Живопись. Блистательный Багиров

Татьяна Азарова Плесовских
18 ноября 2015 года в калужском Доме художника состоялось открытие выставки Садыха Имановича Багирова (18.08.1940 - 15.05.15). Художник готовил её к своему 75-летнему юбилею. Но судьба распорядилась так, что он ушёл из жизни за полгода до её открытия. Выставку готовили друзья, коллеги, дочери, ученики, а это более 200 картин. Часть из них выставлена в витринных окнах и их можно увидеть с улицы.

Я вошла в зал и сразу почувствовала какую-то  незримую силу и энергетику, исходящую от какой-то из его картин, передающую эту энергию, это сияние всему залу. Огляделась и нашла. Вот он! Автопортрет! В большой белой раме, при всём параде,  шёлковом жёлтом шарфе с брошью. Блистательный, гордый, счастливый, благородный, с пышной седой шевелюрой. Взгляд его будто устремлён вдаль, будто он видит там и прожитые годы, где так много сделано, и в будущее, в котором он собирался продолжить себя. Он хотел, чтобы в день Юбилея мы увидели его таким, и мы  его увидели.
(На коллаже вверху слева).

В большинстве картин, выполненных в масле и акварели, мы увидели образы милой Калуги и Калужского края, и образы старого и нового Баку, откуда родом художник,  и  колоритные азербайджанские мотивы. В одном зале встретились два народа и им было не тесно, а очень даже приятно и хорошо.

 В калужской теме главной я бы отметила большое полотно "О, Русь моя!". От красоты дух захватывает. Простор, воздух, зелёная равнина с перелесками. И где-то в дали небольшая деревушка с церквушкой. Ощущение пространства, света и радости жизни.
 (На коллаже в верху в центре).

Картина "Калужский двор" каким-то замечательным  образом перекликается с картиной Поленова "Московский дворик", даже церковь похожа. Простодушие провинции, несколько женщин, обсуждающих свои дела, а вот ещё одна вышла из избушки кур покормить. Тишина. Уютная добрая картинка всеми любимой старой Калуги.
 (На коллаже вторая слева).

Яркая, праздничная, лучистая "Ночная Калуга". Каждый без труда узнает в ней центральную улицу Кирова. Красиво, гордимся.
 (На коллаже справа верхняя).

А вот и картина "Каменный мост" в овальной раме. Ночной вид.  Волшебно, таинственно, загадочно, сказочно, с силуэтами старых храмов на светлом фоне лунного неба.  Кажется, что сам архитектор Никитин вот-вот неожиданно откуда-то появится и пройдётся по своему творению.(На коллаже справа второй).

Ещё один вид земли родной "Перед грозой". Скошено поле. Тучи сгущаются. Просто мастерски написаны клубы облаков, небо, ещё светлое вверху и чернеющее у горизонта.  Мужичок на возке торопится до грозы успеть домой. Умеет художник передать разные состояния, очарование русской природы.
 (На коллаже справа третий вид).

Но перейдём к восточной теме. Тон задаёт "Восточный натюрморт". Национальная кухонная утварь, эти кувшины с тонкими изящными изгибами, узорами, спелые гранаты, жёлтый перец, всё это на тёмно-красном ковре. Вкусно, остро, сочно, ароматно, красиво.  Добро пожаловать в Азербайджан.
 (На коллаже в центре внизу).

Портрет  азербайджанской поэтессы 19 века Натаван в национальной одежде. Она и сегодня вместе со своим народом. Азербайджанцы  бережно хранят память об этой удивительной женщине, любят её поэзию.  В своих стихах  Натаван писала о любви к жизни, мечтах о счастье, о горе матери, потерявшей сына, о бесправном положении женщины в обществе.
 (На коллаже фото слева третье).

Большая многоплановая картина, посвящённая трагическим событиям в Карабахе в 1992 году. Нельзя без боли и ужаса смотреть на горе этих людей. Пусть на эту  многострадальную землю придёт мир.

Есть в Азербайджане легенда о девушке из богатой семьи, которая полюбила бедного юношу. Картина так и называется "Легенда". Отец нашёл ей богатого, видного жениха. Но несчастная девушка не захотела его принять и  кинулась с высокой башни прямо в пучину вод. Волны выкинули бездыханное тело красавицы в красном платье на камни. (На коллаже справа внизу). Есть ещё один вариант этой картины "Девичья башня. Легенда". Там изображена и башня и бедный юноша, нашедший девушку.
(На коллаже справа внизу).

Много видов горных селений, быта простого крестьянина, жизни людей, занятых своей обычной повседневной работой. Вот одна из них "Встреча", где встретились двое: юноша на коне и девушка, несущая воду в кувшине. Есть о чём поговорить. Так было, так есть, так будет во все времена.
(На коллаже внизу слева).

Багиров, родился в Баку, служил в армии в Саратовской области, где впервые прошла его персональная выставка, закончил саратовское художественное училище им. Боголюбова, харьковский художественный институт им. Репина. Поэтому по праву считал своей Родиной весь Советский Союз. Он любил всех нас.

 В 1978 году он приехал  на постоянное место жительства в Калугу. За свою многолетнюю преподавательскую деятельность, привил любовь к искусству, дал профессиональные навыки многим ученикам. Никогда не забывал своих учеников и оказывал необходимую поддержку. И они отвечали ему любовью и благодарностью.

Работы художника находятся в частных собраниях России, Украины, Азербайджана, США, Франции, Италии, Германии, Бразилии, Югославии, Польши.

Садых Иманович мечтал чтобы в Баку открыли его музей или галерею. И конечно же  его мечта обязательно сбудется.

Успела побывать на выставке два раза. Ещё пойду.