Субботнее приключение... 14. На родной кафедре. 1

Марианна Рождественская
РОМАН
Начало:
http://www.proza.ru/2015/03/24/1293

Глава 14. НА  РОДНОЙ  КАФЕДРЕ. 1

                Что у нас не изменяется – это
                перспектива. Она переходит из
                прошлого в настоящее. Глянешь
                вперёд – опять вся жизнь там.               
 
                М. Жванецкий

     После защиты Ольга попробовала устроиться – хотя бы почасовиком – на родной кафедре. Хотя какая она родная после всего, что пришлось здесь вытерпеть! И всё-таки выгоднее было всех простить и забыть прошлое, как тягостный сон, чем вспоминать и снова переживать.

     Новый завкафедрой, Василий Иванович Шуляковский, принял Ольгу с распростёртыми объятиями: ему как раз срочно требовался почасовик вместо одной дамы, уехавшей во Францию со своим влиятельным мужем, которого направили туда трудиться на благо родной страны.

     Молодая, старательная преподавательница вполне устраивала заведующего – пусть поработает, постережёт место. Однако самой Ольге, конечно же, хотелось стабильности. Разве она не заслужила того, чтобы её мечта сбылась? Но пока выбирать не приходилось...

     Почасовик – это человек без прав, без оплачиваемого отпуска, да и вообще – какие там деньги! А конкурс на замещение вакантной должности всё никак не объявляют, да и непонятно, как вообще обстоят дела с этими конкурсами. Раньше, помнится, печатали обязательное объявление в газете – будто бы для всех желающих, а брали всё равно того, кого наметили заранее, под него-то и проводился конкурс. Может, сейчас всё уже по-другому?

     Ольга время от времени интересовалась у шефа, когда же наконец объявят конкурс. Василий Иванович приветливо улыбался, но отвечал уклончиво: мол, будем иметь вас в виду, вы уже хорошо себя зарекомендовали, но пока, извините, свободных штатных единиц нет. Ждите-с!


     Преподаватели, с которыми Ольга встречалась на кафедре, относились к ней по-разному. Те старожилы, у кого были аспиранты, которых через год-другой следовало куда-то пристраивать, смотрели на неё настороженно: что ей здесь нужно? Её ровесники вроде бы сочувствовали: да, разумеется, надо что-то делать, пробиваться, но неизвестно, чем всё это закончится, так что лучше не обольщаться. Молодым было всё равно – работает и пусть себе работает. Главное – чтобы им самим не подбросили лишних часов.

     Старшая лаборантка кафедры иногда откровенничала:

     – Я раньше на заводе работала – там люди проще и честнее. Если что не так – поругаются, даже подерутся, но зато выяснят отношения – и всё, камень за пазухой не держат. По крайней мере, ясно «кто есть ху». А здесь будут козни строить, сплетни распускать – вот она какая интеллигенция! Так и живут, затаив злобу или обиду. Террариум единомышленников!

     Возможно, она сгущала краски, но ведь лаборантам видно и слышно то, что преподаватели и местное начальство стараются скрывать. К тому же у этих проницательных женщин на факультете есть свои тесные компании, в которых обсуждаются последние новости и вспоминаются события многолетней давности. Наверняка в их устной летописи есть и Ольгина история.

     Ну что ж, это их «лабораторная работа». Они разбирают и анализируют поведение множества людей, которые мелькают у них перед глазами – от вахтёров и уборщиц до ректора, – а иногда им даже удаётся влиять на какие-то явления кафедрального масштаба. Главное – не рассердить и не обидеть этих влиятельных упитанных дам или рассеянных худосочных девушек, потому что одно неосторожное слово может вернуться бумерангом в самый неожиданный момент.

     К Ольге старшая лаборантка почему-то благоволила. Она всегда обстоятельно отвечала на её вопросы, уважительно обращалась к ней в присутствии профессоров и была очень полезной с точки зрения информации. Она знала или могла узнать всё, что касалось учебных дел, а в бытовом отношении её советы находились на уровне «Энциклопедии домашнего хозяйства».

     Но в случае с Шуляковским лаборантка ничем помочь не могла: это был её непосредственный начальник, снисходительно относившийся к её довольно короткому рабочему дню, поэтому она никогда не выдавала его профессиональных секретов. Разумеется, она была в курсе его планов, касающихся предстоящего конкурса, и знала другие способы, как стать штатным преподавателем, но эти «секретные материалы» также не подлежали разглашению.


Продолжение:

http://www.proza.ru/2015/11/20/1441