Наскипидарили

Владимир Словесник Иванов
     Служба вообще, а морская в особенности, — женщина со сложным характером. К ней, за редким исключением, не подлижешься, глазки не построишь и подарками не откупишься. Не прислуживать, а служить надобно этой дамочке, причём, верой и правдой, не  жалея ни времени, ни живота своего, хотя и это не всегда обеспечивает ответную любовь и ласку. Если повезёт с отцами-командирами, то и служба не в тягость, а уж если нет, — замнет она своими когтистыми лапами, сжует, а может и выплюнуть.

    Перефразируя старую пословицу «от начальства подальше и поближе к кухне» в «подальше от начальства и подольше в море», можно обеспечить себе более спокойную жизнь, особенно, если повезло служить на севере.

    Вот и мне подфартило утюжить море на северах, где паркетные шаркуны и разного рода фигляры долго не задерживаются — инфекция цветет в тепличных условиях,  а здесь остаются, в основном, только нормальные офицеры.

За семь лет своего пребывания в Полярном после питерского ВМУ им. М.В. Фрунзе (или морского корпуса Петра Великого — кому и как больше нравится) дослужился я до старпома (1) не очень большого, но серьезного корабля, «пережив» при этом уже двух его командиров, в адрес которых ничего худого сказать не могу. Служилось по-разному, но в её основе всегда было взаимопонимание и поддержка.
 
    Если с командирами кораблей можно сказать везло, то комдивы (2) были разные. За время моей службы сменилось три командира дивизии. Первого я застал после училища буквально «на вылете» — проводили на заслуженный отдых.

    Второй был мужчина серьёзный, но командир отменный, начавший  корабельную службу с палубных матросов и знавший корабль от киля (3) до клотика (4). Бывало, он и сам с нами хаживал не раз и показал себя с самой лучшей стороны во всяких передрягах.

    О третьем комдиве трудно что-либо сказать конкретное, потому как заступил он на свою должность совсем недавно, будучи сосланным к нам на севера с Балтики, а вот за что вездесущее сарафанное радио доложить не успело. Поняли мы только одно, что явных глупостей, похоже, не делает, но помешан на чистоте и порядке хуже боцмана-сверхсрочника. Ну что ж, у каждого свои тараканы.

    Опростоволоситься перед новым «контриком» (5) мы, вроде, как и не должны, ибо наш ракетоносец, тьфу-тьфу, чтобы не сглазить, был достаточно образцовым, за что мы и призы неоднократно отвоевывали у других, но заслуженно, и внешне, спасибо боцману, выглядел корабль, будто со стапеля.

    И сейчас, проболтавшись на ученьях три недели, зачетные стрельбы выполнив на «ять», вернулись  на базу и второй день подряд наводим марафет на вверенной нам матчасти (6).

    Мне, как старшему помощнику, хочешь, не хочешь, а приходится командовать всем, в том числе и приборкой, подкраской, подмазкой, чтобы был во всем флотский порядок, ибо служба у меня такая собачья — старпом. Однако она мне нравится, потому как я почти хозяин корабля, а в моём подчинении нормальные ребята и служат без придури, а надо мной только командир корабля.

    С сегодняшнего утра кэп (7) убыл в штаб, и кораблик остался весь в моём распоряжении и власти, а, посему, решил я на нём навести после болтанки в море и стрельб полный порядок: сначала, как положено, приборочку, потом там, где потускнела краска или пробиваться начала ржавчина, подмазать, подкрасить, медяшки надраить, чтобы к возвращению командира корабль сиял, как с иголочки.
 
Все шло обычным чередом. Уже и палубу окатили и подкрасили всё, что требуется, медяшки засверкали на июльском солнце золотом, дошло и до подпалубных помещений.

    Короче, провозюкались мы с работами часов до трех по полудню, как, вдруг, вижу по пирсу подкатывает к нашему кораблю комдивская машина, а из неё выбираются наш командир и адмирал собственными персонами. Не ждали!
 
    Почему-то начальство, особенно старшие офицеры, любят прибывать  с инспекционными проверками абсолютно не вовремя. Хорошо, как есть близкий знакомый в штабе, с которым раздавлен не один «мерзавчик» (8) и который вовремя наберет твой номер с предупреждением о высочайшем визите. А так в совершенном бездействии жди беды.

    Вот так и сегодня, штаб не предупредил, очевидно, по причине собственного незнания, да и командир, по всей вероятности, не имел возможности сообщить, потому как приехали с нашим комдивом вместе и без тужурки — якобы неофициально. И чего это ему стукнуло в голову заявиться на корабль, вернувшийся из похода? Правда, наша коробочка все же была прибрана и сверкала свежей краской.
Даю вводную вахтенному начальнику для встречи и доклада.

    Пришлось встречать отцов-командиров у трапа и бодрым голосом докладывать, что вверенный корабль после похода прибран и готов к любому приказу Родины, партии, правительства  и лично его светлости командира дивизии. После этого пожали друг другу руки и контр-адмирал с кэпом удалились в каюту командира.

    Кэп успел только шепнуть: «Николай Николаевич, пожалуйста, приведите все в должный вид, а то ведь комдив, наверное, захочет осмотреть корабль».

    Легко сказать «приведите в должный вид…», когда треть нашей посудины с утра только что подкрашена не только снаружи, а еще и внутри. Черт его принес на нашу голову! Теперь только и смотри, чтобы комдив не вляпался в свежую краску.

    Долго ли, коротко ли совещались отцы-командиры, но, вдруг, по корабельной трансляции раздается голос нашего командира: «Команде построиться на баке (9)».  Дождались, мать твою за ногу!

    Хочешь-не хочешь, а пришлось отдать команду вахтенному начальнику на построение.

    Команда построена, вахтенный офицер готов отдать рапорт, но в то время, как открылась дверь надстройки, из которой появилось начальство, один матрос,  опоздавший на построение, с разбегу натыкается на комдива и размазывает его,  а вернее адмиральскую корму о только что выкрашенную надстройку…

    Гробовая тишина воцарилась на палубе… Полная растерянность от нарушения субординации на лице комдива сменяется праведным гневом в лилово-красном окрасе его физиономии:
    — Это почему здесь…? Это как так тут…? Что за бардак на корабле! — закладывает уши от фальцета адмирала.

    Опомнившись, комдив приказывает командиру отменить построение и разойтись по работам, а матросу, который налетел на него, объявляет трое суток губы (10).
 
    Все бы было ничего, и трое суток можно было бы пережить, если бы только не задница адмирала, вся перемазанная шаровой краской…  Все-таки задница-то адмиральская! А куда с такой кормой денешься?

    Кэп приказал боцману принести банку со скипидаром и ветошь, а когда это всё было доставлено, самолично начал оттирать с адмиральского сукна  уже впитавшуюся краску.

    Когда же половина заднего адмиральского фасада была оттёрта, этот самый скипидар добрался сквозь нижнее бельё до сокровенных мест комдива и ему тут уж стало не до адмиральских эполет и всяких там субординаций… Комдив сначала с оглядкой заюлил кормой на одном месте, словно что-то потерял, потом, как будто отряхивая брюки, потер свой зад и, непечатно послав кэпа, куда подальше, засеменил к трапу под раскатистую команду вахтенного начальника "Смирно".

    С мокрым, жирным скипидарным пятном на всю заднюю часть брюк, что ниже спины, адмирал ринулся с корабля по трапу на пирс к машине, но потом, очевидно, поняв, что сидеть будет ещё хуже, трусцой попылил впереди газика, громко вспоминая Бога, Душу и ещё какую-то Мать...

    Размазанную  с надстройки краску, мы подправили, бедолага-матрос отсидел положенные трое суток на губе, но больше ничего интересного с нашим кораблём и его командой не случилось, кроме того, что комдив обходил нашу, сверкающую свежей краской посудину, за три версты. Однако, оное происшествие  с адмиральской кормой ходило по Полярному как байка, обросшая всяческими подробностями, которых и не было на самом деле.

    Через несколько месяцев нашего комдива куда-то перевели, и я думаю, что не только из-за приключения на нашем корабле...

                С-Петербург, 2015г.



Специальные термины, встречающиеся в тексте:

1. Старпом — старший помощник командира корабля (сленг).
2. Комдив — в данном случае командир дивизии.
3. Киль — нижняя балка набора корпуса корабля.
4. Клотик — наделка закругленной формы на топе мачты.
5. Контрик — контр-адмирал (сленг).
6. Матчасть — сокращенно материальная часть.
7. Кэп — капитан, командир корабля (сленг).
8. Мерзавчик — маленькая бутылочка водки, обычно 125г. (сленг).
9. Бак — часть палубы от фок-мачты или носовой надстройки до форштевня.
10. Губа — гаупт-вахта (сленг).