Субботнее приключение, или Харасcмент. 13. Защита

Марианна Рождественская
РОМАН
Начало:
http://www.proza.ru/2015/03/24/1293

Глава 13. ЗАЩИТА
               
                Сочувствие чужой радости –
                это дар гораздо более редкий,
                нежели сочувствие чужому страданию.

                Ч. Дарвин
               

     Начался учебный год, дети пошли в школу учиться, а Ольга – работать. «Всё та же школа, та же громогласная директриса с командирскими замашками...» – с некоторым сожалением думала она. Однако теперь, когда диссертация закончена и с оппонентами как будто всё в порядке, она стала гораздо уверенней и даже значительней в собственных глазах. Можно сказать, более взрослой и умудрённой, если только это идёт на пользу ещё молодой женщине.

     В октябре состоялась защита. Ольга была уверена, что всё пройдёт гладко, и явилась на заседание учёного совета с новой причёской и в модном костюме из итальянской ткани с благородным мягким блеском. Дорогой наряд был куплен в Доме моды – после долгих колебаний. Но Денис сказал: «Покупай! Ты этого достойна!», и Ольга решилась.
    
     Может быть, костюм был излишне нарядным для такого серьёзного события, но ей хотелось быть особенной, торжественной, поскольку в этот раз справедливость непременно должна восторжествовать. Она надела туфли на высоких каблуках и стала в них женственнее и стройнее. Пусть все видят, какая она элегантная и достойная. Ничего, что это торжество происходит позже, чем следовало бы, но не стоит сожалеть о прошлом – она выше этого.

     Ольге было приятно слышать хвалебные отзывы оппонентов и видеть одобрительные взгляды мужчин. Хорошо, что она решилась купить этот костюм – в нём она чувствует себя вполне уверенно, и это особенно важно сейчас.

     И диссертация у неё хорошая – это она и сама знает, поскольку перечитала сотню авторефератов и десятка три диссертаций, и видела, как они сделаны, особенно старые, написанные дедовским способом, – с оглядкой на партийные догмы, с цитатами из Ленина, Сталина и даже Брежнева, словно они были великими знатоками истории и культуры.


     На банкет, назначенный на семь часов в кафе, собрались все приглашённые: члены учёного совета, оппоненты и – для комплектности и приличия – новый завкафедрой, Василий Иванович Шуляковский. Денис, родители и лучшие подруги, разумеется, тоже пришли праздновать Ольгину победу. После обязательных тостов народ повеселел и перешёл к более интересным разговорам, а Ольга наконец расслабилась и почувствовала себя счастливой победительницей.

     Это ведь, и в самом деле, была победа – прежде всего над собой. Известное дело – не у всех людей хватает мужества, чтобы вернуться в науку, и терпения, чтобы соблюсти все бумажные условности, предшествующие недолгой, в общем-то, процедуре защиты. Впрочем, условности – это мягко сказано. С точки зрения защищающегося, – это поистине иезуитские нормы и предписания, которые задействуют огромное количество людей и требуют большого расхода бумаги.

     Однако эти препятствия сдерживает поток ленивых псевдоучёных, которые при более удобных условиях могли бы просочиться сквозь сито и подорвать престиж науки своими слабыми опусами. Пусть на этой ниве работают усердные труженики, вечные бессребреники, выбравшие нелёгкий, но благородный путь и так далее. Кто бьётся, тот добьётся. А вообще-то, Ольге теперь всё равно: бесчисленные папки, переговоры, согласования – позади, и пока можно отдохнуть.

     После всех забот, волнений и ожиданий Ольга чувствовала себя беспечной именинницей. Все её поздравляли, желали здоровья и дальнейших успехов, и она искренне верила, что у неё начнётся новая жизнь кандидата наук, уважаемого преподавателя университета, в ближайшей перспективе – доцента, а там – посмотрим.

     Но, по большому счёту, что тут смотреть? Надо думать о докторской диссертации, чтобы не подойти к пенсии усталым доцентом, которого с почётом вытолкают с факультета, чтобы освободить место чьему-то созревшему отпрыску.


     На следующий день в гимназии Ольгу поздравили и подарили цветы – завуч от имени педагогического коллектива и ученики, каким-то образом узнавшие о защите. На доске объявлений в вестибюле и, конечно же, в учительской повесили красивые зелёные листки с торжественно-весёлыми стихами, напечатанными нарядным курсивом.

     Ольга догадалась, что поздравление написал молодой учитель литературы Антон Андреевич, с которым она в свободное время между уроками любила поговорить «о чём-нибудь высоком». Они так и называли между собой эти беседы о спектаклях, о только что прочитанных книжных новинках, об интересных статьях в «Комсомолке» или «Огоньке».

     Антон был романтиком и идеалистом, что не мешало ему хорошо разбираться в современной музыке и проводить шумные школьные дискотеки. Как ни странно, дети на его уроках сидели тихо, а сочинения на вольную тему и даже стихи писали с таким удовольствием и настолько оригинально, что их постоянно награждали на детских конкурсах. Он нашёл способ, как напечатать сборники ученических стихов, – правда, небольшим тиражом, но всё-таки это были настоящие книжки.

     Вот он-то рад за Ольгу – совершенно точно. Это, действительно, близкий по духу человек, она его даже опекала первое время, как младшего брата. Антон пока не женат, и, вполне возможно, она нравится ему как женщина, однако он знает о её моральных принципах и не допускает никаких вольностей. Можно сказать, у них с Антоном такая современная дружба – с взаимной симпатией.

     Другие учителя тоже вроде бы не имели ничего против её кандидатской степени – ведь им это ничем не угрожало. Ольга вовсе не мечтала сделать в гимназии карьеру и стать директором или завучем – у неё были совсем другие планы.

     Любой женский коллектив – явление сложное и противоречивое, и школа не является исключением. Немногочисленные мужчины держатся здесь вместе, помогая друг друга, особенно, если их мало.

     А у женщин всегда существуют какие-то группировки. Они или дружат и помогают друг другу, или недолюбливают других женщин и с удовольствием перемывают чьи-нибудь косточки в задушевных беседах – впрочем, как и везде. А иначе о чём они говорили бы, удовлетворяя естественную потребность в общении?

      Всё-таки у мужчин больше вариантов для разговоров, и это при том, что они почти не обсуждают моду, магазины и цены. Наверное, в целом они всё-таки умнее и эрудированнее. Многие женщины вообще замолчали бы, если бы у них отобрали их излюбленные бытовые темы.


     Инициативные и успешные учителя в гимназии подолгу не задерживались. Как бы они ни старались идти в ногу со временем, показывая чудеса педагогики, их знания и звания оценивались по-прежнему, а начальство всё так же старалось подчеркнуть своё превосходство, не считаясь с мнением более образованных коллег.

     Однако Ольга в ближайшем будущем не собиралась уходить отсюда, поскольку в гимназии учились её дети и ей хотелось помочь им, а если надо, заступиться за них и не дать в обиду. Особенно в этом нуждался застенчивый, мечтательный Владик.

     Другие учителя тоже приводили своих детей сюда, под крылышко, чтобы вовремя защитить, успокоить, поддержать. Может, это не совсем правильно и даже непедагогично, но попробуй избежать такого соблазна, если речь идёт о родном существе!

     Многие родители, жившие поблизости или привозившие детей на машине, подходили к учителям по каждому пустяку – кто-то дразнит их ребёнка, кто-то взял учебник или сердитый учитель поставил двойку, не разобравшись, почему не выполнено задание. Но ведь дети всегда придумывают друг другу прозвища, а учебники кочуют от одного ученика к другому, и только совершенно случайно обнаруживается, что на последней странице написана другая фамилия.

     Казалось бы, с такими мелочами дети должны разбираться сами, да и классные руководители для чего-то же существуют. Другое дело, что иногда детям просто необходима родительская поддержка, хотя бы несколько слов, сказанных своевременно в его защиту. Учителя ведь тоже бывают разные, и некоторым совершенно безразлично, какие у ребёнка трудности и почему у него грустные глаза.


Продолжение:
http://www.proza.ru/2015/11/18/1112