Профессиональные союзы

Андрей Демидов 2
                Профессиональные союзы

    ( На фото: самарское общество от огня страхования)

Выдающийся политолог XIX века М.М. Сперанский писал: «Хотя силы правительства и силы народа одинаковы по своему источнику, они различны по своим свойствам. Силы, вверенные народом правительству, в руках его соединились в одну массу. Из сил физических составились войска, из богатств народных – деньги, из уважения к правительству – почести, которыми оно может наделять; напротив, силы, оставшиеся у народа – рассеяны. Вследствие этого силы правительства одерживают верх над рассеянными силами народа... Отсюда следует, что всякое правление самовластное есть насильственно и никогда не может быть законным». (Русское богатство.1906г). Вот почему, начав беспощадную войну с деспотизмом, Александр II установил законы, способствовавшие народу осознать свои права и интересы. Следующим этапом должна была стать самоорганизация самого народа, сначала в виде профессиональных союзов, а потом уже политических партий. Два последних этапа пришлись на правление либерального царя Николая II.
В конце XIX века в Самаре быстро пошел процесс формирования гражданского общества, о чем свидетельствует мощная волна создания массовых общественных организаций, прокатившаяся по всей губернии, правда, инициируемая властями. 5 мая 1895 года в Самаре произошло знаменательное событие, до тех пор невиданное. Книгопечатники, во главе которых стояли сотрудники «Самарской газеты», создали свой союз вспомоществования. В здании редакции, что находилось на Алексеевской площади, съехались именитые граждане, среди них губернатор А.С. Брянчанинов, вице-губернатор А.П. Рогович, глава епархии Гурий, а также выдающиеся журналисты, среди которых стоит назвать Гарина-Михайловского и Горького. Заседание начал старейший печатник Федор Иванович Демидов, который и зачитал устав нарождающегося профсоюза. Права, получаемые созданной общественной организацией с юридическим статусом, казались фантастическими. Здесь и возможность создавать свою сберегательную кассу, и вести торговую деятельность полиграфической продукцией, и приобретать недвижимость, проводить собрания, организовывать лекции, учебные классы по своему профилю. Главной задачей общества становилось оказание поддержки всем полиграфистам города, а также журналистам и издателям.( История движения самарских печатников(1895-1925).Самара, 1925,с.7) Все граждане, связанные с этим родом деятельности, могли стать членами профсоюза и пользоваться всеми правами и обязанностями, предусмотренными уставом. Так самарцы на деле стали учиться управлять, планировать, участвовать в выборах.
В ближайшие годы возникает «Общество вспомоществования помощников врачей», «Союз неимущих мещан города», «Второе потребительское общество», Профсоюз строительных рабочих, Ассоциация нуждающимся ученикам самарских гимназий, «Общество улучшения крестьянских хозяйств», «Евангелистическая хартия молодых людей» под руководством барона В.Ф.Энгельгарда, «Союз нуждающимся музыкантам русского музыкального Императорского общества», «Профсоюз приказчиков по зерновому, мукомольному, пароходному делу при самарской бирже», «Союз служащих телеграфа» и много других.(ГАСО,Ф.465,оп.1,д.2316,с.60)
Некоторые общества начинают представлять интересы не только отдельных социальных групп, но и всех горожан в целом. К таким относилось «Городское общество от огня страхования, где бухгалтером на добровольных началах был Петр Яковлевич Курылев. В XIX веке Самару не раз посещали красные петухи, превращавшие в пепел целые кварталы. Город, зажатый между Самаркой и Волгой, отличался скученностью своих домов, многие из которых были деревянными. В случае пожара сильный степной ветер разносил искры и дымящиеся головешки на версты вокруг. Жители бежали в реку, но пламя перекидывалось на баржи, заполненные порой мазутом и керосином. В результате люди сгорали заживо, не находя спасения нигде. Пожары порой полностью меняли облик города. На пепелище возникали совершенно новые улицы, другие архитектурные стили. «Общество от огня страхования» вело большую пропагандистскую работу по технике безопасности. Разъяснялось, как грамотно пользоваться примусами, керосинками, электричеством, как не погибнуть от угарного газа при печном отоплении. Кроме того, проводилось страхование имущества и жизни. Петр Яковлевич, как экономист, имел устойчивые связи с банками, умел грамотно заключить договор и в случае необходимости оказывал юридические услуги. Членами союза становились не только частные лица, но и торговые дома. В случае несчастья погорелец мог надеяться на финансовую помощь и поддержку коллектива. Сам П.Я. Курылев построил на Москательной свой каменный дом и убеждал всех, что этот материал хоть и дороже, но надежней, а ведь скупой платит дважды. (Личный архив Е.Г. Каштановой).
Возникшие союзы делились на две большие группы: к первой относились благотворительные организации, оказывавшие помощь неимущим, ко второй – ассоциации профессиональных работников, объединявшихся для более успешной деятельности в условиях свободного рынка труда и конкуренции. Первое направление помогало снять социальную напряженность, вело к созданию благотворительных фондов. Второе превращалось в серьезную политическую силу, создавая полноценные профсоюзы, способные защитить трудящегося от произвола нанимателя. Развитые профсоюзы создают условия для единения горожан и оказываются основой подлинного гражданского общества, а именно такую цель и ставило в то время царское правительство.
Зачатки общественных союзов стихийно возникали не только в городе, но и в сельской местности. Так 4 августа 1890 года на имя губернатора пришло прошение от учредителей предполагаемого «Новоузенского общества потребителей». Бумагу подписали: Эрастов- столоначальник городской Управы, Паничкин-член городской Управы, Глебов- фельдшер тюремной больницы, Сокольников и Иванов -учителя приходской школы, Райкин- частный поверенный по делам, Воронин, Игнатьев и Кожевников- сторожа городской Управы и другие. Полицейская проверка дала заключение: « Подписавшие прошение лица не замечены ни в каких предосудительных поступках и политической неблагонадежности, но по своему служебному и имущественному положению не представляют надлежащей гарантии.» ( ГАСО,Ф. 3, оп.233, д. 999б,с.3) Лиха беда- начало.
Через десяток лет на некоторых самарских домах появились необычные таблички, примерно с такими заголовками: «Потребительский союз», «Потребкооперация», «Сберкасса союза вспомоществования»... До наших дней такая табличка, выбитая на латунной пластинке с эмблемой города, висела на улице Вилоновской, в прошлом Александровской, близ рынка. Тогда, 100 лет назад, свои сберкассы имели трудящиеся не только промпредприятий, но и торговых домов, магазинов. Вот о чем говорится в уставе сберкассы служащих магазина Торгового дома Пиннекер: «Дать возможность всем служащим делать сбережения на случай смерти, тяжкой болезни, увольнения и потери способности к труду. Участниками кассы могут быть служащие магазина не моложе 21 года. Средства кассы образуются от 5% сбора с годовой зарплаты членов, от денежных поступлений владельца фирмы и фабрикантов-скупщиков. Все капиталы хранятся в Государственном банке и других кредитных учреждениях».(ГАСО,Ф.465,оп.1,д.2282,с.1). На 1910 год правление сберкассы из 6 человек зарегистрировало 21 пайщика. Председательствовал крестьянин Бузулукского уезда И.К.Чикин 32 лет, проживавший на Соборной, в доме 146. Известностью в городе пользовались сберкассы служащих магазина К.П. Головкина во главе с мещанином И.Г. Харченко, а также рабочих мельницы Торгового дома «Н.Е. Башкиров и Н-ки».(ГАСО,Ф.465,оп.1,д.2598,с.19).
Профсоюзное движение быстро разрасталось, охватывая все новые направления и профили. Возникла потребность в создании «Общества покровительства лицам, освобожденным из мест заключения». В уставе читаем: «Помогать возвращаться на путь честной жизни, материально поддерживать семьи заключенных и ссыльных, снабжать одеждой, пищей, медицинским пособием, рабочими инструментами, выдавать ссуды и денежные пособия, вести поиск работы, содействовать в размещении заболевших и престарелых по приютам и больницам, подыскивать дешевые и даровые квартиры нуждающимся, оказывать содействие в выдаче видов на жительство и проходных свидетельств. Общество имеет право открывать приюты, столовые, дома трудолюбия, мастерские, приобретать имущество, принимать пожертвования, получать отказы по завещанию. Члены общества разделяются на почетных, то есть пожертвовавших не менее 1000 рублей, действительных и сотрудников».( ГАСО,Ф.465,оп.1,д.2256,с.5). В 1911 году председателем общества избрали потомственного почетного гражданина 53 лет Афанасия Абрамовича Шишлова, проживавшего на улице Л.Толстого, 27, в собственном доме. Заместителем стал Н.В. Каменев, прокурор Самарского окружного суда, секретарем – Н.П. Богоявленский, протоиерей тюремной церкви.
С начала века большую активность развило мусульманское благотворительное общество. Вот чем оно занималось: «Просвещение лиц магометанского вероисповедания по вопросам экономики, политики и права, издание специальной литературы на родном языке, соблюдая законы о цензуре, открытие школ, библиотек, клубов, содержание стипендиатов в высших учебных заведениях, устройство санаториев для бедных учащихся и обеспечение нуждающихся хорошим питанием, оказание помощи бедным, проведение публичных лекций, литературных вечеров. Общество обладает правом приобретать недвижимость, получать дары по духовным завещаниям, отчуждать собственность в полное наследование». Возглавлял мусульманский союз Муртазин Мухамет Фатых Шигабетдинович 37 лет, проживавший на Казанской, 77.
В помощь сельскохозяйственным труженикам в декабре 1911 года сформировался союз пчеловодов, садовников и огородников. Председателем стал губернский секретарь Иосиф Иванович Дудинцев, проживавший на Уральской, 123. Товарищем председателя избрали почетного гражданина Василия Федоровича Балясникова, Заводская, 83. Активными членами являлись священник Троицкой церкви Иван Иванович Андреев, Предтеченская, 92, потомственные почетные граждане Михаил Александрович Стратонов, Дачная, 3, Илья Иванович Решетников, Самарская, 67, Алексей Ильич Егоров, Дворянская, собственный дом, Иван Львович Санин, Дворянская, собственный дом... В уставе значилось: «Содействовать развитию и усовершенствованию пчеловодства, садоводства и огородничества, не прибегая для этого к субсидиям и пособиям от правительств и общественных учреждений. Обсуждение разнообразных вопросов на собраниях, съездах, снаряжение экспедиций и проведение экскурсий. Издание собственного периодического журнала, учреждение музея, опытных пасек, садов, огородов, лабораторий для исследования новых методов хозяйствования, снабжение членов общества орудиями и машинами, создание кредитных товариществ, устройство выставок, аукционов, поощрение трудов и заслуг, награждение дипломами и медалями».(ГАСО,Ф.465,оп.1,д.2293,с.35).
К 1917 году в Самаре действовали самые разнообразные общественные организации: трудовое сельскохозяйственное общество «Мещанин», эстонское экономическое общество, профсоюз биржевых артелей, христианский студенческий кружок, общество взаимопомощи китайских граждан, экономическое общество трудовой интеллигенции, товарищество садовников, общество русских музыкантов, уездный учительский союз, профсоюз кучеров и сторожей, общество эсперантистов, союз квартиронанимателей, союз инвалидов, агропромышленная кооперация, общество благоустройства в дачной местности «Барбашина поляна», союз журналистов, газетчиков, издателей и любителей печатного слова. Мы перечислили лишь малую часть зарегистрированных профессиональных союзов, которые вместе и составляли в то время формирующееся гражданское общество Самары.
В то время в Самаре вовсю расцветал капитализм и горожане научились жить при нем. При капитализме всегда существуют две тенденции: одна явная, другая – скрытая. На поверхность всегда выходит индивидуализм, эгоизм как яркая черта рыночных отношений, отсюда и сатирический лозунг «Человек человеку – волк». Наши предки, однако, поняли великую истину – один в поле не воин, и победить в рыночной конкуренции может лишь система, организация, семья (мафия), а не отдельный рвач-собственник. Поэтому за внешним эгоизмом самарцев скрывалась широко развитая корпоративность, коллективность, которая и создавала устойчивость как в коммерции, так и в жизни.