Легизма предшественник конфуцианства

Виталий Шолохов
Легизма - политическая доктрина - разработанная в ходе жестоких войн в четвертом веке до нашей эры (Schafer: Шафер, Эдвард Х. Древний Китай. Великие века человечества: История культуры мира. Нью-Йорк; Тiтe Life Books, 1967. С.83)
В отличие от интуитивной анархии даосизма, и доброжелательности конфуцианства, легизма является классической китайской философией, которая подчеркивает необходимость поддерживать порядок выше всех других человеческих проблем. Основатель юридической школы был Синь-цзы.
Конфуций обладал оптимистичным взглядом на человеческий потенциал. Хотя как конфуцианство, так и легизма призывали к государственной иерархии и приверженности к традиции, различие между двумя школами в том, что конфуцианство выступало за то, чтобы доброжелательно относиться к правящей верхушке и демонстрировала это на собственном примере. Легисты, они же законники санкционировали военную деятельность как важнейшее дело для выживания и расширения политического сектора.
Законники считали, что управление может только стать тогда наукой, когда правители не будут обманутыми благочестивыми с их невозможными идеалами, такими как «традиция» и «человечность». По мнению Законников, попытки улучшить человеческую ситуацию по благородному примеру, образованию и этическими заповедями - бесполезны. Вместо этого, люди нуждаются в сильной власти и продуманном своде законов, а также в полицейских силах, которые бы строго и беспристрастно соблюдали эти правила и наказывали резко даже за самые незначительные нарушения.
Бюрократы могли происходить из любого класса и вступление в должность должно было быть основано на способности, а не на рождении.
Расцвет легизма был в Царстве Цинь незадолго до создания Китайской империи. Законники превратили Цинь в сильное государство с сильной армией. Это позволило иметь свои войска, чтобы победить другие царства и создать Китайскую империю. Но династия Цинь сохранилось лишь несколько лет после смерти первого императора.
Династия Хань, которая взяла на себя управление империей, приняла инновации династии Цинь – допустить в управление империей профессиональную бюрократию. Однако официальной философией империи Хань было принято конфуцианство. В то же время, некоторые администраторы, по-видимому, придерживались философии легизма без публичной поддержки его. Таким образом, даже после падения империи Цинь и роста империи Хань были министры, которые были якобы конфуцианские, но которые управляли в соответствие с законами и их принципами. Таким образом, влияние легизма продолжалось еще долго после его официальной гибели, как школы мысли.
Исторические данные, приведенные выше, взяты из Википедии. Но из этих данных самым важным, на мой взгляд, оказывается то, что, Легизма возникла и функционировала в те годы, когда шла война между царствами. Но, как только образовалась Империя, возникла потребность в другой политике. Ее идеологом оказался Конфуций. Точнее - его школа.
Полученный вывод имеет принципиальное значение. Сегодня часто ссылаются на пример Китая, который продемонстрировал устойчивое развитие в течение более двух тысяч лет под знаменем конфуцианства
История говорит и о том, что во время войн между царствами были достигнуты выдающиеся научно-технические результаты.
Можно выдвинуть такую гипотезу: выбор политики определяется внешне-политической обстановкой, а не привлекательностью или разработанностью идеологий.

11\17\2015