Юхан

Александра Шишмарёва
Юхан зашел в шумный большой город. После спящей деревни на севере страны столица показалась ему наипрекраснейшим местом на земле. Он никогда раньше не видел столько народу на улице, столько лавок и магазинчиков, кафе, банков. Денег у него почти не было, хватило бы на три четыре дня крайне скромной жизни.  Юхан понимал, что ему нужно найти работу. Но кто возьмет четырнадцатилетнего мальчишку из провинции? Где устроиться ему на ночлег? Друзей и знакомых у него не было. Все его детство и юность прошли неподалеку от Киркинесса на самом севере. Отец погиб, когда мальчику было четыре года. А мать скончалась месяц назад от тяжелой болезни. Месяц он кочевал по приютившим его соседям,  наконец сбежал и через всю страну решил ехать в Христианию. Зачем он не знал, но город его манил. Доехав на поезде и на повозках, он много чего увидел. Много с кем познакомился. Но тем не менее, сейчас он чувствовал себе одиноким, как никогда в жизни. Все его самые лучше воспоминания были связаны с матерью и лучшем другом Хедриком. Надо было начинать новую жизнь. Впереди была туманная неизвестность.
Он зашел в хлебную лавку.
Добрый день фрау, можно одну булочку?
Продавщица улыбнулась.
- а деньги у тебя есть мальчик?
-да он протянул полкроны.
-держи. Я тебя не помню,ты никогда раньше не заходил ко мне?
-нет, фрау. Я только первый день в Христиании.
-а где твои родители?
Юхан замялся.
-они , они не со мной
-а ты живешь у родственников?
-да, шёпотом проговорил мальчик
-может быть я их знаю ?
-навряд ли фрау.
-я знаю всех в округе, уверенно заявила женщина
-они живут в другом районе.
-понятно, у меня дочка Алиса почти твоя ровесница, он учиться в школе, и даже играет на пианино! А ты чем увлекаешься? Хотя, странный вопрос, у меня сын чуть помладше тебя, играет целыми днями в футбол в дворе, они хлопоты с ним ! я вижу ты хороший мальчик,- он улыбнулась,- на держи булочку. Может, кофе хочешь? Кстати, возьми домой пирожных у меня они самые вкусные в городе.
-благодарю, вас фрау, но мне не надо пирожных. – отказался мальчик
-а может, яблочного пирога желаешь? Только испекся, пальчики оближешь!- мальчик вспомнил какой вкусный пирог готовила его матушка.
-хорошо давайте, только можно мне его здесь съесть?
Женщина рассмеялась
-конечно можно!  Я сварю тебе кофе к нему.
Юхан  испугался что у него совсем не останется денег.
-нет не надо , спасибо.
-но нельзя же есть всухомятку! Подожди здесь, я сейчас прийду.
Хозяйка исчезла за дверь, воспользовавшись ее уходом Юхан выскочил на улицу. И жадно стал поедать булочку. Он был жутко голоден. Так едя на ходу он уходил все дальше и дальше от хлебной лавки. Он шел по городу без цели, бродя  смотря на лошадей и автомобили, н аразотетых дам и кавалеров в них. К концу дня ноги гудели, мальчик присел отдохнуть на скамеечку.  Н ааллее парка весело играли ребята. Они увидели его, подбежали
-не хочешь с нами? Кнут заболел а нам не хватает играка.
-давайте, согласился мальчик., -Юхан представился он.
-на ворота встанешь?
-да.
-отлично.
Так они проиграли до темноты. Юхан старался отбивать летевшие в сетку мячи. Он не любил стоять на воротах, больше бегать по полю, когда он жил в своей деревушке, он считался лучшим игроком, даже Хедрик ему уступал. Но тут огромный город, тут видимо свои порядки и игроков хватает. После матча, ребята о чем то оживленно разговаривали в полголоса
-а этот новенький ничего.
-Хватко отбивает. Молодец.
-Но пропустил же три мяча.
-Тебя поставь ты и одного не отобьешь.
-Давайте его с нами позовём?
Они подошли к Юхану.
-Юхан, пойдешь с нами? Ты классно играешь? Где ты так научился?
-у себя дома, стесняясь ответил он, пойдемте, а куда?
-ха, соглашаешься сам не зная куда! Родители не на ругают?
-нет, - твердо ответил мальчик.
-тогда пошли.
Они шли по большой улице, потом свернули на маленькую, а затем в крохотный переулочек. По дороге оживленно болтая.
Дом к которому они подошли был красивый и новый и три этажа сложенный из камня с чудными барельефами на стенах.
-тут живет, Тур Ларсен, видишь этого высокого? – пояснил сосед Юхана.
-понятно. И посмотрел на высокого худощавого мальчика, которому должно было бы быть тоже лет четырнадцать-пятнадцать,  с серыми глазами, бледным лицом, и вьющимися русыми волосами. Во взгляде глубоком просматривалась печаль. Тур явно отличался от всех стальных . было в нем что необычное, притягательное в тоже время. Юхан вспомнил, как тяжело тур бегал по полю, как его ругали товарищи за плохо отданный пас. Но при этом все гурьбой устремились к нему домой.
Дом показался Юхану огромным, в передней было тепло и уютно. Большой коричневый шкаф встречал гостей. Мальчишки побросав на стулья свои куртки кинулись на второй этаж в гостиную. В зале, богато украшенной картинами, и коврами н аполу, их встретила дама лет сорока, мама Тура.
-здравствуйте, здравствуйте, проходите кофе ждет вас. Как игра?
-хорошо. У нас новый вратарь вместо Кнута.
Мама тура с интересом посмотрела на Юхана.
И тут же стала сыпать вопросами.
-как тебя зовут? Откуда ты? Давно в команде? Ты любишь кофе ? кто твои друзья?
Юхан представился, объяснил, что он первый день в городе и что у него почти здесь нет знакомых, что кофе он очень любит, что он с севера страны.
Ребята и  мать с интересом слушали его, Юхан был счастлив, он давно так хорошо и плотно не ел. Мама тура предложила ему переночевать у них по началу он смутился но потом согласился.
После ужина, перед сном он разговорился с Туром.
-я дома у себя играл в футбол. У НАС БЫЛИ СОРЕВНОВАНИЕ ОДНАЖДЫ С СОСЕДНЕЙ ДЕРЕВНЕЙ, И МЫ ВЫИГРАЛИ. Мой друг забил дубль! Послушай, ты когда бьешь по мячу, бей более уверено и посильней. Идет?
-я пытаюсь ответил новый приятель Юхана. Видишь ли я не так часто играю в футбол…хотя мне очень нравится.
-тебя ребята обижают?
-нет, но иногда правда они бывают резки. Но я не обижаюсь .  Я же говорю что вижу их нечасто.  Расскажи о себе, какого жить на севере?
-ну, чт мне рассказывать. Я родился  и вырос у моря, с ребятами и с их отцами ходил на промыслы стал как только мне исполнилось девять. Мы жилив маленьком красненьком дома, деревянном, на дворе всегда сушилсь рыба, по праздникам мама готовила пирог с яблоками или вишней. У нас эти пложы редкость, поэтому еще более ценны. Мы всегда отмечали шумно и весело рождество зимой а летом летний день солнцестояния. Я хорошо катаюсь на лыжах, санках, умею стрелять, ставить сети, мастерить, стоить,  я самый обыкновенный мальчишка. Осенью и зимой ходил в школу, но я ее окончил в прошлом году. Прошлой осенью мы с дядей Стивом и дядей Густавом построили сарай и хранилище для рыбы. А в позапрошлом ремонтировали нашу лодку.
-у вас было хозяйство! Как здорово? А ты можешь меня научить строить?
-а ты не умеешь? Удивился Юхан,- у нас каждый мальчишка умеет..
-нет не умею. Я никогда в жизни не держал строительный инструмент, и никогда не стрелял из оружия, и никогда полноценно не катался на лыжах.
-как, воскликнул Юхан совсем никогда? Ни разу?
-ни разу.
-конечно я научу тебя, а твоя мама возражать не будет.
-думаю нет. Она всегда рада что б  я чем нибудь занимался. А папа я думаю только за будет. А ты читать любишь?
-вообще то не очень.
- а музыку?
-ну так.
- я тебе завтра сыграю на фортепьяно. Ил инет лучше на скрипке!
-ты играешь на музыкальных инструментах?
- да я очень люблю, так же как люблю и книги. Ребята меня не понимают поэтому.
-здорово. Это ж классно что ты играешь, тур!
-правда? Ты действительно так считаешь?
-конечно. Завтра мне покажешь.
- с удовольствием. Извини, мне пора спать. Уже поздно.
Мальчики разошлись по своим комнатам. Юхан все думал об сегодняшнем матче о том как познакомился с новыми товарищами, о новом странном друге. Чудной он, читать любит, музыкой увлекается, а элементарные вещи делает плохо. Как можно не уметь кататься на лыжах? Или не уметь ловить рыбу? Право странно. Ладно завтра поболтаем с нем еще. Тут Юхан уснул, крепким здоровым юношеским сном.
С утра проснувшись, он спустился п лестнице в столовую. Стол был уже накрыт его ждал плотный завтрак, с булками, молоком и яичницей.
-а где тур?
-еще в постели ответила служанка. Раньше часу дня он навряд ли встанет, если встанет вообще.
-почему? Как можно спать в такое прекрасное солнечное утро? Пойду разбужу его.
Стремглав поднявшись п лестнице, юхан с порога в детскую закричал.
-Тур, хватит спать! Пошли гулять! Ты обещал… здесь юхан осекся. мама тура сидела у кровати, и недружелюбно посмотрела на влетевшего юхана, приложив палец к губам.
-тихо. Не шуми.
-извините…пробормотал растерянный Юхан
-мамочка прости его он не знал. Тур обратился к юхану, -извини я сегодня не смогу сделать обеденного вчера.
-что с тобой? Я думал ты спишь…
-я плохо себя чувствую.
-извини. Хочешь я посижу с тобой? Что у тебя болит?
-это было бы здорово! Долго рассказывать. – ели слышно прошептал мальчик
-что совсем тебе плохо?
-ничего садись.
Юхан сел напротив матери. Они помолчали какое то время, вскоре мать вышла из комнаты оставив мальчишек одних.
-так что с тобой? Может стоит позвать врача?
-он уже был ответил тур.
-ну так хорошо, обрадовался Юхан, ты скоро поправишься.
Тур отрицательно покачал головой.
-не думаю. Помнишь я говорил тебе вчера что редко гуляю с ребятами?
-да помню.
-вот как раз по этой причине. Я часто плохо себя чувствую.
- а что с тобой?
-голова кружиться, болит, порой кажется что я падаю в обморок, поднимается жар, тошнит, слабость.
-плохо, и долго?
-несколько дней длятся приступы. Видишь ли мне нельзя перегружаться а вчера я набегался нагулялся, с вами веселился и вот результат.
-господи! Неужели простая игра и прогулка может усугубить здоровье? Я уверен что ты скоро поправишься. Давно ты так болеешь?
-уже много лет. Да, к несчастью, мой организм очень хрупкий  любое действие может спровоцировать болезнь.
-какой ужас!
-нет это не страшно. За свои двенадцать лет я привык.
-тебе двенадцать я думал больше.
-да говорят я выгляжу старше. Страшно умирать. А все остальное пустяки, улыбнулся Тур.
-я знаю, я потерял всего месяц назад маму. Она умерла, и больше у меня никого нет. Я видел как она мчалась, но ничем не мог облегчить ее страдания. Доктор говорил, что ей нужна операция. Повезли больницу в соседний город, но по дороге она скончалась.
-бедный.  Мне жалко тебя. Ты знаешь, у меня есть и мама и папа но нет ни одного друга, у тебя их много.
-тур, хочешь я стану твоим другом. Я понимаю тебя. Только поправляйся скорее.
-хочу. Спасибо тебе.
-тяжело оставаться одному со своим проблемами, горестями, знать что не на кого положиться, я вчера удивлялся твоим причудам тепреь я понимаю. Но почему ты не сказал раньше? А ребята они знают?
-нет. И я не хочу чтоб они знали. Не хочу я не люблю говорить о своем здоровье я и так о нем много говорю.  Ты знаешь, Юхан последнее время мне страшно, я боюсь умереть.
-ладно тебе ты будешь еще долго жить. Давай я тебе почитаю книжку. Юхан принялся читать вслух. Мама заглянула в дверь улыбнулась и пошла дальше в другую комнату. Уверенная что с ее сыном все будет в порядке. К полдню Тур заснул.
Юхан прогулялся по улице и вернулся в дом.
Он решил расспросить служанку
- а давно тур  болеет? Серьезное ли заболевание? Как он лечиться?
-да давно, уже больше пяти лет, заболевание очень тяжелое, каждый день пьет пилюли, но лучше ему не становится, последнее время приступы все чаще и чаще и выбирается он из них труднее.
-ему очень тяжело?
-наверное, кто же хочет валяться в кровати когда весь мир ждет тебя? Ладно мне некогда болтать еще дел не впроворот, а ты добрый мальчуган, жалко что сирота.
На протяжение последующей недели Юхан просиживал с кроватью друга читая ему книги  рассказывая истории. Через неделю мальчик ожил и стал бегать по ому как и прежде и уже ничего не выдавало в нем того несчастного. Тур сыграл Юхану на музыкальных инструментах и спел несколько песен. У него был абсолютный слух  редкой красоты голос. Наконец тур решил что может пойти снова поиграть в футбол с ребятами. Юхан запротестовал,
-не надо, а то опять тебе плохо будет, я лучше сам тебя научу играть, вдвоем поиграем.
-но это жене вело.
-еще как весело!
-Ну пойдем.
Каждый день на протяжение нескольких дней они тренировались играть, Юхан обучал мастерить юного горожанина. Но вдруг у тура снова случился приступ. Юхана поразило как все в доме спокойно отнеслись к этому видно со временем они привыкли. Но для Юхана это было б не обычно. Он снова просиживал у кровати друга, беседуя с ним.


Как то раз Юхан прогуливаясь встретил ребят из футбольной команды команды. Они его узнали.
- о северянин идет. Привет приятель, давно тебя не видно. Чего не приходишь играть? И где тур ?
-Тур, он тяжело болен. Не встает с постели я с  ним.
-надо будет его прийти навестить.
-да он будет очень рад.
-хорошо на днях зайдем.




Так прошло полгода.
Тур с каждым днем становился все хуже и хуже почти не вставал с кровати. Ел плохо. Слабея с каждым днем. Доктор лишь пожимал плечами.
Спальня мальчика была полна народом, родители, Юхан, и ребята из футбольной команды и врач  стояли на  его кроваткой
Тур слабым голосом произнёс,
Спасибо, вам. Вы здесь все так обо мне заботитесь, право мне очень приятно. Я хотел бы так много сказать вам, но у меня мало сил. Я рад видеть вас. Мамочка, папочка, вы лучшие родители. Ребята, я не думал увидеть вас.  Мам, я тебя прошу, если я умру не бросай юхана. Он очень хороший. Я  тоже старался быть хорошим, всю свою короткую жизнь. Я вас всех очень люблю, из глас мальчика текли слезы, прошу не печальтесь обо мне. Я скоро вернусь. Как будто и не уйду никуда от вас. Я буду смотреть на вас с небес, как мне говорил бабушка.–он замолчал. Опрокинувшись на подушку.
-нет он не умрет, он не может умереть!- воскликнули мать и юхан в один голос.
-есть еще шансы ответил врач, - но ему нужен покой и лекарства, выйдете из комнаты прошу вас.
 Все вышли из комнаты. Через пять минут Юхан не выдержал и заглянул в щелочку. Тур лежал неподвижно, глаза его были закрыты. Он спал.