Голографическая Майя

Сергей Горский Москва
                Всё реальное — неописываемо,  всё описываемое —  нереально.

                Е.А.Торчинов


ОКОНЧАНИЕ 

Начало:http://www.proza.ru/2015/11/10/1655
               
Предыдущая:  http://www.proza.ru/2015/11/15/586



В индийской философии тот самый «космический слон», который является внутренней, незримой сущностью мира, получил название Брахман: «Всё рождается из Брахмана и в него уходит», «Всё, что ни есть, есть Брахман». Брахман — это ничто, в котором таится всё,  это пустота, насыщенная всем, это Дух,  внутри которого заключена материя. 

А та материальная иллюзия, которая возникает в человеческом сознании  при взгляде на незримый Брахман,  именуется Майя  (санскр. maya, букв. — «иллюзия», «видимость»). Майя подобна радужной плёнке на поверхности мыльного пузыря, ряби на поверхности воды, постоянно меняющимся очертаниям облаков. Это преходящее и ложное представление о мире, которое не имеет ничего общего с истинной реальностью. «Истинной же реальностью является Единое (— ekam sat — буквально на санскрите — «единственное бытие») или Брахман», — утверждает Википедия.

Если в голограмме в каждой частице голографической плёнки с нанесённым на неё интерференционным паттерном таится весь рисунок, весь объект, весь «слон», то в каждой мельчайшей части Брахмана по имени  Атман таится весь Брахман. Сущность человека – его бессмертный Атман, который способен слиться в божественном трансе с высшей реальностью, Единым, Брахманом. Это слияние и составляет суть метафизического Освобождения.

«Освободиться от чар МАЙИ, разорвать узы КАРМЫ означает осознать, что все чувственно воспринимаемые явления — проявления одной и той же реальности. Это означает прочувствовать всем своим существом, что всё, включая нас самих, есть Брахман. Это ощущение называется «МОКША», или «освобождение», и составляет основное содержание индуизма» [1].   

Любопытно отметить, что Майя – это не только философское понятие родом из Индии, но и женское имя оттуда же.  Мать принца Сиддхартхи из племени шакьев, что проживало на северо-востоке древней Индии (современный Непал), звали как раз  Майей. Точнее, Маха Майей (Великой Майей). Она прожила в мире и согласии со своим мужем 20 лет совместной жизни, но детей у них не было. И вот как-то раз  Маха Майя увидела во сне, как ей в бок вошёл белый слон с шестью бивнями. Она поняла, что зачала великого человека. Хоть она и умерла вскоре после родов сына, но сон её был вещий. Её  сын стал Буддой, Пробуждённым от вечной дрёмы иллюзий, в которых пребывает подавляющая часть вида Homo sapiens на планете Земля. Рождённый из чрева иллюзии (Майи) Будда сумел избавиться от иллюзий раз и навсегда и показать путь к избавлению всем остальным. И тот самый белый слон из сна был самим Буддой, пребывавшим до рождения на небесах Тушита.

Брахман, Атман, Майя являются основными понятиями величайшей ортодоксальной философской системой Индии, построенной на Ведах, – адвайта-веданте.

«Адвайта-веданта (недвойственная, или недуальная, веданта), созданная Гаудападой (VI в.) и Шанкарой (VIII-IX вв.). Её главный принцип – "Брахман реален, мир нереален, душа суть то же самое, что Брахман". Таким образом, адвайта-веданта провозглашает абсолютное тождество истинного Я (самости) и Абсолюта ("Атман есть Брахман"). Этот бескачественный и безличный недвойственный Абсолют, иногда условно характеризуемый как бытие-сознание-блаженство, есть единственная реальность. Весь множественный мир с его субъект-объектной двойственностью есть не что иное, как иллюзия (майя), основанная на необъяснимом трансцендентальном неведении (авидья). Мудрец, постигший и непосредственно переживший тождество Атмана и Брахмана, через это интуитивное непосредственное (анубхава) знание  (джняна) освобождается от неведения и существования в круговороте сансары. Это есть освобождение  (мокша)» [2].

В неортодоксальной философской школе Индии – буддизме, который отрицает сакральный авторитет Вед, – нет ни Брахмана, ни Атмана. Им на смену пришли «раздельные мимолётные элементы», дхармы. Зато явно намечено то, что много веков спустя получило название «голографическая парадигма»:

«Объясняя учение Хуаянь своим ученикам, Фа-цзан взял десять зеркал и расположил их вокруг статуи Будды таким образом, что статуя стала до бесконечности отражаться в этих зеркалах (подобного рода экспозиции можно видеть и в современных буддийских монастырях в Китае). Этот наглядный пример иллюстрировал одно из четырёх базовых положений Хуаянь: «Всё в одном и одно во всём» — в каждом элементе весь мир и этот элемент — в каждом другом элементе».

Этот пример приводит выдающийся русский буддолог Евгений Торчинов в книге «Введение в буддизм». И далее он пишет:

«Поскольку феномены наделены природой принципа, они несут в себе все его атрибуты, в том числе и бесконечность. Следовательно, каждый феномен, каждый элемент, каждая дхарма по своей природе бесконечны и всеобъемлющи: «Каждый цветок содержит в себе мудрость всех сутр Великой Колесницы». Весь эмпирический мир — система, целостность бесконечных и поэтому взаимосодержащих друг друга элементов — феноменов, «вещей» (ср. образ сети бога Индры). В каждой песчинке Ганга содержатся все бесчисленные миры, в которых столько же Гангов, сколько песчинок в одном Ганге; в одном волоске присутствует весь золотой лев (пример, на котором Фа-цзан объяснял своё учение императрице). В качестве современного примера можно привести голограмму, каждый осколок которой содержит в себе информацию о целом; принцип голографичности становится одним из важнейших в процессе становления новой научной парадигмы, и ныне к нему проявляют всё больший интерес многие специалисты в области методологических проблем науки и научного знания. Мир в его подлинной реальности — это единая целостная система «принципа», явленного в «вещах», и «вещей», каждая из которых несёт в себе все остальные» [3]. 

Вышеупомянутая «новая научная парадигма» появилась на свет стараниями физика Дэвида Бома и нейрофизиолога Карла Прибрама в ХХ веке. Причиной тому и послужили те самые «чудеса в квантово-релятивистском решете», в первую очередь – квантовая нелокальность и «призрачное действие на расстоянии», которые абсолютно противоречат теории относительности Эйнштейна.

Представьте себе, что две частицы находятся на разных концах Вселенной. Расстояние между ними, допустим, 20 млрд световых лет. Это значит, что свету понадобится 20 млрд лет, чтобы от одной частицы «доплести» до другой со скоростью  300 000 км/сек.

И вдруг, (о чудо!), одна частица мгновенно повторяет те же действия, что и вторая, обезьянничает в зеркало, как будто мгновенно подглядывает за ней «через годы, через расстоянья». Примерно это называется квантовой запутанностью в мире квантовой магии.

             «Квантовая запутанность — состояние неразрывной целостности, единства» [4].

Это была очередная научная революция. Революция под знаменем нелокальности:

             «МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ГОТОВЫ РАДИКАЛЬНО ПЕРЕСМОТРЕТЬ
             НАШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РЕАЛЬНОСТИ,
             ОТКАЗАВШИСЬ ОТ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПРИНЦИПА ЛОКАЛЬНОСТИ» [5]. 

ДОЛЖНЫ, но пока не отказались. Пока ещё скорость света в научном мейнстриме – Абсолют, преодолеть которую не может никто  из жрецов науки и ничто из материальных тел и взаимодействий. Хотя и без еретиков в научном мире не обходится.

Как всегда это бывает, выводы учёных о нелокальном взаимодействии, которое предполагает теорема Белла, разделились, причём порой диаметрально противоположно. Так, с точки зрения реальности, для кого-то, как, например, Джона Гриббина, "нелокальное взаимодействие  означает одно из двух: «либо всё реально, либо всё нереально»" [5]. 

А для кого-то ещё это означает не «одно из двух», а «два в одном». В полном соответствии с восточной философией в голографической парадигме появилось два уровня реальности, два порядка бытия, локальный, ограниченный скоростью света, и нелокальный, где всё находится в состоянии неразрывного Единства. Как сказал поэт:

                «Не можешь ты цветок сорвать, чтобы звезды не потревожить».

Именно такой научный подход к новому представлению о реальности предлагает голографическая парадигма.  Она появилась на свет как оригинальный вариант разрешения феномена нелокальных корреляций, предполагаемых квантовой механикой.
   
Согласно этой парадигме (греч.  – «образец», «пример для подражания»), существует 2 уровня реальности, два порядка – свёрнутый, неявный, импликативный (“implicate”), который напоминает двумерную плоскость с запутанным и непонятным  интерференционным узором на ней,  и развёрнутый, явный, экспликативный (“explicate”), который представляет из себя зримое, ясное, объёмное, трёхмерное изображение. В свёрнутом порядке привычных понятий пространства и времени  не существует, весь мир представляет собой единое нелокальное Целое (Holos), примерно как в античной философии Плотина, в которой истоком мира служит метафизическое Единое.  Скрытый, импликативный порядок насыщен «под завязку» информацией обо всём сущем в прошлом, настоящем и будущем:

«Поскольку импликативный порядок является основой, произведшей на свет все сущее, он должен  по крайней мере содержать каждую элементарную частицу, которая была или будет; каждую возможную конфигурацию материи, энергии, жизни и сознания, от квазаров до стихов Шекспира, от двойной спирали ДНК до сил, контролирующих размеры и формы галактик» [6].

Наличие скрытой глубинной реальности в голографической парадигме напоминает учение о бытии в древнеиндийской философии, где весь мир происходит из незримого Брахмана, являющегося Высшей реальностью, а весь материальный мир – иллюзией существования: 

«Одно из самых революционных предположений Бома заключается в том, что наша осязаемая повседневная реальность на самом деле — всего лишь иллюзия, наподобие голографического изображения. Под ней находится более глубокий порядок бытия — беспредельный и изначальный уровень реальности, — из которого рождаются все объекты и, в том числе, видимость нашего физического мира аналогично тому, как из кусочка голографической пленки рождается голограмма.

…Другими словами, электроны и все другие частицы — не более материальны и постоянны, чем форма, принимаемая гейзером, когда он фонтанирует из земли. Они поддерживаются непрерывным притоком из импликативного порядка, и когда частица предстаёт перед нами как распадающаяся, на самом деле она никуда не девается. Она просто свёртывается обратно в глубинный порядок, откуда произошла» [6].

В обычной оптической голограмме вся информация о трёхмерном объекте записана голографическим образом на двумерной поверхности, плоскости. И вот что удивительно: как оказалось при исследовании чёрных дыр,  их информационная ёмкость в полном соответствии с голографической парадигмой зависит лишь от площади двумерной поверхности, а не от объёма!?

«Этот удивительный результат — что информационная емкость зависит от площади поверхности — находит естественное объяснение, если голографический принцип, предложенный в 1993 г. Нобелевским лауреатом Герардом Хоофтом из Нидерландов и развитый дальше Сасскиндом, соответствует истине. В обычной жизни голограмма представляет специальную разновидность фотографии, при которой воссоздаётся полный трёхмерный образ предмета при специальном освещении. Вся информация, описывающая трёхмерную картину, закодирована в виде тёмных и светлых полос на двумерной плёнке, готовой к воспроизведению.  Голографический принцип утверждает, что некоторый аналог этой оптической магии применим для полного физического описания любой системы в трёхмерной области: он утверждает, что другая физическая теория, определённая только на двумерной поверхности, ограничивающей данную область, полностью описывает трёхмерную физику внутри области» [7]. 

Фактически это означает, что любой физический объект, например, человек, будь то мужчина с выпуклыми бицепсами или же хрупкая женщина по имени Майя, радующая мужской взгляд совершенством своих вполне объёмных форм, являются лишь голографической проекцией с некой свёрнутой, плоской, импликативной поверхности. Ведь все мы прекрасно помним, что любой материальный предмет – камень, ножницы, бумага, мужчина, женщина – есть воплощённая пустота. Вещество состоит из молекул. Молекулы, в свою очередь, состоят из атомов. А атомы – это воплощённая пустота.  99,999999999999 % объема атома составляет именно пустота. Если ядро атома увеличить до размера футбольного мяча, то электрон будет парить на расстоянии  примерно в 32 километра от него. Всё остальное пустота.

«Но если всё вокруг нас, да и мы сами, состоит из пустоты, то почему мы не можем проходить сквозь запретные двери? Другими словами, что придаёт веществу твёрдость?

Квантовая теория показала, что эти поразительные свойства атомов обусловлены волновой природой электронов. Для начала скажем, что твёрдость материи — результат типичного "квантового эффекта", обусловленного двойственной природой материи и не имеющего аналогов в макроскопическом мире. Когда частица находится в ограниченном объёме пространства, она начинает усиленно двигаться, и чем значительнее ограничение, тем выше скорость. Следовательно, в атоме действуют две противоположные силы. С другой стороны, электрические силы стремятся как можно сильнее приблизить электрон к ядру. Электрон реагирует на это, увеличивая свою скорость, и чем сильнее притяжение ядра, тем выше скорость; она может быть равна шестистам милям в секунду. Вследствие этого атом воспринимается как непроницаемая сфера, так же как вращающийся пропеллер выглядит как диск. Очень сложно ещё больше сжать атом, и поэтому материя кажется нам твёрдой»[8]. 

Так что квантовые эффекты отвечают  за то, что пустота становится твёрдой, голографические спецэффекты придают этой пустоте, насыщенной информацией и энергией, объём, а то и массу, ну а мозг раскрашивает эту пустоту во все цвета радуги, преобразуя бесцветную длину волны отражённого света в цвет для нашего мозга и сознания.

А в целом весь мир – гигантская, роскошно детализированная голограмма, которую, в отличие от обычной оптической голограммы, можно не только увидеть, но и потрогать, и пощупать, и понюхать, и вкусить. (Чудны дела твои, Господи!)

Вся информация о трёхмерном, объёмном мире во всей её полноте содержится на некой загадочной импликативной плоскости, на которой запечатлён не менее таинственный интерференционный  узор. И некий таинственный физический механизм превращает этот скрытый от человеческого ока узор во все видимые, слышимые, ощущаемые материальные  тела. Fiat lux! Да будет свет!

Согласно специальной теории относительности, за пределы скорости света ни одно материальное тело, ни одно материальное взаимодействие вырваться не могут. При приближении к скорости света они наливаются свинцовой массой (хотя куда там свинцу до таких масс!), они сокращаются в размерах и тормозят движение во времени. Скорость света для материальных тел служит непреодолимым энергетическим барьером. Преодолеть этот барьер не может ни одно материальное тело. Почему?

Уж не потому ли, что сам свет, то есть электромагнитное излучение, служит некоторым образом творцом этой локальной материальной голографической реальности, индийской Майи?

Обычный, локальный слон из плоти и крови может быть записан голографическим способом на плоскую плёнку в виде непонятных для человеческого разума крючков, штришков  и закорючечек. В каждой мельчайшей частице этой плёнки закодирован весь слон.

Необычный, нелокальный и нематериальный «слон», аналог космического Целого, равного одной точке, философского понятия Единого от неоплатоника Плоти'на, индийского Брахмана тоже, наверное, может быть записан с помощью «божественных» или «ангельских» технологий на некую таинственную космическую плёнку, о которых современный человек разумный не имеет ни малейшего понятия. В каждой мельчайшей частице этой плёнки, в каждом зерне песка закодирован весь «космический слон».

В отличие от обычной голографической плёнки эта космическая голографическая «пленка» или двумерная поверхность также должна отражать неотъемлемые свойства Единого, Брахмана, Альфы и Омеги всего сущего, нелокального «космического слона».

Ей должна быть присуща, во-первых, нелокальность, то есть мгновенность взаимодействия, унаследованная от нелокального Единого.

Во-вторых, её характерной чертой должна быть магическая потенциальность, гибкость, открытость, которая реализуется в привычную «окаменевшую» физическую реальность путём человеческо-квантового взаимодействия (теория “It from bit” Уилера).

В-третьих, её характерной чертой должен быть иррационализм, так как ни привычные понятия пространства-времени, ни человеческая логика, ни слова, ни зримые образы к «космическому слону», нелокальному Единому неприемлемы. В философии это описывается при помощи отрицательных определений: «Нети-нети», то есть «ни то и ни то». 

Единое – это, говоря словами того самого Канта, который совершил коперниковскую революцию в философии, “вещь в себе”, философский ноумен, который выходит за границы ограниченного человеческого разума, «чистого разума», как говорил сам агностик Кант, не верящий в познаваемость мира. Человек, по его мнению, может познать только мир феноменов – африканских и индийских слонов, людей и зверей, звёзд и солнц, больших и малых планет…

             «Кантовское противопоставление явления и “вещи в себе” возвращает нас к Единому. Все чувственное – иллюзия, плод человеческого ума, реально лишь Единое. Первое – феномен, второе – “вещь в себе”. Кант останавливается на феноменах, отказываясь рассуждать о существующем за миром явлений, тогда как индийская мысль устремлена за границу чувственного мира. Кант – итог попыток западной философии отделить явление от сущности. Он закрыл эту проблему, приблизив новоевропейскую философию к индийской» [9].
 
Именно эти проявления нелокального Единого, философского непознаваемого ноумена, мы и видим чудном и чудесном мире квантов: нелокальность, субъективность, иррационализм. Вычислить квантовые эффекты можно, а понять – нельзя. «Заткнись и вычисляй!»

Плюс пресловутая вероятность, которая возникает из-за того, что человек – существо локальное, ограниченное во всех отношениях. Он существует «здесь и сейчас», и в полном соответствии с Козьмой Прутковым не может «объять необъятное».

Маленький локальный человечек, крутящийся в мире локальных феноменов как белка в колесе или как Атман в колесе перевоплощений, привык к локальному детерминизму Лапласа, который сказал в своё время такую  коротенькую и незатейливую   фразу:

             «Разумное существо, которое в данный момент знало бы все движущие силы природы и взаимное расположение образующих её тел, могло бы — если бы его разум был достаточно обширен для того, чтобы проанализировать эти данные,— выразить одним уравнением движение и самых больших тел во Вселенной, и мельчайших атомов. Ничто не осталось бы сокрытым от него —  оно могло охватить бы единым взором как будущее, так и прошлое». (Такое гипотетическое всеведающее разумное существо учёные прозвали демоном Лапласа.)

Короче говоря  (краткость —  сестра нашего быстротекущего и  продвинутого времени), зная начальные условия мира и все его законы, ты сможешь  вычислить будущее и прошлое  на кончике пера.  Ты сможешь предвидеть  ход событий  с цифрами и счётами в руках, как это делал Ньютон с материальными телами и космическими объектами.

А в вероятностном мире квантовой механики этот локальный детерминизм не действует, как и локальный реализм Эйнштейна.  Даже если у тебя в руках не древние счёты или арифмометр, а современные ЭВМ и суперкомпьютеры. Про него можно забыть и выкинуть его на свалку истории. Зато на смену ему, как альтернатива, приходит нелокальный детерминизм и нелокальный реализм, где «все реальное — неописываемо»:

               «В середине [ХХ] века Джон Белл доказал теорему, согласно которой могут существовать только два типа научных теорий, выводы которых согласуются с результатами физических экспериментов. Если теория совершенно точно описывает поведение объектов подобно классической физике (эту особенность физики назвали детерминизмом), то она, эта теория, должна допускать мгновенные физические взаимодействия (такую особенность теории назвали нелокальностью). Это значит, что вся бесконечно большая Вселенная должна иметь размер бесконечно малой точки, и в ней, в духе восточных вероучений, всё  становится всем и любая часть оказывается равной целому.

               А если теория локальна, то есть описывает мир, где есть и «самое большое» и «самое маленькое», тогда она не может быть детерминистской —  скорость физических взаимодействий в ней ограничена (как в Теории относительности), и обо всех событиях можно говорить только с известной долей вероятности (как в квантовой механике).

             Ясно, что теории второго типа больше соответствуют европейскому типу мышления, зацикленному на поиске причин и следствий.  Но важно понять другое следствие, вытекающее из теоремы Белла: не может быть теорий, сочетающих детерминизм с локальностью» [10]. 

А на смену маленькому локальному человечку приходит нелокальная личность, для которой «ты – это то» (tat twam asi), для  которой парадокс «вас реально не существует» является сверхразумной иррациональной истиной, которой под силу «объять необъятное».  Корпускулярно-волновой дуализм квантового мира чудес является оборотной стороной иного, философского  субъект-объектного дуализма.
 
Пока человек делит мир на «я» и «не-я», на субъект и объект, на наблюдателя и наблюдаемое, дуализм философский порождает дуализм корпускулярно-волновой.

Пока человек разумный сканирует голографическую проекцию нелокального Единого при помощи локального взаимодействия – луча света, то есть электромагнитного взаимодействия, имеющего конечную скорость распространения, – он будет видеть голографическую иллюзию: материальную, то есть слепленную из вещества,  энтропийную, то есть где всё обречено на хаос, энтропию смерть, локальную, то есть существующую «здесь и сейчас».

Когда нелокальная личность осилит нелокальные взаимодействия – он познает весь мир во всей его внутренней сущности: мир нематериальный, нелокальный, негэнтропийный, мир Информации и Вечной Жизни. Это и составляет суть буддийского Пробуждения и индуистского Высшего Освобождения. Заткнись и созерцай!


                В одном мгновенье видеть вечность,
                Огромный мир — в зерне песка,
                В единой горсти — бесконечность
                И небо — в чашечке цветка.

                Уильям Блейк


Примечания:

1. Фритьоф Капра «Дао физики», глава 5,  «Индуизм»               
2. Е.А. Торчинов «пути философии Востока и Запада»
3. Е.А. Торчинов «Введение в буддизм», глава 9
4. Сергей Доронин «Квантовая магия»
5. Цит. по Роберт Антон Уилсон «Новая инквизиция», глава 4
6. Майкл Талбот «Голографическая Вселенная» 
7. Цит. по  Зураб Силагадзе «Сколько ангелов может танцевать на булавочной головке?»   
8. Фритьоф Капра «Дао физики», глава 4 «Новая физика»
9. История философии: http://intencia.ru/Pages-view-501-2-1.html
10.Вячеслав Жвирблис «Физика как предмет веры»


              18.11.2015