О происхождении спутников у планет и астероидов

Александр Мальчуков 2
         К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СПУТНИКОВ У ПЛАНЕТ И АСТЕРОИДОВ.
В целом интересная и информативная статья Н. Гарькавого и доктора физико-математических наук В. Прокофьевой-Михайловской «Двойные астероиды и одиночество Луны» в журнале «Наука и жизнь», 2015г., № 11, стр. 44-52) не свободна от противоречий. Рассмотрим некоторые из них.
            « Луна образовалась .. на расстоянии 3-4 планетных радиуса (около  19 000 километров – А. М.) .. благодаря множеству .. слабых столкновений, которые забросили часть вещества из земной мантии в протолунный диск .. и лишь потом отодвинулась на расстояние в 60 радиусов Земли (384 400 километров –А.М.) …Луна и сейчас удаляется от Земли со скоростью 4 сантиметра в год.» (стр. 52).
          Пренебрегая потребным для формирования Луны по этой теории временем (как минимум несколько миллионов лет) и фактом увеличения начальной скорости удаления Луны до современных 4 сантиметров в год, приняв её постоянной, получим максимально возможное за время существования Земли (около 4,6 миллиардов лет) удаление Луны в 184 000 километров (4 600 000 000 лет x 0,00004 км). То есть в момент возникновения Луна находилась от Земли на расстоянии в 200 400 км. = 384 400 -184 000, что составляет 31-32 земных радиуса, а не 3-4 как полагают авторы статьи. Для удаления Луны на 56 земных радиусов  (358 400 километров) после её формирования при вышеприведенных условиях потребовалось бы около 9 миллиардов лет, что почти в два раза превышает общепризнанное время существования Земли.
          Эти факты дают основание для сомнений в реалистичности продвигаемой  авторами  мультиимпактной модели образования Луны, ибо радиус геостационарной орбиты, где центробежная сила уравновешивается силой притяжения Земли, всего 35 786 километров.
         Осмелюсь предложить не противоречащую известным на сегодняшний день фактам модель практически одновременного образования Земли и Луны из одного протопланетного облака с двумя центрами аккреции на расстоянии около 200 000 километров друг от друга. При наличии в протопланетном облаке только одного центра аккреции формируется планета без спутника. Например, Венера или Меркурий. В протопланетных облаках вполне может быть и несколько центров аккреции. Тогда, образовавшиеся из них планеты будут иметь соответственно несколько спутников: у Юпитера, например, их четыре, а у Плутона пять.
        Н. Гарькавый и В. Прокофьева-Михайловская видят и отмечают недостатки мегаимпактной модели образования спутников астероидов:                «.. самый главный недостаток теории мегаимпакта (образование спутников вследствие соударения сопоставимых по массе / от 10 до 45% / космических тел А.М.) в том, что она никак не объясняет возникновение многих тысяч спутников у астероидов со слабой гравитацией, неспособных удержать возле центрального тела обломки сильного удара. Кроме того, такое число соударений сопоставимых по массе тел просто статистически невероятно». (стр. 51).
          Но и мультиимпактная модель, сторонниками которой они являются, грешит тем же: «..вероятность наличия спутника уверенно растёт с увеличением скорости вращения астероида; она ( вероятность – А.М.) велика для маленьких и крупных астероидов и минимальна для астероидов среднего размера» (стр.47). Однако,                если спутники астероидов образуются из  пород их поверхностного слоя, выбитого в результате бомбардировки микрометеоритами, то при одинаковой скорости вращения возможность удержания осколков бомбардировки в поле своего тяготения у астероидов среднего размера безусловно выше, чем у мелких астероидов, а, следовательно, должна быть больше и вероятность возникновения спутников;                если же  астероид и его спутники образуются одновременно из единого протоастероидного облака, то отсутствие спутника или спутников у конкретного астероида средних размеров означает наличие в протоастероидном облаке только одного центра аккреции.
        Весьма спорным представляется и утверждение, что мультиимпактная (мультиударная) модель образования спутников астероидов объясняет  потерю массы пояса астероидов, ведь описанный в статье механизм образования спутников иллюстрирует только перераспределение вещества между астероидами и их спутниками внутри пояса астероидов. Сами же авторы пишут, что: « Спутники астероидов – это самоорганизующиеся структуры, которые вырастают, питаясь улетающей с астероидов пылью. … возникновение многочисленных спутников астероидов (на которые пошла эта потерянная масса)».         
         Предложенная мною модель одновременного образования планет и их спутников из единых протопланетных облаков с несколькими центрами аккреции, а астероидов и их спутников из единых протоастероидных облаков также с несколькими центрами аккреции, претендует на роль основной (самой распространённой) как наиболее согласующаяся с известными на сегодняшний день фактами, но не исключает принципиальную возможность образования спутников у планет и астероидов в отдельных случаях по мультиимпактной и мегаимпактной моделям.
    16.11.2015г.        Александр Мальчуков.