Паломники поневоле. дамаск

Влада Банкевич
В результате моих жалоб, сирийская фирма "Middle East Tourism" решила удлинить пребывание нашей группы в Дамаске и добавила пару дней как tail-piece, пока мы путешествовали (не без приключений) по стране. Это позволило посетить так называемый МЕККЕ, монастырь дервишей в горах, основанный при турках в 16 в.
Вдали видны копьевидные минареты и купола СУЛЕЙМАНИИ. Ныне помимо прямого назначения в качестве действующего монастыря, он служит приютом для турецких паломников на пути в Мекку. Дервиши повсюду, бродят бесцельно по набережным речки Барабы (чем-то напоминает Куру в Тбилиси, такая же мутная); они скапливаются в предмолитвенные часы в прямоугольном атриуме - tокке - перед изящной полосатой мечетью. Совершают омовения у бассейна, облепив его плотным кольцом: моют кто лицо, кто ноги. В эти дни на турецких базарах появляются надписи на турецком языке.
Сохранились фотографии (кто-то выслал на "Интурист"). Качество не очень, но красивые виды. МЕККЕ запомнился. Есть личный момент: на одном снимке я стою, облачённая в длинный хитон из дерюги с капюшоном на голове. Как говорят сегодня "Прикольно!". Такие хитоны выдают паломникам при посещении монастыря (за дополнительную мзду).                Другим местом паломничества, вторым после Мекки по количеству посетителей по сей день является СЕДНАЙЯ, знаменитый женский монастырь. На арамейском языке означает "наша госпожа" (dedicated to Virgin Mary). Он построен на гигантской скале высотой в полторы тысячи метров. В памяти какое-то пронзительное воспоминание о небольшой комнате в верхней части монастыря, украшенной старинными иконами в потемневших золоченных окладах. После долгого восхождения странное чувство экзальтации. Икона Богоматери претендует на подлинность, работа самого Св. Луки. Якобы, была привезена из Иерусалима пилигримом, который хотел её утаить для себя, но был наказан Всевышним.
Помню как я удивилась, что у входа следует снимать обувь (мусульманская традиция  вступать внутрь barefeet). У христиан такое не практикуется. Впрочем,это понятно. Дева Мария одинаково почитается и теми, и другими.                Имеется и развлекательная версия в отношении названия женского монастыря. Со времен Византии название СЕДНАЙЯ в переводе означает "место охоты". Существует легенда, как однажды во время охоты императора Юстиниана случился казус: почти настигнутый олень обернулся Девой Марией (в стиле античной мифологии). Указав на источник, она произнесла: "Здесь ты построишь мне храм и монастырь".
Дева Мария явилась императору Юстиниану и во второй раз, чтобы представить план строительства Церкви. Так что выбора у Юстиниана не оставалось. На самом деле он вел войну с персами за сирийские земли и ему было не до подобных развлечений. Тем не менее он построил Храм & it served the purpose. Христианский культ Девы Марии стал культом мусульманским.                Здесь в горах есть и другие монастыри (их не посещали). Некоторые строились при византийцах, не в последнюю очередь по военно-стратегическим соображениям. Одно из них селение в скале МААЛУЛА с христианским населением. Путеводитель сообщает, что здесь говорят и на арабском и на арамейском языках, на котором "Jesus Christ talked to people".
Некоторые святые окружены полуязыческим поклонением. В Церкви Св.Фёклы её мощам одноименного монастыря у источника приписывают целебные свойства. Язычники исполняют свои обряды и у РИМСКОГО ХРАМА(I- 4вв.)в так называемой "Бане Царицы". Поразительный разброс верований.