Сказки

Олег Черный 2
Змея и смелый юноша.
Лиса и кот.
Петушок и лисица.
Лисица и овечка.
Лиса и петух.
Лисица и собака.
Заяц и лисица.
Лиса и три орла.
Лев и солдат.
Девушка и медведь.
Лиса и зеркало.
Заячья трусость.
Как заяц сороку спас.
Заяц и пчёлы.
Заяц и волк.
Избушка зайца.
Почему у зайца двойная губа.
Кузнечик и муравей.
Глупый шакал.
Заяц и ёж.
Ксюша и медведи.
















Змея и смелый юноша.

Полями шёл парнишка молодой,
Издалека шагал Иван домой.
К родителям дорожка не близка,
Ему хотелось отдохнуть слегка.

Остановился на постой в селе:
- Быть может, здесь найдётся место мне?
Открыл в просторную избушку дверь:
- Мне разрешите здесь поспать теперь?

Привычен я к условиям простым.
Но оказался первый дом пустым:
Повсюду тихое молчание,
Пропало отдыхать желание.

Понять пытался парень что-нибудь,
Узнать, откуда здесь избушке жуть,
Беда вселилась, может в этот дом,
Гуляла безучастность в нём кругом.

Знать отдыха не будет вовсе мне.
Царила глухомань в другой избе.
И третий дом народом был не густ,
В нём половиц раздался только хруст.

Парнишки удивленью нет конца:
- Меня встречает горе у крыльца,
В избушках: чисто, всюду красота,
Однако неприятна пустота.

Был огорчён мальчишка молодой,
В последний ветхий дом вошёл герой.
Увидел парень деда в темноте:
- Переночую, можно, я в избе?

- Дружочек, надоела жизнь тебе?
Иль хочешь нанести ты вред судьбе?
Давно висит над нами тяжкий рок,
Змей злобный преподносит нам урок.

Жить в деревушке нашей просто жуть,
Внучок, ты лучше бы продолжил путь.
Дедуле отвечает паренёк:
- Змея получит от меня урок.

Давай останусь ночевать у Вас,
Сумею выход я найти для нас.
Старик, хочу немножко я поспать.
Без разговоров парень лёг в кровать.

Тряслась, гудела русская земля,
В дом приползла змея, себя, хваля.
Орёт своим тварь громким голоском:
- Меня встречает хорошо Ваш дом!

В избушке оставался дед один,
А тут ещё и юный гражданин.
Есть собираюсь Вас по одному,
Иначе подавиться я могу.

Язык российский знаешь эрудит,
- Ты нас и вправду хочешь съесть бандит?
С тобой померюсь силой я сейчас.
Тогда посмотрим, кто сильней из нас.

Ты змей, совсем не грозный для меня,
Сейчас возьмусь серьёзно за тебя.
Свернулась, как пружина тварь дугой,
Вмиг придавила камешек собой.

- Подумаешь, что сыпется песок,
Любой сейчас бы это сделать смог.
А чтоб из камня потекла вода?
Глянь на плоды ты моего труда,

Коль заглянула к нам на огонёк,
Сказал незваной гостье паренёк.
- Защитить сумею деда и себя,
Теперь кручина будет у тебя.

Тебя теперь охватит оторопь,
Увидишь, как водица потечёт.
Смотри пришелица во все глаза,
За наглость ждёт тебя, змея, гроза.

Прижал ладонью камень молодец.
Увидела змея — грядёт конец.
Огромной силой парень наделён,
А по всему — не по годам умён.

- Ты извини, несла я всякий вздор,
Такой встречаю редко я отпор.
Большая сила, паренёк твоя.
Но не сдаётся подлая змея:

- Попробуем, чей громче будет свист,
Чтоб в воздухе подольше он завис.
Несёт опять безумный дикий бред:
Вдохнула глубже воздух людоед.

По всей округе разлетелся свист.
К победе путь Ивана не тернист:
- Ты далека бандитка от мечты,
Нет в свисте этом должной высоты.

Своей души открою я ларец:
Найду управу к татю, наконец!
Я удивлю тебя ещё не раз,
Сейчас услышишь богатырский глас.

Глаза свои рогожей замотай,
Смотри, не потеряй их невзначай.
Свистеть умею я тебя сильней.
Никак ты стала кожею бледней?

Железный в руки взял парнишка лом,
Вертелась людоедка колесом.
Взмолилась тут же перед ним змея:
- Иван, готова слушать я тебя.

В избушке дедушку оставим жить,
Тебе я буду, как слуга служить,
Все гематомы залечу свои,
Дела любые я решу твои.

Побитая змея легла в кровать,
Успела парня за быком послать,
Не знала, что он стадо приведёт.
- Ну, как змея, еда нам подойдёт?

Умру пожалуй здесь наверняка,
Бояться больше стала паренька.
- Моя погибель может быть близка!
От страха съела целого быка.

К колодцу посылает молодца,
Сама легла у самого крыльца.
Вдруг видит: Ваня стал копать вокруг,
Её тут снова охватил испуг.

- Не надо столько для еды воды,
Ты за дровишками Иван сходи.
Бычка давай зажарим на обед,
Бандитка говорит парнишке вслед.

Стал липы парень обдирать в лесу:
- Дубы из лесу все ей принесу.
Верёвкой обвязать задумал лес:
- Не видела змея моих чудес!

Ванюшку — заждалась совсем змея:
- Не хочет Ваня накормить меня.
Совсем скучаю в доме я одна,
К лесной поляне поползла она.

Зачем тебе, Ванюша, целый лес,
Ты, как потащишь такой вес?
Бросает страх змею то в жар, то в дрожь,
Как будто тело режет острый нож.

Парнишку вовсе испугалась тварь:
- Возложен Богом на него орарь*.
Осину с корнем вырвала змея:
- Мне половины хватит для огня.

Обиженный Ванюшка сделал вид:
Он словно на врага совсем сердит.
Идёт тропинкой и грустит Иван,
Стремится парень выполнить свой план.

Второго скушала змея быка,
Водой облила битые бока,
Просила помириться паренька,
Не знала — жить осталось два денька.

Не понимает ни один намёк,
Обидчив слишком юный паренёк.
Ванюшки подготовка хороша,
Придумал он уловку не спеша:

- Довольно редкий случай у меня,
Змея меня боится, как огня.
Проснулся ранним утром засветло,
Задумал пригласить её в село.

Поганка согласилась с молодцом,
Жила она всегда одним лишь днём.
- Мне этот древний надоел старик,
С тобой отправлюсь я сейчас же вмиг.

Пошли в село парнишка со змеёй,
Гостей в селе встречали всей роднёй:
- Привёз игрушку Ваня для всех нас,
Покажем этой гостье высший класс!

Ребяток испугался подлый враг,
От страха умер и упал в овраг.
Пропал, исчез проклятый людоед,
Бандитки испарился вовсе след.




Лиса и кот.

Бабка, сидя с дедом вечерком:
- Как поступим, дедушка с котом?
Вороватый нынче стал наш кот.
Добавляет нам с тобой забот.

У предельной стал давно черты,
Не навёл ты, дед, к нему мосты.
Справиться не можешь ты с котом,
Он умней тебя, старик умом.

На селе нельзя жить без кота.
Он как дополнение скота.
Пёс служил исправно старику,
Плут вредил всё время мужику.

Воровал из птичника цыплят,
Был с хозяйкой бабкой хамоват.
Не ловил он крыс, не ел мышей,
Во дворе в пруду всех съел ершей.

Надоел дедуле хулиган,
Дедушка придумал хитрый план.
Отволок воришку в дальний лес:
- Жить тебе теперь воришка здесь.

Заслужил плут наказание,
Вор живёт теперь в изгнании.
Отыскал изгнанник в чаще дом:
Буду жить один теперь в таком.

Спать устроился на чердаке,
Днём в лесу гуляет налегке.
Может съесть на ужин мышку кот,
Набрала в лесу жизнь полный ход.

У него пошла жизнь без забот,
Кот, как хочет, так себя ведёт.
- Не хочу глядеть на потолок,
Я отправлюсь погулять в лесок.

Вдруг навстречу котику лиса:
- Что за зверь? Какие чудеса?
Мне скажи красавец, кто таков?
Ты, каких дружочек мой родов?

Парень, может ты и холостой?
Стал ты, где, дружочек, на постой?
Сладенький с лисицей разговор,
Был певуч, как сотен птичек хор.

- Я взлетаю на деревья вмиг.
И в полётах мастерства достиг.
Мне ель залезть пустяк простой,
Каждый плод я заберу с собой.

Шишки наберу в сою суму,
Бросить шишкой во врага могу.
В волка братца мне попасть пустяк,
В драках я любых большой мастак.

Защитить могу красивых дам.
Обижать товарищей не дам.
Мне всего от роду только год,
Я тебя спасу от всех невзгод,

В этом власть в лесу теперь моя,
Знать лиса, опора я твоя.
Жить готов с красавицей такой.
Вмиг сейчас отправимся домой.

Здесь избушка больно хороша,
Будем жить в ней, как одна душа.
Поделиться я смогу едой,
Дорожу женитьбой я такой.

Кот с кумой живут в лесу вдвоём,
Как всегда кум отдыхает днём.
Петушка несёт домой сестра,
Собралась кормить дружка кума.

Волк ей повстречался под сосной:
В этот день волчок был очень злой.
- Петушка лиса отдай сейчас,
Не то выбью твой кума я глаз!

Волку говорит лиса в ответ:
- Ты злодей послушай мой совет:
Друга обмануть мне не с руки,
Мы с моим Валетом кунаки.

Мой дружок главнее всех в лесу,
От суда тебя я не спасу.
Если надоест мне кто-нибудь,
Отомстит. Об этом ты забудь.

Из тайги сюда пришёл мой друг,
Кот законный мой теперь супруг.
Попросил его женою стать,
Силой и умом слону под стать.

Не гулять просил меня в лесу,
Обойди меня ты за версту.
Волк, с тобою стало тесно мне,
Месть тебе не снится и во сне.

Ты, бандит, удила закуси!
Муж тебе не с пруда караси.
Ты овец сюда тащи быстрей,
Шевелись разбойник да шустрей.

Наступил в её душе покой,
И отправилась кума домой.
В гости просится к лисице волк:
- Муженьку хочу вернуть я долг.

Кум, ты принесёшь ко мне овцу,
Прямо ты тащи её к крыльцу.
Мужа мне не разозли совсем,
Бед не хватит здесь в лесочке всем.

Не успел ещё укрыться волк,
С кумушкой повёл Топтыгин толк:
Мясо надобно делить сестра!
Разобраться мне с тобой пора!

- Зайца взять не в силах ты медведь,
Ты подумай головою впредь.
Муж Валет Петрович полон сил,
Ты смотри, чтоб кот тебя простил.

К нам быка тащи ты на обед.
Коль не хочешь натворить ты бед.
- Я на пастбище схожу пока,
Вам большого принесу быка.

Не искать в лесу напрасно смерть,
Спорить с кумушкой не стал медведь.
Выполнить решил он уговор,
Своровал быка на поле вор.

Волк барана положил под дуб,
Рядом с ним медведь губами хлюп.
Спрятались в траве, дрожат в кустах,
Обуял зверей обоих страх.

Держат меж собой они совет:
- Страшный у Петровича ответ,
Волку тут хозяин говорит.
- Муженёк лисы вдруг задурит.

Это дело крупный оборот,
Гость добавит нам с тобой забот.
Спрятаться давно пришла пора,
Нам не взять соседа на ура.

Мишка влез на дерева вершок:
- Я к лисице больше не ходок.
Очень сильно испугался волк:
- Неужели кот к зверям жесток?

Спрячусь я под деревом, в кустах,
Не хочу быть с кумом на паях.
А пошлём к лисице мы гонца,
Птицу очень умную — скворца:

Всё лежит на месте — доложи,
Им на дуб высокий покажи.
Миша, весь пустой закончим трёп.
Пробивает каждого озноб.

К дубу подошли лиса с котом,
Кот от радости махал хвостом.
- Муженёк лисицы вовсе мал?
Нас испуг с тобой совсем достал!

Стоило бояться нам его,
Меньше он волчонка твоего.
Рвёт зубами мясо бычье кот,
Словно мяса он не видел год.

– Мяу, Мало! Всё Валет орёт!
- И когда Петрович отдохнёт!
Мал – однако, дорог золотник!
Только, как в лесочек наш проник?

Вчетвером волкам быка не съесть,
Муженьку не зря такая честь!
А медведь всё выше, выше лез,
На верхушке за листвой исчез.

Кот услышал шевеление,
Вверх забрался он в мгновение.
Куманёк летел от страха вниз,
Другу волку загубил он жизнь.

Насмерть братца раздавил хвастун,
Скрылся из лесу медведь шатун.
Сказку эту рассказал скворец,
А кто слушал тот и молодец.

С кумушкой живёт в избушке кот,
Песни о себе с лисой поёт.
Дружат звери, как одна семья,
Ходят в гости к ним теперь друзья.

Мораль у сказки такова:

У испуга очи велики,
Вспоминают все свои грехи.
Если ты своей душе герой,
Неприступной станешь ты скалой.



Петушок и лисица.

Прищурив хитрый глаз немножко,
Лисица вышла на дорожку.
Охотница на птиц домашних,
На зов шла запахов пьянящих.

Залезла, исхитряясь в птичник,
А там петух — единоличник.
Всех кур держал он на примете,
В узде подруг держал всех Петя.

Умеет воровать плутовка:
Проделав в крыше дырку ловко,
Лиса в курятник прошмыгнула,
Собаку даже не вспугнула.

Стерёг подруг петух ночами,
Заботу проявлял он днями.
Оказывал почёт он каждой,
Персоной был для кур он важной.

Петух давно засёк воровку,
Охранник проявил сноровку:
Он на насест верхом уселся.
Вокруг с вниманьем осмотрелся.

Всегда всё с высоты виднее,
Понятно: кто и что затеял.
Затопал петушок ногами,
Лису царапал он когтями.

Как молотком, кузнец бил клювом,
С лисицей расправлялся с шумом.
Бежать пришлось от страха, боли,
Век не видать лисице воли.

Покрылось синяками тело,
Наказан птичий вор за дело.
Лежать пришлось в норе сестрице,
Чтоб от побоев излечиться.

Сидит месть в голове занозой,
Пора расправиться с угрозой.
Петух решил пойти в лесочек,
Забыл про бой с лисой дружочек.

Храбрец на дерево забрался:
- Денёк в лесу, какой удался!
Следит в кустах за ним лисица,
Умом пытаясь исхитриться.

Плутовка хитростью владела.
Кума в момент взялась за дело:
- Спустись ко мне дружок Петруша,
Кум, хватит бить вверху баклуши.

Поведаю тебе я мысли:
Всю расскажу петух суть жизни.
Дружочек, ты не леса житель,
Твой самый лучший я учитель.

К тебе давно я зла не внемлю,
Я дружбу от тебя приемлю.
Покайся, на лужок спускайся,
От дружбы ты не зарекайся.

Поверил петушок плутовке,
Себя он чувствовал неловко.
Забыв сестрицы все привычки,
Попался в лапы птах к лисичке.

- Ну, всё. Конец пришёл бесславный!
Какой же я осёл тщеславный!
Виною глупости причина,
Не далека моя кончина!

Лиса считала все поступки:
- Теперь не жди боец уступки.
Я захотела съесть цыплёнка —
Ты спас от кумушки ребёнка.

Не звал меня ты на девичник,
Мне предложил хоть раз яичко?
Петух взмолился пред лисицей:
- Я отплачу тебе сторицей.

Прости премудрая княгиня,
Ведь я петух, а не гусыня.
Сестрица, к нам ходить не нужно,
Мне куриц приводить не трудно.

Он умолял плутовку слёзно,
И говорил совсем серьёзно.
Лисичка отпустила лапки,
Исчез петух храбрец в посадке.

Взлетел на дерево дружочек,
Провёл лису ещё разочек.
Осталась в дураках сестрица,
Как хитростью теперь гордится?

Умом большим владеет птица,
Не сладить с Петенькой лисице.
Бороться с хитрецами сложно,
Но провести лису возможно.



Лисица и овечка.

В одной деревне жил мужик,
Животных мучить он привык:
К скотине не питал любви,
Он чувства не менял свои.

Хозяин не терпел овцу,
Гонял бедняжку по плацу.
Овечка выжила едва,
Но рада, всё же, что жива.

Задумала сбежать овца,
От ненавистного вдовца.
Тяжёл мужицкой мести пресс,
Бедняжка убежала в лес,

Идёт, куда глядят глаза,
Идёт навстречу ей лиса:
- Куда идёшь подружка ты?
- О воле кумушка, мечты,

Ответила лисе овца.
- Плохого я не жду конца:
Сбежала я от мужика,
Опасность жизни велика,

Уж лучше волчья мне гроза.
Иду, куда глядят глаза,
Найти желаю я приют,
Где ждёт меня тепло, уют.

Сумею накормить друзей,
Жить с другом всё же веселей.
Меня встречаешь ты с добром.
Не будешь для меня ты злом?

Давай с тобой дружить кума,
Хозяйство поведу сама.
Лиса, овцы услышав речь,
Себя решила поберечь.

- Подружке рада я такой,
Довольна я своей судьбой.
Мечтала сытой быть всегда,
Теперь есть у меня еда.

Овечка, обе мы умны,
Друг другу в жизни мы нужны.
Решили вместе жить друзья.
Теперь одна у них семья.

Друзьям идёт навстречу волк,
От голода зубами щёлк:
- Идёте Вы куда друзья?
С собой возьмите Вы меня.

- Идём и ищем мы друзей,
Жить вместе как-то веселей.
Идти желает с ними кум,
Опухла голова от дум:

- Овца без шубы я стою!
Одела, шубу ты мою!
Плохой овца поступок твой!
Как буду жить теперь зимой?

- Шубейку волка ты сними,
Не хлопай предо мной дверьми!
Ты хочешь, чтобы друг замёрз,
Чтоб одолел меня мороз.

Ужасны козни хитреца,
Лиса не стала ждать конца,
Увидела капкан в кустах,
Толкнула волка второпях.

Попался тут же волк в капкан,
Как настоящий истукан.
Охотник волка взял с собой,
Теперь волчок стал цирковой.

В лесу живут они вдвоём,
Родной лесок обоим дом.
Живут спокойно без грызни,
И до весны считают дни.

Им, если встретится беда,
То выход друг найдёт всегда!
Жить помогает дружба всем,
Её не победить ничем!




Лиса и петух.

Кур воровать повадилась плутовка,
Лесной бандитки хороша сноровка.
Умом и ловкостью сильна лисица,
По нраву кумушке старухи птица.

Исчез на бабкину беду Петруша,
Теперь нет больше у несушек мужа.
Сосед задумал проучить воришку:
Плутовка эта обнаглела слишком.

В курятнике мужик капкан поставил,
Но кумушка, не соблюдая правил,
И не боясь собачьей злобной своры,
Несушку снова утащила в нору.

На сосенку взлетел петух соседа:
- Всем надоели бабушкины беды.
Опять несёт лисичка в лес несушку,
Мою любимую красу подружку!

Вниз петушок с сосны спустился с криком,
С воришкой расправляться начал мигом.
Людские изменил петух поверья,
Летели в стороны: и мех, и перья,

Долбил храбрец плутовку сильно клювом,
Домой кума неслась уже аллюром.
Сестрица бросила свою добычу,
Проигран бой лисицей необычный.

Воровка умывается слезою,
Домой вернулся петушок с женою.
А бабушка-соседка нынче рада,
Вернулась и цела её отрада.



Лисица и собака.

Ненавидят лис собаки,
Псы вступают с ними в драки.
Для людей верней нет друга,
Знают каждого в округе.

Но бывает, что лисица
Другом тоже стать стремится.
Жил барбос в одной деревне,
Верно, службу нёс в харчевне.

Но однажды в час вечерний,
Он познал всю горечь терний:
Уставать стал временами,
Старость к псу пришла с годами.

Гнать богач решил собаку,
Превратить решил в бродягу:
- Служба — это не бравада,
Труд для всех собак отрада.

- Нет в охране вовсе толка.
Привязал Дружку верёвку.
В ближний лес привёл собаку,
Та от горя стала плакать.

Жалость тут родилась к другу.
- Ты не строй с себя белугу,
Оставайся жить в дубраве,
Я казнить тебя не вправе.

Мне такой барбос не нужен,
Я тобою перегружен.
К древу привязал собаку.
- Хватит мне на нервы гавкать.

У тебя повадок много,
Надоел мне недотрога.
Псу на месте не сидится,
Смотрит — впереди лисица.

Враг кума, его первейший,
Средь зверей слыла умнейшей,
Вдалеке в кустах мелькала,
Пса обид не забывала.

Воевать с ним не желала,
Как охрану уважала.
Видит горе у собаки,
Не пугаясь с нею драки:

- Жить, мой друг, так не годиться,
Говорит ему сестрица.
- Ты чего грустишь братишка?
С дрожью больше чем у мышки.

Ты сейчас, как волк в загоне,
Я за дичью всё в погоне.
Лаял пёс ты, не смолкая,
Гнался ты за лисьей стаей,

Получил ты униженье,
Заслужил неуваженье,
Изгнала тебя хозяйка,
Пёсик, жизнь не просто байка.

Сон, зачем берёг хозяйский,
Иль мечтал ты жить по-барски.
Ненависть всё ж излечима.
Опустив свой хвост стыдливо,

Не хотел Дружок скандала,
А лисица не молчала,
Разговор свой продолжала:
- Горя я не ожидала.

Над бедой нельзя смеяться
Пёс ты мне сейчас как братец.
Принесли еду лисята,
Бравые они ребята.

Сразу, вмиг, стал друг весёлый,
Дружбы верной видна школа.
- Не забуду я подружку —
Будем помогать друг дружке.

- Думать я, мой друг, умею
Новую нашла идею:
В реченьке твоё спасенье,
Ты получишь уваженье.

Женщины бельё стирают,
У воды детей сажают.
Надо мне украсть ребёнка,
А тебя спасёт бабёнка.

Мой поступок, пёс, не сложен,
На меня напасть ты должен,
Гнаться будешь ты вприпрыжку,
Матери вернёшь мальчишку.

Будешь жить в родном подворье,
Голод, братец, всё же горе.
В жизнь идею воплотили,
Всю деревню всполошили.

Утащил злодей мальчишку,
Пёс вернул домой парнишку.
Кумушка умом не промах,
Кум живёт теперь в хоромах.

Стал исход беседы ясен,
Платежом всегда долг красен.
Голод не беда собаке,
Не страшны его атаки.

В дом назвал гостей хозяин,
Люд пришёл со всех окраин.
Гости Новый Год встречали,
Ели, пели и плясали.

Пригласил Дружок подружку,
Наливал квасок ей в кружку.
Квас сестрица попивала,
Песни громко распевала.

Счастье в песенке искала,
Тявканьем всех испугала,
Не смогли избить лисицу,
Пёсик спас свою сестрицу.

Убежала в лес подруга,
Не обидевшись на друга.
Дом родной лес для лисички,
Жизнь отдаст пёс за сестричку.

Друг не забывает дружбу,
Правит честно свою службу.
Из лесу кума приходит,
В дом барбос её приводит.

Он душой с ней отдыхает,
Иногда в лесу бывает.
Впрок обеим дружба эта,
В сказке нет совсем секрета.



Заяц и лисица.

Весенней тёплою порою,
Простился лес совсем с зимою.
Пришли в лес времена посадки,
Копать собрался зайка грядки.

Вскопал свой огород зайчишка,
Посеял семена трусишка.
Косой всегда любил работу,
Она была ему в охоту.

Нужна еда любому зверю,
Зима всегда стоит за дверью.
Тут к зайцу подошла лисица:
- Так делать, заяц, не годиться.

Вот сделал ты свою работу,
Косой, ты вовсе беззаботный.
Я помогаю меньшим братьям,
Зверушкам всем я просто сватья.

Дружок, не поступай беспечно,
Всё сделаю любя, конечно.
Посплю, решу твои вопросы,
Ты выслушал меня, курносый?

Проснувшись: - Ты послушай зайка,
Плоды мне нужны урожая.
Я всю работу выполняла:
Весь день у края леса спала.

Устала я сегодня сильно,
Я вообще-то щепетильна.
Тобой во сне руководила,
Начальственная моя жила.

О жадности твоей мы знаем,
Делиться будешь урожаем?
Мне поступить нельзя иначе,
Дружочек платежом долг красен.

Не быть тебе огня пожарным!
Тебе месть будет сном кошмарным.
Запомнишь ты куму лисицу,
Коль не захочешь ты делиться.

Внял злым речам лисы зайчишка:
- Мол, зря болтает хвастунишка.
Не маленький я ей мальчишка,
Совсем по жизни не трусишка.

Морковь посеял в огороде,
Продукт нуждается в уходе.
Медвежью окажу услугу,
Сумею наказать подругу.

- Беду несут нам всем лисицы,
В колёса всем вставляют шпицы.
Семья уселась на скамейки:
- Чего ждать от воров семейки?

- Ты, заяц, не страшись вендетты,
Прими зайчишка все советы.
Хитро поделимся лисою,
Накажем хитростью такою:

Морковные вершки лисице,
Мы обхитрим полей царицу.
Не знает овощи плутовка,
Давай пойдём мы на уловку.

Тем временем лиса кокотка,
Вела себя совсем не кротко.
Ворует кур в селе последних,
У беззащитных бабок древних.

Всем хвалится лесным зверушкам:
- Людские обхожу ловушки,
В селеньях люди простодушны,
А я, друзья, зверь очень ушлый.

Поймали мужики воровку,
Припомнили ей пикировку.
Лиса осталась чуть живая,
Пришла к зайчишкам никакая.

Задумала лечиться в доме:
- Я еле доползла к Вам в коме.
Сумел зайчонок изловчиться:
- Тебе я помогу сестрица.

Зайчат, отправил к брату зайке,
- Займёшь местечко ты хозяйки.
Косой травой лечил подружку,
Побои это не игрушка.

Сестрёнке показал капусту:
- Лисичка, с ней пока не густо.
Вершки полезны от капусты,
Они вкуснее, чем лангусты.

Не за порогом стала осень,
На небесах седая просинь.
Пора заняться урожаем,
Жизнь для лисицы стала раем.

Пришла пора собрать морковку,
Позвал к себе ловкач плутовку.
- Взять корешки домой годится.
Вершки моркови дал сестрице.

А урожай, то был не малым,
Вершки сложила все навалом.
Листы не стала брать капусты,
Амбары у лисы не пусты.

Плутовке был во всём угодник,
Морковь убрал в подвал работник.
- Мне угодил во всем братишка,
Морковку отдал без излишка.

Зима бежала по дороге,
У леса стала на пороге.
Давно прошла кордон осенний,
Ряд вызвал у кумы сомнений.

Проверив закрома лисица,
- Такое и должно случиться.
Себе поверила я слишком,
Я в этом не виню трусишку.

Умом зайчонок не мальчишка,
Какая всё же я глупышка!
Как будто бы живу в астрале,
Не думала я о подвале.

Теперь от голода сестрица,
Со злобой на себя и злится.
- Не виноват в беде зайчишка,
Но всё ж умён, хитёр братишка.

Косой умом хитрей плутовки,
Ботвой снабдил лисичку ловко.
Большой театр у всех зверушек,
Лисе сейчас не до игрушек.

- Сумел он наказать подругу,
Сейчас схожу, пожалуй, к другу.
Собрал всех зайцев умник дома:
Зачем зимою ждать нам грома,

Провёл куму я очень ловко,
Но накормлю сестру морковкой.
Собрался и пошёл к ней в гости.
- Глодать лисе не нужно кости.

Пришёл и объяснил сестрице:
- Обижать, мол, зайцев не годиться.
Решила труд чужой присвоить,
На горе жизнь свою построить.

Работать вовсе не хотела,
Работа — не лисички дело.
Мол, урожай моя забота,
Трудиться — зайчика работа.

Сажал морковь я для детишек,
А ты себе набила шишек.
Хочу помочь тебе лисичка
Ты всё-таки моя сестричка.

Что без труда теперь, ты знаешь,
Рыбёшку в речке не достанешь.
И с благом спорить не годится,
Об этом знай, моя, сестрица.

Своё сестрица, бросив барство,
Нашла себе сама лекарство.
Заботу, проявив весною,
Сижу с еды большой сумою.

Труд величайшее богатство,
Гордится им людское братство.
- Трудиться и зверушкам нужно.
Чтоб жить в лесах всем вместе дружно.




Лиса и три орла.

Лисица шла на лисье вече,
Парнишка молодой навстречу
Мальчишке говорит сестричка:
- Откроешь в жизни ты страничку.

Ты встретишь чёрта на дороге,
Послушай речь его в итоге.
Заколдовал волшебник беса,
Не глупый он и не повеса.

Ты поступи к нему на службу
И заведи ты с лешим дружбу.
Свершится вскоре пожеланье,
Ушла, сказавши до свиданья.

Лисе поверил парень сразу.
Прошло чуть больше может часа,
Навстречу бес идёт рогатый:
- Зайдём-ка Ванечка до хаты.

Пустился с пареньком в беседу:
Уеду завтра к дочке, в среду.
Детишкам ничего не жалко,
Я внукам накупил подарков.

Живёшь ты вовсе не богато,
За труд твой заплачу я злато.
Помочь тебе хочу парнишка,
Не пожалею я кубышку.

Улучшу жизнь тебе дружочек.
Наденешь счастья ты веночек.
Я должен проявить заботу,
Возьму тебя я на работу.

Ванюша, сослужи мне службу,
Своё я слово не нарушу,
Построишь дом себе в деревне,
Какой не снился и царевне.

Все поручения исполни,
О трёх орлах, Ванюша, помни.
Внимательно следи за ними,
Друзьями, юноша, твоими.

Нельзя пускать их на свободу,
Всем силам злым лесным в угоду.
За птицами идёт охота,
Твоя орлам нужна забота.

Считался этот лес волшебным,
Кудлатый леший не был вредным.
- А лгать тебе мне нет резона,
Царёву дочь возьмёшь ты в жёны.

Иван подумал, согласился,
Не сам работать напросился.
- Улучшишь Ваня положенье,
Жена — большое награжденье.

Ванюшу бес отвёл хоромы.
— Ты здесь живи и будь как дома.
Орлы дружок сидят в клетушке,
Спать будешь рядом в раскладушке.

Считай работу делом важным,
Внимательно следи за каждым.
Ты береги друзей как очи,
Не спи Иван охранник ночью.

Им не давай сбежать возможность,
Не представляет это сложность.
Всё, что сказал тебе я - правда,
С подарками отправлюсь завтра,

А в остальном нет интереса.
Наутро бес исчез из леса,
Поверил юноше косматый,
Покинул он свои пенаты.

Тем временем младой Ванюшка,
Решился выйти из избушки.
Он на поляне очутился,
Как вдруг знакомец появился.

Летит к Иванушке лисица:
- Послушай парень ты сестрицу,
Мне помоги сберечь свободу,
Окажешь помощь и народу.

Дружок! Сходи в село Боброво,
Найди там Толю Иванова.
Волшебную спроси ты книжку,
Неси сюда её вприпрыжку.

К нему ты должен обратиться,
Волшебной книжке не лежится,
Тебе её читать три ночи,
Тебе поможет читка очень.

Иван всё слушал речь сестрицы:
- В ней нужно полистать страницы,
Знать будешь только больше в жизни.
Придут, быть может счастья мысли.

Читать необходимо книжки.
Решил в село идти парнишка.
Чтоб с Ивановым стать друзьями,
И книжечку читать ночами.

Он деду в ноги поклонился.
- Ты, наконец, ко мне явился.
Когда прочтёшь, Ванюша, книгу,
Ты выводи орлов на выгул.

Отдал старик книжонку Ване:
- Её читай дружок ночами.
Читай ты книжечку сестричке,
Вас чудо ждёт вдвоём с лисичкой.

Напропалую ночь читает,
Им ночка дивом отвечает.
Взглянул он мельком подружку,
По стойке смирно стали ушки.

На Ваню девица смотрела,
Головушка, но с лисьим телом.
Вторые день и ночь читает,
Он чуда снова ожидает:

Девица стала у порога,
Остались только лисьи ноги.
А после третьей ночью читки,
Красы стоит пред ним с визитки:

- Тебе не зря досталась книжка,
Отыщешь счастье с ней парнишка.
Такого парня полюбила,
Свою любовь в душе носила.

Я с детства за тобой следила,
Любовью к людям наградила,
Ждала, когда ты повзрослеешь.
Лису царевну пожалеешь.

Меня украл волшебник в детстве,
А колдовство, как мести средство.
Открой в палатах братьям двери,
Красавец, ты мне должен верить.

Ты отпусти орлов на волю,
Другая у братишек доля.
Во двор с крыльца орлы спустились,
В троих красавцев превратились,

О землю стукнувшись три раза.
Следы исчезли злого сглаза.
Недолго братики рядились,
Все вместе в дальний путь пустились.

Пришли к царя двору все вместе:
Отец, сестрице быть невестой.
Вернулись все домой их дети,
Семья счастливей всех на свете.

Достойные дела вниманья,
Твоей женой дочь станет, Ваня,
Ты поезжай сын за родными,
В моём дворце жить будешь с ними.

Снял колдовство со злого беса,
Избавился мой друг от стресса.
Волшебником был заколдован,
Теперь он счастьем очарован.

Добро добром всегда вернётся.
А счастье счастьем отзовётся.
С земли исчезли злые чары,
Судьбы не выдержав удары.

Гостей собрать со всей округи,
Во благо потрудитесь мои слуги.
Пир закатить большой – громадный,
Жених, какой — парнишка ладный!

Все молодым любви желали,
Чтоб дети их всех уважали.
И, сидя за столом, мечтали,
Чтоб сказку Вам мы рассказали.




Лев и солдат.

В селе сияя красотой,
Своей, встречая теплотой,
Стоит огромный ладный дом,
Живёт семья большая в нём:

Сноха и внуки, бабка, дед,
Не знают в жизни вовсе бед.
Сынишка стариков солдат,
К любой работе парень хват.
Сын редко приезжал домой,
Но был в хозяйстве головной.

У бабушки, детей, свой круг,
Дедуля внукам — лучший друг.

Любили внуки птиц и скот,
Всех знали глас наперечёт.
Зовут, и те летят гурьбой,
Ласкаться любит ведь любой.

Поймает мышку Вася кот,
Дружочку своему несёт.
Вручить желает другу мышь.
В ответ пёс: - Друг остепенись.
Несёт подарок детям кот,
Охотника подарок ждёт:
Налито в блюдце молоко,
С ним подано дружку мясцо.

Ребята ходят на покос,
Богатым выдался укос.
Иван уложит сено в гурт,
Укос потом в сарай свезут.

Сноха в хозяйстве знает толк,
Крестьянства выучен урок.
К сельской работе всей душой,
Довольной бабушка снохой.

Знал о семье лесной народ,
Ходили гости круглый год.
Зверушек любят здесь любых,
Товарищей, друзей своих.
Гостей встречают по уму:
Лиса не в тягость никому,
Медведь приносит внукам мёд,
Все звери знают свой черёд.
Зверей и птиц встречает дом,
Напоят каждого чайком.
Здесь каждый скажет всем привет,
Получит тёплый он ответ.

Явился лев однажды в лес,
Не понял здешних всех чудес:

- Мне возраженья ни к чему,
Сейчас такие, почему?
Друзья, с гостей идёте Вы,
А где подарочки мои?
Что умирать голодным мне?
Да по старухиной вине!
Отнять у бабки, деда скот,
Такой дать делу оборот!
Коль Вам не нужно ничего,
Сам зиму буду есть его.

Зверушки тут же льву в ответ:

- Людей таких добрее нет.
Не ведом наш тебе секрет:
Они для нас авторитет.
В избушке рады всем гостям,
Открыты двери в доме нам,
Старуху обижать нельзя,
На тень не возводи плетня.
Холи, лелей ты царь мечты,
Коль подлостью опутан ты.
Не надобно чужого нам,
В селе получишь по рогам.
И если ты такой храбрец,
В деревне лев найдёшь конец.
Умней, хитрей всех человек,
Ты уважай его вовек,
Не сотвори грабитель грех,
Ему сопутствует успех.

Лев разозлился на зверей:

- Не нужно мне таких друзей,
Я докажу Вам — трусам всем,
Что мигом человека съем!
Пойду на хутор я сейчас,
Еду найду моментом в раз.
В проводники возьму лису,
Вы оставайтесь здесь в лесу.

Лисица не пошла со львом:

- Не буду грабить бабкин дом!

- А ты, медведь со мной пойдёшь?
Весь разговор Ваш просто ложь!
Сильнее зверя нет, чем лев,
Настигнет всех мой царский гнев!
Сбежать от льва никто невмочь,
Не сможет людям ум помочь.

Медведь не внял речам царя:
- Ты наглость проявляешь зря.

- А ты, чего дрожишь косой?

Чего мотаешь головой?
Стоишь пред государем как!
Иль заяц, ты совсем дурак?
Мне на мозги не капай трус!
Здесь никого я не боюсь,
Пойдём в село мы белым днём.
Идут по улице вдвоём,
Идёт навстречу мальчик к ним.

- Сейчас расправлюсь я с таким!
Наверно это человек,
Знать съесть такого мне не грех.
Ты, что ли, малый, человек?
Меня уж разбирает смех!

- До человека мне расти.
Лет может больше двадцати.

Мальчишку есть не стал злодей.
- Пожалуй, взрослый пожирней!

Дедуля повстречался льву,

Гривастый сразу же к нему.

Дед на вопросы отвечал:

- Для человека старым стал.

Встречает парня на тропе,
Обрадовался лев судьбе.

- Ты человек? Спросил бандит.
- Тебе несу я свой визит.

- Да это я, сказал солдат.
- Лесным зверям я кум и брат.

- Пришёл дружок тебе конец,
Достался воин наконец,
Сейчас я во внимании,
Последнее желание?

- Лев, ты немного погоди,

Назад мне надо отойти,
Свою открой ты шире пасть,
Желаю я в неё попасть.

Лев выполнил желание,
Окончено свидание.

Метнул сынок аркан на льва,
Открыта для царя тюрьма.

Зверушки все пришли в село,
Гуляли, ели, весело.
Уселись гости за столом,
Победу празднует весь дом.

Сменил на ласку зверь свой гнев,
Артистом стал гривастый лев.
Работает всегда на бис,
Первейший в цирке он солист.




Девушка и медведь.

Как-то раннею зимой,
Был обычный выходной.
Я деревне был одной:
Случай выпал мне такой.
Мне в ней рассказали быль,
День безветренный был. Штиль.
Жила девушка в селе,
В дивной и большой семье.
Сказка вот моя о чём:
- Всё случилось белым днём.
Мне сказать уместно тут,
Свой рассказ почту за труд:
- Был девице чуждым лес,
Полный радостных чудес.
Заблудилась она в нём,
К горлу катит снежный ком.

Села Ксюша на пенёк:

- Тяжкий выпал мне денёк!
Плачет девонька навзрыд,

Слышит, Мишка говорит:

- Не хватает здесь тебя.
Будешь жить у короля.
Вижу я твою беду.
Но домой не поведу.
Слёзы горькие твои,
Мне подружка помоги.
Будешь жить в лесу со мной,
Твой девчушка я герой.
Добрый я к тебе душой
Рад пожить чуть-чуть с тобой.
Я не дорого возьму,
Книжку прочитай одну.

Ксюша начала читать,
А Мишутка стал зевать.
Раз зевнул медведь, другой,
В третий – парень молодой.

Начал с девой разговор:

- Я, красавица не вор,
Покорён навек тобой,
Путеводной стань звездой,
Будь краса моей женой,
Стала ты моей судьбой.
Будешь счастлива со мной.

- Хорошо, любимый мой.

Полилась жизнь чередой,
Льётся чудною рекой.
Счастье и любовь блюдут,
В гости приглашают люд,
Побывал и я в гостях.
Вёл беседу о делах.

Говорили мне они:

- Мы для счастья рождены,
Любим, жить мы на земле,
Много знаем о житье.
Здесь царит везде краса,
Здесь творятся чудеса.
Людям расскажи о нас,
Так бывает только раз.

Рассказал я это Вам,
Маленьким своим друзьям.




Лиса и зеркало.

Ходила девочка в лес по грибочки,
В нём потеряла зеркальце меж кочек.
Шла по следам за Машенькой лисица,
Трофей подняла по пути сестрица.

Схватила кумушка свою находку,
Смотреть в такое умнице в охотку.
- Девчонки зеркальца я не воровка,
Использую его для маскировки.

Подарок держит в своих лапках ловко:
- Сегодня хороша красой — плутовка,
Какие лапы, тело, хвост, мордашка,
Из всех зверушек просто я милашка!

С ума друзей сведёт одна улыбка,
Я первая среди охотниц скрипка.
Красою — высший класс во всей округе,
Задуматься давно пора о друге.

Распоряжусь своей я жизнью толком,
За каменной стеной жить буду с волком.
Мой куманёк всегда силён в охоте,
Величествен умом в своём полёте.

Считалось это зеркальце волшебным,
В раз стало для лисы оно лечебным:
- Лисица, волк другой совсем породы,
Для всех зверей суров закон природы,

Твоя кружится голова сестричка,
Закроем в жизни мы с тобой страничку!
Среди своей родни ищи супруга,
Защиту ты не жди от волка друга.

Слыла в дубраве умницей сестрица,
В миг лиса рыжего нашла лисица.
Кума, послушав зеркальца совета:
- Увижу с мужем в жизни много света.

Сестра о воровстве не забывает,
В курятниках всё время промышляет.
Вселила в деревушках ближних ужас,
Охотится на пару вместе с мужем.

Однажды подошли они к ограде,
Сидят воришки — птичек ждут в засаде:
- Пора в селе нам плотно пообедать.
Расположились во дворе у деда.

Достала зеркальце своё сестрица
Пора к советнику мне обратиться.
Не рассуждала на охоте раньше:
- Скажи-ка зеркальце, как быть нам дальше?

А зеркальце в ответ воришкам ловким:
- Хозяюшка побереги головки,
Петух давно желает с Вами драчки,
А клюв его страшнее двух собачек.

Вдобавок заорёт на всю округу,
Примчатся в помощь все собаки к другу!
Берите лучше лапы в свои ноги,
Злодейские забудь сюда дороги.

Я командир. Такая обстановка!
Швырнула зеркальце в гумно воровка.
- Курятины не есть нам что, лисицам?
Забыть нам с муженьком совсем о птицах?

Совет, как смеешь ты давать лисицам!
Едою не даёшь нам насладиться!
Все птахи, зеркальце, для нас конфета,
Забыло ты, что во дворе не лето,

Что снег улёгся всюду выше крыши.
В сарае спряталась лисица в нише.
К курятнику пробрались очень близко,
Не помнят с мужем про большие риски.

Прополз тихонько рыжий лис в курятник,
Есть куриц, собирается стервятник.
Хозяйский пёс Полкан лежал при входе.
За горло лиса он поймал в проходе.

Здесь даже охнуть не успел грабитель,
Тут и закончил свой поход вредитель.
И носом не вела сестра плутовка,
Какая ждёт её, лису, концовка.

- Мне надоели хлопоты все эти,
Сварю семье я холодец из Пети.
С ним прихватить успею, кур с десяток,
Да будет у меня с едой порядок!

На улице уже давно стемнело,
Тут умница кума взялась за дело.
- Уже пора приняться мне за кражу:
В свою нору снесу я всю поклажу.

Давно охранник поджидал воришку,
В момент схватил за горло болтунишку.
Сестрица даже тявкнуть не успела,
За воровство расплата прилетела.

Петух орал во всё петушье горло,
Воровка тут последний вздох исторгла.
Явился дедушка в курятник сразу:
- Подарок шкуры, словно по заказу.

Загрёб старик зверей двоих в охапку,
Две будут меховые шапки бабке.
Не верила лисица в предсказанье.
Ответ куме тяжёлый — наказанье.

Горит всегда везде на воре шапка,
Нет правды никогда в воровских лапках.
Совету кумушка не доверяла,
Лиса, поэтому и шапкой стала.




Заячья трусость.

Как-то раннею весной,
На полянке, под сосной,
Зайцы дружно стали в строй,
Озаботившись судьбой.

- Нужно нам решить вопрос,
Без сучка и без заноз:
Жизнь плоха у нас, зайчат,
Все обидеть нас хотят.

Волк, лиса — хотят нас съесть!
Нам нужна такая честь?
Псы гоняют всюду нас,
А зевнёшь, поймают в раз.

Из ружья стреляют в нас,
Жить нам, где и как, сейчас?
Жребий выпал нам такой!
Выход выберем простой:

Все пойдём топиться в пруд,
Не почтём мы смерть за труд!
Зайцы подошли к пруду,
Жизнь бушует на виду:

На брегах десяток ив,
В воду гривы опустив,
Низко кланяясь волне,
Моют листики в гребне.

Солнце светит в вышине,
Рыбки рады тишине.
Пляшут парами в воде,
Нет опасности нигде.

Вдруг зайчишек увидав,
Бросились от них стремглав.
Разлетелись кто куда,
Чисто зеркало пруда,

Над рекой понёсся глас:
- Рыбы все трусливей нас!
Сразу прячутся на дне,
Не по нашей ли вине?

Это удивление,
Вызвало сомнение:
- Жизнь дороже мнения,
Ни к чему нам прения.

Зайцы вышли из воды,
- Не хотим такой беды!
В свой помчались зайки лес:
- Будем жить в стране чудес!




Как заяц сороку спас.

Жил в одном лесу зайчишка,
Хвастовством богат был с лишком.
Хвастал он зверям-малышкам,
Воробьям, грачам, синичкам:

- У меня не хвост — хвостище!
И не усики — усищи!
Слышу я беду ушами,
Быстро шевелю ногами.

Хвастуну не верят зайки:
- Языком ты мелешь байки!
Проучить решили зайца,
Чтобы зря не гнул он пальцы.

Встретили в лесу сороку,
Зная, что во лжи нет проку.
Рассказали ей о зайке,
Всё по чести без утайки.

Испугался лгун огласки,
Не сгущая жизни краски:
- Болтовню забудь сорока,
Зайцев хватит мне урока.

Говорит сорока куму:
- Натворил дружок ты шуму.
Зайцы трусы — всем известно,
Жить лгунами в мире тесно.

Ты ведь заяц — не лисица.
Лгать тебе так, не годиться!
Весть забуду я плохую,
Отыщу я весть другую.

Заяц внял речам сорочьим.
Вот однажды, как-то ночью,
Здесь от зайки недалёко.
Крик услышал он сороки:

- Я спасу свою подругу,
Ей давно являюсь другом.
Псам помчался кум навстречу,
Спас подружку друг без речи.

Речь ведёт в лесу сорока:
- Заяц, парень очень ловкий.
Молодец лесной братишка,
Он храбрец и не трусишка!



Заяц и пчёлы.

Ворона речь вела с сорокой:
- Бывает жизнь в лесу жестокой.
Та тут же забралась на ветку,
Вопросик сей, включив в повестку.

Чернушка пред лесным народом,
своим, гордясь старинным родом:
- Своё скажу, друзья, вам слово,
Давно не слышала такого.

Никто мне отказать не вправе,
Вопрос решите Вы в дубраве.
В лесочке раньше жили дружбой,
Вражда была совсем ненужной.

Мы все живём в лесу, как в сказке,
Чужие нам, зачем указки?
Жизнь наша протекает мирно,
Сейчас за зайчика обидно.

Мне жаловался на плутовку:
- Лисица рыжая воровка,
Умом богата на уловки,
Воспользовалась ложью ловко.

Дом деревянный я поставил.
Лиса, не соблюдая правил,
Забрала у меня избушку:
- Жить будешь, заяц, на опушке!

Сидел и плакал я в кусточках,
Увидел ёжика в лесочке:
Мне ту же ёж задал вопросик:
- Зайчишка, что повесил носик,

Случилось, что с тобой, дружочек?
Твой отобрали уголочек?
Ответ мой выслушал щекастый:
- Я помогу тебе ушастый.

Так поступать совсем не честно,
Поставлю кумушку на место,
С ежом пришли вдвоём к подружке:
- Сейчас сестре почищу ушки!

Потряс иголками своими:
- Сейчас колоться буду ими!
Глаза побереги лисица,
С тобой расправлюсь вмиг сестрица!

Уж больно ёжик был сердитым.
Всех знала кумушка бандитов.
- Злодей стоит за ним огромный,
Другой дом поищу — укромный.

Пыхтеть, шипеть тут начал ёжик:
- Не может быть со мной делёжек.
Работы предстоит мне груда,
Косой, проваливай отсюда,

Себе беру, дружок, избушку,
Ищи другую для жилья опушку!
- Пошёл я в лес с большой обидой,
Не жить зимой мне в доме видно.

Рыдал в лесу я как мальчишка:
- Где будет жить зимой зайчишка?
Бродил с главою я поникшей,
К обидам был уже привыкшим.

Кабан большой мне шёл навстречу:
- На все вопросы кум отвечу.
О чём грустишь братишка милый?
Теряешь зря почём ты силы?

- Беду я секачу поведал.
- Сейчас же проведу беседу!
Из теремка изгоним кроху,
Пусть тоже будет ему плохо!

Услышав стук копыт грабитель:
- Ко мне явился с зайкой мститель!
Колючий ёж сбежал из дома,
Покинув зайчика хоромы.

Вошёл кабан в моё жилище:
- Твой домик нужен мне дружище.
Не строй трусишка мне препоны,
Теперь мой домик по закону.

- Рыдаю я уж третьи сутки,
Спокойствия нет и минутки.
Обычный я теперь бродяжка!
Без дома вновь я стал бедняжка:

Болит от слёз моя головка,
Увидел на тропинке волка.
Шерстинки встали, как иголки,
Какие с ним быть могут толки?

- Помочь хочу тебе, братишка,
Поверь мне серенький зайчишка,
Твои слезинки, кум, напрасны,
Мне с кабаном всегда всё ясно.

Не признаёт меня бандитом!
А хрюшку съем я с аппетитом!
Завыл зверь на луну от злости:
- От секача оставлю кости!

Дал стрекача кабан из дома,
Теперь пусты совсем хоромы.
Сквозь зубы за столом на зайца:
- Не гни пред мною братец пальцы.

Гроза поднялась надо мною,
Дрожал от страха - я не скрою,
В лесочке крупный волк воришка.
Известно всем, что я трусишка:

За что такая мне невзгода?
У пчёлок взял я кадку мёда.
Сидел, рыдал над этой кадкой:
Совсем устал от жизни гадкой.

Медведь в лесочке самый главный,
Сейчас рассудит здесь державно.
Топтыгин любит мёд безумно,
Здесь надо всё решить разумно.

Ждал силача совсем недолго,
Уверен: мишка верен долгу.
Хозяин нашей он дубравы,
Вопросы все решит по праву.

Увидев вдалеке избушку:
- Поставлю в ней я раскладушку.
Расположусь на ней удобно
Зимою спать здесь бесподобно!

Затрясся теремок от рёва,
Сбежал из домика я снова.
- Лесочек заселён ворами,
Они главенствуют над нами.

Не по душе мне все упрёки.
Ворона преподаст уроки:
Свободу любит эта птица,
В лесу, где хочет, там ютится.

Нашёл меня кум на полянке:
Там, где растут грибы поганки.
Ко мне он обратился с речью:
- Так жить нельзя, ворона, вечно.

Полно в лесу плохих зверушек,
Мне б отыскать средь них подружек.
Пора вновь приступить к разрядке,
Чтоб были все дела в порядке.

Поведал беды мне, чернушке,
Помчалась я к большой опушке.
Там очень громко каркать стала.
О бедах эхо услыхало.

О помощи оно вещало:
- Здесь прекратить пора скандалы.
Медведь бед не предвидел вовсе.
Собрались вместе пчёлы, осы:

- Хлопот добавим злому мишке,
Жильё вернём сейчас зайчишке.
Влетел пчелиный рой в избушку:
- Топтыгин, заяц не игрушка!

Ты враг сегодня нам последний,
Гигант сбежал в лесок соседний.
Собрались в доме все подружки,
В нём чаю, выпив по пол кружки:

- В такой среде ворам нет места!
Жить с ними всем в дубраве тесно!
Истории пришла развязка,
Друзья живут, как будто в сказке.

Гостей лесных дом зайки полон,
Весёлый слышен всюду гомон:
- Всегда сильна жизнь дружбой наша!
Полна зверушек жизни чаша!




Заяц и волк.

Трусишка поле разделил на грядки.
Он содержал свой огород в порядке.
Сажал капусту, свёклу и морковку,
В работе заяц проявил сноровку.

Зайчишка посадил арбузы, дыни,
Есть будут зайки их теперь отныне.
Собрать мечтает урожай работник,
Тут вдруг к нему идёт лесной охотник.

- Зимою будет голодать волк серый?
Еды, зайчонок, у тебя сверх меры!
Сейчас займёмся мы с тобой делёжкой,
Оставлю Вам, косым, чуть-чуть кормёжки.

Был зайца и волка совет недолгим,
На все вопросы был ответ коротким:
- В лесу у нас всегда одно решенье,
Иного, кроме моего, нет мненья.

Со злым не спорил жуликом зайчишка.
- Я урожаем поделюсь с воришкой.
Трудился маленький зайчонок в поле,
Работы у косого было море.

- Вот уберу свой урожай я вскоре,
Я выполню братишки волка волю:
Нет спора в сборе урожая толку,
Возьму себе все арбузы, морковку.

Отдам вершки я от моркови волку,
Не получить ему природы шёлка.
Пришёл венец тут солнечному лету,
Готовится работничек к ответу.

В момент меняется вокруг погода:
Блистает золотом кругом природа.
Заняться осень всем велит уборкой.
Весь урожай в амбар убрать до корки.

Убрал в подвал морковь, свёклу зайчишка.
- Ботва от них вся для меня излишки.
Мне от ботвы нет никакого толку,
Вручу, пожалуй, зелень всю я волку.

Волчок гулять повсюду лето волен:
- Должны трудиться только зайцы в поле.
Ест заяц дома свёклу и морковку,
У зайки шевелятся даже бровки.

Волк вовсе не томил себя работой,
Волчок в решениях короткий.
Весь урожай был не его заботой,
Продукт для хищника совсем неходкий.

Не понял серый плут свои ошибки,
Волчок играет всё ж на той же скрипке:
- От арбузов возьму себе я корни:
Всё очевидно словно на ладони.

Зайчатам мамочка даёт морковку,
В еде от витаминов много толку.
Жуют арбузы на десерт зайчишки,
Они для организма не излишки.

Не жалуют еду отца волчата,
Забились в тёмный угол как ягнята.
Волк напросился как-то в гости к куму,
Решил: чтоб что-то делать нужно думать.

Решил вручить дары зайчонок волку:
Ты зубы не ложи, дружок на полку,
Продай мои подарки все на рынке,
Купи там мяса полную корзинку.

Довольны все: зайчонок, сыты волки.
По всей округе раздаются толки:
Что красит всех хорошая работа,
О детях всех проявлена забота.

Одними нужно всем идти путями,
Перевернёшь и горы все с друзьями,
Не нужно обижать братишек малых,
Любить и уважать младых и старых.



Избушка зайца.

Не думал заяц, что ворона,
В лесочке крупная персона,
Что знает всех она зверушек,
Ему казалась просто душкой.

Расставив зайчику ловушку,
Лисицу завлекла в избушку.
Косой совсем расстался домом,
Коварным забран дом приёмом.

Гоняли зайчика собачки,
Устроил волк ему накачку,
Медведь грозился зайке лапой:
- Творишь ты козни тихой сапой.

Секач изгнал с избы зайчишку:
- Косой, ты, что, совсем глупышка?
Петух, давнишний друг трусишки,
Утихомирил всех страстишки.

Вернул товарищу избушку:
- Не будешь слушать ты чернушку.
Хитра, смекалиста ворона,
Жди от неё судьбы урона.

Она хитрее, чем лисицы,
Ловкачку нужно сторониться.
Дружище не води с ней дружбу,
Сочувствие вороне чуждо.

Здесь оставайся на опушке,
Я ухожу к своим пеструшкам.
Живи дружок в своей избушке,
Зайчихе доверяй — подружке.




Почему у зайца двойная губа.

Вступил с волком зайчишка в спор,
Их был не лёгким разговор:
- Трусишка, ты ногами скор,
Давай подпишем договор.

Мне, заяц, проиграешь кросс.
Ты до победы не дорос,
Я победитель — не вопрос.
Победный кубок я принёс.

Зайчонок свой обдумал бег:
- Зайчишка верит в свой успех.
Зайчиху спрятал за бугор.
Победы не дождётся вор.

Не нарушал закон лесной,
Медведя встретил под сосной.
Свой мишке рассказал секрет,
Топтыгин дал «Добро» в ответ.

Медведь на старте сразу сел,
На финише — его пострел.
Свой начали волк с зайцем кросс,
Зайчонок в финиш тут же врос.

Упёрто бегал волк, как цап,
Остался он совсем без лап.
Ни разу зайку не догнал,
Его — ум зайчика достал.

- Ты подними волчонок бровь,
Глянь, кто на старте первый вновь!
Волк, в логове сидеть тебе,
Тебе не быть, волчок, звезде!

Умеешь ненавидеть всех,
А это, волк, огромный грех!
Из леса гнать тебя пора,
Герой сегодня я двора!

Смеялся заяц умник так,
Гримаса, совершив зигзаг,
Губу надвое разделив,
И стал зайчонок враз красив!

Мораль сей сказки такова:

Все лишены глупцы ума,
У них пустая голова.
Губа зайчишки не огрех,
Победным стал весёлый смех.




Кузнечик и муравей.

Однажды утречком в лесу
Кузнечик собирал росу.
В траве, увидев муравья,
Решил: без друга жить нельзя.

- Мы оба, вроде бы, родня,
Хочу, чтоб брат был у меня.
Для насекомых дружба плюс,
Обоим нравится союз,

Хлопот здесь не было пустых.
На радость жителей лесных,
Шагают по тропе друзья,
Лесная рада им семья.

Отныне жук и муравей,
Гордятся дружбою своей.
Решили жить они вдвоём,
В дубраве свой построить дом.

Дружочка стал просить жучок:
- Нам в жизни надобен толчок.
Хочу в дубраве жить другой,
Там тишь да гладь — сплошной покой.

Кузнечик чемпион в прыжках,
Дела вершит не впопыхах.
Речушку перепрыгнул в раз,
Свой показал высокий класс.

Один остался муравей:
- Возьми меня с собой скорей!
Другая нравится земля:
Зовёт на подвиги меня.

Нашёл кузнечик лёгкий прут:
- Терпенье друг — огромный труд.
Ответ достаточен и прост:
Построю для тебя я мост.

Жучок всё прутики носил,
Он строил муравью настил.
Готов для друга перекат,
Сверкает красотою тракт.

Для муравья и мостик есть,
Тут лётчику большая честь.
Расстались на часок они,
Осталась дружба не в тени.

Шагают вместе вновь друзья,
Их разлучить никак нельзя.
Запели песенку свою:
- "Шагаем мы в одном строю,

Жить хорошо друзья вдвоём,
Кузнечик дружит с муравьём.
У друга если вдруг беда,
На помощь друг придёт всегда.

Возьмёт в охапку друг беду,
Подарит счастья он звезду.
Крепки мы дружбою вдвоём,
И нам судьбы не страшен гром.

Для нас дружить — души подъём.
Мы оба на гору взойдём.
Мы вместе свой построим дом,
Счастливыми жить будем в нём.

Есть в жизни разные ходы,
Здесь лес поёт на все лады.
Скалой стоит за друга друг,
Об этом знают все вокруг".




Глупый шакал.

Шакал носился по лесам,
Бежал по заливным лугам:
Пытался всё найти среду,
Добыть хоть где-нибудь еду.

Сей хищник не блистал умом,
Он воровал у всех тайком,
По жизни был всегда простак,
Частенько попадал впросак,

Однажды встретил жеребца:
Красавца — умного бойца.
Был голоден совсем злодей,
Вертелся зверь от тьмы идей:

- Попался конь сегодня мне,
Давно мечтал я о коне.
Подходит хищник молодцу:
- Я съем тебя, как съел овцу.

Я мясо есть хочу сейчас,
Охотник я высокий класс.
Во всех желаниях моих,
Не может мнений быть других,

Конь ближе подпустил врага,
Испуга не видать в глазах:
- Исполни маленький пустяк.
Давай с тобой поступим так:

В твоём я деле новичок.
Ты подожди чуть-чуть дружок.
Дружочек, я не враг себе,
Шакал, я помогу тебе.

Ты сзади подходи ко мне,
Вкуси мясца шакал сытней.
Шакал, открой ты шире рот,
Свершу к тебе я поворот.

Зубами не стучи злодей,
Так есть меня всегда вкусней.
Шакал подумал: - Повезло!
Какое встретил я добро!

Мне мясо лезет прямо в рот,
Возьму я лошадь в оборот.
Он ближе подошёл к коню:
- Я съем лошадку на корню.

Бандит стал сзади, у хвоста,
Конь по зубам лягнул врага.
От боли взвыл злодей дурной,
Умчался с глаз шакал долой.

В лесу считает зубы вор:
- Природы вижу заговор.
Помучился бандит слегка.
- Всё сделаю наверняка:

Охоте гимн сейчас спою,
Работу выполню свою.
Шакал увидел кузнеца.
- Пожалуй, съем я молодца!

Послушай милый человек,
Такого не встречал я век!
Оголодал я, друг совсем,
Тебя сейчас, пожалуй, съем!

Не нужно возражений мне,
Я стану кушать в тишине.
Помпезным будет мой обед,
Оставлю в поле я скелет.

Парнишка цепь держал в руках,
Не чувствовал совсем он страх:
- Измерю цепью твой живот,
Где мне местечко подойдёт.

- Ты поскорее измеряй,
Быстрее, время не теряй.
Схватил кузнец врага за хвост,
Тут битый цепью взвыл прохвост.

Побои заслужил злодей,
Боится он теперь людей.
Взобрался на скалу бандит,
В долины тать спокойно зрит.

Козла увидел зверь средь скал,
Архара повстречал шакал,
Поставил жизнь свою на кон,
Не знал: козёл не глуп — умён.

Архар сообразил в момент:
- Мой слушай аргумент:
Открой ты шире свою пасть,
Чтоб я в неё бы смог попасть.

С высотки дальней прыгну я
Шакал, коль сила здесь твоя.
Сказала мне моя судьба,
С тобою не нужна борьба!

Открыл свою зверь шире пасть,
Злодей увидел к жизни страсть:
Шакал катился кувырком,
Досталось татю поделом.

Объедки ест злодей с тех пор,
Все знают: зверь первейший вор.
Недаром говорит народ:
- Добро шакал не принесёт.




Заяц и ёж.

Соревнование в лесу.

Свои, открыв слегка глаза,
Проснулся шустрый егоза,
Умывшись утренней росой,
Гулять отправился косой.

Ему ёж встретился в пути.
- Мне друга лучше не найти.
Желаю я дружить с таким,
Хочу соревноваться с ним.

Зверёк кум, кроткий небольшой,
С открытым сердцем и душой.
Природа ёжику, как дом,
Смекалка, ум всегда при нём.

Шустёр на выдумку дружок,
Свой дружбе отдаёт должок.
Пустяк бежать ежонку круг,
Полянку осмотрю вокруг.

Ты видишь ёжик тот лужок?
Туда и побежим дружок.
Умишком пораскинул ёж:
- Для добрых дел и я хорош.

Мысль умная есть у меня:
Помощник мне моя семья.
Схожу я к братику ежу,
Его на финиш посажу.

Помчится к финишу косой,
А там сидит братишка мой.
При виде зайки пусть орёт:
- Я здесь, давай на старт, вперёд!

С зайчишкой согласился ёж:
- Всего дружочек не учтёшь,
Я принимаю вызов твой,
Мы бег начнём за той горой.

Со старта улетел косой,
На финише - ёж: - Финиш мой!
На старт несётся снова друг,
Очередной промчавшись, круг.

- Брат: - К финишу беги, вперёд!
Зайчишка бедный не поймёт:
Твердит: - Я в беге чемпион,
Кум будет мною побеждён.

Не догадался ни о чём,
Здесь заяц просто ни при чём!
Товарищи бегут на старт:
- Дружок пленил меня азарт.

Не взять ежонка на ура,
Улечься отдыхать пора.
Не раз бежали в этот день,
А ёж везде торчит как пень!

- Мне зазнаваться ёж нельзя,
С тобою мы теперь друзья,
Я другу доверять готов,
Дружочку верю я без слов.

Зайчонок дружбой заражён,
Повсюду ею окружён.
Зайчишка лапу подаёт:
- Пойдём с тобой дружок вперёд.

Часть вторая.

Друзья.

Доверившись друзья судьбе,
Лесной тропой идут к избе.
На улице обычный день,
В лесу родном повсюду тень.

Ёж палочку поднял с земли:
- Мне с палочкой легко в пути.
Такая палочка нужна.
В делах помочь она должна.

Несёт друг палочку свою:
- С подружкой поддержу семью.
- Зачем такая ноша ёж?
- Без палки друг не проживёшь!

Случится вдруг со мной беда,
Поможет палочка всегда.
Подскажет мне с тобой ходы,
Отыщет выход из беды,

Помогает всем вообще.
Несу её я на плече.
У зайца удивление:
Дружочек я в сомнении.

Им повстречался ров в пути,
Хотел ров зайка обойти.
Ёж в ямку палочку воткнул,
Как птица ров перемахнул.

Зайчишка с завистью к прыжку:
- Сноровка помогла дружку,
- Смекалка, заяц, нужна всем,
Избавит палка от проблем.

- Умён ты ёж хотя и мал!
А всех добрых дел финал.
Трусишке ёжик говорит:
- Друг, ум тебя обогатит.

Подобранная палочка,
Моя есть выручалочка.
Бывает и друзьям нужна,
Мне палочка всегда важна.

Болото встретилось друзьям,
Косой поддался всем страстям.
Не страшен с палкой лиха фунт,
Искал, как щупом ёжик грунт.

Зайчишка полетел вперёд,
Как самый быстрый самолёт.
Понёсся крик: - Тону - в лесу!
В ответ: Я палочку несу!

Не утонул в болоте друг,
Прошёл у зайчика испуг.
- Быть нужно с палкой бережней,
Подружка палочка друзей.

Часть третья.

Палочка-помощница.

Без дружбы жить в лесу нельзя!
Кукушку встретили друзья.
Кукушка просит их двоих:
- Найдите Вы птенцов моих.

Детишек растеряла всех,
Потеря их великий грех.
Дружочку говорит косой:
- Поможем птице мы с тобой.

Найдём птенцов её в траве,
Поселим вновь детей в гнезде.
Кукушке с нами повезло,
Посадим палкой птиц в гнездо.

Зверей работой красен труд,
Довольные зверьки идут.
Кукушке помогли они,
Не отказались от родни.

Детишки все сидят в гнезде,
Ей помогли друзья в беде.
Зайчонок хвалит палочку,
Он гладит выручалочку.

Поднялись в гору два дружка,
Осталось к дому два шажка.
Вдруг налетел на зайца волк,
На зайку он зубами щёлк.

Лисица спряталась в кустах,
На зайку навалился страх.
Но ёжик - настоящий друг,
Забыл совсем смельчак испуг.

Он волка палкой начал бить,
Да так, что волк забыл завыть.
Бежал от сильной боли волк,
Огромный испытал тать шок.

За горизонтом волк исчез,
Умчалась и лисица в лес.
Зайчишке палку отдал ёж:
Семью дружок с ней сбережёшь.

Часть четвёртая.

Дружба.

С подарком в дом зашёл косой:
- От нас бежали волк с лисой.
Семья забегала вокруг:
- Мой настоящий ёжик друг!

Зайчишки хвалят все отца,
Героя папу-молодца.
- Без веры в дружбу жить нельзя,
Спасут от бед всегда друзья.




Ксюша и медведи.

В одной деревне, под горой
Построен домик небольшой.
Семья вселилась в этот дом,
Живёт счастливой жизнью в нём.

Отец муку домой привёз,
Мешками был наполнен воз.
Просила мама Ксюшу — дочь:
- Ты не могла бы мне помочь,

К бабуле ты сходи сейчас,
Подарки отнеси от нас.
Возьми с собою кузовок,
К избе пройдёшь наискосок.

Груз для ребёнка не велик,
Собралась Ксюша в тот же миг,
- От дома лес недалеко,
Найду я бабушку легко.

Идёт с корзинкой пирожков,
Через большой лесок пешком.
Волшебным был прекрасный лес,
С различным множеством чудес.

Прошла девчушка полпути,
Осталось ей чуть-чуть пройти.
Увидев дом перед собой.
Остановилась пред избой.

Встречают дом с добром людей,
Открыта дверь в нём для гостей.
Большой просторный теремок,
Чудесный леса островок.

Открыла Ксюша двери в зал:
- Тут должен быть наверно бал:
Какая в доме красота,
Посуда чудо. Лепота.

Соринки не видать нигде,
Всё приготовлено к еде.
Стоят три стула у стола,
Хозяину честь и хвала.

Присела девочка на стул,
Ей словно кто-то подмигнул.
Большая ложка, стул большой,
Встречают здесь гостей с душой.

- Виденье, словно бы во сне,
Не вкусна каша, не по мне.
Тарелка рядом красивей,
Начну, пожалуй, есть я в ней.

Сесть захотела на другой.
Не справилась и здесь с едой.
Свой переставила баул,
На малый Ксюша села стул.

И кашу ложкой съела в раз.
- Устала очень я сейчас.
На стуле покаталась чуть:
- Пожалуй, нужно мне соснуть.

Подальше заглянула в дом:
- Я отдохну, пожалуй, в нём.
Пришла в избушку я не зря.
Кровать большая не моя.

Поменьше, вроде как по мне,
Усну, быть может, в тишине.
На средний улеглась лежак:
- Мне не уснуть на нём никак.

Мне впору малая кровать,
На ней удобно очень спать.
Ей снилось многое во сне,
Явилось счастье в тишине:

Вошли медведи в теремок,
Собрались отдохнуть чуток.
- В гостях у нас наверно друг,
Не должен испытать испуг.

Не будет огорчён наш гость,
Ему здесь отдыхать пришлось.
Не гладким был нелёгкий путь,
В избе его покинет грусть.

Вон там, в углу, стоит баул.
А кто его сюда приткнул?
Вглубь глянул Мишенька мешка,
Достал всего три пирожка.

Медведи сыну говорят:
- Ругать не нужно всех подряд.
Спит, быть может, в спальне кто-то,
В наших чашках нет компота.

Малыш зовёт отца и мать:
- Девчонку нужно уважать.
Лежит в моей кроватке гость,
Я не питаю к гостю злость.

Топтыгин Ксюшу разбудил,
Подарков разных надарил.
Мы к бабушке пойдём с тобой,
К ней часто ходим мы домой.

Огромною большой гурьбой,
Шагают по лесу толпой.
К старушке все явились в дом:
- Тебе мы внученьку ведём.

Вошли гурьбою всей домой,
Там закатили пир большой.
А больше всех был рад малыш.
В лесочке нашем гладь да тишь.