Дикие горцы

Лэри Франгишвили
       Есть на северо-западе Грузии древний исторический регион Сванети, или Сванетия, как пишут по-русски.
     Расположен он высоко в горах на южном склоне Главного Кавказского хребта между Абхазией, Самэгрело (Мегрелией) и Рача-Лечхуми, другими регионами Грузии, а с севера примыкает к Кабардино-Балкарии.
     У подножия горы Шхара (5193 м) находится самая высокогорная община Европы - Ушгули (2,3 км над уровнем моря), состоящая из четырёх поныне обитаемых древних поселений, в которых расположены 5 храмов, в том числе обнесённая каменной оградой церковь богородицы-девы Марии, называемая в народе Ламариа в честь древней дохристианской богини домашнего очага, построенная в IX-X веке. Этот уникальный культурно-исторический регион внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

      Ранее, очень давно, многие тысячи лет назад предки картвелов-"грузинов", сванов и мегрелов - колхи, соаны, гениохи, моссиники, тибарены, кораксы, саниги, сасперы, халибы и керкеты, как их называли гораздо позже пришлые греки и римляне, обитали от ныне турецкого Трабзона на юге до ныне российского Новороссийска на севере восточного побережья моря, называвшегося коренными обитателями Морем Спери, потом греки Понтом, а ныне Чёрным, в том числе и севернее нынешнего Цхуми/Сухуми, города две с половиной тысячи лет назад называвшегося на древнем западногрузинском мегрельском языке Диаскури - "источник матери", "мать воды", название это прибывшие туда за золотом, льном и корабельным лесом древние греки, не понимавшие языка местных жителей, произносили на свой лад - "Диоскуриос", приспособив миф о братьях-близнецах Диоскурах, легендарных покровителях путешественников и мореплателей.

      Западно-грузинские племена эгров-мегрелов и сванов жили задолго до пояления и пришествия из Азии новых индоевропейских народов - киммерийцев, скифов, затем сарматов и аланов, по всему юговосточному и восточному побережью Сперского/Чёрного моря до впадения реки, называвшегося др.греками Танаис, а кочевыми ираноязычными народами Дон, в Азовское море, называвшемся тогда Меотийским болотом.
     Три тысячи лет назад на всём восточном побережье Сперского/Чёрного моря от ныне турецкого Трабзона до ныне русского Таманского полуострова процветала единая западногрузинская цивилизация, называемая ныне Колхидской, в 19-м веке северная часть этой древней культуры бронзового века в России была названа "Кобанской" по имени поселения на ставшем уже российским Северном Кавказе, где впервые в 1869 году были обнаружены артефакты Эгрисской/Колхидской цивилизации. Но культура эта была единой, древнегрузинской, не пришли тогда ещё на земли Древней Грузии, где более 48 тысяч лет живёт местный автохтонный кавказский этнос, ни греки, ни скифы, ни другие индоевропейские племена начавшие расселяться всего 5-4 тысячи лет назад.
   
       Местных жителей пришлые в Колхиду в V веке древние греки назвали "варварами" - запомнилось им короткое слово "вар"(нет), обозначающее отказ. Это было слово которое греки слышали от маргов/колхов чаще всего когда пытались выманить даром у них что-нибудь ценное или обмануть при торговле, и греки с досадой рассказывали возвратившись в свою Элладу про неуступчивых аборигенов Западного Кавказа и их вечное вежливое но твёрдое "вар,вар".

        В средневековых грузинских летописях 736 года город колхов на берегу моря Спери назывался Цхуми (дерево граб на сванском), а позже название произносилось "Сохуми" (впервые прибывшие в 15 веке после захвата Константинополя и Трабзонской империи незваные турки-османы называли город "Сухум"), в такой форме и сохранилось поныне.
    До сих пор ещё цел каменный арочный мост X-XI века через реку Беслети в Сухуми, на котором при правлении короля единой Грузии Баграта III Багратиони была высечена надпись на грузинском языке "Христос-владыка всячески возвеличь в обеих жизнях непобедимого царя царей Баграта". Со стороны гор мост был защищён от набегов северо-кавказских горцев-джиков (предки адыгов, они же "зихи" средневековых европейских текстов) крепостью, и у въезда на мост была большая каменная стела с грузинской надписью.
    Надпись на мосту в конце 1980-ых годов была намеренно уничтожена, стёсана молотком и зубилом, а в начале 1990-ых исчезла и стела, тогда же были уничтожены могильные камни последнего правителя Абхазии князя Михеила Шервашидзе, его супруги княжны Дадиани и их дочери, только лишь потому что надписи были на грузинском языке (а иной письменности в Абхазии никогда и не было до ХХ века, список 22-х правителей Абхазии VI-XI веков, называемый "Диван абхазских царей", хотя изначально они имели титул "эристави" что значит по-грузински "глава народа", удельный князь, что византийцы переводили для себя как "архонт", написан на грузинском языке грузинскими буквами), кому-то очень хочется стереть все следы прошлого, изменить историю.
    Пришедшие в начале нашей эры римляне называли город Себастополисом - императорским городом, так он обозначен и на средневековых европейских картах когда в порту Диаскури-Сухуми в XIII-XIV веках располагалась генуэзская торговая фактория, откуда вывозились мёд, воск, икра черноморских осетров, выделанные кожи и меха, ценные породы древесины, а также рабы из Джикети.

        На всём Черноморском побережье Кавказа до сих пор сохранились древние грузинские, мегрельские и сванские топографическая названия - Гален-джиха (внешняя крепость) ныне "Геленджик", Чеми-до-кваджи (переводить не стану) - "Чемитоквадже", Сочи (Сонча - сванский), хребет Гвиджеури (каштан) долго называемый "Гуджеуриу", а потом переименованный в "Каштаны" простым переводом имени на русский язык, река Лаба (сванск. Lab - источник, вост.груз. Laphi - жидкая грязь) и др., местность где была грузинская крепость Никопсиа теперь называется Туапсе.
    (помянув период объединения регионов Грузии в единое централизованое государство нужно вспомнить что до воцарения рода Багратиони царями Апхазети/Абхазии были и сванские феодалы: Иванэ Шавлиани в 868-880 г.г. и его сын Адарнасэ Шавлиани в 880-887 годы)
    Гагра древний город колхов с грузинским название, который др.греки попав туда прозвали "Триглите", а др.римляне "Нитика", эгрисцы-лазы построии там в VI веке базилику, на ней по сей день сохранился грузинский болнисский крест, что бесспорно доказывает что строили не византийцы, тогда же в период Лазского царства сооружена крепость, которую позже назвали "Абаата", была там потом в Гагра и генуэзская торговая колония, её в 16 веке захватили турки, которые в 17-18 веках контролировали всё побережье Сперского моря, названного захватчиками "КараДениз" - Чёрным морем.
      К слову, даже после занятия русскими войсками в 19 веке восточного черноморского побережья и заселения там по мере уничтожения или изгнания кавказцев, с 1839 года русских и переселённых из Запорожской Сечи украинцев, в 1860-70-ые годы поселили "понтийских  греков" (группа туркоязычных людей исповедуюших византийское христианство), с 1882 года начали заселять турецких армян и другие не-коренные народы, значительную часть населения составляли грузины, но имперская статистика записывала их очень "хитро", разделив на  группы по названию регионов Грузии - "грузины", "мингрелы" (как называли мегрелов в России), "имеретинцы", "сваны".

      Сванским является имя героя древнейшего эпоса - богоборца Амирм-Амирани, сына богини охоты Дали, отнявшего огонь у небожителей и научившего людей кузнечному делу. Сказание о Амирани сложилось в Западной Грузии в III тысячелетии до нашей эры, ему не менее 5 тысяч лет, и со временем распространилось по всему Кавказу, у других кавказских народов появились свои варианты пересказов эпоса о Амирани.
    Пришлые позже в Эгриси, называемую ими Колхидой, греки заимствовали это местное архаичное предание, неизвестное им до IV века до нашей эры, лишь переиначив непонятное им имя героя в "Прометеос", что на древнегреческом языке значило "радетель, покровитель, попечитель", сохранив сюжет и место действия - Западный Кавказ.

       Античный историк и географ Страбон писал: "сваны могущественный народ и, я думаю, самый храбрый и отважный вообще на свете". Южнее сванов обитали чанские и занские племена, предки нынешних мегрелов и лазов; они многими тысячелетиями  обитали, изгнав пытавшихся вторгнуться в их земли пришельцев скифов и киммерийцев, на всём черноморском побережье Кавказа, что подтверждается и топографическими названиями на всём восточном берегу Чёрного моря, в том числе на приморской равнине античной Эгриси-"Колхиды", называемой византийцами Лазикой, страной лазов, и в том числе и на участке побережья, потом названного византийцами Авазгией от Апхазети, она же Абхазия в русском написании.
      С II века нашей эры, в период господства римлян, поблизости от некоторых приморских крепостей, на незащищённых землях близ побережья начали селиться в лесах спустившиеся с гор племена предков адыгов и апсуа-абхазов. Процесс этот усилился в XVII-XVIIIв.в. когда Грузия была ослаблена в результате постоянных нападений персов и турков.

       По мере появления и усиления крупных агрессивных государств конца прошлой и начала нынешней эры - Рима, Парфии/Персии, Византии, грузины в результате постоянных войн с многочисленными пришельцами были вытеснены со многих участков морского побережья сильными врагами - персами, византийцами, арабами, а позже турками, в горы, в ущелья рек Кодори и Энгури, она же Ингури, в суровые горы, где упорно защищаясь от чужеземцев, долго сохранили свою самобытность и чистый иберийско-кавказский генотип первой группы европеидной расы по определению Британской энциклопедии и генетическим исследованиям.

       А на земли древних грузинских народов, мегрелов и сванов - Апхазети, после вторжения турок в XVII-XVIII веках уже массово спустились северокавказские племена джиков с западных склонов Главного Кавказского хребта, предки формировавшихся тогда племён адыгов и черкесов, итальянцы называли их "авасками", а турки "аваза", назвавшие новую родину "Апсны" по имени своего посёлка в горах, попавшие в 17-18 веках под влияние турецких захватчиков и принявших принесённую турками арабскую религию - ислам, хотя при том хранили и свои старые языческие обряды, и память о тех временах когда на этих землях появилось христианство, ставшее государственной религией Грузии в IV веке.
    На бывшей грузинской территории Черноморского побережья, покорённой в 1839-1878 годы Российской империей, ныне называемой Краснодарским краем РФ, в VI-XIV веках строились грузинские церкви, руины которых обнаружены в населённых пунктах, сейчас получивших новые названия Хоста, Лесное, Каштаны, Лоо и др.
    На всём Кавказе от Чёрного до Каспийского моря расположены в разной степени сохранности христианские храмы возведённые в VI-XIV веках, все они сооружены грузинскими зодчими, в тот период не только Абхазия, но и Ингушетия, Чечня, Дагестан были северокавказской епархией Грузинской Церкви, пока после нашествия Тимур-ленга не началось насильственное внедрение ислама на Северном Кавказе.

       Сваны, проживавшие севернее Главного Кавказского хребта в приэльбрусье (гора Эльбрус по-грузински называется Иалбузи) до верховьев рек Баксан и Кубань, покинули эти земли позже, в 17-18 веках в результате постоянного натиска пришлых многочисленных хазаров, арабов, монголов, орд Темюр-ленга(Тимура,Тамерлана) и других пришельцев, и поддерживаемых османами обращённых в ислам горских племён, но и там сохранились руины своеобразных сванских башен и названия, похожие на сванские, а старинный грузинский храм на территории переданой в 1839 году Карачаево-Черкесии до сих пор называется Шоана, или Соана что на языке адыгов значит "сванский", хотя в России сейчас приято все грузинские церкви на Кавказе называть "византийскими".

       Сваны, как и другие древние грузинские племена, с древнейших времён обрабатывали медь и выплавляли бронзу, изготовляли оружие и орудия труда, добывали золото в горных реках, о чём упоминает миф о аргонавтах, изготавливали красивые металлические украшения, занимались резьбой по дереву и ткачеством. Всем известны их исторические головные уборы - сванские шапки из войлока, служившие как подшлемниками на войне, так и в повседневной жизни.
       Высоко в горах долгие суровые снежные зимы, не растёт виноград и часто не вызревает пшеница и другие злаки, и основным занятием сванов были животноводство и охота, а скот и охотничьи трофеи служили для обмена на то необходимое, что производили в более плодородном климате Колхидской низменности.
    Сванети не была изолирована от остального мира, например, в Верхней Сванети обнаружена монета римского императора Октавиана Августа, отчеканенная в 15 году до нашей эры.

      Христианство в Западной Грузии распространял пришедший из римской тогда Иудеи проповедник Андреас (названный позже св. апостолом Андреем Первозванным) в I веке, в Сванети он оставил своего ученика Матфея, а в Абхазии - Симона Кананита.
    Христианство в качестве государственной религии в Грузии/Иберии принято в 319 году при короле Мириане III, в Сванети новая религия эта утвердилась в начале VI века, а до того сваны издревле почитали культ волка и поклонялись покровительнице зверей и охоты - златовласой богине-деве по имени Дали.
     Став христианами, сваны, как и повсюду в Грузии, строили прекрасные храмы с сохранившимися поныне в них фресками, главным святым-покровителем Грузии стал считаться св.воин Гиварги/Гиорги ("Георгий" в русском произношении через греч. "Георгиос"), новое олицетворение древнейшего божества Луны, супруга Солнца - Матери всего живого.
   
       Сейчас Сванети стала известна далеко за своими пределами благодаря величественными оборонительным родовым каменным башням, большинство из сохранившихся были построены в VIII-XVI веках, жилые башни имеют высоту до 25 метров, а сторожевые - 28 метров.
    Сванети не исключение, Кавказ это древняя родина всех коренных кавказских народов, у всех них было общее происхождение и схожая история. До разделения на различные языки, принятие со временем различных новых религий и, возможно, некоторого влияния иных народов, единые природные условия, нрав, быт, традиции и архитектура кавказских горцев была сходной, подобные сванским башни сохранились на всём Кавказе, похожие квадратные в основании башни возводили в Северной Грузии в Хевсурети, Тушети, Мтиулети, Хеви, есть такие башни в Кахети, Восточной Грузии, и на Северном Кавказе в Ингушетии и Чечне, такие же башни строили и пришлые из Азии в горы Кавказа ираноязычные осетины, заимствовашие всё у местных коренных обитателей. Даже в названиях деталей строения можно найти общее: название центрального опорного столба в ингушских башнях связано с древнегрузинским словом "эрдо" - опора для кровли или межэтажного перекрытия.
      Время, враги, непогода послужили причиной разрушения многих башен, даже если башню и не уничтожать намеренно, покинутая, оставшись без крыши и присмотра, башня сама постепенно разрушается. Разрушали намеренно башни враги, множество кавказских башен было уничтожено в 19-20 веках. Осталось этих свидетелей прошлого немного, например, в селении Муркмели из 80 древних башен сохранилось всего десять...

       Ранее, с древнейших времён, подобные башни во всей Западной Грузии, где было много лесов, строили и в горах, и в низинах, не только из камня, но и из брёвен больших деревьев с прочной древесиной - граба, бука, дуба, каштана, ореха, в сочинении Ксенофонта "Анабасис", повествующем о походе через Колхиду из Персии к черноморскому побережью 10000 греческих наёмников, служивших персидскому правителю Кирушу ("Кир" русскоязычных текстов) в V веке до нашей эры, постоянно упоминается о неприступных укреплённых местах, в которых укрывались местные жители от нападений и грабежей незваных пришельцев.

       Сванети была одним из регионов единого средневекового Грузинского королевства, сванами правили по воле монарха наместники - эристави (по-грузински "Эри" - народ, нация, "т'Ави" - голова, глава), что  соответствует титулу герцога.
     Но в следствии массированного вторжения в Грузию громадных полчищ Османской и Персидской империй, страна, ещё не оправившаяся от вторжений персов, византийцев, хазаров, арабов, монголов, хорезмийцев, и напавших после эпидемии чумы, занесённой в 1366 году торговыми караванами из Золотой Орды, полчищ Темюр-ленга (Тимур, Тамерлан) и множества других жадных врагов, была ослаблена в непрерывной неравной борьбе, затем после долгих оборонительных войн с могучими тогда агрессивными Османской и Персидской империями разделилась на два самостоятельных государства, с 1555 года западное из которых, Имерети, стала считаться вассалом Османской империи, а восточная, Картл-Кахети - Персидской.
       Давно уже всем собирателям чужих земель известна простая истина - разделяй и властвуй, захватчикам было выгодно иметь множество мелких вассалов а не сильное единое государство и они провоцировали сепаратистские устремления местных крупных феодалов признавая их правителями регионов Грузии.
    Воспользовавшись ослаблением центральной власти из Имеретинского королевства выделились самтавро (удельные княжества): Одиши (Мегрелия), где правил род Дадиани, подвластная ей Апхазети (Абхазия), где правил род Шервашидзе, имевшего титул "чачба" - старшего из абхазских князей, Гурия, правил род Гуриэли, южнее - Самцхэ-Саатабаго в т.ч. Аджария, под управление рода Джакели, регион этот был захвачен Османской империей в 1628 году и поныне большая часть этих земель принадлежит Турции, и Сванети, где сванский род тавадов (князей) Дадешкелиани, ведущий происхождение от эриставов Геловани, изгнал наместника имеретинского короля и стал правителем Сванети. Власть его распространялась и на некоторые ущелья Северного Кавказа.
       До захвата русскими войсками в XIX веке Сванети на протяжении тысячелетий никогда не была захвачена чужеземными пришельцами, хотя и византийцы и персы стремились покорить сванов, и всегда была надёжным тылом Грузинского государства.


        В 1801-1802 году Российская империя, нарушив дружественный Георгиевский трактат, аннексировала Картл-Кахети (Восточную Грузию), а к 1811 году русские войска в результате многолетних кровопролитных боёв захватили и западную часть страны - Имерети, и до 60-х годов XIX века продолжалось присоединение отдельных формально независимых регионов Грузии к Российской империи.
    
     По мере укрепления на покорённых территориях, Россия в середине XIX века пожелала полностью взять под свой контроль все земли Грузии, вообще весь Кавказ от моря до моря.
    
       С 1801 по 1864 год русские войска при захвате земель Кавказа только по официальным данным штаба российской Кавказской армии потеряли более 34 тысяч солдат убитыми и 87 тысяч раненными (хотя в действительности только лишь в одном 1828 году в войнах с Персией и Турцией потери российских войск составили 80 тысяч человек), десятки тысяч пришельцев с севера умирали от войн, болезней и эпидемий на чужой им земле.
    Сколько было уничтожено при этом местных жителей - мужчин, женщин, детей, не считал никто*

       24 марта 1801 года русскими войсками, вошедшими в Грузию под предлогом выполнения условий Георгиевского трактата, ночью тайно был арестован и под конвоем вывезен в Россию последний король Картл-Кахети внук Эрекле(Ираклия) II Давид XII Багратиони. Вслед за этим депортированы были все члены династии Багратиони, правившей Грузией с 8-го века, всё их имущество и владения были конфискованы в российскую казну.
     В июле 1802 года в Кахети были арестованы грузинские аристократы - участники заговора против оккупации Грузии. В 1804 году произошло народное восстание в Мтиулети, восставшие полностью разгромили казачий полк Рышкова, притеснявщий и грабивший местное нселение.
     Помимо различных локальных конфликтов притесняемого местного населения с русскими войсками, происходили массовые вооружённые восстания населения по всей Грузии - в 1807г. в Гори, в 1809г. в Ксанском ущелье, в 1810г. в Имерети и в Самачабло, названном русскими властями "южной Осетией", с 1811 по 1813 год длилось восстание в Кахети, в 1819-1820г.г. продолжалось восстание в Имерети и Гурии, 1821г. в "югоосетии", в 1824г. восстание в Абхазии и Рача-Лечхуми, 1829г. восстание в Восточной Грузии, в 1830г. восстания происходили по всей Грузии, в том числе в Самачабло и в Эрети-Саингило, в 1839 и в 1850 годы восстания в "югоосетии", в 1841 и 1861г. восстания в Гурии, в 1863г. восстание в Самэгрело (Мегрелии), в 1864г.в Абхазии, в 1875-76г.г. в Сванети.
     Последнее массовое вооружённое восстание против российских оккупационных войск произошло в Гурии, повстанцы разбили и изгнали войска и царских чиновников, в мае 1902 года объявили о создании демократической республики, управляемой самим народом, впервые в истории на общенародном сходе были декларированы равные права мужчин и женщин. Посланный летом 1905 года на подавление 10-тысячный отряд русских войск встретив упорное сопротивление вынужден был отступить, Гурийская демократическая крестьянская республика была ликвидирована дополнительно присланными многочисленными царскими войсками в 1906 году.

       В июле 1857 года из только что попавшего под русское управление (и включённого в состав Российской империи в 1867 году) самтавро (удельного княжества) Самэгрело (Мегрелии), а также из Цебельды, Кисловодска и Нальчика одновременно выступили отряды русских войск для покорения Сванети.
     Силы были неравны, захватчиков было слишком много, а старинные башни, веками защищавшие своих владельцев от стрел и пуль, не смогли бы устоять против пушек, и, желая спасти свой народ от поголовного истребления, тавади (князь) Мурзакан, он же Константинэ в крещении, Дадешкелиани явился к начальнику штаба русских войск в Западной Грузии генерал-майору барону Петру Карловичу Услару, известному своим благородством и уважением к коренному населению, и сдался ему.

       Пленника отправили в Кутаиси, двух его старших братьев - в Тбилиси, бывший тогда резиденцией наместника русского царя на Кавказе, а двух младших сослали в одну из отдалённых губерний России.
     До рассмотрения дальнейшей судьбы сванского владетеля российским императорским двором, наместник царя на Кавказе А.Барятинский сам решил сослать К.Дадешкелиани в Эриванскую губернию - захваченное в 1828 году мусульманское Иреванское ханство, названное тогда русскими властями "Армянской областью".
     Об этом решении наместника кутаисский генерал-губернатор А.Гагарин сообщил князю К.Дадешкелиани 24 сентября 1857 года, на что тот попросил некоторое время для приведения в порядок своих расстроенных в результате боёв и оккупации домашних дел, по окончании чего обещал беспрекословно подчиниться воле победителей.
     Гагарин не счёл нужным посчитаться со столь естественной просьбой, стал злорадно издеваться над пленником. Константинэ Дадешкелиани, человек неимоверной физической силы, молча стоял и слушал брань и крики до тех пор, пока русский генерал не перешёл на ненормативную лексику, оскорбляя мать человека, народ которого всегда с глубоким уважением относился к родителям и памяти предков.
     Константинэ Дадешкелиани так же молча выхватил саблю и рассёк Гагарина пополам, убил двух напавших на него чиновников и намеренно ранил, чтобы не убивать, телохранителя Гагарина.

       Конечно же сванского князя казнили, расстреляли, а не повесили или обезглавили, за что поплатился тот, кто утвердил такой "милосердный" приговор.
     Сванети была захвачена, обложена оброком в пользу российской казны, и в 1858 году присоединена к российским владениям в Грузии в качестве отдельного приставства Кутаисской губернии, вольные сваны были объявлены казёнными крепостными и оставались в таком состоянии до 1871 года, хотя крепостное право в Российской империи и покорённых ею странах было упразднено в 1861 году.
       И после этого русские войска не раз устраивали карательные экспедиции в Сванети чтобы сломить вольный дух народа и заставить платить дань. Введение акцизов на рахи (водку) и табак, а также "почтовых денег" для несуществующей почты вывало массовое возмущение и так жившего в трудных условиях народа.
    Например, в 1876 году полуторатысячный отряд войск с музыкальной командой и артиллерийской батареей под командой генерала Э.Цитовича шесть дней обстреливали из пушек селение Халдэ, разрушили все хозяйственые постройки, сожгли урожай, вырезали скот, но лёгкие горные пушки не смогли разрушить древние башни, в которых укрылись жители, из них 32 мужчины, способных взять в руки оружие и отстеливавшихся с 1 по 27 мая пока у них не кончились порох и пули. После этого присланные сапёры заминировали и взорвали все 11 башен в наказание за непокорность местного населения завоевателям. Примечательно то, что добротно возведённые башни не разрушились, а были повалены целиком, и лишь позже разобраны на камни для новых построек.
      А на месте поселений сейчас безлюдная пустошь...

        После нового завоевания Грузии Красной армией РСФСР в 1921 году, вероломно нарушившей Московский договор от 7 мая 1920 года, и подавления восстаний против оккупантов в 1922 и 1924 годах, наряду с многими тысячами других патриотов, все ближайшие родственники Дадешкелиани были расстреляны советскими чекистами.
    Лишь немногим представителям этого рода удалось эмигрировать в Европу, где их следы и затерялись, до сих пор жив гражданин Франции и Испании, график, скульптор, журналист Николя Александр Тенгиз Дадешкелиани, с гордостью носящий фамилию матери, сванской княгини.

      Старинный фамильный замок правителей Сванети в Мазери, опустевший и заброшенный памятник старины, строители "светлого коммунистического будущего" под пение "мы наш, мы новый мир построим" разрушили и сравняли с землёй.


----------------------------

     * - российский историк доктор исторических наук профессор В.Лапин, изучавший документы периода завоевания Кавказа Российской империей, считает что с обоих сторон погибло по миллиону человек, более чем столетняя Кавказская война обходилась огромной Российской империи ежегодно 15% её бюджета.