Вечное Возвращение

Олег Гуцуляк
Немецкий философ Евгений Дюринг (1833-1921) предположил мысленный эксперимент, что вселенную, которая, по его мнению конечна, в принципе можна было бы представить в виде комбинаций элементарных частиц. Тогда мировой процесс будет калейдоскопом из разных комбинаций, число которых ограничено. А это означает, что после осуществления последней возможной комбинации обязательно должна сложиться первая. Т.е. мировой процесс – это ни что другое, как циклическое повторение когда-то уже бывшего. Дюринг как позитивист отбросил данную гипотезу, считая количество комбинаций уходящей в «дурную бесконечность» (выражение Гегеля). 

Но эта идея привлекла Ф. Ницше. Он предположил, что такими элементарными частицами являются «кванты силы», но понятые не физически, а биологически. Кванты эти, аналогично «объективациям воли» А. Шопенгауэра, пребывают в постоянной борьбе («агоне») друг с другом, образуя при этом определенные соединения. А поскольку число «квантов» ограничено, потому периодически складываются комбинации, бывшие ранее. Все становление имеет место только в границах «вечного коловращения» и постоянного количества силы. Таким образом, бытие в этом виде, в котором оно существует, не имеет цели и смысла, оно неуловимо снова и снова повторяется, никогда не переходя в небытие. И, таким образом, происходит повторение каждого жизненного явления, каждого события: через неограниченное, неожиданное и неисповедимое количество эпох кто-то, похожий на него, Ф. Ницше, также сидя в тени пирамидальной скалы, найдет ту же идею. «… Как сказал философ Эвдем своим ученикам, «если же верить пифагорейцам, то я когда-нибудь с этой же палочкой в руках буду опять так же беседовать с вами, точно так же, как теперь, сидящими передо мной, и так же повторится и все остальное» [Скурлатов В. Круг времени // Техника – молодёжи. – 1977. – № 8. – С.41]. Так, будут появляться снова и снова не только Сократ и Платон, но и каждый когда-либо живший человек с теми же самыми друзьями и врагами, с теми же самыми поступками и той же самой судьбой. И это будет происходить неизчислимое количество раз. И еще раз такое же неисчислимое количество… А это означает, что никакого потусторонней небесной в природе не существует и каждое мгновение вечно, ибо неприменно повторяется… Осознание этого факта даст возможность человечеку освободиться от страданий реального существования (экзистенции): «… Идея Вечного Возвращения, эта высшая формула утверждения, ... все будут захвачены самой могучей идеей – идеей Вечного Возвращения всех вещей. Для человечества это будет Час Великого Полудня» [Патрушев А.И. Жизнь и драма Фридриха Ницше // Новая и новейшая история. – Москва, 1993. – № 5. – С. 135].

Человек тогда реализует то, что делает и вся вселенная, вечно повторяясь, – родит из себя «звезду», «сверхчеловека». Кажется, именно Гете, в глазах Ницше, наиболее близок к идеалу «сверхчеловека». Гете обладал от природы сильными страстями, но сумел преодолеть себя: «… Чего он хотел, так это цельности; он боролся с рознью разума, чувственности, чувства, воли (которую в ужасающей схоластике проповедовал Кант, антипод Гете)» [Сумерки идолов, или как философствуют молотом. Перевод Н.Полилова. – С. 623]. Гете был толерантен по причине силы, а не слабости. Он был не немцем, а европейцем. Гете был человеком, который сказал жизни «Да!». Такой свободный дух «… пребывает с радостным и доверчивым фатализмом среди Вселенной, веруя, что лишь единичное является негодным, что в целом все искупается и утверждается; он не отрицает более... Но такая вера – наивысшая из всех возможных: я окрестил ее по имени Диониса» [Сумерки идолов, или как философствуют молотом. Перевод Н.Полилова. – С. 623].

Правда, и Ф. Ницще, как и Е. Дюринг, считал, что это повторение происходит только в нашей замкнутой, ограниченной вселенной… Но поскольку наука доказала бесчисленное множество параллельных вселенных, то, возможно, жизнь в них и есть «потусторонней (для нас в нашей вселенной) жизнью»…