Особенности преподавания культуры на уроках истори

Людмила Синельникова
   
   Особенности преподавания культуры на уроках истории России в вечерней (сменной школе) города Симферополя.

   В связи с возвращением Крыма в состав  Российской Федерации, в вечерней (сменной) школе обучение учащихся истории России осуществляется по программе  общеобразовательной средней школы РФ, с учётом разновозрастного контингента учащихся очно-заочной и заочной форм обучения с 9 по 12 классы
Если при очно-заочной форме обучения учащиеся 9-11-х классов учатся в течение недели, то заочные 10-12-е классы посещают  школьные занятия 2 и 3 раза в неделю. С учетом этой специфики для них проводятся специальные консультации и разрабатываются зачетные задания, адаптированные к их уровню знаний. Для полного овладения учащимися учебной программы,  необходимо построить урок так, чтобы не только дать информацию по историческим фактам, терминам, историческим личностям, документам, но и вызвать интерес к вопросам  отечественной культуры, сформировать национальные приоритеты и ценности граждан России, осознавших свою роль и место в современном мире.
   Необходимо учитывать социальный статус взрослых  учащихся, их ценностные ориентации в сфере образования, особенности умственной деятельности, психологию обучения.
   Особое звено системы вечерней школы составляют ученики с большими пробелами в знаниях. Это классы осуждённых СИЗО, с которыми в процессе обучения необходимо ресоциализировать оступившихся и готовить их к жизни на свободе, менять установки, цели, ценности индивида. И, если в условиях вечерней школы, можно использовать различные формы и методы интерактивного преподавания  с применением  компьютеров, ресурсов и возможностей сети Интернет, то в СИЗО самый доступный и эффективный инструмент, активизирующий стремление осуждённых к знаниям-это слово учителя. Рассказ любого исторического события, если он иллюстрируется примерами культуры с помощью эксцитативного приёма – воздействия на чувство человека вызывающие душевный и эмоциональный отклик, помогает  воздействовать на сознание, абстрагироваться в разные эпохи, сопереживать участникам событий, формирует личностное к ним отношение, роль каждого человека в жизни истории своей страны, развивает духовно-нравственные ценности. Через образный эмоциональный рассказ можно вызвать интерес к предмету. А история как раз обладает богатым событийным материалом. Необходимо хорошо продумывать примеры, вопросы задания для самостоятельной работы учащихся. Целесообразно в начале провести тестирование, определив интеллектуальный уровень развития, сформировать группы для дифференцированного подхода в обучении. Вопросы культуры России должны излагаться научно-обосновано, но в доступной пониманию каждого форме. Так как учащиеся СИЗО и работающая молодёжь, посещающие  вечернюю школу, в основном, изучают новый материал на уроках, то предусматривается и самостоятельная работа с учебником по истории России автора Н.С. Борисова. Например, в 10 классе период  с древнейших времён по 17в. разделен на три части. каждая из которых содержит параграфы, рассматривающие вопросы культуры. В учебнике есть иллюстративный материал, документы, словарь  терминов, дополнительная литература, а также адреса доступных интернет ресурсов. Готовясь к уроку, учитель предлагает просмотреть материал учебника заранее, при этом выделяя основные моменты содержания учебника для составления тезисов, предлагая дополнительную информацию: отрывки из летописей, художественной литературы и поэзии, музыки, прикладного искусства.
Если в условиях СИЗО методические подходы к использованию ресурсов и возможностей сети Интернет ограничены, то в условиях помещения вечерней школы учитель их практически  применяет, что содействует формированию мотивации к изучению истории. Особенно при очно-заочной форме обучения, внедрение в учебный процесс программного продукта позволяет организовать онлайновое  рабочее место учителя и учащегося, обеспечивающее динамичность урока. Так, при изучении вопроса культуры Киевской Руси, можно провести бинарный или интегрированный урок (история-информатика). Ученикам дается задание на ПК найти произведение живописи соответствующее определенному периоду истории, напечатать разным шрифтом название произведения, автора, содержание картины. Так решается проблема  дифференцированного, индивидуального и творческого подхода к выполнению задания. В результате приобретаются навыки и умения самостоятельной работы, практическое применение знаний, получение дополнительной информации по теме урока. Эффективность задания проверяется полученными результатами, повышающими интерес к знаниям, самоутверждением в достижении цели, полученных навыков и умений. Каждый ученик, предоставляя выполненное задание, обменивается мнением по поводу процесса выполнения, качества полученного результата, его ценности как наглядного пособия для урока. Этим видом работы обеспечивается познавательная деятельность учащихся, создаётся психологический настрой на изучение материала, организуется устойчивое внимание и закрепление знаний для установления многосторонних связей, так как источником знаний истории, рассказывающим  и подтверждающим ушедшую эпоху, является искусство.
   Образная наглядность является материалом для закрепления знаний о  памятниках культуры и искусства, создающая благоприятную почву для сравнения, анализа, синтеза их содержания. Учитывая, что основная масса учащихся не имеет запас культурных знаний, учителю необходимо  тщательно готовиться к уроку, чтобы гармонично связать произведение искусства с социально-экономическими и политическими процессами истории. «Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции» (В.Сухомлинский). Знание вопросов культуры важно не просто продемонстрировать, а мастерски с помощью различных примеров включить их в конкретный исторический процесс.
   Например, при изучении темы «Культура Киевской Руси» учащимся предлагается отрывок из «Повести временных лет» о походах Святослава. Учащимся необходимо определить время исторического события, сопоставить его с произведениями искусства, отражающими этот период.
Методом ассоциации и уже имеющихся знаний о князе Олеге, учащимся предлагается описать картину «Князь Олег прибивает щит на врата Царьграда», иллюстрации В. Верещагина к произведению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», зачитывается отрывок из этого стихотворения, и как закрепление составляется синквейн активизирующий познавательную деятельность. Данная форма работы помогает высказать личное отношение к историческим событиям времен князя Олега и к нему как исторической личности. В заключении можно показать картину И.Глазунова «Князь Олег и Игорь» для визуального восприятия художественного образа созданного современным живописцем. Изучая эпоху Владимира Великого для развития критического мышления создается кластер, на доске записывается ключевое слово «Владимир», по мере поступления идей записывается всё, что связано с развитием культуры при князе Владимире: языческие идолы, десятинная царьков, связь с Византией, а затем устанавливаются подходящие связи между понятиями и идеями. Учащиеся делают выводы о влиянии христианской Византии на культуру Руси. Учитель подводит итоги и закрепляет новые понятия. На мультимедийном экране демонстрируются Золотые ворота, картины с изображением князя Владимира в исполнении современных русских художников, Херсонес. Учащиеся зачитывают былины о Владимире Красное солнышко и русских богатырях защищающих родную землю. К «Повести временных лет» учитель обращается в течении нескольких уроков, связывая описываемые исторические события с древней культурой. Период правления Ярослава Мудрого – похвала Ярославу Мудрому из «Повести временных лет» служит мотивацией к изучению данной темы. Демонстрируется Софийский собор с его мозаикой, фресками, иконами. Учащимся сообщаются виды ремесел, способы изготовления ювелирных изделий и в закрепление изученного материала организовывается работа в группах по заранее составленным вопросам учителя.
Если рассматривать культуру периода феодальной раздробленности, то переезд Андрея Боголюбского во Владимир, необходимо связать с описанием и показом иконой Владимирской Богоматери. Интересным приемом при проведении такого урока может быть демонстрация видеоролика о том, как создается икона. Рассказ учителя сочетается с элементами эвристической беседы. На закрепление пройденного материала ученикам предлагается составить кроссворд на закрепление новых терминов.
   События 1380 года раскрываются на произведении «Задонщина», изучается образ Дмитрия Донского, Сергия Радонежского по портретным произведениям художников. Памятники храмовой архитектуры являются основой для подготовки проектных работ для учащихся очно-заочной формы обучения, а для учащихся СИЗО учителем готовится презентация. Для закрепления терминов проводится словарная работа, в процессе которой одна группа задает вопросы другой группе, а результаты которой оцениваются самими учащимися.
Проблему присоединения Новгорода, можно раскрыть на фоне фрагментов оперы М.П. Мусорского «Хованщина» с использованием опорного конспекта по содержанию оперы.
Патриотическому воспитанию способствует тема «Смута». На этом уроке звучит музыка М.П. Мусорского «Борис Годунов». Учащиеся заранее готовят сообщения на темы: «Самозванец на престоле», «Иван Болотников», «Патриарх Гермоген», «Первое ополчение», «Второе ополчение». Во время прослушивания сообщений, каждый ученик составляет план каждого выступления. Эта тема богата наглядным материалом по культуре России: памятниками портретной и исторической живописи, художественными произведениями. Проверка знаний проходит в виде тестирования или решения исторических и хрестоматийно-литературных задач по индивидуальным карточкам.
В зависимости от уровня развития учащихся, тех проблем, которые ставит перед собой учитель, интересов школьников, программный материал может сочетаться с элективными курсами. Так в 10-х классах, с целью расширения интеллектуальных возможностей учащихся при изучении Отечественной истории, автор статьи использует разработанную им программу «Некоторые страницы военной истории России с древнейших времен до 19 века в произведениях русских художников». Программа апробируется в 2015-2016 уч.г. в условиях МБОУ «ВСШ».

Автор статьи - Синельникова Л.П.
Учитель истории высшей категории.