Балахманный выходной

Ади Гамольский

Ведь как бывает в жизни: вроде бы живёшь среди нормальных людей, и вдруг встречаешь человека…  Как бы это помягче выразиться – не совсем нормального. Нет, я не в плане сексуальной ориентации или в психическом плане. Нет. Скорее встречаешь человека вроде бы и нормального, но с совершенно иным поведением, отношением к жизни, отличным от твоего,  балахманным, одним словом!

Вот так однажды оказался я в командировке в Москве вместе с таким балахманным из нашего же института. Звали его Юра, но после всего, что мне пришлось пережить с ним, иначе, как балахманный я его не мог называть. Представьте себе молодого мужчину с внешностью артиста Александра Панкратова-Чёрного, с такими же усиками. Вот только снабженный невидимым никому, электрогенератором или атомным реактором, громадной никем неуправляемой мощности. Меня ещё сотрудники предупреждали, чтобы был я с ним осторожным. Кто его знает, что он в очередной раз отчебучит.

Итак, наступил выходной. С утра Юрка заявил программу на весь день: завтрак, затем выход в город на поиски приключений, обед в ЦДЛ (Центральном доме литераторов) и ужин – где придётся. Единственное, о чём я попросил его, это включить в программу посещение Картинной галереи на Крымском валу, где была выставка любимого мной художника  Д.Д.Жилинского. Вроде бы план действий на выходной был согласован. Теперь вперёд! Но я ещё не знал, с кем имею дело.

Стоял прекрасный зимний день: лёгкий морозец, без ветра. Москва – всегда Москва, но сегодня, припушеная снегом, с  розовой утренней подсветкой высокого неба, она  настраивала на оптимистические чувства. И в таком приподнятом настроении мы двинулись на поиски приключений.

 Приключения начались сразу же,  на выставке. Я кинулся к моим любимым картинам  и, вполне естественно к картине «Гимнасты СССР». Дело прошлое – занимался в своё время акробатикой и, разумеется, было много друзей-гимнастов. Да и потом фамилии ведущих гимнастов страны были тогда знакомы очень многим моим современникам. А наша землячка Полина Астахова, изображенная на этой картине, была известна практически всем донецким фанатам гимнастики.

Стою это я себе, любуюсь, как раз, картиной «Гимнасты СССР». Когда этот чертяка балахманный толкает меня в бок и громко говорит: «Да, дорогой, ты тогда был гораздо стройнее!» Я оборачиваюсь к нему – ты что, мол, совсем мозгами поехал? А он спокойно так продолжает: «Да и волос на голове было тогда у тебя больше!» Гляжу на него – не пойму в чём дело. Какой очередной подвох в его словах?  А рядышком стоит дама, такая типичная посетительница выставок и тому подобных мероприятий. Вся такая из себя – на лице  солидные очки, на шее несколько ниток бус, газовый шарфик, на запястьях рук несколько браслетов, а пальцы, естественно, унизаны перстнями и кольцами.

Смотрит она то на меня, то на Юрку, видимо что-то соображает. Потом неожиданно кидается ко мне, протягивает проспект выставки и почти кричит: «Автограф! Умоляю, Ваш автограф!»  Я тоже оторопел, смотрю то на неё, то на этого балахманного, мол, подскажи – что происходит?  А он так спокойненько, даже с некоторой ленцой, и выдаёт, показывая на гимнаста  Лисовского,  - «Ну это же тебя нарисовал художник!» Я чуть собственный язык не проглотил, а он продолжает: «Ну, дай даме автограф. Тебе жалко что-ли?»

Смолчал. Расписался на проспекте. Но, когда дама отошла, двинулся на него, сжимая кулаки. А Юрка так спокойненько и говорит: «Надеюсь, что в помещении картинной галереи ты не будешь устраивать выяснение отношений?» Ну что ты скажешь на такую наглость? И главное – хоть бы чуть я был похож на этого гимнаста! Просто он увидел эту даму и решил её разыграть. Ну, не прохвост балахманный!?

А он и продолжает: « Представь себе – день только начался, а ты уже совершил поступок, который смело можно отнести к категории гуманных! Незнакомой женщине такое удовольствие доставил. Ты подарил ей автограф знаменитого гимнаста! Слава тебе! День продолжается!»

И действительно, день уже подошел к середине, а что ещё меня ожидало с таким балахманным спутником,  можно было только предполагать.  Судя по ситуации, нам предстоял поздний обед, плавно переходящий в ранний ужин. В соответствии с согласованной программой, обед предполагался в ресторане  Центрального дома литераторов - ЦДЛ. И в том, что это будет очередное приключение, я уже не сомневался. Вот только какое?

В своих ожиданиях я не ошибся – на входной двери было прикреплено объявление: «Ресторан закрыт на спецобслуживание».
Вынужден пояснить, что в описываемое время приставочкой «спец» обозначались, как правило, вещи или события, которые не были предназначены для рядового потребителя. Вы же наверняка помните миниатюру Жванецкого, в которой герои Карцева и Ильченко находятся на спец складе. Здесь всё есть! В отличие от обыденной жизни. И белые джинсы и синие джинсы, и шапки меховые,  и сазан, и форель, и сом и даже стерлядь! И оленьи языки, и всевозможные колбасы и даже пиво восьми сортов!

Поэтому балахманный Юрка начал горячо убеждать меня в том, что наше присутствие на этом спецмероприятии, да ещё со спецобслуживанием просто жизненно необходимо! Ведь там должно быть нечто такое! Такое! Такое… Вобщем, такое, что не выразить словами! Все мои возражения были отвергнуты решительно и тотчас же!

Коротко скомандовав – «За мной!», он решительно двинулся во двор. Словно по договоренности с ним, внезапно открылась дверь и из неё вышел человек в фартуке и белом халате, с мусорными вёдрами в руках. Всё ясно! Там наверняка должен быть вход в ресторанную кухню! Не сбавляя темпа, мы вошли в открытую дверь и оказались в подвале, где, действительно находилась кухня ресторана. Откуда только Юрка балахманный мог знать об этом?!


 А теперь представьте на минуточку картинку: два с виду ненормальных (или просто подозрительных) типа, в меховых шапках и полушубках, молча, никого  ни о чём не спрашивая, сопровождаемые удивленными взглядами персонала, быстрым шагом идут мимо всех этих печей, духовок, шкафов и прочей кухонной утвари. Проходят в конец кухни, по лестнице поднимаются непосредственно в ресторан. Далее, не сбавляя скорости, пересекают его, выходят в заполненный людьми, вестибюль, молча сдают верхнюю одежду в гардероб. Видели всё это многие, - повара и другие работники кухни, официанты, посетители ресторана, но ни  один человек не посмел задать нам вопрос. Наверное думали: «А может быть так и надо?».

Обмирая от страха, я тихо спросил Юрку: «Юра! Где мы? Что это за люди? Почему их столько много?» Этот балахманный видимо и сам не ожидал, что мы попадём на   какое-то многолюдное сборище, но виду не подал. « Это – спецмероприятие! Молчи! И не задавай лишних вопросов! - резко ответил он,-  Щас во всём разберёмся. Только не дёргайся! Спецмероприятие! Понял?!»

С этими словами он решительно подошел к столику у входа, на котором были сложены подписанные конверты. Взял два из них и также решительно открыл.  Внутри оказались пригласительные билеты на мероприятие. Оказалось, что сегодня здесь намечается торжественное собрание и концерт по поводу пятидесятилетия со дня основания города Норильска! И, словно дождавшись нашего появления, тотчас же раздался звонок, присутствующих пригласили в зал. Ну, слава Богу!

Оказалось, что торжественная часть уже благополучно закончилась и теперь всех присутствующих, а значит и нас с Юркой, приглашали на концерт. Как бы в награду за все мои переживания, он оказался просто великолепным! Спецконцерт!  Пел замечательный певец Иван Суржиков, выступали Александр Ширвиндт и Михаил Державин, читала свои восхитительные миниатюры замечательная Елизавета Ауэрбах. Теперь уже и не вспомнить всех артистов. Настроение было просто великолепное! Про обед мы даже как-то  и забыли. Да и вообще, какой там обед, если такой концерт! Вернулись в гостиницу в отличном настроении ведь все, в конце концов, благополучно обошлось!

Только напрасно мы радовались. По возвращении из командировки, нас вызвали в первый отдел и  настойчиво требовали объяснить, с какими целями и каким образом мы проникли в ЦДЛ. Кто содействовал нашему появлению на закрытом спецмероприятии,  где присутствовали, на одну минуточку, члены правительства?
Ну, не рассказывать же им, как мы нагло вломились в ЦДЛ со двора через кухню и ресторан.

В дальнейшем  я старался с этим балахманным в командировки больше не ездить.