Шаблоны и стереотипы

Лукинв
     Перед  Вами прототип рисунка полицейского автомобиля (немного исчирканный)  и то, что получилось у двухлетнего ребенка.  Все нарисовано его собственной рукой. Рука эта еще пока держит карандаш с большим трудом.  Однако на рисунке мы видим все существенные детали. Кузов с капотом, колеса, водительское место, мигалку на крыше.  Без всякого сомнения, это автомобиль.  Кузов сохранил объем, колеса располагаются там, где и должны быть.  Впрочем, как и водительское место. Мигалка может показаться длинноватой, но и на образце она через всю крышу.
    Отсутствуют некоторые важные детали – фары, дверные ручки, надпись. Но согласитесь! На самом деле эти детали второстепенные. Вы скажете, что колеса получились не круглые. Посмотрите на образец, и возьмите свои слова обратно.  Водительское место совершенно не понятное.  Подумайте! Самое важное в нем это не сиденье или окно неопределенной формы, а круглый руль, который надо крутить! Где он у художника? Нет его!
    Теперь  вернемся к мигалке.  Видите, как она, то ярко светит, то затухает. Ни один, ни два раза, а всюююю  дорогу.
    Все это я пишу для иллюстрирования простой мысли. Все люди видят, говорят, слышат, рисуют, думают определенными шаблонами. Соответственно идея научить (развить способность) воспитанника все это делать  нешаблонно, обречена на провал и не принесет ребенку пользы. Это все равно, что придумывать свои новые слова, понятные только вам. 
    Имея набор шаблонов, мы можем общаться, избегая  перечисления их содержание каждый раз.  Это необходимо социальному существу для общения с себеподобными.

   Когда мы говорим: «полицейский автомобиль», то нет необходимости рассказывать другому человеку все внешние детали, начинку  и основные признаки этого авто. Он понимает, что мы имеем в виду.
    Хотя, если честно, то тут есть и проблема.  У каждого из нас этот  образ отличается в мелочах, отношении к нему и ожиданиях дальнейших событий (но это отдельная тема).

    Если Вам повстречался «педагог»,  который обещает научить вашего ребенка «мыслить творчески и нешаблонно» за «небольшое» вознаграждение, просто оставьте его в покое. Вам это не нужно.  Не обвиняйте его в мошенничестве, отсутствии профессионализма или здравого смысла. Будете не поняты вы. Это вызовет удивление и непонимание, не только у него, но и у сторонних зрителей. Ведь именно так зарабатывают все педагоги. Именно это и считается в наше время привлекательной идеей. В лучшем случае вас самих обвинят в жмотничестве и желании сэкономить на обучении собственного ребенка.
      Пара уроков-выводов из всего вышесказанного:
1. Ребенку  необходимо научиться видеть, говорить, слышать, рисовать, думать определенными шаблонами. Это крайне необходимый навык. Многие взрослые им так и не овладели.
2. «Просвещение в  умы взрослых людей надо внедрять постепенно, по возможности избегая кровопролития». (Салтыков-Щедрин).