Лицо

Анна Боднарук
                Л И Ц О

Умное лицо ещё не значит, что человек умный.
Неважно какую внешность Господь подарил твоему другу, важно то, что друг настоящий.
Руки золотые да рыло поганое.
Подлецу все к лицу.
Такое лицо надо в штанах носить.
Зрелый человек ответственен за своё лицо.
Душа на лицо налезла.
Плохо проведённая ночь влияет на внешний вид.
Слишком большая роскошь смотреть на одну и ту же картину, вид которой с каждым годом ухудшается.
Внешность – на время, душа – навсегда.
У старости женское лицо.
И худоба ему к лицу.
Скромность украшает да не тех, кому она не к лицу.
Все на одно лицо.
Лицо – зеркало здоровья.
К 50-ти годам лицо человека несёт на себе печать обуреваемых мыслей.
Судьба накладывает свой отпечаток на лице.
(В средневековье монахи прятали своё лицо.)
С неба роса, а пот с лица.
Формула смерти зашифрована во внешности человека.
Только посмертная маска проявляет истинную сущность души.
Врага следует знать в лицо.
Умное лицо – это ещё не признак ума, все глупости на земле делаются именно с этим выражением.
Не всегда тот дурак, у кого лицо неказисто.
Морщины – автографы жизни на пергаменте лица.
Ничто так не отражает содержание человека, как его лицо и умение держать себя.
У стариков всё написано на лице.
Нашему молодцу всё к лицу.
Человек к старости имеет ту внешность, которую он приобрёл за всю жизнь.
С лица не воду пить.
Лицо – это визитная карточка человека.
Личиком бел, да душою чёрен.
С личика яичико, а внутри болтун.
На пустом лице и царапина – украшение.
Хорош лицом и ходит молодцом.
Не пригож лицом, да хорош делом.
Лицом в грязь не ударит.
У него лицо, как воронье яйцо.
Горе на сердце варится, а лицо старится.
Ряшка – за день не вспашешь.
Этот нос сто лет рос, семерым Бог нёс, а одному достался.
Идеальной внешности не бывает.
На нём лица нет.
Сердце веселится и лицо цветёт.
Если суждено пережить зло, надо запомнить его лицо.
Нечего на рожу пенять, коли голова выросла не на том месте.
Самая замечательная для нас поверхность – это человеческое лицо.
Нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая.
Когда зло таится в глубине души, злодея не узнаешь в лицо.
Узнаешь по лицу, сколько лет молодцу.
Пепел летит в лицо тому, кто его бросает, - говорили древние индусы.
Родители – главное действующее лицо.
Рот до ушей, хоть завязочки пришей.
Смирён лицом, да пакостлив умом.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто за делом гож.
Что в сердце варится - на лице покажется.
Без стыда лица не износишь, как платья без пятна.



СОВЕТ:
Не судите человека по лицу, Бог даёт лицо и подлецу.


     - Мари, представь – двое пожарных входят в лес, чтобы потушить небольшой пожар. Потом, сделав своё дело, они садятся на берегу реки. У одного лицо – всё в саже, пепле и гари, а второй – чист, как херувим. Вопрос: кто из двоих вымоет лицо?
     - Глупый вопрос: кто выпачкался, тот и моется.
     - Ответ неверный: он поглядит на своего товарища и решит, что и сам выглядит так же. И наоборот: тот, кто чист, поглядит на своего товарища и скажет себе: я перепачкался, надо вымыться.
                Пауло Коэльо «Заир»

     И лицо с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, - улыбнулось…
                Л. Толстой «Война и мир»

О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг.
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мёртвые лица
Закрыты решётками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живёт и не смотрит в окно,
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка её на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих как солнце сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
       Н. Заболоцкий  1955 г.

     Среди людей прочно бытует мнение, что в глазах человека, как в зеркале, отражается его душа. Видимо, поэтому во всех видах искусства и литературы изображению глаз уделяется наибольшее внимание, и для них подбирается особенно яркие и выразительные эпитеты. Глаза очаровательные, завораживающие и пронизывающие, роковые и восторженные, насмешливые и печальные, ясные, как родниковая вода, и глубокие, как омут.
     Другие черты лица привлекают внимание значительно меньше, вскользь, как добавление к глазам. Но я за свою долгую жизнь постепенно пришёл к твёрдому убеждению, что зеркалом человеческой души справедливей было бы считать не его глаза, а губы.
     Глаза же, напротив, очень удобный и даже универсальный орган, чтобы скрывать от посторонних своё подлинное я. Глазами ничего не стоит самому отъявленному негодяю разыграть перед доверчивым человеком само воплощение святости. Из-за этого случается бесчисленное множество человеческий драм, разбитых судеб и жизненных трагедий.
     С губами же ничего не поделаешь. Они маскарадам не подвластны. Даже в совершенном покое они выдают истинную сущность человека. В их еле уловимых чертах угадывается душевная чистота или отсутствие её, тепло доброты или холодность зла, открытость или затаённость.
     Когда мне приходится коротать время где-нибудь в людных местах, я, как правило, подбираю себе собеседника или собеседницу по губам…
                Николай Перервенко «Зеркало души»

Скажите, вы, наверно, замечали
Средь уличной текучей тесноты
Отмеченные глубиной печали
Людские лица скорбной красоты!
                Керим Курбаннепесов

     Изредка встречаются женские лица, невольно заставляющие нас посмотреть на свою жизнь со стороны.
                Е. Гуляковский

Да, человек есть башня птиц,
Зверей вместилище лохматых.
В его лице мильоны лиц
Четвероногих и крылатых.
И много в нём живёт зверей,
И много рыб со дна морей.
       Н. Заболоцкий

     …в нашей избе началось повальное целование, объяснение в вечной любви, заглушаемые шмыганьем потылицынских носов, зацепившись за которые и большой ветер остановился, и про которые, хвалясь, говорят: пусть не богаты, зато носы горбаты!
                В. П. Астафьев    «Последний поклон»

     «До тех пор, пока лицо другого не будет вашей доминантой, вы сами никогда не станете лицом».
                Ухтомский

Тот, чьё лицо не излучает света, никогда не будет звездой.
                Вильям Блейк

     …Природа и человеческие страсти соединились здесь, чтобы сделать этот уголок похожим на человеческую физиономию, часто под улыбкой и почти божественным спокойствием открывающую самые бурные страсти, уничтожающие всё наше счастье.
                Ф. Купер «Блуждающий огонь»

     Кожа на руках у княгини чуть сморщилась и потемнела. Резче обозначились узлы вен. Руки старее лица и не дают ошибиться в возрасте. Полное, с прежними ямочками на щеках, спокойное, чуть усмешливое лицо Настасьи тоже, ежели поглядеть близ, одрябло, опустились щёки, стала рыхлою кожа, набеленная и чуть подрумяненная ради торжественного дня, во рту не хватает несколько зубов, посеклись и посветлели брови, впрочем, тоже слегка подведённые нынче сурьмой. Линии шеи, когда Настасья поворачивает голову, стали резки и сухи. Шея тоже, как и руки, старше лица. Впрочем, вдова князя Александра не скрывает ни от кого своего возраста и не тщится казаться моложе, чем есть, - не перед кем! Вдовствующей великой княгине шестьдесят лет.
                Д.М. Балашов «Отречение»

Я в мир пришёл не рано и не поздно –
Мне повезло на время и людей.
Мне и в ночи светило, словно звёзды,
Лицо души любимых и друзей.

Друзья мои! Люблю я ваши лица.
Я вместе с вами жизнь и век творю.
Люблю я лица. Но готов молиться,
В лицо души всмотревшись, как в зарю.
                Михаил Львов «Лицо души»

     А ещё обнаружили люди, что хотя и лицо, и глаза у Николая – самые обыкновенные, но чем-то они всё-таки отличаются от глаз и лиц других людей.
     - Внутренним светом его лицо отличается, вот чем! – говорили самые догадливые. – Словно внутри его постоянно горит источник света! У него даже взгляд – светлый!
                В. Воскобойников «Первый, кто войдёт, - есть избранный…»
                (Николай Чудотворец, Святитель Божий).

Отрадно видеть, что находит
Порой хандра и на глупца.
Что иногда в морщины сводит
Черты и пошлого лица.
                Н.А. Некрасов

     Скажу вам так: полетел я от Старца на крыльях. И знаете, что я разглядел в нём постепенно? Смолоду, видно, был он красив. Да и сейчас лысина его не безобразила. А главное глаза: насквозь видит! И потом, когда он с вами говорит, он – весь ваш. Это я не только по себе знал. Он так участлив к вам в эту минуту! Выражение его лица непрерывно меняется: то ласково глядит, то засмеётся вместе с вами молодым своим смехом; то тихо голову склонит, сочувствуя; то разумно и подробно объяснит, как вам устроить дела… Иногда же его лицо особенно преображалось – во время молитвы или после неё. Не знаю, как объяснить, но лицо его в такие минуты светилось…
                А. Крестинский «В Оптину – за правдой»
                (Амвросий Оптинский)

     Первая остановка в Вындыязы. Вечер. Взяли трёх мускунов, сварили уху, пока уха варилась, сходили на берег. В сумерках я выбралась на осыпающийся берег и прямо натыкаюсь на старуху-хантынку. Растерялась. Затем поздоровалась и сунула ей в руку несколько печенюшек. Протянутая моя рука коснулась чего-то костистого, прохладного, будто не живого. Оказалось – это усохшая рука старухи- хантынки, она была будто у первобытного человека, с длинными плоскими ногтями, чуть, высовывалась из прорези жёсткой, заношенной парки с выносившимся мехом. Во рту, в уцелевших зубах, торчала огромная цигарка, и исходил от женщины запах грязного тела и грязных одежд…
     На берегу костёр. Старуха неслышно переместилась ближе к костру, прикрыв лицо платком. А женщина помоложе – жена приёмщика рыбы, проворчала и отправилась в полог. Утянулась туда и старуха.
     Мы спросили, почему она закрыла лицо? Нас боится7 «Нет, меня, - ответил приёмщик – он зять старухи. – Такой обычай».
                Мария Корякина-Астафьева «Знаки жизни»

     Несмотря на то, что на улицах и в домах не было света из-за светомаскировки, лицо девочки было хорошо видно – на небе стояла большая, яркая луна. В лунном свете лицо девочки казалось более взрослым.
     Лицо её Ремзику было приятно, но он никогда в жизни ни ей. Ни кому другому не признался бы в этом. Он считал, что ему, двенадцатилетнему мальчику, девочки вообще не должны нравиться, тем более сейчас, когда идёт война.
                Фазиль Искандер «Ремзик»

     Он поднял голову, и старая Фаустина увидела Его лицо. На лице Его были рубцы и шрамы от побоев, на лбу холодный пот смешался с алыми каплями крови, выступившей из-под шипов тернового венца. Влажные от пота и крови, спутанные волосы облепляли лицо. Крепко сжатые бледные губы дрожали, но ни один звук, ни один вопль страдания не вырвался из них. Глаза были полны слёз, но ни одна слеза не выкатилась из  них, и взгляд потухал под тяжестью перенесённых недавних страданий.
     Но за скорбным, полным предсмертной муки лицом, Фаустине представился ясный, кроткий облик этого человека, полный величественной красоты и покоя, с ясным светлым взором и ласковой нежной улыбкой. Сердце старухи исполнилось вдруг невыразимой тоски, скорби и жалости к незнакомому, осуждённому на крестную смерть человеку, ей сразу стали близки Его страдания и унижения, которым Его подвергли.
                Сельма Лагерлеф «Платок святой Вероники»

     Лицо Сэра Джона Малькольма запоминалось с первого взгляда и не могла не внушить к себе почтительного уважения. Оно было выразительным и симпатичным, выражало иногда кротость и непреклонную энергию. Большой широкий лоб свидетельствовал о богатой натуре и глубокомыслии. Задумчивый взор, казалось, проникал в глубину души, раскрывая самые скрытые человеческие тайны. Ласковая улыбка часто проявлялась на его губах, но хорошо очерченные линии вокруг губ представляли неопровержимое доказательство  решимости и твёрдости его характера.
                Ксавье де Монтепен «Месть Шивы»

«Многие жалуются на свою внешность, и никто на мозги».
                Фаина Раневская

     …Не важен облик твой наружный, а важно, кто же ты внутри.
                Лика Кугейко