1. Не Мамлакат

Роберт Ридель
 
   

 На снимке - первомайский утренник в детском саду.
Энгельс,  май 1938 года.


Старая потрёпанная фотография, на обороте надпись «Энгельс, 1938 г.»   Первомайский утренник в  детском саду, дети в национальных костюмах.  Я в костюме кавказца стою крайний справа, на мне  черкесска с  газырями, на поясе кинжал.  Кинжал и газыри, конечно, деревянные, обёрнутые фольгой, а свой кавказский ремень дал мне поносить папа.

На стене за детьми большая картина,  на ней Сталин и Мамлакат, говорили воспитательницы.  Только спустя много лет я узнал, что девочка на картине  не  Мамлакат, а  Геля. 

Картина повторяла известную фотографию, сделанную в Кремле в 1936 году.  На ней Сталин и пятилетняя бурятская девочка Геля (Энгельсина) Маркизова, дочь  наркома земледелия Бурят-Монголии (теперешней Бурятии) Ардана Маркизова.   Фотографию с надписью «Сталин и Геля» напечатали  в газетах, с неё сделали  множество картин, плакатов, открыток, значков и даже скульптуру. Некоторые копии были с лозунгом: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!»

В 1937 году  отца Гели арестовали, обвинили во вредительсве  и через год расстреляли. Теперь получалось, что на  фотографии  Сталин и  дочь врага народа.  Такое допустить, конечно,  нельзя, но и уничтожить многочисленные копии было невозможно. И дали команду - сменить имя девочки на Мамлакат.  Мамлакат Нахангова действительно была, таджикскую девочку за рекордный сбор хлопка наградили    орденом Ленина.  Но ей тогда было двенадцать лет, но на разницу в  возрасте не стали обращать внимание  - на постаменте скульптуры  «Сталин и Геля» выбили новую надпись  «Сталин  и Мамлакат».

 А детишкам на утреннике, конечно, было весело.  Они не знали, какое у них будет  детство. Не у всех, я думаю, оно   будет счастливым – продолжались известные события 1937 года,   через несколько лет начнётся война, а детей-немцев, вроде меня, вместе с семьёй сошлют на дальние окраины  Сибири и Средней Азии.