Из-за памяти

Анатолий Мальчевский
...с утра шел дождь,непривычный в середине декабря,около полудня дождь прекра-
тился,но пошел мелкий липкий снег и к вечеру все забелелось;тихо и тепло;прояснилось небо - и уже первые звезды посылали свой космический
привет людям Земли.
что там,в огромных просторах все еще неизвестного нам мира?
Здесь есть дороги.
По свежему снегу оставляют свои следы и звери,и птицы.и люди.
В лесную маленькую деревеньку пришел незнакомый человек. Незнакомых людей
здесь давно не видели. Он просил убежища,но каждый ему отказывал. Боялись.
Зачем плутает здесь незнакомый посторонний человек? Цивидизация как будто в
стороне,а здесь доживают свой век старики и старухи,никому не нужные и всеми
забытые. Может быть,разбойный человек пришел сюда наводить свой порядок
темной ночью?
- Заблудился, - говорил незнакомый человек.
Столько людей блуждает по незнакомым дорогам в поисках разных удобств жизни.
Хочется верить и этому.
Дед Малах пустил в дом незнакомца. Не пропадать же ему в зимнем просторе!
Обогреться человеку,переночевать - а в путь время найдется.
Бабка Ирина доставала из  печи горшок с картошкой,отцеживада и высыпала горячую
катрошку в большую миску,поставленную на стол. В другой миске лежали огурцы.
Бабка приглашала нежданного гостя к столу.
- Свежая!
От картошки шел пар. Незнакомый человек,кажется,задохнулся его ароматом,подсе-
дая к столу. Из дорожного чемоданчика он доставал бутылку водки и ставил ее на
 стол.
Дед Малах сразу повеселел,как-то по особенному смотрел на бабку Ирину - и она,
кажется,его понимала. Она вышла в другую половину избы,некоторое время суети-
лась там,а потом вернулась в светлицу с хлебом,салом,луком,дед Малах принес  рюмки.
Выпили.
Дед Малах аж зашелся от удовольствия.
- Русская водка - это особенная тема, - волновался он. - Ее не расскажешь.
Ее надо употребить. Главное,не надо злоупотреблять. Не надо напиваться до
беспамятства. Надо пребывать в этом восторге свободы. Водка раскрепощает
человека. Он говорит,что хочет. Он делает,что хочет.
Общество запрещает слово. Ибо оно не понимает слово,оно боится слова.
А человек не может быть куземой.
- Это какой же куземой? - осведомлялся незнакомец.
- Это такая человеческая ненормальность.
Человек сидит,как курица на яйцах - служит обществу без прекословий. Человека
определят к мольберту,к станку,к классной доске,к кацелярскому столу,к
прилавку - и он знает свое дело,свой круг обязанностей...за кругом своих
обязанностей человек уже тревожится,волнуется.
Ты выведи меня сейчас из-за обеденного стола - и я не  знаю,что делать.
Растеряннный человек.
У него своей философии нет в голове. А о т чужой - одни достопримечательности.
Дом-музей,улица имени...и дороги - пнут под зад к великой цели!
А человек сам должен кумекать.
- ты на него внимание не обращай,человечек! - подпевала бабка Ирина. - Он у
меня такой:как выпьет - и начиает языком молоть.
- Беспросветная баба! - отмахивался от жены дед Малах.
Пришелец наливал в рюмки.
Выпили.
Дед Малах продолжал разглагольствовать:
- У них там,на Западе.сидит человк в теплом клозете и пользуется туалетной
бумагой - это называется культурой поведения. А я сижу в репее - и этим репеем или лопухом подтираюсь. Цивилизованные и определят меня в дикари.
И я ведь непрочь мягкой бумажкой попользоваться.а только у меня капитала нет
и на неотложные нужды - нужда и заедает.
Они вроде и дольше наших живут - а радость нам всем одна:со смертью подружи-
ться.
У нас печалей больше...на печалях душа и держится. А радости... - дед Малах
махнул рукой. - ...на них никуда не уедешь. Из Америки махнешь в Африку
путешествовать,поглядеть диковинки разные - а остаешься возле своего пузо.
Надо перестать смерти бояться - вот где точка всех опор человека.
Бабка Ирина зажмурилась,затрясла головой и,сидя чуть поодаль от стола.разными
телодвижениями делала своему Малаху какие-то предупреждеия. Малах отмахивался
от бабки,как от назойливой мухи,и продожал гнуть свое. Должно быть,с бабкой
не пофилософствуешь,а гость деда слушает.кажется,с удовольствием,это в разго=
воре с учеыми мужами можно оробеть,а тут случай житейский,можно сказать...
- У меня всю жизнь мечта была:повидать другие страны и разговор завести с
тамошним народом.
А теперь мне на печи любо!
Кости греет...
Мечта должна быть дальняя - нескончаемая...чтобы путь открывался  душе.
В Африке - слоны,жирафы,крокодилы...
А в душе - печали,вдохновения,неизвестность...
Душа вселенская,ей мало простора человека,от человека ей освободиться надо.
Душа никого не держит в рабстве.
- Свободному человеку жить страшно. Оступиться можно. А когда живешь с оглядкой
на общество,на мудрецов и пророков,самостоятельности нет. Ждешь подсказки.
Закон,правило,мораль.здравый смысл...
- А какая здравость у смысла!? Одни неожиданности. Непривычно человеку быть
разумным. Это какая ж ответственность!
- Природа вроде и не требует от нас ответа за разные деяния.
- Перед самим собой человек в ответе. Самого себя стыдится. Посрамиться же не
хочется. Выдвинуть с пафосом себя в разумные существа - а гнидой быть!?
Возьмешь в голову - психика тебя и сломает. От психики все недомогания.
- Не надо ни во что вмешиваться. Надо быть созерцателем,бесстрастным свидете-
лем событий. А как станешь на чью-нибудь сторону,так и неправ. От сильных
эмоций надо воздерживаться.
- А как воздержаться!? Легко сказать...
Нет у человека такой воли.
Человек убил,украл.еще какую-нибудь пакость совершил. Это не от ума. Это человек
не сдержался,эмоции его к преступлению склонили. Конечно,совсем без ума не обошлось. Замысел был,мотив.так сказать.
Человек преступление совершит - а потом оправдывает себя или казнит.Ум хочет
совершить волю. ПОСЛЕВОЛИЕ. Как говорят,хорошая мысля всегда опосля.
В человеке противоречие есть. Вот оно его и поворачивает. Этот узел гармонии и
нельзя разорвать. Человеку невозможно быть непротиворечивым.
- Ты,однако.дед с философией в голове.
- В молодости я почитывал разных писак. И не то,чтобы я их не понимал,ч не соглашался. А философия всегда и начинается,когда человек или не понимает,или
не согашается. Весь мир,можно сказать.не поддается пониманию. Объясняют.конечно.разные мудрецы... А ты не соглашаешься. Ибо у тебя своя мечта есть.
Собрание воображений.
Ты как хочешь мир объясняй - он все равно так не совершается. Ибо нам только
одна сторона мира ведома. А у мира этих сторон не счесть. Нам  туда не добраться.
У сиреневого куста постоишь с молодицей,не надышишься,на звезды глянешь - и вся
сторона! Попробуй после этого описать мир!
С романтикой любви в голове вообще не стоит приступать к мудрости. Мудрость -
старуха капризная. А любовь - девка шаловливая.
Допили остатки водки.
Дед Малах как-то по особенному съежился - в этой позе,казалось,было вдохновение насмешки,был вызов,было даже предупреждение:вот каким,дескать,несерьезным выглядит  мыслящее существо. Глаза как будто расплывались от ехидства,
возбуждая неожиданный протест против мыслящего существа.
Дед Малах и возвопил:
- А стоило ли природе созидать человека?
Миллиарды лет расстрачено на эволюцию. А на вершине эволюции восседаю я в драной  фуфайчонке. Ну,какая нам цена! Трехгрошовые...
Бьемся как рыба об лед,чтобы живот был сыт. С такой мечтой один нам путь:под
сосны... С помыслом о животе разумным не станешь. О голове забота должна быть.
Голова постоянно должна мыслить.
- Так мыслей много.
- Вот мы живем в этом углу. Корова да свинья - и весь наш разговор. Далеко ли
с такимт мыслями заедешь!?
Послушаешь политиков или журналистскую братию - опять же разговоры дурацкие!
Или культура...ахинея развлечения. Пошлость неимоверная.
Если бы культура великой была,она давно бы приучила человека к высоким
вдохновениям. А только она сама таких вдохновений не знает. У любви как у
пташки крылья7 Или чемоданчик,забытый где-то? Или нога в высоком полете?
Лунный вальс?
Культура раздавливает самосостоятельность человека,вырабатывает в нем зависи-
мость от пустейших развлечений. Мыльная опера стала идолом обывателя.
- Есть эстеты,философы...
- Он только за письменным столом философ. А за обеденным столом,у экрана телевизора.в театре.в постели он остается обывателем.
Да,и какая там философия!?
Заумная чушь! Логическая абракадабра!
Брякнет что-нибудь сдуру...
На смысле человек свихнулся. Ничему в природе нет смысла.
Бабка Ирина у печи продолжала переживать. Она не встревала в разговор.но
качала головой,всплескивала руками,жмурилась.вздыхала,отпускала отдельные
восклицания,бубнила что-то себе под нос.
На нее не обращали внимание.
А для чего разговор? Почему человек упорствует в своем мнении?
- Человек живет - и у него есть впечатление от своего пребывания в мире.
Это впечатление он хочет сохранить. Мировоззрение - это хранилище вот этого
странного впечатления.
Через быт великим не станешь.
Надо пройти через впечатление своей неожиданности и таинственности в мире - оно
как чистилище. Мировоззрение и объясняет присутствие человека в мире и при-
сутствие мира через впечатление человека.
У растения и зверя этого впечатления нет - у них нет необходимости объяснять
мир. А человеку непременно надо объяснить мир. Иначе впечатления доконают его.
он становится недееспособным и обречен на гибель в природе.
- Человек хочет объяснить себя как личность.
- Я думаю.личность необъяснима. Разум необъясним.
- Необъяснима природа.
- А мы вот объясняемся.
Пора спать.
Бабка Ирина растилала гостю кровать.
...Малах открыл сначала один глаз. Может быть,глаз открылся сам,а Малах еще пребывал в дремоте,в тревожном ожидании нового дня. Еще светилась тьма чер-
но-серыми боками. Еще за тьмой скрывались вещи,вылазя из-за нее тусклыми
очертаниями.
Не было рассвета.
Потом открывался другой глаз.
Рассвет уже был.
Малах слез с печи и тотчас останавливался в недоумении:жена сидела на кровати
совсем нагая и безмолвная. Он подошел к ней и наклонился. От обнаженной
женщины шел незнакомый ему запах. Он хотел прикрикнуть на нее,но кажется.
смутился ее глаз.
Она была мертва.
Малах забегал по дому в поисках гостя. Его не было. В белье и босой Малах выбежал во двор. На свежей пороше остался след. сЛед чужого человека.
Малах вернулся в дом. Одевшись,он снял со стены ружье. В сарае он взял лыжи.
Старый охотник бежал по следу легко и быстро. За лесом в поле он нагнал его.
Этот чужой человек теперь был путником. Он шел вдали от дорог.
Заметив погоню,путние попытался ускорить шаг.но попытка давалась с трудом - и
он остановился. Остановился и Малах в нескольких шагах от него.
Путник сделал шаг или два в его сторону,но Малах сдернул ружье с плеча и взвел
курки. Путник стал топтаться на месте.
- Тебя зачем занесло к нам? - спрашивал Малах.
- А кто его знает! Брожу...
- И ты всегда оставляешь после себя памятку7
- Это я впервой.
Ты вчера сказал мне про впечатление - я и оробел. Экое,думаю,занятное присут=
ствие у человека в мире.
Вот жертвоприношение. Издавна повелось.
Дозволено ведь.
- А кто ж тебе дозволил?
- Я и спрашивал себя:кто же с незапамятных времен дозволял человеку разные чудачества? НЕКОМУ ДОЗВОЛЯТЬ! Человек сам себе и дозволил.
Вроде в голове и веру держишь - а материалист отъявленный!
- И кому ты жертву приносил7
- Может,тебе,старик. Я еще не понял. Я подумал вчера:какой ты странный!
Как идол. Лежишь себе на печи посреди пространств,времен и историй...слово
сказываешь. Вот это и обескураживает. Не знаешь,что предпринять. Да и разве
можно что-то предпринять.чтобы изменить мировую волю!?
- Нельзя изменить...
Путник улыбнулся,рот,кажется,расширялся до ужасающих размеров...он подскочил.
он набирал силу для разбега...когда Малах выстрелил.он рухнул у его ног в
неодоимом прыжке...кажется,это был прыжок к смерти.
...Малах почесал затылок,вскинул ружье на плечо и зашагал домой. Он не спешил.
В доме и возле дома уже суетились люди.
Когда Малах отправился в погоню за незваным гостем,соседка зашла в дом и обна-
ружила,что хозяина в доме нет,а есть труп его жены. Она подняла шум. Деревня
и сбежалась на крик. Пока Малах отсутствовал,люди гадали о происшедшем,уже
наказали дочери Малаха,уже помыли покойницу и положили в гроб под иконами.
- Что случилось? - спрашивали Малаха.
- Вечные...
- Ты убил его? - спрашивала дочь у отца,снимая с его плеча ружье.
Ей уже сказали,что был незнакоец,просился на ночевку,что Малах пустил его
в дом...уже обнаружили и след человека.ушедшего из дома Малаха в простор.и лыжный след рядом...
- СЛЫШУ ЧЕЛОВЕКА! СЛЫШУ ЧЕЛОВЕКА! СЛЫШУ ЧЕЛОВЕКА! - вдруг  вскричал Малах.
...он не мог пошевелиться,но он еще жил,на легком морозце тело остывало долго.
Боль,кажется,была...но была далеко,он ее не понимал...он искал слово...оно
должно было прозвучать...человек был простором...и слово должно было всколых-
нуть этот простор...сначала послышался звон;он,кажется,поднялся и прокричал
навстречу звону:
- Падшие... ОСТАЛИСЬ ПАДШИЕ!
Остальные взяты к вечности на смотрины...какие у них ангельские лица!
ДАЙТЕ МНЕ ДУШУ!
Он ударился грудью о промерзшую землю. Земля тихо зазвенела,как натянутая
струна - будто всплакнула о неизвестных миру пришельцах.
...Малах бил себя в грудь и кричал:
- БОЛЬ ЗДЕСЬ!
            /продолжение следует/