Проверка временем. Глава 17. Коротко о прошлом

Виктор Костылев
 
   Мой приход на производство в период Хрущевского правления, совпал с громкими политическими событиями, происходившими в стране. После смерти Сталина, в руководстве страны, шла ожесточенная борьба между политическими группировками. В народе ходили разные слухи.
   
   На страницах центральных газет появилась публикация, обвинявшая светил науки в отравлении вождя народов. С этим заявлением выступила врач кремлевской больницы Тимашук, получившая за бдительность и принципиальность орден Ленина, в скорости погибшая под колесами машины. Многие светила медицины, оказались в застенках или подверглись гонению.

   Где-то месяца три спустя, Политбюро обвинило Берию как врага народа. Он был выведен из членов Политбюро и расстрелян. За ним потянулась цепочка его соратников.
   Трудно было разобраться трудовому народу в происходивших событиях. Не всем они были понятны. Позднее, сосед по лестничной площадке, рассказывал о происшедшем с ним случае в том, уже далеком тысяча девятьсот пятьдесят третьем.

   Служил он в армии художником воинской части. В его мастерской, на стене висел портрет Берии. Однажды на политзанятии, офицер спрашивает его имя и отчество одного из членов Политбюро страны. Не зная ответа, сосед что-то путано ответил. За что получил три наряда вне очереди.
- Руководство страны нужно знать! – резюмировал политработник.
   Проходит буквально месяц. В мастерскую влетает растерянный политработник и требует – немедленно снять и уничтожить портрет Берии. Сосед озадачен. Еще памятен случай о его наказании…  И за что?...А тут уничтожить портрет, да еще кого.
   Нет! Он не будет этого делать,а вдруг что-то поменяется. Так и хранил это сокровище в своем тайнике до дембеля.

   Главой правительства становится Георгий Маленков, а народ распевал:

                Берия, Берия потерял доверие,
                А товарищ Маленков надавал ему пинков.

   Народ, вынесший на своих плечах столько горя, несчастий, страданий и бедствий, выражался по отношению к главному «пыточнику» страны сдержанно, я бы сказал деликатно, в отличии от потомков в происходивших событиях сорок пять лет спустя. «Комсомольская правда» от двадцать пятого сентября тысяча девятьсот девяносто восьмого года, на своих страницах, зло, распущено опубликовала частушки на всенародно избранного президента страны Ельцина :

                Президент, наш президент
                Ряшка фиолетова,
                ему бабы не дают,
                только из-за этого.
Или:
                Отпустили бакс в Россию
                По совету Сороса,
                Мы поэтому в бессилии
                Рвем на ж… волосы.

    Вот она вседозволенность, пиши, что хочешь.  Менялась обстановка в стране, менялся стиль и интеллект в прошлом любимой газеты. «Акулы пера», так они стали себя величать, ах как долго ждали они этого часа, чтобы вот так открыто, безнаказанно писать. И что им культура слова, пропаганда труда. Все надоело. Главное – был ли секс  в советское время. Словно они не знали. Эта тема оказалась злободневной.

   А было все: разврат, разводы, распущенность, многоженство.   Было много анекдотов и грязи. Но весь этот негатив не выплескивался на страницы газет тем более на телевидение, куда рвутся «герои» с пламенным словом мата, пытаясь доказать что это неотъемлемая часть русского языка. Оболванивая своей распущенностью молодежь в течении двадцати лет и результат на лицо….Мат мы слышим на каждом перекрестке улиц. Он безостановочно льется из уст мужчин, женщин, детей в школе на улице и дома.

   В тысяча девятьсот пятьдесят шестом году двадцатый съезд партии развенчал культ личности Сталина и антипартийную группу, отстранив от руководства страной: Маленкова, Кагановича, Первухина и примкнувшего  к ним Шепилова. Страна замерла в ожидании перемен и они не заставили себя ждать. На свободу были выпущены узники «культа», многие реабилитированы посмертно.
 
   Период начала руководства страной Никитой Сергеевичем Хрущевым (секретарь ЦК КПСС) ознаменовался трудовым и культурным подъемом. И прежде всего  освоением космоса. Юрий Гагарин первый космонавт планеты. В стране открывались новые предприятия. Шло освоение целинных земель и нечерноземья, велось строительство БАМа.   

   Молодежь рвалась на новостройки страны.
                Едут новоселы по земле целинной…
                Здравствуй земля целинная…

   Эта песня не сходила с народных уст, теле и радиопередач. Народ в те годы был певучий. На сценах театров засверкали алмазами: Аркадий Райкин, Тарапунька и Штепсель, Андреев, Михайлов, Курский, Бондарчук, Казаков, Шульженко, Георгий Оттс, Марк Бернес да разве возможно всех перечислить? Художественные фильмы: « Максим Перепелица», « Иван Бровкин», « Кубанские казаки» радовали нас своей простотой и добродушием. « Битва в пути», « Чистое небо», « Судьба человека» - поражали мужеством, терпением, глубиной русского характера. Молодежь зачитывалась произведениями: Шолохова, Симонова, Солженицина, поэзией Светлова, Евтушенко, Вознесенского, Ахматовой, Цветаевой, Кедрина, Рождествинского.

   В 1957 году Москва принимала молодежь планеты на всемирном фестивале молодежи и студентов.

   В клубах проводились творческие встречи с людьми искусства. В стране развивалось соревнование, страницы газет пестрели  портретами передовиков производства.

   В этот период, те кто создавал в трудные годы войны мощную индустриальную базу страны и те кто смог организовать оборону Отечества, разрабатывая планы будущих побед постепенно уходили. На их место приходили новые люди, под час больше думающие  о себе и своем благе, а не процветании Отечества. Порождался протекционизм и кумовство. В погоне за количеством выпускаемой продукции и количеством принятых в ряды партии, упускалось главное – качество. В дальнейшем это трагически отразилось на развитии государства, как писал поэт – шестидесятник:

                Корабль наш плывет,
                Мелка вода,
                Мы посуху вперед Россию тащим…