Вчера я привела своих учеников в «Театральный клуб на Тишинке» на спектакль «Материнское сердце», в основу которого положены произведения В.М. Шукшина. Играли актеры Московского театра «Мир искусства».
С чего начинается театр? Наверное, с любви к нему или хотя бы с прикосновения к нему. Мне приходилось не раз «прикасаться» к театру, но завзятой театралкой себя не считаю: простая учительница из провинции. Этот спектакль начался для меня со знакомства с Александром Георгиевичем Соколовым, который, собственно, пришел к нам в школу и позвал ребят посмотреть пьесу. Если судить по наполняемости зала, то Александр Георгиевич сработал качественно. Оказалось, что он не только заведующий отделом по работе со зрителями, но и актер. Жаль, не знала я, что с живым актером разговариваю! Впрочем, в Москве все возможно…
К началу спектакля я была , как говорится, никакая. Неудивительно, что, когда в театре со мной поздоровалась моя коллега, учительница биологии, я кивнула и задала себе вопрос: «Где я видела эту женщину раньше?» Легко представить степень моей усталости, поэтому перед спектаклем чашка капучино мне не помешала. Эх, капельку бы позитива…
Лично у меня произведения Василия Шукшина не вызывают воодушевления. Все его вещи в основном тяжелые, их больно перечитывать. Они врезаются в память, они, как старая рана, которую лучше не трогать. Еще, наверное, потому мое сердце протестует, что все, описываемое им, я видела в детстве и многое наблюдаю по сей день. Иногда не «чудики» его герои (это пусть эстеты называет их чудиками) : его герои - люди с большой долей придури, и не дай Бог вам жить бок о бок с ними. Да, мы «наковыряем» по изюминке в них положительное: и благородство, и широту души, и тягу к прекрасному, и умение любить… Откуда писателю черпать другой материал, коли жил, как и я, среди народа? Иногда в свои пятьдесят три смотрю на мир такими наивными детскими глазами, что впору пополнять галерею Василия Макаровича.
Хотелось увидеть на сцене что-нибудь отвлекающее от реальной жизни, светлое и радостное. Не случайно, сев на свое место в зрительном зале, я скрестила руки на груди. Психологи скажут, что эта поза говорит о том, что человек закрыт. Сначала меня раздражало буквально все: и унылые декорации, и милиционер, обутый почему-то в высокие рыбацкие сапоги. Но потом привлекло нежное пятно: на голубом фоне лики ангелов, может быть, символ Святой Троицы. Это пятно притягивало, как притягивал и наивный образ матери, который так чудесно воплотила актриса Екатерина Лисовая.
Казалось, героиня держала на себе весь зал, точнее, остальным актерам приходилось находиться немножко в тени, так как чувства второстепенных героев – жалкое подобие материнских чувств. Екатерина Лисовая двигалась по сцене непринужденно, за чудесными отрывисто-певучими монологами виделась женщина-боль, женщина-мудрость, женщина-любовь. Виделась сама матушка Русь…
Да, реальность не отпускала, но было и светлое: все почувствовали величие духа матери.
- Мы правильно поняли, что основная идея пьесы заключается в том, что мать – единственный человек, который никогда не предаст своего ребенка, всегда будет оправдывать его? – спросили меня ученики после спектакля.
- Правильно.
- Не показалось ли Вам, что идет некое навязывание религии? – спросил один.
- Да нет, время такое было, атеистическое, когда только матери тайком и молились,- возразил другой.
- Задавайте себе, мальчики, вопросы, задавайте… - вздохнула я.
…Скоро матери будут выглядеть эффектнее, в шляпках ли, в кроссовках ли, со временем матери будут говорить по-другому… Но будут ли иначе любить своих детей? Уверена: материнское сердце – это неиссякаемый колодец любви. Во все времена.
А сердце художественного руководителя Александра Михайловича Кравцова – бездонный источник таланта, его жизнь - образец преданности своему делу, ибо этот человек, преодолевая тяжелые физические недуги, не сдается, не мыслит своей жизни без театра, без творчества.
17.11.2015