Сослагательное наклонение. Маленькая повесть

Григорий Казбеков
Глава 1.
-Дед,а ты вечером будешь истории рассказывать?
-Буду,если тебе интересно.
-Очень!
 Анну родители привезли на зимние каникулы к деду в деревню.Ее брат,погодок,Васятка остался в Москве.Приболел немного.
-А давай,сегодня на санях покатаемся.
-ЗдОрово,давай!
-Запряжем Рыжего и по дороге,с бубенчиком.
 Лошадей дед Василий просто обожал.Как выдавалось свободной время,так на ферму.Хоть и осталось лошадей всего четыре,а уход за ними отнимал много сил и времени.Дед на добровольных началах помогал кормить,чистить.Любимцу Рыжему приносил  горбушку черного хлеба,посыпанного крупной солью.На ферме была даже карета.Она стояла в дальнем углу,без передних колес,заваленная разным хламом
-До исторического материализма сделана,говорил литературными фразами древний дед-сторож,с литературным же прозвищем Щукарь.
 Карета-это так,баловство.А,вот сани!Настоящие,розвальни.Запряжешь в них Рыжего,да по накатанной дороге.Рыжий,казалось,сам просился в упряжь.А,уж ,детвора,как рада была.
 После таких вечерних прогулок,Аня всегда хорошо засыпала.Но,перед сном просила деда
-Расскажи,дед ,про  свое детство.А,во что вы играли?
-Ну,что тебе сказать.Играли,как и все в то время-в бабки,в лапту.
-А,что такое в бабки?
-Ну,это игра такая была,в кости.Сейчас в такие не играют.
 Дед вспоминал свое детство.Рассказывал,конечно,не все,выборочно.То,что считал будет Анюте интересно.
 Картины в памяти мелькали, то,как при ускоренной киносъемке,то,вдруг,наоборот-медленно,а то стоп- кадр.
Глава 2.
 Дед был ровесником века.После четырех лет гимназии отец отдал его в кадетский корпус.Приняли.Отец,хоть и простого роду-племени,но стоял у истоков русской разведки,точнее контрразведки.В русско-японской получил тяжелое ранение в ногу.Шарик от шрапнельного снаряда попал в колено,чуть ниже коленной чашечки.В полевом госпитале хотели ногу отрезать.Не дался.
 Про учебу в кадетском корпусе Василий не любил вспоминать.Считал,что шесть лет детства были у него отняты.Зато про  артиллерийское училище вспоминал часто.Бывало ,что и снилось оно ему.
Училище находилось в Киеве, на Брест-Литовской улице,на самой окраине города.Недалеко,где-то в версте,на Житомирском тракте,стоял полосатый столб с надписью "Мicька смога".
 Началась война.Училище перешло на ускоренный курс обучения.Но математику,особенно геометрию,тригонометрию ,а так же топографию, иностранный язык не урЕзали ни сколько.Половина юнкеров изучала французский,другая-немецкий.По пятницам все обязаны были говорить на иностранном.Конечно, все равно,когда офицер не слышит,переходили на русский.Да и,как общаться,если товарищ изучает один язык,а ты другой?Ну,еще батарейному фельдфебелю Ковальчуку разрешалось.Так для него русский-,как иностранный был.
 Ну,и строевую не отменяли.Шагистикой бывшие кадеты обучены были отменно,не то,что бывшие гимназисты.
 И приемы с оружием у Василия получались всегда на отлично.Бывало,крикнет унтер-офицер-
-Взвод!На-караул!
 Винтовка,как-бы сама подпрыгивала и замирала в руках.Тут,главное,не шевельнуться и головой не качнуть,что бы не случилось.
 Винтовки Мосина и так были длинными,да еще примкнутый штык,как бы ее удлинял.Когда бежишь,приклад,чуть не по земле волочится.Юнкера во время кроссов их за спину закидывали.Так удобней,да и руки свободные.Бегать Василий не любил.Дыхалка слабая была от рождения.А тут еще противогазы обязали всех носить в брезентовых сумках через плечо.Германия к тому времени уже применила газы .Война была в разгаре.
 Лопатка,патроны,скатка шинели-вес на себе таскали не малый.
  Вот так и шли занятия.Орудия разворачивали на заднем дворе училища,вели учебный бой с условной стрельбой.Где-то раз в месяц выпадало нести караульную службу.Ну,тут все от поста зависит.Пару раз повезло.Был такой пост-бродячий назывался.Просто ходишь по территории по определенному маршруту.Столовая тоже входила в этот маршрут.Там,среди хозпостроек и присесть на ящиках можно было не на долго.
 Однажды он наблюдал такую картину.В заборе был лаз.Доски отодвигались и можно было на улицу пролезть.Все об этом лазе знали.Забивали его,но он все равно появлялся.Местные куркули наладили связь с поварами.И те продавали им пищевые отходы для корма свиней.Пока куркуль отвозил первую тележку,повар в бочку с помоями добавлял пару ведер воды и те уже во второй ходке везли сильно разбавленную еду для своих хрюшек.Смотреть на эти проделки было противно.
 В другой раз он опять крутился возле столовой,прятался от пронизывающего ветра.
 Тут его окликнула буфетчица из юнкерской чайной.Она возилась с дверным замком.Василий подошел.
-Помоги,касатик,дверь не закрывается.
 Часовой прислонил свою длинную винтовку к стене.Стал помогать.Слово-за-слово,разговорились.
-Отвертка есть?Или стамеска?Или нож,наконец?
 Буфетчица,женщина,лет тридцати,вошла в буфет.Вася за ней.Винтовку не забыл,прихватил.
 Скоротечный военный роман закончился минут через тридцать.Дверь закрыли.А вскоре и смена подоспела.Больше он на этот пост не попадал и ни кому о том случае не рассказывал.
 Анюта прервала затянувшееся молчание деда.
-Дед,а у нас в классе есть один мальчик,так ,если с кем поругается-обязательно обзовет того-еврей.Евреи,они,что плохие?
-Кто тебе такое сказал?Этот мальчик не хороший,а вернее говорит то.что не понимает.
 Опять стоп-кадр.Дед вспоминает свою батарею.Были там, в основном,русские да хохлы.Татар было несколько человек,калмык,еврей один-Марк Овруцкий.Нормальный парень,безобидный,хороший рассказчик.Все его прибаутки получались веселыми с одесским непередаваемым юмором.
-Внучка,послушай.Всякие люди везде есть.У любого народа.И хорошие и подлецы.
 Дед Василий  опять ударился в воспоминания.Что-то говорил внучке,что-то просто пролетало в голове.
 Командир дивизиона подполковник Адаменко жестко пресекал любые раздоры на национальной почве.Бывало,построит дивизион на плацу,сделает,кому надо,нагоняй.А потом,-
-Да,я хохол,украинец.Но я,как бы русский хохол.Был на Украине предатель-Мазепа.Таких,как он-единицы были.А мы должны всегда вокруг России быть.Вместе мы сила.И ни какие австро-германцы нам не страшны.Разобьем мы их.Обязательно!
 Закончил он свое выступление неожиданно весело.
-Думаете,я не знаю,что вы меня Али-Бабой называете.Я ,стало быть Али-Баба,а вы мои двести разбойников!
Ха-ха-ха,грохнул дивизион.
-Господа юнкера!,продолжал комдив,завтра выходной.Все,кроме провинившихся и дежурных пойдут в город.Вести себя достойно.Если узнаю,что кто-то бормотуху в трактирах употреблял-накажу.Сильно накажу.
 Уж,коли повод будет,-бокал  Массандровского,не более.Завтра,к вечернему построению все,как огурчик были.
Глава 3.
 Дед очнулся от воспоминаний.Анна заснула.Василий поправил одеяльце и в полудреме продолжились видения.
 Вот он,молодой подпоручик-артиллерист уже в действующей армии.Вот он,уже поручик, в госпитале-в самом конце Отечественной для России войны,Василий был ранен.И тоже,как отец,в правую ногу.Только не шрапнелью,а пулей,выпущенной ошалевшим от безысходности мальчишкой-австрийцем.
 Русская армия,вместе с союзниками по Антанте наголову разгромила войска Тройственного союза.Россия получила хорошую контрибуцию.
 Василий,особенно ни когда политикой не интересовался.А пока он воевал,валялся в госпиталях,в тылу Русских войск бушевали нешуточные страсти.
 Всегда,в любом обществе,найдутся ,как говорится, любители замутить воду.
 Всякие эсеры,большевики,меньшевики и еще куча различных группировок,называющих себя революционерами, взбудоражили Россию.Каждая партия считала себя вправе распоряжаться судьбами миллионов людей,не спрашивая у этих миллионов на то согласия.По сути плевать им было  на всех и вся.Прельщала,опьяняла власть.
 Ох,и смутное было время.Чем-то напоминало события трехсотлетней давности.Слава богу-продлилось не долго.
 Вернувшиеся с войны и привыкшие к порядку военные быстро,почти бескровно,взяли власть в свои руки.С зачинщиками смуты поступили жестко,иначе нельзя было-после суда они были казнены.
Временным Верховным Правителем России единогласно,на военном совете избрали героя Отечественной Войны генерала Алексея Бусилова.Главой правительства-Петра Аркадьевича Ступина.После покушения террориста Богрова,тяжелораненый,он долго лечился за границей.
 Постепенно Россия восстанавливалась после тяжелой,  кровопролитной войны.Частный капитал,инвестиции в промышленность и сельское хозяйство принесли ощутимые результаты.
 К 1926 году,как и прогнозировал Петр Аркадьевич в далеком девятьсот седьмом,Россия вышла на первое место в Европе по развитию промышленности и сельского хозяйства.По уровню жизни населения подтягивалась к Франции.
 Отношения с Францией складывались очень хорошо.Союзники по коалиции и после победы продолжали тесно сотрудничать.    Вспыхнувший в Германии фашистский путч был подавлен не без помощи Антанты.А их лидер- приговорен к пожизненному заключению.
 Василий,после выздоровления,хотел было вернуться на военную службу,но врачебной комиссией был признан непригодным.Друзья помогли ему устроиться вольнонаемным в военно-топографический поезд.Поезд этот ни куда не ездил.Просто название топографической организации осталось таким со времен войны.
 Занимался он геодезическими изысканиями при строительстве автомобильных дорог.Машины Россия выпускала самые лучшие в Европе.Москвичи,Волги и,конечно, Победы раскупались европейскими странами на расхват.Особенно славилась Победа.Шутка ли, 140 лошадей под капотом,два ведущих моста.
 Но вот по дорогам Россия значительно уступала европейским.Причину такого отставания Василий вскоре понял.Все дело было в коррупции.Ремонт дорог-это Эльдорадо,золотая жила,протянувшаяся по стране с запада на восток и с севера до юга.Коррупционеры всеми силами саботировали качественное строительство.Ямочный ремонт засасывал миллионы тонн асфальта,песка,щебня.Все исчезало,проваливалось в бездонную черную дыру.
 На ,постепенно ,и здесь навели порядок.Недавно закончилось строительство скоростных дорог шестое кольцо в центральной России.
 Годы и ранения давали знать.Уставать стал быстрей.Вот и сечас,вернувшись в свою пустую,после смерти жены,двухкомнатную квартиру,Василий поужинал,прилег и сразу провалился в беспокойный сон.
Глава 4.
-Дед,а дед,проснись.Анюта теребила Василия за плечо.
-А?Что?Дед потирал глаза и ошарашенно вращал головой.
-Фу-ты,надо же такому приснится.Жаль,что это только сон.
-Дед,ты что-то бормотал во сне.Я,чуть не испугалась,но будить не стала.
-Все нормально,все хорошо.Сейчас пойду умоюсь,будем завтракать.Вот и каникулы подошли к концу.Сегодня папа за тобой приедет,заберет в Москву.Понравилось тебе в деревне,зимой?
-Просо здОрово.Будет о чем рассказать дома и в школе.
-Вот,что Аня!Ровно через четыре месяца страна будет праздновать двадцатилетие Победы над  фашистской Германией.
-Дед,а ты воевал?Расскажи,перебила внучка.
-Нет.Я не воевал,но в армии служил.Был военным топографом.Ты знаешь,что такое карты?
-Конечно.Мы в подкидного иногда с братом играем.
-Смешная ты.В кино,наверное,видала,как на войне командиры на топографических картах что-то рисуют?Без таких карт воевать нельзя.Вот мы и чертили такие карты.Вначале нашей территории,потом европейской.А в самом конце войны составляли карту Берлина.Наши самолеты сверху ,с большой высоты фотографировали,а мы на стереокомпараторах уже все вычерчивали на бумаге.В берлине нужно было каждый домик, даже самый  маленький,каждый опорный пункт фашистов на карту нанести.Очень важная и ответственная работа.Поняла?
-Поняла.
-Так я продолжу.В этом году 9 Мая будет первый после 1945 года парад,посвященный Дню Победы.Двадцать лет прошло.Друг у меня есть один-,большой военный начальник,обещал достать пригласительный билет на  два лица.Пойдешь со мной парад смотреть?
-Обязательно!
 А сейчас давай,собирайся,скоро папа приедет.
 С улицы доносилось тарахтенье Запорожца.