Что такое узбекская модель развития? Ч. 1

Рустамжон Абдуллаев
Что такое «узбекская модель» развития и принципы перехода к рыночной экономке? Часть 1

Некто Резо Чедия 8 ноября 2015 года на сайте e-center.asia опубликовал статью под заголовком «Узбекская модель развития: мираж или ложь». Прочитав эту статью, можно было бы и не обратить на нее никакого внимания из-за того, что ее автор является профессионально некомпетентным человеком в тех вопросах, которые он поднимает в этой статье. Однако меня заставили обратить на нее внимание некоторые мои читатели утверждающие, что якобы она является неким ответом на мою статью «Ислам Каримов – основатель Узбекистана, как отцы-основатели США». Поэтому я решил проанализировать и поделиться с читателями результатами своего анализа этой статьи. Ибо в ней мне приходиться не только показать и доказать профессиональную некомпетентность автора этой статьи, пытавшегося ввести читателей в заблуждение в вопросах, что касается достоверности статистических макроэкономических показателей Узбекистана за годы его государственной независимости, на основе недостоверных данных. Причем, несмотря на тот факт, что они признаны авторитетными международными финансово-экономическими институтами. Но и разоблачить автора статьи, выступающего под псевдонимом Резо Чедия, отвечая на вопрос: какой профессионально некомпетентный и неадекватный экономист выступает под этим ником?

Так, Резо Чедия, из-за того, что не знает: когда и где были выдвинуты пять принципов перехода в Узбекистане к рыночной экономике, названные западными экономистами ; «узбекской моделью» развития, в первом же абзаце своей статьи [1] допустил две ошибки. Он, из-за своей профессиональной некомпетентности, допустил эти ошибки, утверждая, что Ислам Каримов якобы «еще в середине 1990-х годов» выдвинул не вышеуказанные пять принципов, а пять постулатов реформирования национальной экономики. Ибо эти пять принципов Исламом Каримовым впервые были изложены на четвертой сессии Международной экономической организации «Форумфонд» в Швейцарии 18 июня 1993 года, о чем я писал в своей монографии, опубликованной в 1994 году [2].

1. Резо Чедия, далее останавливаясь не на первом, а на втором принципе, сформулированном Исламом Каримовым на вышеуказанном экономическом форуме, где говорится, что: «Во-вторых, главным реформатором должно выступать государство, которое определяет приоритеты и вырабатывает политику преобразований». И, отбросив из этого принципа всю его вторую часть и написав, будто бы он состоит только лишь из утверждения: «Главным реформатором является государство», пишет, что: «Иначе говоря, не общество стремилось изменить текущее социально-экономическое положение и политическое пространство, а государство, осуществляющее свои функции через чиновников, органы власти» и всякую другую чушь. Поскольку он не знает не только что такое общество, но и тот факт, что и в самых демократических государствах экономические и политические реформы проводить не общество, а его особая организация политической власти ; государство, располагающее специальным аппаратом принуждения; выражающее волю и интересы господствующего класса или всего народа.

2. Говоря о следующем принципе, И. Каримов говорил, что: «Третий принцип – верховенство закона. Это означает, принятая демократическим способом новая  Конституция и законы обязаны уважать и соблюдать все без исключения».

Однако Резо Чедия и из этого принципа полностью отбросив его вторую часть и тут утверждает, что: «В принципе верный принцип был ловко сгенерирован в создание правовой свободы для коррупции и вседозволенности власти». И, как «очевидец» или «свидетель» утверждает следующее.

Якобы и у нас в Узбекистане как, например, с Мухтаром Аблязовым, в Казахстане, другими олигархами и крупными предпринимателями этой страны, стало «возможным покупать указы и постановления правительства, предоставляющие отдельным юридическим лицам налоговые и таможенные льготы, отсрочки кредитов, конвертацию валюты, доступ к лимитированным ресурсам». Ибо он не знает, что в Узбекистане таких олигархов и крупных предпринимателей не было раньше, нет и сейчас.

Читать далее:
Автор: Рустамжон Абдуллаев, доктор экономических, академик.