Тамерлан продолжение глава 1

Ольга Барсукова -Фокина
Глава 1

Ольга покачивалась в шезлонге, лениво наблюдая за редкими проплывающими облаками из-под широкополой шляпы. Солнце клонилось к закату и,  дневное тепло,  понемногу начало сменяться прохладой. Ольга  зябко передернула плечами, но не встала.
Она уже третий день гостила у матери и ее мужа в Австралии. Дымная, жаркая Москва заставила ее пересмотреть свои планы, и в буквальном смысле сбежать на край земли. Она собиралась посмотреть, как и где теперь живет ее мать, но предполагала сделать это в зимние большие  «каникулы», когда в Австралии  наоборот лето. Но зима в Аделаиде (так назывался город, в котором  жили мать и отчим), была комфортнее московского лета. То есть температура днем поднималась до + 25° - 30°С, а к вечеру опускалась до +16°-18°С. Обещанных дождей пока не было. Ольга наслаждалась свежим, чистым воздухом, голубым небом, ярким солнцем и теплом. Мать и Алекс (так звали мужа матери) не досаждали ей своим вниманием. Дали ей полную свободу действий и машину.
 За эти три дня она успела уже исследовать город и его окрестности. Купила путеводитель, и прочла, что Аделаида столица и самый большой город штата Южная Австралия, пятый по величине город страны, с населением более  миллиона человек. Город расположен на берегу залива Святого Винсента, на Аделаидских равнинах, к северу от полуострова Флоро.  Растянулся на 20 километров от побережья до подножия Аделаидских холмов, и на 90 километров от Гоулера на севере до Селликс-Бич на юге. Расположен, на высоте 50 метров над уровнем моря. На территории округа  есть  заповедники,  Клеланд и Национальный парк Белэйр. Через округ протекает несколько рек и ручьев. Самыми крупными из них являются реки Торренс и Онкапаринга. Назван в честь королевы Аделаиды, супруги короля Вильгельма IV. Был основан 28 декабря 1836 в качестве столицы единственного свободного британского поселения в Австралии. Центр города полностью окружен парковой зоной. Ранняя Аделаида стала цитаделью религиозной свободы, прогрессивной политики и гражданских прав, которые привели к проведению уникальных социальных реформ. Сегодня Аделаида знаменита своими фестивалями, а также вином, искусством и спортивными достижениями.
Город Олге понравился. Чистый, уютный, зеленый. Большой австралийский залив, действительно оказался большим, а вода в нем чистой, прозрачной и бирюзовой. Купаться она не рискнула, вода была прохладной, но ноги все же помочила.
Дом,  в котором жили, мать и Алекс оказался просторным, светлым с большой террасой, садом и виноградником. Из дома было три выхода. Поэтому в комнату,  отведенную ей, она входила,  и выходила, не сталкиваясь ни с кем из тех, кто проживал в доме. А проживали в нем, кроме матери и Алекса,   племянница Алекса  Мари  с сыном  Максом пяти лет,  и тетушка, мать Мари и бабушка Макса по имени Натали, а также кухарка, садовник и помощница по дому. В доме было 12 спален и 6 ванных комнат, большая гостиная, столовая, кабинет. Комната Ольги была светлой, просторной, с двумя большими окнами, выходившими в сад. Светлые обои в мелкий цветочек, светлый наборный паркет, светло-серая мебель, воздушная тюль. Все радовало глаз, и делало комнату праздничной и в то же время уютной.
Ольга даже не предполагала, что муж матери так состоятелен. До приезда сюда она практически ничего не знала об Австралии. Как и все она знала, что это большой континент. Что здесь водятся кенгуру, и люди занимаются в основном сельским хозяйством. Перед ее взором почему-то представали деревянные дома-лачуги и ковбои в пыльных одеждах и грязных сапогах. Вспоминая о матери, она жалела ее, считая, что та попала «из огня да в полымя». Так как Ольга никогда не спрашивала мать о ее новом муже и новом месте жительства, а та в свою очередь тоже ничего о себе не рассказывала, у Ольги и сложилось такое мнение, что мать, как всегда «бедная и несчастная», «сделала глупость», а теперь не знает, как из всего этого выбраться. Бросила, пусть и голодную, бегущую  из социализма в капитализм  Россию, Москву, благоустроенную квартиру и уехала в Богом забытую Австралию, где нет цивилизации и где, вроде, аборигены съели Кука. Так пел Высоцкий. Мы все живем стереотипами, представлениями, где-то увиденными, где-то услышанными, которые, мало совпадают с  реальностью.
А сейчас, Ольга радовалась за мать, видя отношение к ней отчима, но в то же время в ней нарастала обида, которую она старалась подавить. Пока она жила одна, рассчитывая только на себя, не имея никакой поддержки «в болезни и в здравии», мать жила в окружении близких и слуг,  ни в чем не зная отказа. Ольга понимала, что она не права и это просто зависть, так как мать после отъезда неоднократно звала ее к себе, и спрашивала, не нужна ли помощь, но ничего не могла с собой поделать. Старые обиды никак не хотели покидать ее сердце, и давили, сжимали его, заставляя биться быстрее и с перебоями.
В комнату ворвался Макс, и со смехом спрятался под кровать. Буквально следом в дверях показалась Натали. Это была высокая, худощавая женщина с надменным, холеным лицом, высокой прической, в строгой юбке и блузке, лет пятидесяти пяти. Она  натянуто улыбнулась Ольге, и спросила:
- Этот проказник спрятался здесь?
Ольга молча, кивнула, и показала глазами на кровать. Натали подошла к кровати и строгим голосом произнесла:
- Макс, в этой комнате теперь играть нельзя. Это теперь не твоя комната, а тети Оли. Выбирайся, и пошли к себе.
Ольга почувствовала, как ее щеки загорели жаром.
- Простите, Натали, здесь до моего приезда была комната Макса?
- Да. Здесь была игровая комната.
- Извините, я не знала. Я совершенно спокойно могу жить и в другой комнате. Мне все равно, где спать. Я сейчас соберу вещи и перееду в любую другую, свободную.
- Не стоит. Алекс будет недоволен. Вы дочка хозяйки.
- Хозяйки? Я считала, что вы тетя Алекса. По-моему он  к вам очень хорошо относится. Я видела, как он внимателен и нежен с вами.
- Да, вы правы, я его тетя, но живу здесь из милости. Мой муж умер, дочь влюбилась не в того человека, в результате появился Макс, и поэтому я вынуждена была просить помощи у своего племянника. Правда, я слежу за домом, прислугой, так, как ваша мама не умеет этого делать, что не мудрено, она выросла в Советском Союзе, в бедной семье и слишком нерешительна со слугами.  Но права голоса  в этом доме я не имею. Макс, я тебя жду.
Мальчик нехотя выбрался из-под кровати, и поплелся к двери. Натали подтолкнула его и вышла, плотно закрыв за собой дверь. Ольга поежилась, и подумала,  - вот тебе и близкие люди, дружная семья. Видимо здесь не так все просто, как показалось вначале.
 Она вышла из комнаты и решительно направилась в комнату матери. Мать она застала сидящей в кресле и читающей книгу. Увидев Ольгу, она обрадовалась, отложила книгу и поднялась с кресла.
- Заходи, заходи. Как погуляла? Не замерзла?
- Что ты! Прекрасная погода. Очень красивый город. Слушай, я к тебе по делу. Я узнала, что комната, в которой я живу, была игровой Макса. Мне абсолютно не важно, где я буду спать, давай…
Она не успела закончить свою мысль, как мать резко  и гневно произнесла:
- Как она смела?! Это мой дом и ты будешь жить в той комнате, которую я для тебя приготовила. Пока я хозяйка в этом доме!
Она взяла со стола колокольчик и позвонила в него. В комнату быстро вошла молодая девушка лет 22. Мать распорядилась:
- Позови сюда Натали и Мари. Быстро!
Ольга смотрела на все это действо, и ее не покидало ощущение, что она смотрит какой-то бразильский сериал.  Как-то сразу захотелось домой, в свою маленькую квартирку, где нет ни хозяев, ни прислуги, ни приживалок.
- Мама, зачем все это? Мне не нужны разборки. Я приехала отдохнуть. Не надо меня впутывать в ваши отношения. По приезде мне показалось, что у вас отличные отношения, что вы счастливы вместе и любите друг друга. Вы так мило общались, смеялись, шутили, рассказывая о здешней жизни.
- Да, уж, отношения лучше некуда. Понимаешь, она считает меня недостойной своего племянника. Они, видите ли, «белая кость». Эмигранты первой волны. Дед  Алекса эмигрировал в Китай после революции.  Он был офицером и бежал из страны, после разгрома Колчака. А отец Алекса в свою очередь уже эмигрировал  в Австралию. Семейным бизнесом стало виноделие. У Алекса большие виноградники, и небольшой завод по производству вина. По меркам австралийцев мы буржуа среднего класса.  Шесть лет мы жили с Алексом  и его матерью втроем. Потом мать умерла. Отец умер давно, я его не застала.  Натали жила с мужем  и Мари в Гонконге. Потом муж сбежал к молодой, забрав все, что можно было забрать. Мари связалась с каким-то проходимцем, родила Макса, и жить им стало не на что. Алекс,  взял ответственность за их жизнь на себя и пригласил к нам. Вначале все было замечательно. Мы подружились, разговаривали дома, чтобы не забыть язык на русском, устраивали пикники, чаепития. Но, спустя два года, она вдруг резко переменилась. Под видом расплаты за проживание, она полностью взяла управление домом на себя. А Алексу стала внушать, что я не умею вести дом, разговаривать с прислугой и вообще ничего не умею. Что я должна быть благодарна их семье, то есть Алексу и ей, что они спасли меня от большевиков, голода, нищеты. Но, пока здесь не было тебя, я старалась не обращать на все это внимание. Но всему есть придел.
- И все же, я прошу тебя, не надо сейчас выяснять отношения.
В комнату вошли Натали и Мари. Ольга резко развернулась и вышла из комнаты, плотно прикрыв за собой дверь. Она решила не присутствовать при разговоре. Получается, что именно она невольно стала катализатором проблемы.  И в ее присутствии мать будет пытаться отстоять свои права, не идя ни на какие уступки. А  без ее присутствия все снова  может сойти  на нет. Чтобы не подводить мать и не ставить ее в неловкое положение, она не будет уходить из этой комнаты, но визит сократит.
Ольга вернулась к себе, и направилась в душ. Выйдя из ванной, она увидела в комнате Мари, которая сидела в кресле и листала журнал, купленный Ольгой сегодня в парке. Увидев Ольгу, она отложила журнал, и протянула:
- Ой, ка-ка-я-я ты красная, как помидор. Я, лично, берегу свое лицо и сосуды. Лицо – это наш товар.
- Как-то никогда не думала о своем лице, как о товаре. И продавать не собираюсь. Ты что-то хотела?
- Да. Хотела узнать, ты к нам насовсем или погостить?
- Успокойся, погостить. Скоро уеду.
- Ты на Натали не обижайся, она просто испугалась, что ты останешься здесь навсегда и возьмешь управление домом  в свои руки, а она станет не нужна. Твоя мать сама виновата, не смогла ей сразу дать отпор и поставить себя, а ты другая, это сразу видно. Мы бы могли с тобой подружиться. Я тоже кошка, которая гуляет сама по себе. Я здесь еще где-то на год задержусь, пока Макс подрастет, а потом поеду свою жизнь устраивать.
- Скажи ей, пусть успокоится. Я уеду через 2 дня.
Ольга сама не поняла, почему сказала это. Она рассчитывала пробыть здесь недели две, не меньше. Но, слово не воробей, как говорят, вылетит, не поймаешь. Мари встала, улыбнулась, пошла к выходу, остановилась, и произнесла:
- Ну, и прекрасно. Да, я ведь приходила к тебе сказать, что через час ужин, мы тебя ждем.
- Хорошо, спасибо. Я буду.
Ольга легла на кровать и задумалась. Не таким она представляла себе этот отдых. А Мари не так проста, как кажется. Она избавилась от присутствия Ольги буквально за пару минут, ничего для этого практически не предпринимая. Да, эмоции надо контролировать.
В комнату быстрым шагом вошла мать.
- Ольга, почему ты уезжаешь? Ты обиделась на меня?
Ольга мысленно поаплодировала Мари. Молодец, старается закрепить успех. Как после этого можно пойти на попятный?
- Я уезжаю не сейчас, а через два дня. Я сразу планировала побыть у тебя максимум неделю и на неделю съездить в Индию, в Дели. - Эти слова вылетели у нее сами собой. Она даже замерла на секунду.
- Но, ты мне не говорила ничего такого.  Знаешь, я надеялась, что вдруг тебе тут понравиться и ты останешься со мной. Работать ты бы могла у Алекса. Дом большой. Нас ведь всего двое на этом свете близких людей. Живи, где хочешь, выбирай любую комнату. Не хочешь эту, посмотри другую. Не хочешь  жить в большом доме,    живи в гостевом. Там вообще никто не живет.  Но мы будем рядом.
- Мам, спасибо за предложение, но я не смогу здесь жить. Я люблю суматошную Москву, свой дом, своих друзей, постоянное движение. Здесь красиво, спокойно, но это не мое. И потом, я хочу поступить на второе высшее в  Университет.
- Да? И какой факультет?
- История.
- Почему, вдруг?
- Интересно. Мы все живем сегодняшним, а чаще завтрашним днем и практически не знаем, что было вчера.
- Но учиться можно заочно и здесь. Я помогу тебе с оплатой.
- Спасибо. Может, когда-то я и созрею для такого решения о переезде, но пока я не готова. Извини. У тебя ведь есть Алекс, и, по-моему, он очень нежно относится к тебе. А с этими родственницами Натали и Мари тебе просто надо нормально поговорить. Они бояться остаться без крыши над головой, и,  поэтому, нервничают, пытаются утвердиться здесь, сделаться необходимыми. Объясни им, что ни ты, ни я для них не угроза, и я думаю, у вас наладятся отношения.
- Ты твердо решила уехать через два дня?
- Да.  А сейчас пойдем ужинать.
Ужин прошел в столовой при свечах в непринужденной беседе. Натали и Мари были сама любезность и доброжелательность. Алекс шутил, рассказывал смешные истории. Ольга с удовольствием попробовала австралийский мясной пирог,  пасту веджимайт, по виду похожую на арахисовое масло и по вкусу немного горьковатую, напоминающую говяжий бульон, стейк из кенгурятины с картофельным пюре, а на десерт торт безе со свежими фруктами. Потом они пили на террасе кофе, и Алекс рассказывал об Австралии. Мать бросала грустные взгляды на Ольгу и молчала. Алекс заметил, и поинтересовался:
- Ты отчего такая грустная? Что-то случилось?
- Ольга послезавтра улетает.
Алекс удивленно посмотрел на Ольгу.
- Вам у нас не понравилось?
Натали кинула настороженный взгляд на Ольгу и быстрый на дочь. Ольга улыбнулась.
- Понравилось. Все прекрасно Алекс. Просто я хочу еще на несколько дней слетать в Индию. Вас я повидала, город посмотрела, представление о стране получила.
- Жаль, что вы приехали зимой, чрез 2 месяца здесь будет тепло, можно будет купаться.
- Нет, нет, погода прекрасная. Я как раз сбежала от жары.
- А в Индию вы конкретно куда-то и с какой-то целью,  или просто так?
- Конкретно в Дели.
- У вас есть, где остановиться?
- Нет.
- У меня там есть друг. Если хотите, я позвоню ему, он вас встретит, и поможет с размещением.
- Спасибо, это было бы замечательно.
- Договорились. Завтра я с ним созвонюсь,  и закажу билеты. Оплату беру на себя, и не спорьте. Мне надо было другу переправить документы, а раз вы летите туда, то поработаете почтальоном. Ну, а за работу надо платить. И раз вы так скоро уезжаете, то я хотел бы завтра показать вам наши виноградник, завод, и свозить в заповедник Клеланд. Там очень интересно, а главное, там природа осталась девственной.
- Спасибо, с удовольствием.
По своим комнатам разошлись за полночь. Ольга  разделась, легла в кровать и задумалась. Почему вдруг ей на ум пришла Индия и именно Дели? Она никогда не мечтала туда попасть, и не думала туда лететь. И вдруг, перед ее глазами встала картина – Алма-аты, Казахстан, она сидит на террасе с Максимом Чары и Гульбахар. Гульбахар гневно повествует о зверствах Амира Темура в Туркмении и в Индии. Говорит, что Дели лежал в руинах, утонул в крови, в плен были взяты тысячи человек. Видимо этот разговор засел в подсознании, и нужен был какой-то повод, ситуация, толчок, чтобы он всплыл из этих глубин на поверхность. Она должна поехать туда и увидеть этот город собственными глазами, узнать было ли то, что рассказывала Гульбахар на самом деле.
Ольга вспомнила Максима, и сердце защемило от осознания того, что она больше никогда не услышит его  чуть насмешливый голос, не увидит лукавые карие глаза. Времени после ее «весенних приключений» прошло еще недостаточно, чтобы притупить боль потери друга. Тимур, с которым она познакомилась в метро, и который был так похож на Максима, был сейчас дома в Ашхабаде. Они несколько раз сходили в кино, театр, в кафе. Им было интересно общаться, встречаться, но они  пока осторожничали, приглядывались друг к другу.    Ольга решила не торопить события.  Ей тоже хотелось разобраться в себе, в своих чувствах. Она хотела понять – ей нравиться  именно Тимур или то, что он похож на Максима? То есть, не ищет ли она замену Максиму в лице Тимура?
Так вспоминая, рассуждая сама с собой, она не заметила, как заснула. Сон был беспокойным, сумбурным. Она видела пожарища, битву, слышала лязг оружия, и проснулась от слов звучащих в голове: « Война порождает войну».  Она села на постели, потерла виски, и попыталась вспомнить сон, но кроме последней фразы так ничего и не вспомнила. Интересно, где она слышала эту фразу? Вроде, нигде. Тогда откуда она всплыла в спящем мозгу?
В дверь постучали. Ольга крикнула:
- Входите!
В приоткрытой двери показалась лицо матери.
- Проснулась? Тогда давай завтракать. Алекс через полчаса заедет за тобой.
- А ты поедешь?
- Нет.
- Почему?
- Отвыкла от людных мест и шума. После начинает болеть голова. А ты поезжай, тебе будет интересно.
Ольга быстро приняла душ, позавтракала, надела джинсы, кроссовки, футболку, сверху накинула джемпер, И когда подъехал Алекс, была готова.
День получился познавательным, но утомительным. К вечеру, Ольга еле волочила ноги. Теперь она поняла, почему мать отказалась ехать. После показа виноградников и завода, Алекс снова «закинул удочку», видимо по просьбе матери, не хочет ли она после увиденного остаться у них и поработать на заводе менеджером или в бухгалтерии. Ольга твердо отказалась, после чего оба почувствовали облегчение, и общались уже свободно и без напряжения. Больше всего Ольге понравился заповедник. Они, правда, из машины не выходили, Алекс сказал, что так безопаснее, и Ольга все смотрела через стекло автомобиля, но красота вокруг действительно была непередаваемая. Вернулись они домой довольные проведенным днем и друг другом. По выражению их лиц мать поняла, что Алексу не удалось уговорить дочь остаться, и сникла.
От ужина в кругу семьи Ольга отказалась. Она слишком устала. Быстро приняв душ и выпив кружку молока, она легла в постель. Завтра она решила никуда не ехать, не идти, а весь день посвятить общению с  матерью.
Яркая полная луна заглядывала в окно, освещая всю комнату, словно фонарь. Очень хотелось спать, но уснуть не получалось. Ольга крутилась, вертелась с боку на бок. Сбрасывала покрывало, снова одевалась. Убирала подушку, снова клала ее под голову. Садилась, пила воду, стояла у окна. В конце концов, практически к утру, она все же уснула.

Слоны, слоны, тысячи слонов идут по земле в клубах пыли. В их клыки вставлены  большие ножи, смазанные чем-то зеленым. На спинах слонов  башни, в которых сидят  воины с арбалетами. Рядом со слонами  идут метатели горшков с огненной смесью и пик с железными наконечниками.  Слоны переходят на бег, трубят, но вот один за другим начинают спотыкаться, падать на колени, кричать. На земле разбросано множество железных рогулек, которые ранят слонам ноги.  Паника начинает царить в рядах воинов. Навстречу им мчатся верблюды и буйволы,  на головах и боках которых  привязаны колючие ветки и пучки зажженной соломы.  В хоботы  слонов летят стрелы. Огромные животные бросаются в бегство, но падают, перекрывая путь отступающим, и создавая сумятицу.  Стоны, предсмертные крики, кровь. Солнце плывет, и тонет в дыму  пожарищ. Жарко. Жарко. Жарко.

Ольга просыпается вся в поту. Сердце бешено бьется в груди. Тяжело дышать. Она резко садится на кровати, и начинает глубоко дышать. В комнате довольно прохладно, но она вся горит. Ольга трогает свой лоб, и думает, что видимо  все-таки  «подцепила» какой-то специфический вирус. А, может просто сказывается акклиматизация?  Вот тебе и слетала в Дели. Да, а что это такое она видела во сне? Какой-то кошмар. Или нет? Неужели все возвращается? И информация о Тамерлане снова будет приходить к ней через сны? Слоны, битва. Скорее всего, она видела битву Тамерлана под Дели. Надо будет «залезть» в интернет и почитать об этой битве. Зачем-то ведь она летит в Дели? Зачем? Ведь Амир Темур сказал ей, чтобы она жила своей жизнью, и никаких поисков больше не будет. Неужели она снова понадобилась, чтобы «скачать» через нее требуемую ему информацию?
Дверь тихонечко приоткрывается, и в проеме появляется голова матери:
- Проснулась? Доброе утро!
- Доброе.
- Ты чего такая испуганная? У тебя все нормально?
- Не знаю. Что-то жарко. У тебя есть градусник?
- Конечно. Сейчас принесу.
Мать исчезла. Ольга накинула халат, встала,  и тут поняла, что никакого жара уже нет. Дышится легко, сердце бьется спокойно. Мать залетела в комнату.
- Вот, на.
- Мам, ложная тревога. По-моему уже все нормально.
- Нет, ты все же померяй.
- Хорошо.
Ольга вставила электронный градусник под мышку, и снова села на кровать. Через минуту, градусник запищал. Ольга вынула его, и поднесла к глазам. 36,8.
- Нормально.
- Дай, гляну.
- Не веришь?
Мать внимательно посмотрела на градусник, и вздохнула. Ольге вдруг стало, ее очень жаль. Видимо матери действительно хочется, чтобы она осталась здесь. Алекс с утра до ночи на работе, Мари с Натали стараются вытеснить ее из жизни Алекса, дочь далеко. Подруг она здесь, видимо, не завела.
- Да, слава Богу, у тебя все хорошо. Ты сегодня, чем собираешься заниматься?
- Если ты не против, то просто побыть с тобой.
- Конечно не против! Я рада.  Тогда жду тебя к завтраку, а потом пойдем в сад, хорошо? Мне многое хочется у тебя спросить, и о многом узнать.
- Договорились.
Ольга  приняла душ, высушила феном волосы, оделась, и направилась на террасу. Стол к завтраку накрывали именно там. За столом уже сидели Натали, Мари, Макс и мать. Алекс видимо уже позавтракал и уехал на работу. Натали и  Мари о чем-то разговаривали между собой, и смеялись. Макс, забравшись с ногами на стул, сосредоточенно ковырял пальцем в носу. Мать пила сок из высокого стакана и смотрела в сад.
- Всем доброе утро!
Натали изобразила на лице улыбку.
- Я слышала, вы нас уже покидаете? Так быстро? Конечно, у нас здесь провинция, тишина. Для молодой девушки, живущей в мегаполисе, здесь конечно скучно. Вы, видимо привыкли к другому образу жизни?
- Отчего же?
- Ну, я иногда смотрю российский канал, там народ развлекается всю ночь в ресторанах, клубах, на дискотеках. Девушки меняют партнеров, как перчатки. Алкоголь льется рекой.
- Я не знаю, какой канал вы смотрели, но поверьте мне, далеко не все в Москве гуляют, пьют, и ведут аморальный образ жизни. Сейчас модно учиться, делать карьеру,  потом создавать семью и рожать детей. А то, о чем говорите вы, было лет 10 назад.
- Но, вот вы же не замужем? И карьера, насколько я знаю, не очень удалась. Я уж молчу про вашу мамочку, достижением которой было только  успешное замужество.
Мари хихикнула. Мать начала подниматься со стула, но Ольга остановила ее жестом. Она почувствовала, как начинает закипать, и уже знала, что сейчас ее «сорвет с тормозов», и никому уже мало не покажется. Что они о себе возомнили? 
- Да, я не замужем. Но, в отличие от вас и вашей дочери, я имею высшее образование, которое получила на свои деньги, сама себя содержу, и к тому же умею себя вести и быть благодарной людям, которые  помогли мне в моральном, или материальном плане хотя бы раз. И с карьерой у меня все в порядке.  Работаю, занимаюсь конкретным делом, а не  интригами и не собираю сплетен.  – Она встала, и резко отодвинув стул, вышла из-за стола. – Мама, у меня пропал аппетит, пойдем.
Они спустились в сад, прошли в беседку и сели. Ольга посмотрела на мать.
- Почему ты позволяешь им так обращаться с тобой? Ты здесь хозяйка, а не они. Алекс знает обо всем этом?
- Нет. При нем они просто ангелы.
- Почему ты ему не расскажешь?
- Они, его семья. Я не хочу быть виновницей их разлада.
-  Ты его жена и ты здесь хозяйка, а не они.  Раньше ты была другой.
- Прости, я знаю, о чем ты говоришь. Я очень перед тобой виновата.  Именно об этом я и хотела с тобой поговорить. В Москве не получилось. Знаешь, с возрастом ты начинаешь понимать, что важное в твоей жизни, а что второстепенное. Важное, это чтобы твои близкие были спокойны, здоровы, и счастливы. Важное, это то, что они у тебя есть. Важное, что ты живешь  в мире  с собой  и своей совестью. А второстепенное – кто, что сказал, кто что подумал, кто как себя ведет, и кто что считает. Потому, что это субъективное мнение одного человека и оно может быть неверным. А главное, если что-то в твоей жизни не так, то не ищи виновных, а загляни в себя. В молодости я сделала две большие ошибки. Начала заниматься не тем, чем хотела сама, а тем, чего хотела моя мама и твоя бабушка. И вышла замуж за человека, не потому, что очень его любила, а потому, что хотела быстрее избавиться от опеки матери. В результате, осталась одна с ребенком на руках и с нелюбимой профессией. И конечно во всех моим бедах оказался виновен ребенок, то есть ты. Понимаешь, так легче жить, думая, что не ты, а кто-то другой виновен во всех твоих неудачах. Я внушила себе, что если бы не было тебя, я бы смогла уехать в другой город, начать там жизнь с чистого листа. Я могла бы получить другое образование. Я могла бы выйти замуж по любви. Я бы много чего могла. Но, я не могла сделать этого из-за тебя.  Ты была моим якорем, который держал, моим укором, моим обвинителем. Но, я сделала это, как только умерла мама, и ты получила аттестат. Я уехала не просто в другой город, а на другой континент. Вышла замуж за человека, который мне очень понравился. Успокоилась. Начала заниматься живописью. Все вроде бы хорошо, но нет, я начала думать, анализировать, и поняла, что мне опять чего-то не хватает. Я опять недовольна. Раздражаюсь, и снова ищу виновного.  Я начала вспоминать и поняла, что очень скучаю по тебе и маме. Что вместе с вами осталась частичка меня и мне без этой частички плохо. Что я упустила самое главное в жизни – возможность любить своего ребенка, жить его жизнью вместе с ним, и быть любимой. Я не знаю, как ты живешь, чем ты живешь. Кто твои друзья, чем ты увлекаешься, кого любишь. Когда мне сообщили о том, что ты в коме, я чуть не сошла с ума. Я не спала неделю. Меня спрашивали, что ты делала в Армении, кто твои друзья, а ничего не могла ответить. Я поняла, что дело не в тебе, не в матери, не в Алексе, не в Натали, а во мне самой. Надо пересмотреть свое отношение к жизни и к людям. Понять, чего я хочу от людей, окружающих меня и от самой жизни? И вот тогда я и выделила важное и неважное. Важное – это ты и твоя жизнь. Важное – спокойствие Алекса. Важное – милосердие, понимание, и прощение. А все остальное – неважно.
- Может, ты и права. Скорее всего, права.
- А если так, то, может, все же ты останешься? Мы с тобой толком ни о чем не успели поговорить.
Ольга покачала головой, и поцеловала мать в щеку.
- Нет. Мне действительно надо уехать. Я тебе обязательно расскажу в следующий приезд, почему я была в Армении и почем еду в Индию. Но, сейчас я пока к этому не готова.
- Хорошо.
- Мама, а можно я попрошу тебя рассказать о твоем отце и моем деде?
- А. что ты хочешь узнать?
- Кто он? Действительно ли он помогал бабушке? Видела ли ты его?
Мать задумалась. Потом покачала головой.
- Знаешь, все, что я знаю о нем, это со слов матери. Я никогда не видела его, только на фотографии. Кстати, ты очень на него похожа. Я знаю, что его род какой-то чуть ли не царский. Именно из-за этого, он не смог жениться на твоей бабушке. Чистота рода должна была сохраниться.
- Чушь какая-то!
- Ну, это для нас. Кстати, мама мне говорила, что он приезжал несколько раз, когда я была маленькая, и я просто этого не помню. А потом, когда у него появилась семья, перестал, и просто высылал деньги. А почему ты спрашиваешь?
- Интересно просто. А почему бабушка больше не вышла замуж?
- Не знаю. Может, просто никто не встретился на пути, за кого хотелось бы выйти. А, может, любила его всю жизнь. Да и характер у нее был сложный. Ты помнишь.
- Помню. Только мне кажется, не было никаких приездов, и никакой помощи. Бабушка все выдумала. Я пересмотрела все бумаги после ее смерти и не нашла ни одного перевода и ни одного письма.
- А зачем ей было выдумывать?
- Этого мы теперь никогда не узнаем. Знаешь, сейчас ведь не средневековье, чтобы нельзя было позвонить, прилететь, увидеться, чтобы об этом никто не знал. Просто он не хотел нас знать.
- Может и так. Пусть это останется на его совести. Теперь это уже неважно ни для тебя, ни для меня. Так ведь?
Ольга пожала плечами. Мать с тревогой посмотрела на нее.
- Или не так? И почему ты не спрашиваешь о твоем отце?
- Ну, про него я все знаю.
- Наверное, не все. Знаешь, по сути, он был не плохой человек. Просто мы были очень разными. Воспитаны по-разному.  Отношение к жизни было разным, к семье. Мы оба были не готовы стать родителями, но стали ими. Заботы, бессонные ночи, усталость. Начались скандалы. Наши мамы подливали масла в огонь. И мы расстались. Сейчас он счастлив. У него семья, дети.
- А почему, он не захотел общаться со мной?
- Он хотел. Бабушка запретила. Да и я не горела желанием видеть его в нашем доме.
- А после смерти бабушки?
- Ну, тут уже время ушло. У него появились другие дети. А тебе бы хотелось его увидеть?
- Не знаю. Скорее всего, нет.  Ты права. Всему свое время.
Они еще долго говорили, вспоминали, просили друг у друга прощение. Пока за ними не пришел Алекс. Потом они обедали, и снова общались. Потом ужинали, и  снова общались. Расстались уже далеко за полночь, умиротворенные, примеренные и довольные друг другом.
Рано утром Ольга попрощалась со всеми, пообещала матери приехать на зимние каникулы, села в машину, и Алекс отвез ее в аэропорт.  Они очень тепло распрощались, и Ольга пошла на посадку. Бинг 737 был комфортабелен, удобен. Стюардессы вежливы, и улыбчивы, еда вкусная. Алекс отправил Ольгу бизнес классом, поэтому перелет прошел замечательно.  За мать она теперь не волновалась. Можно было спокойно заняться своими делами.