управы, наместнический трёхэтажный дворец (восстановлен в 1831 г.), хозяйственный корпус, дом сирот ссыльных и тюремный замок (1855 г.). [1]

      На Красной площади установлен памятник Семёну Ульяновичу Ремезову — тобольскому картографу, историку, писателю, архитектору, художнику (фото 2).

      Софийский двор впечатляет как одно из самых старинных сооружений Тобольска.
 
      Закладка каменного Софийского собора проводилась каменщиками из Москвы и Великого Устюга в 1684 году. Возведенный почти до высшей отметки, он внезапно рухнул. Его строительство было закончено только в 1686 году. Каменная колокольня собора возведена в этом же году. Затем строительство продолжилось  сооружением крепостной стены с башнями и Святыми воротами.
      К этому времени Тобольск стал столицей Сибири и ему требовалось сформировать солидную внешность. Царю Петру, покровительствовавшему Тобольску, в Сибирском приказе подсказали имя тобольского служилого человека Семёна Ремезова, способного реорганизовать существующий комплекс зданий кремля.
      Проект нового каменного кремля, включавшего ранее построенные здания, был разработан Ремезовым и утверждён Москвой в 1699 году.  Строительство началось с закладки в 1699 году тобольской Приказной палаты у южного обрыва горы. В 1702-1706 г.г. был возведён гостиный двор, после чего произошёл длительный перерыв в строительстве в связи с нехваткой средств и рабочей силы.
      Лишь в 1712 г. между кремлём и архиерейским двором построили каменную Рентерею (Шведскую палату) с воротами, начали возведение крепостных стен и двух крепостных башен со стороны берега Иртыша.

      В ходе сооружения кремля пришли к выводу, что постройка его, как оборонительного сооружения, является излишней даже для Сибири. Строительство шло медлительно с перерывами на протяжении 18 лет, но так и не было доведено до проектного замысла.
 
      По проекту Ремезова с северной стороны кремля предусматривалось строительство стен с оборонительными башнями и высотными постройками, которое постигло фиаско. Рухнула Вознесенская церковь над оврагом Софийского взвоза, недостроены Дмитриевские ворота (Рентерея — лишь только нижняя часть ворот), к строительству северной стены и Спасской башни, обращённой к верхнему посаду города, вообще не приступили.
      Законченный по проекту кремль мог выглядеть более мощным и неприступным. [1] Но и сегодня крепость над рекой Иртыш производит впечатляющее зрелище, в особенности, если спуститься по Софийской лестнице к основанию крутой шестидесятиметровой горы и снизу окинуть взором её неприступные кручи под стенами белокаменного кремля.

      Между Софийским взвозом и строениями имеются проходы на смотровую площадку перед стенами кремля.
      Выстроились в ряд древние пушки, широкая галерея выложена гранитом и имеет кованое ограждение по краю.
      Отсюда открывается захватывающий вид на нижний посад с голубыми куполами храмов, сверкающих позолотой маковок и крестов, с рядами деревянных домиков, движущимися между ними автомобильчиками.
      Вправо до горизонта простирается пойма Иртыша, по реке плывут едва приметные для невооружённого глаза речные суда, а вдали гигантским желтым амфитеатром обрывается в реку высокий правый берег великой реки.
      Слева под горой высится краснокирпичное здание польского костёла с четырёхконечным крестом (фото 7), за ним мыс Чукман с обелиском памятника покорителю Сибири Ермаку Тимофеевичу (фото 1), а ещё дальше виднеются Панин бугор и Чувашский мыс.


      МУЗЕИ  КРЕМЛЯ
   
      После пятикилометрового путешествия по Комсомольскому проспекту и улице Ремезова, прогулкам по кремлю, Софийскому двору и смотровым площадкам у стен кремля усталость даёт себя знать. Посещение кремлёвских музеев становится проблематичным и его лучше оставить на следующий день.

      Музейный комплекс «Дворец наместника» занимает три этажа и содержит 22 зала.
      На первом этаже находятся информационный зал, экспозиции о городском правлении, воеводская палата, фрагменты острожной стены и порохового погреба и зал о Семёне Ремезове — служивом человеке Петровской эпохи, известном картографе и историке Сибири.
      Второй этаж посвящается губернскому правлению, где Тобольск показан как центр административного правления, экономического развития и торговли и как культурно-просветительский центр. В Тронном зале представлены портреты всех российских царей и императоров династии Романовых, начиная с Михаила Фёдоровича (правил в 1613-1645 г.г.) и кончая Николаем Александровичем (время правления 1894-1917 г.г.). В других залах показана духовная жизнь, воспроизведена ершовская гостиная, фрагмент учебного класса 18 века.
      Третий этаж отведён для сменных и интерьерных экспозиций, зала общественных собраний и заседаний.
      В музее проводятся экскурсии, за отдельную плату можно снимать фото и видео.
 
      На Красную площадь выходит фасад Тобольского художественного музея, основанного одним из первых в Сибири в 1870 году. Здание музея было построено только в 1887 году. Спустя три года музей получил статус Губернского, пользовался покровительством императора Николая II и являлся одним из культурных центров Сибири.
      В состав музея входят Губернский музей, Дворец наместника, Научная библиотека, Комплекс тюремного замка, Дом Корнилова, Выставочный зал, кабинет-музей Николая II.
      Непосредственно сам музей занимает небольшое двухэтажное здание с полукруглыми окнами. Здесь представлена экспозиция об этапах становления музейного дела в регионе, выставлены предметы из разделов палеонтологии, этнографии, коллекции вещей царской семьи, лубочные картины.
      Впечатляющую выставку художественной резьбы по кости сопровождает электронный гид.
      На площадке перед музеем находится скульптурная группа пары лошадей, запряжённых в изящную повозку, в которой можно посидеть, сфотографироваться. Раньше на этом месте до 1984 года стоял памятник Д.И.Менделееву, в задумчивости сидящего на кресле. Судьба памятника неизвестна, сохранилось только несколько изображений на фото 1969 года в архиве автора.

      Через дорогу от музея расположена мастерская хранителя косторезного мастерства Минсалима Тимергазеева. К нему можно запросто зайти в гости, познакомиться с его музеем резной кости, поговорить о сибирских людях и обычаях, приобрести на память любой из понравившихся сувениров.


      САД   ЕРМАКА

      Если обойти художественный музей с правой стороны можно попасть в небольшой, но густой сад Ермака. С елей свисают гроздья шишек, тропинка скрыта от солнца шатром листвы. Несмотря на соседство с городом, в ветвях щебетом и трелями заливаются птицы. С высокого мыса Чукман как на ладони виден нижний посад и прилегающая улица Ермака, за Никольским взвозом вздымаются стены и башни древнего кремля.
      На краю мыса в 1838 году установлен памятник-обелиск покорителю Сибири Ермаку Тимофеевичу архитектора А.П.Брюллова. Распоряжение о строительстве памятника было дано императором Николаем I. Памятник изготовили на одном из уральских заводов. Нетрудно представить, с учётом дорог того времени, каких трудов стоила доставка с Урала в Тобольск частей монумента, общий вес которого после сборки составил 187 тонн, а высота 17 метров. Только на монтаж памятника ушёл целый год.
      В 1891 году памятник посетил цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II), возвращавшийся из путешествия вокруг Азии. Он предложил придать памятнику более воинственное содержание. После этого вокруг обелиска были вертикально установлены пушки, соединённые по периметру цепями. В различных источниках также упоминались чугунные фигуры стрельцов на северной стороне обелиска, ныне отсутствующие.
      Достопримечательностью является развёрнутый вокруг оси на 4-5 градусов верхний элемент пирамиды обелиска. 

      Знаменитый русский литератор, журналист и историк Николай Михайлович Карамзин писал о Ермаке: «Начиная описание Ермаковых подвигов, скажем, что они как всё необыкновенное, чрезвычайное, сильно действуя на воображение людей, произвели многие басни, которые смешались в преданиях с истиною… о сем завоевании любопытном, действительно удивительном, если не чудесном». [3]

      В начале ХХ века по соседству с обелиском памяти Ермака появились две братские могилы. В одной из них покоятся красноармейцы, погибшие в 1919 году, в другой - жертвы кулацко-эсеровского мятежа 1921 года (более 90 человек).
      Правее находится провал Никольского взвоза, крутизна которого, если верить дорожному знаку составляет 12%. Легковые машины уверенно поднимаются вверх, а вот подъём в полупустом автобусе ПАЗ длился две минуты сорок секунд.


      НИЖНИЙ   ПОСАД

      В нижнюю часть города можно спуститься из кремля по деревянной лестнице Софийского взвоза, насчитывающей 198 ступеней.
      Если внизу оглянуться назад, поражает высота и недоступность кремлёвских круч, хотя по склону проложены многочисленные тропинки любителями полазить по крутизне.

      Но лучше всего обследовать подгорную часть на личном транспорте.

      Неожиданно выявляется, что видимые со смотровой площадки кремля золотые кресты и голубые купола храмов — это обманка для интуристов. Вблизи оказывается, что в большинстве случаев отреставрированы только верхушки. Остальная часть полуразрушенных строений для видимости реставрации прикрыта строительными лесами, почерневшими от давности, порой совершенно ветхими. Прошли и сроки реставрации, указанные на табличках. Эти декорации напоминают приснопамятные «потёмкинские деревни».

      За спуском по Никольскому взвозу влево, вдоль Панина бугра, уходит улица Алябьева. Это единственная память «сибирскому соловью», как называли автора знаменитого романса.
      В 2012 году композитору Александру Александровичу Алябьеву, оставившему в Тобольске заметное творческое наследие, исполнилось бы 225 лет со дня рождения, но создать к этой дате достойный памятник не успели.
      Ныне тобольская городская комиссия по развитию искусства составила план по воздвижению 11 памятников знаменитым тоболякам, в число которых попал и великий композитор, которому в 2017 году исполнилось бы уже 230 лет.
 
      Кстати, остаётся тайной курьёзная судьба памятника, «сосланного» в Тобольск из Тюмени. Бюст Алябьева в виде головы на узком двухметровом постаменте (скульптор В.Белов, архитектор П.Гриненко) был установлен перед новым зданием областной филармонии в 1967 году. [12] В 1985 году его внезапно убрали, потому что то-ли кому-то из спутниц жизни местных правителей, то-ли кому-то из озабоченных столичных гостей вид сзади на бюст композитора напоминал фаллос.
      Это действительно так. Среди тюменцев, посетителей филармонии, это сходство давным-давно было подмечено и с юмором обсуждалось. Имелись даже варианты корректирования: стоило скульптору рассечь прическу-каре сзади на несколько прядей и это впечатление исчезло бы. Но власти решили круче. Бюст втихаря убрали вместе с постаментом и, будто бы, увезли в Тобольск под предлогом передачи музыкальному училищу, которому к юбилею Тобольска присвоили имя композитора. Но, насколько известно, злосчастный памятник нигде так и не проявился.

      Во второй половине XIX века на Благовещенской площади на средства купцов была построена Александровская часовня, в память посещении Тобольска цесаревичем Александром (будущим императором Александром II) в 1837 году. [1]
      Кованые двери часовни на замке, рамы в окнах отсутствуют, через решётки виден большой крест с распятием, беспорядок в помещении.
      Эту часовню посещала семья ссыльного императора Николая Александровича Романова (фото 4) в период проживания в бывшем Губернаторском доме  с 13 августа 1917 года по 13 апреля 1918 года. [4]
      На втором этаже этого дома сейчас оборудована музейная комната-кабинет императора Николая II. К сожалению, попасть в музей не удалось. Уборщица, мывшая лестницу, позволила подняться наверх до двери кабинета, но в кабинет войти было нельзя — дверь опечатана некоей Светой, которая ушла с работы на полчаса раньше официального закрытия. Жаль. Вряд ли когда-нибудь ещё выпадет случай посетить это место.

      Оказавшись в нижней части города нельзя отказаться от возможности посетить «дикий брег Иртыша», где, по словам старинной песни «сидел Ермак, объятый думой».
 
      От пристани ходит паром на левый берег в Бекерево. Чуть выше по течению весь берег усыпан кусками какого-то чёрного камня. Со слов местных жителей здесь когда-то был причал для разгрузки барж с каменным углем. Угля просыпали столько, что и сейчас после паводка и штормового ветра река в изобилии выносит его на берег. Уголь не потерял своих горючих свойств и люди собирают его мешками для бытовых надобностей в качестве дарового топлива.

      По водному простору плывут теплоходы и катера, покачивая на волнах белые бакены. Невдалеке рыбачок колдует над своими снастями. Возле него причалена лодка. Приплыл с противоположной деревни.
      Кричат чайки. Кузнечики свиристят в траве. Море солнца и света. Приволье!

      На этом и закончилось короткое путешествие по городу Тобольску. Но даже прикосновение к тысячной доле процента его славной истории оставляет глубокий след в памяти путешественника.


                *   *   *

      В конце XIX века, когда Тобольск потерял значение столицы губернии и угасал, превратившись в уездный город, местный историк и краевед К.Голодников писал: «Будущность Тобольска темна и предложение о светлой заре его возрождения мало вероятно».
      Новые годы, новые события инициировали стремительное возрождение Тобольска, но это уже другое путешествие и другой рассказ.



      Александр Соханский,
            2009-2015 г.г.


      Информация:
[1]. В.Кириллов. Тобольск, изд. «Искусство», Москва, 1984.
[2]. Даниель Дефо. Робинзон Крузо. Дальнейшие приключения Робинзона Крузо, изд. ЭКСМО, Москва, 2009.
[3]. Ермак Тимофеевич. Славный сын Земли русской. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1989.
[4]. Император Николай II и его семья. По личным воспоминаниям П.Жильяра, книгоиздательство «Русь», Вена, 1921.
[5]. Карта г.Тобольск. ООО «Сити-пресс», 2008.
[6]. Людмила Барабанова. Град Тоболескъ. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1086.
[7]. Пётр Ершов. Конёк-Горбунок. Издательство «Самовар», Москва, 2006.
[8]. С.П.Заварихин. В древнем центре Сибири. Москва, «Искусство», 1987.
[9]. Тобольск. Адресно-телефонный справочник. Издательство «Золотые страницы», 2010.
[10]. Тобольск. Туристский план. Москва, Комитет картографии и геодезии СССР, 1991.
[11]. Туристская схема «Тобольск». ГУГК, Москва, 1981.
[12]. Улицы Тюмени рассказывают. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство, 1979.