Зеленая весна от Раду Поклитару

Елена Узун
Премьера балета «Весна Священная» на музыку Игоря Стравинского состоялась 22 ноября 2002 в Киеве, Национальная опера им. Т. Шевченко. Хореография и либретто Раду Поклитару. Сценография Андрея Злобина. Костюмы Анны Ипатьевой. Исполнители: Балет Национальной оперы Украины им. Т.Шевченко. Киев. Дирижер-постановщик Народный артист России и Украины Владимир Кожухарь. Солисты: Девушка - народная артистка Украины Татьяна Боровик, Юноша - заслуженный артист Украины Сергей Сидорский, Учитель - заслуженный артист Украины - Дмитрий Клявин,  Соперник - Егор Булычев.  Жанр - балет-урок, балет-притча, балет-предостережение.
   
История: Мировая премьера «Весны священной» (либретто И.Стравинского и М.Рериха, художник М.Рерих) состоялась в 1913 году в театре на Елисейских полях и вызвала в Париже неслыханный скандал. Публика была шокирована не только постановкой Вацлава Нижинского, но и музыкой Игоря Стравинского. Через семь лет после премьеры  балет был снова поставлен в Париже Леонидом Мясиным и стал хитом сезона. «Весна Священная» была поставлена в Буэнос-Айресе, Филадельфии, Мюнхене, Дюссельдорфе, Стокгольме, Брюсселе, Лондоне, Берлине, Милане, Москве, Петербурге, Минске. На киевской сцене «Весна Священная» стала третьим балетом Стравинского после «Жар-птицы» и «Петрушки». И надо отметить, что либретто Поклитару не имеет ничего общего с исходной идеей Стравинского, Рериха и Нижинского.

Сам Поклитару поясняет: «Первый вариант Весны священной - это языческая Русь, гениально воплощенная Нижинским. Второй путь - это полностью отказаться от какой-либо национальности и эпохи, вывести на сцену женщин и мужчин в комбинезонах и просто рассказать о том, как рождается чувственный порыв, любовь. Этот путь тоже был совершенно гениально пройден Бежаром. Я решил сочинить свою историю. Я слушал эту музыку, и мне привиделось некое фантасмагорическое учебное заведение, где жестоко подавляется индивидуальность. Но вопреки царящим здесь законам, между парнем и девушкой возникает любовь, и им удается отстоять свое чувство, пусть и ценой жизни».

И в самом деле, «Весна священная» в трактовке Поклитару совершенно неожиданна - это серо-болотно-зеленоватая картина унифицированной школы, где все ученики безволосы, одинаково одеты и одинаково схематично движутся. Это люди-зомби, люди-роботы, жизнь которых прописана по Уставу. Они живут, совокупляются и размножаются по заданной схеме, не смея выразить свою волю, чувство или желание. Так образуется хорошо отлаженная человеко-машина, движущаяся то единой массой, то людьми-детальками врассыпную.

Всем в школе заправляет Учитель, себе позволяющий все, ученикам – ничего. Молодежь ведет свои игры, но и это регламентировано, как в колонии, тюрьме или армии. Неожиданное появление Девушки за партой рядом с Юношей  вызывает бурное негодование. Учитель пресекает их чувство унижением и грубым насилием.

Все в этой школе мрачно и убого, а уныло-зеленоватый цвет одежды напоминает маскировочную военную униформу.  Так зарождается жизнь, безлико и ровно, где для всех установлен нерушимый порядок бытия. Зеленый цвет школы, предполагающий рост и цветение, на самом деле, является закостенелой цитаделью Зла, умерщвляющей все яркое и живое.

Но вот школа исчезает, и на сцене возникают нежные фигурки Юноши и Девушки, облаченные в белое - живые, чувственные, подобно только что согрешившим Адаму и Еве. Они сломали всеобщий Запрет и позволили себе Любить. Они посмели нарушить, казалось бы, навеки установленный закон унификации, посмели сами творить свою жизнь. Их чувство расцветает на фоне светлого Сада мечты, существующего скорее в их грезах. Это символ Творческой Свободы, сметающей все нормы и запреты, невзирая на карающую длань унификации. Влюбленные смеют любить не по уставу, они смеют сами творить свое счастье. Они оторвались от жестких оков проторазума и будут убиты за право свободно любить в назидание другим.

Эта смелая притча от Поклитару связывает Начало жизни с ее фантастическим  Будущим: его «Весна священная» - балет-предостережение: бойтесь Унификации, боритесь за возможность быть самими собой любой ценой!

«Вновь придуманная Поклитару «Весна священная» - по лексике и стилистике балет не просто постфокинский, но и постбежаровский, обращающий музыку Стравинского к предугаданному композитором экспрессионизму. Шеренги безликих, обритых наголо существ, одетых во все зеленое, четкими ритмическими шажками механически движутся по сцене. Это вереница зелененьких млекопитающих напоминает гигантскую гусеницу-монстра, которая, распавшись на части, продолжает судорожно шевелиться. Это многорукое, многоногое шевеление и есть танец, возможно, такой же, каким он был в авангардном балете 1920-х. Этот танец создается из бесконечной повторяемости самых примитивных движений, из прижатых к туловищу рук, из присогнутых колен и грубых прыжков. Только два существа выпадают из строго геометрического рисунка, и, прерывая необратимый ход механического спаривания, влюбляются друг в друга. Нарушившие порядок вещей личинки-голыши начинают жить индивидуально, их тела распрямляются, движения становятся пластичны, гибки, а из мертвого урбанистического мира парт и металлических плафонов они буквально сбегают в мир живой природы», - пишет Анна Веселовская в рецензии «Скорлупа треснула» («Столичные новости». N48.  17-23 декабря 2002).

Из моей книги "Раду Поклитару. Свободный танец"