Дары моря

Александр Курчанов
12.01.92г. Сегодня опустили в воды Бискайского залива прах капитана Митрофанова, выполнили последнюю волю покойного, бывшего капитаном  «Седова» в 1951 – 1974 годах. Сорок лет назад его волей практически из небытия был поднят парусник, который уже готовились распилить «на иголки».
(Лет десять спустя по ЦТ была передача, посвященная памяти Митрофанова. Показали мой ролик, снятый в море. Передал, всё же, наш капитан Перевозчиков (царство ему Небесное) видеозапись семье Митрофанова.)

13.01.92г.  Сегодня с утра ветер посвежел, но – береговой, т.е. со стороны берега, а, значит, волны большой не разгонит.

К вечеру будем проходить траверз Лиссабона, а к утру должны повернуть в Гибралтар. Идем со скоростью девять узлов. Ветер – зюйд-ост в левый борт, стоят косые паруса (стакселя), которые стабилизируют качку и добавляют 1 – 2 узла скорости.

Тягучему пению вентиляторов, как и милям за кормой нет конца и края. Приборки… авралы… обеды… тяжелые зимние ветра. Всё это мало сглаживается чувством новых близких берегов,на которые ступить так и не доведется, чужих стран, чьи маяки изредка призывно подмигивают по вечерам…

Долгой привычки требует однообразная морская жизнь, но и долгой «отвычки», видимо, тоже.

14.01.92г.  Ночью была гроза, сильный ветер…
К восьми утра ветер ослаб, дождь прекратился, но вокруг бродят стада тяжелых облаков и только прямо по курсу рассветным окошком светлеет ясное небо. Понемногу начали подворачивать к Гибралтару. Боюсь, как бы не проскочили его следующей ночью.

После полудня заметили плывущие мимо бортов коробки, а потом и отдельные блоки сигарет «Винстон». Доложили капитану и тот, не долго думая, дал команду лечь в дрейф, сыграть учебную тревогу «человек за бортом», спустить шлюпку… Через час подняли на борт шлюпку, полную коробками сигарет. Всего насчитали 57 коробок по 50 блоков в каждой. Где-то поблизости с грузового судна штормом сбросило палубный груз. То, что подобрали мы – малая доля процента, не больше. За десять часов, миновавших после шторма, далеконько раскидало по волнам палубный груз коробок с сигаретами. Солидный убыток страховой компании! Тут же штурман Дима Поляков рассказал, как однажды (он ходил тогда на «рыбаках») после шторма они целый час плыли в оранжевом апельсиновом  море, тоже последствия смытого штормом груза.

- Тралом черпнули – всю палубу завалили, - рассказывает Дима, - Обожралась вся команда! Жаль только, что потом всё равно пришлось за борт смывать – портиться начали.

Сигареты – не апельсины, до поноса не доведут. Капитан дал команду раздать каждому, включая некурящих, по двенадцать блоков сигарет. Солидная гора добытого (примерно половина) осталась в судовой провизионке. На судне заметное оживление: везде, куда ни зайдешь, проветриваются и сохнут сигареты. В курсантских кубриках шум – все опасаются теперь быть обворованными, на ночь планируют выставить вахтенных для охраны табачного богатства…  Вот, как неблагоприятно материальное влияет на духовное.

Постепенно все пришли к общему "знаменателю", что сигареты – подарок капитана Митрофанова за исполнение его завещания, добрый знак небес.


Книга о Митрофанове, где упоминается этот эпизод:



Полный дневник здесь: 
http://www.proza.ru/2010/01/07/557