Кооператор

Евгений Гордеев Смоленск
Вчера я по котлам был оператор,
Давал народу воду, и тепло.
А нынче я уже – кооператор,
С образованьем  мне не  повезло!

       Так поётся в одной  самодеятельной песенке… Впрочем, у одного моего знакомого образование было неполное среднее. Что, однако, не помешало ему на заре перестройки создать и возглавить кооператив, успешно функционирующий до наших дней…  Все, ударившиеся в бизнес в ту тревожную пору, сошли с дистанции: кого отправили на тот свет, кто разорился, кого посадили, кто сумел слинять за бугор… А этот – ну просто непотопляемый какой-то! Более того, прошёл путь от изготовителя лавашей до видного политика, местного, правда, разлива.
       Впрочем, были и на его кооперативном веку лихие моменты. Как-то он, в паре с одним бывшим советским деятелем, приобрёл    на таможне по - дешёвке большое количество  конфиската:  вина в картонной таре и шампанского, незаконно транспортируемого из Молдовы в Москву. Раз в пять увеличив цену, стали они этот конфискат продавать. Но тут к полуподвальному офису кооператора подкатили два чёрных джипа с московскими номерами,  из них горохом высыпали «маски-шоу» с короткоствольными автоматами.
       Уложив всех, кто был в офисе-магазине  на пол, потребовали от кооператора всего ничего – вернуть хозяину груза его стоимость. Такое же требование было предъявлено его деловому партнёру. Недели через две, у не внявшего призывам партнёра запылала дача, а под днищем кооператорской «Волги», стоящей перед входом в офис,  было обнаружено четыреста граммов тротила…
        Когда ещё спустя какое-то время партнёра убили неизвестные, наш кооператор всей семьёй скрылся за пределы региона и вернулся лишь года через полтора, когда всё, вроде бы, улеглось.
         Отсутствие верхнего образования не мешало, однако, кооператору решать сложнейшие задачи со многими неизвестными, выдвигаемые жизнью. Одной из таких задач было: на кого поставить?! Его,   свели с руководителями всех силовых структур региона. На выборах главы области и мэра города он оказывал материальную поддержку сразу трём лидерам и тот, кто усаживался в начальственное кресло, поневоле становился его должником, отрабатывая должок льготами и привилегиями кооператорскому бизнесу: предоставление помещений в аренду, земли без арендной платы, освобождение от местных налогов и т.п.
По совету одного   налогового  бонзы наш герой  создал кооператив, в котором 50% работников были инвалидами. Это позволяло не платить налогов. Инвалидам же, лишь числящимся работающими в кооперативе, ежемесячно развозились пайки, состоящие из килограмма сахара, пол - литровой бутылки подсолнечного масла и пары килограммов крупы и макарон. По великим праздникам, раза два в году, этот набор дополнялся бутылкой водки местного разлива. Затраты на эти пайки не шли ни в какое сравнение с многомиллионной выгодой от неуплаты налогов. Причём это с помпой превозносилось в средствах массовой информации, как меценатство и альтруизм.  Точно такие же стандартные пайки « от кооператора» тащат ежегодно с  торжеств, посвящённых дню сотрудников МВД, отставные майоры, подполковники, полковники, шепча слова благодарности своему благодетелю.
       Благодаря своим, всё расширяющимся, связям, кооператор получил возможность оптом, по дешёвке,  закупать продукты на складах гос. резерва, благодаря чему продукты питания в его лавках и магазинах стоили намного ниже, чем у конкурентов. Это снискало ему славу человека, заботящегося о людях,  привело его, в конце – концов,  в депутатское кресло, наделив индульгенцией, даримой мандатом.  Пройдя через тернии выборов, и нарушив при этом ряд статей Закона о них, в депутатское кресло сел и его младший брат. Нынче они  – одни из богатейших людей региона! Именно они принимают те законы, по которым мы сегодня так живём…
        Уважаемая семья, уважаемые люди! Всё, как и должно быть в свободной, демократической стране!

19.11-2015 г.