Правда о Константине I Павловиче. Ч. 2

Александр Шуринов
Александр Шуринов

ПРАВДА  О  КОНСТАНТИНЕ  I  ПАВЛОВИЧЕ (по материалам интернета)

Часть 2

Дадим некоторую информацию сначала о его отце и матери.
Павел Петрович родился 20 сентября/1 октября 1754, (Летний дворец Елизаветы Петровны, Санкт-Петербург) — умер 12/24 марта 1801, (Михайловский замок, Санкт-Петербург) — Император Всероссийский с 6 (17) ноября 1796 года, великий магистр Мальтийского ордена, сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны.

Великий князь Павел Петрович в юные годы

   Сегодня можно с уверенностью утверждать, что попытки приписать отцовство любовнику Екатерины – Салтыкову несостоятельны. Причины такой попытки самой императрицы весьма прозаичны – она лишала своего родного сына возможности править законно с момента его совершеннолетия (с 15 лет) и соответственно нуждалась в поддержке среди части придворных кругов. Другие части она привлекла к себе другими способами, которых у неё было достаточно. В результате Павел был незаконно лишён российского престола и никак не мог этого изменить.
    Характерно, что ещё в 10 лет, т.е. в 1764 году, Павел был отравлен  подручными  фаворитов матери-императрицы, которые, как и с убийством мужа Петра III, пытались угадать её потаённые желания царствовать подольше. Сам факт отравления тщательно скрывается историками до сих пор! Однако отдельные воспитатели в мемуарах отмечают этот факт как бесспорный, который, безусловно, имел последствия: искажение судорогой мышц лица при волнении, болезненную подозрительность и недоверие.
     После переворота и убийства мужа Екатерины Россией правили многочисленные фавориты вместе с самой императрицей – матерью Павла. Среди них были и люди весьма деятельные и героические. Например, Григорий Александрович Потёмкин, с которым Екатерина была в «венчанном» браке. А детей у них, кстати, тоже не было. Но это законорождённых! А Тёмкины и другие, вполне возможно, появились от этого их церковного брака (!). Само царствование Екатерины II было выдающимся, поскольку разбудило и привлекло к государственному строительству большие интеллектуальные силы во всех областях общественной жизни. Этот феномен ещё требует своего внеполитического, внеклассового и внецерковного изучения и расследования.   
     Так или в чём-то иначе, но законорождённый сын Павел, отнятый с первых дней жизни от матери и воспитанный императрицей Елизаветой Петровной, как будущий император, был лишён законной власти, и это его императорское достоинство чрезвычайно угнетало.
    Все историки отмечают, что Павел I обладал редкой плодовитостью. Не находил ли он в этом человекотворчестве выход своей необузданной энергии, которую мог своевременно применить в государственном строительстве той эпохи?
    Первая его жена (c 10 октября 1773, Санкт-Петербург): Наталья Алексеевна (1755—1776), урождённая принцесса Августа-Вильгельмина-Луиза Гессен-Дармштадтская, дочь Людвига IX, ландграфа Гессен-Дармштадтского, умерла при родах вместе с младенцем.
         
    Вторая его жена (с 7 октября 1776, Санкт-Петербург): Мария Фёдоровна (1759—1828), урождённая принцесса София Доротея Вюртембергская, дочь Фридриха II Евгения, герцога Вюртембергского. У Павла I и Марии Федоровны было 10 детей:
Александр Павлович I (1777—1825) — цесаревич, а затем Император Всероссийский с 12 марта 1801 года;
Константин Павлович (1779—1831) — цесаревич (с 1799 года) и великий князь, наместник польский в Варшаве;
Александра Павловна (1783—1801) — палатина венгерская;
Елена Павловна (1784—1803) — герцогиня Мекленбург-Шверинская (1799—1803);
Мария Павловна (1786—1859) — великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская;
Екатерина Павловна (1788—1819) — 2-я королева-консорт Вюртемберга;
Ольга Павловна (1792—1795) — умерла в возрасте 2-х лет;
Анна Павловна (1795—1865) — королева-консорт Нидерландов;
Николай Павлович I (1796—1855) — Император Всероссийский с 14 декабря 1825 года;
Михаил Павлович (1798—1849) — военный, основатель первого в России Артиллерийского училища.
Были у Павла и внебрачные дети:
Великий, Семён Афанасьевич (1772—1794) — от Софьи Степановны Ушаковой (1746—1803);
Марфа Павловна Мусина-Юрьева (1801—1803) — предположительно, от Любови Багарат.
    Мария Фёдоровна вырастила и воспитала всех детей вместе с мужем (и, безусловно, с помощью многочисленной прислуги!) весьма духовно, психологически и интеллектуально развитых. Они впоследствии украшали многие венценосные дворы Европы и дали прекрасное потомство. Когда врачи предупредили её о нежелательности следующей беременности и семейная близость стала невозможной, Павел нашёл утешение у Анны Лопухиной, с которой, как отмечают сегодня историки, имел до того чисто платонические отношения.
    После смерти Екатерины II 6 ноября 1796 года на 43 году жизни Павла Петровича, он, наконец-то, вступил на престол и начал переустройство России. Однако, он стал проводить реформы так резко и безапелляционно, что вызвал недовольство у придворной аристократии, чиновничества и генералитета, привыкших без лишних затрат получать привилегии и почивать на лаврах проявивших себя во времена Екатерины героев: Потёмкина, Румянцева, Суворова, Кутузова, Ушакова и многих многих других.   

Великий князь Константин Павлович (27 апреля (8 мая) 1779, Царское Село — 15 (27) июня 1831, Витебск) — российский цесаревич, второй сын Павла I и Марии Фёдоровны, считавшийся до самой смерти старшего брата Александра Павловича наследником русского престола. Генерал-адъютант, командир Гвардейского корпуса, генерал-инспектор всей кавалерии.
    Имя «Константин» дано внуку Екатериной II с перспективой возвести его на константинопольский престол восстановленной Византии (Греческий проект), сделать императором. Оно не было типичным для Романовых, однако после оно прочно вошло в романовский именослов.
    «Меня спрашивали, кто будет крестным отцом. Я отвечала: только мой лучший друг Абдул-Гамид мог бы быть восприемником, но так как не подобает турку крестить христианина, по крайней мере, окажем ему честь, назвав младенца Константином», — писала Екатерина.
     В 1796 году (в 16 лет – А.С. Шуринов) в Петербурге Константин женился. Известно, что жён внукам подыскивала в Европе сама бабушка Екатерина II. Она стремилась их женить рано, чтобы, как представляется, они рожали и воспитывали своих детей до того, как примут на себя бремя императорской власти и ответственности.
    Надо сказать, что многое Екатерина не умела при этом предвидеть и учитывать. Тот же Александр I со своей женой Елизаветой Алексеевной остались фактически бездетными. Те девочки, которых родила Елизавета Алексеевна, якобы, от мужа Александра (Мария (1799—1800) и Елизавета (1806—1808) умерли во младенчестве. Отношения Александра с супругой были весьма прохладными. Некоторые биографы считают его бесплодным.
    У Константина от брака с Анной Фёдоровной также детей не было. Однако, от любовных связей с другими женщинами у него осталось 3-ое детей. Все они выросли и заняли достаточно приемлемое место в общественной жизни своего времени. Естественно, задаться вопросом  причин таких неудач внуков Екатерины II. Может быть тому есть внешние причины, исходящие от геополитических противников? Прежде всего, конечно, Англии.

Первая жена Константина - Юлиана Генриета Ульрика, третья дочь Франца Фридриха Антона, герцога Саксен-Кобург-Заальфельдского (в православии Анна Фёдоровна)

   На портрете кисти неизвестного автора Анна Фёдоровна изображена в 1799 – 1800 гг., т.е., в 18 лет (1781 – 1860). На нас смотрит красивое лицо молодой девушки. Историки связывают их несогласие в браке с Константином чрезвычайно неровным и вспыльчивым характером последнего.
     Между тем, всё начиналось очень радужно. До свадьбы Константин Павлович писал Фредерику Сезару Лагарпу: «Я нахожусь в приятнейшем жизни положении; я жених принцессы Юлианы Саксен-Кобургской. Очень сожалею, что вы ее не видели, она прекрасная молодая особа, и я люблю ее всем сердцем. Мать ее, добрейшая женщина, какую можно себе вообразить, так же как и сестры ее, принцессы София и Антуанетта».
     2 февраля 1796 Юлиана-Генриетта приняла православие и стала зваться великой княжной Анной Фёдоровной. Свадьба состоялась 26 февраля 1796 года. Невесте ещё не было пятнадцати лет, а жениху — шестнадцати.
     Брак оказался неудачным. Страсть Константина Павловича ко всему военному, да и непредсказуемость его поведения, отразились на принцессе. Его нежность сменялась грубостью и оскорбительным поведением в отношении юной супруги. Не могла рассчитывать она и на поддержку императора Павла, ведь её выбрала столь нелюбимая им мать.
Между тем взрослея, Анна Федоровна становилась все привлекательней и в обществе её звали «вечерней звездой».

   Великий князь Константин начал её ревновать, даже к брату Александру. Он запрещал ей покидать комнаты, а, если она выходила, то являлся и уводил её. Графиня В. Н. Головина вспоминала: «Анне Федоровне тяжело жилось от невозможного характера, которого никто не мог обуздать. Его грубые выходки, отсутствие всякого такта превращали супружескую жизнь в настоящую каторгу, и скромная Анна Федоровна нуждалась в дружбе с Елизаветой, умевшей сглаживать частые нелады супругов…»
    Возможно, что причиной возникшей взаимной неприязни и неудачного брака было, как ни покажется странным, сходство характеров, включая упрямство и стремление к независимости.

   Вызывает удивление, что в истории Константина Павловича очень мало отмечается его достойная служба в рядах Русской армии.
     В частности, очень скупо отмечено, что в 1799 году Константин участвовал в Итальянском и Швейцарском походах А. В. Суворова. Причём, Суворов лестно отзывался о великом князе в своих донесениях императору. После битвы 4 августа при Нови Суворов поздравлял Константина и написал государю, что великий князь «обретался при передовых войсках и когда выступили они на баталию в боевом порядке, то великий князь изволил идти с ними и во время баталии присутствовал, где, мужеством своим поощряя войска, приводил к неустрашимости».
 
Указом 28 октября 1799 г. Павел (в обход его собственного Положения об императорской фамилии) пожаловал Константину Павловичу титул цесаревича: «Видя с сердечным наслаждением, как Государь и Отец, каковые подвиги храбрости и примерного мужества во все продолжение нынешней кампании против врагов царств и веры оказывал любезнейший сын наш е. и. в. великий князь Константин Павлович, в мзду и вящее отличие жалуем мы ему титул Цесаревича». В этом же году французский король Людовик XVIII, на тот момент находившийся в изгнании, в знак дружбы прислал Павлу I для великого князя командорский крест ордена Святого Лазаря Иерусалимского.
    Отметим, что Константину Павловичу было в это время только 20 лет. Таким образом, его военная карьера складывалась удачно. Он завоёвывал уважение солдат своими стараниями и заслугами, не прячась за спины других.
     Надо заметить, что как раз в 1799 году Анна Фёдоровна покинула Россию для лечения и не пожелала затем вернуться. Она приехала к родным в Кобург, но не нашла у них понимания, поскольку они заботились о репутации семьи и финансовом положении Анны Фёдоровны и своем собственном. Из Кобурга она переехала лечиться на воды. В это время в Петербурге узнали о её планах. Под давлением императорской и собственной семей Анна Федоровна была вынуждена вернуться в Россию. В октябре 1799 года планировались свадьбы сестер её мужа Александры и Елены. Великая княгиня обязана была на них присутствовать.
     Лишь после убийства императора Павла в 1801 году у Анны Федоровны появилась возможность осуществить свой план. Вскоре ей сообщили, что тяжело заболела герцогиня Августа. Расположенный к невестке император Александр I разрешил ей навестить мать. Константин Павлович тоже не был против, поскольку не собирался удерживать жену силой.
   Анна Федоровна уезжает в Кобург, и больше в Россию она уже не вернется. Почти сразу она начинает вести переговоры о разводе с мужем. Константин Павлович пишет в ответ на её письмо: «Вы пишете, что оставление вами меня через выезд в чужие края последовало потому, что мы не сходны друг с другом нравами, почему вы и любви своей ко мне оказывать не можете. Но покорно прошу вас, для успокоения себя и меня в устроении жребия жизни нашей, все сии обстоятельства подтвердить письменно, а также что кроме сего других причин вы не имеете». Подготовку к разводу разрушила в 1803 году вдовствующая императрица Мария Федоровна, которая боялась повторного морганатического брака Константина Павловича и сказала, что разводом будет нанесен вред репутации великой княгини.
     В 1814 году после капитуляции и нахождения русских войск во Франции  Константин Павлович навестил свою жену. Император Александр пожелал примирения супругов. Но Анна Фёдоровна решительно отказалась. Очевидно, у неё были свои планы и предпочтения.
    Официально брак Константина и Анны был расторгнут манифестом Александра I от 8 (20) марта 1820 года. При этом статус Анны Фёдоровны нисколько не пострадал. Она  напрасно опасалась неблагоприятного для себя общественного резонанса. На отношении к ней в европейском обществе это не отразилось, наоборот, все сочувствовали ей, что из-за «слабого здоровья» она не смогла быть женой Константина Павловича.
     Историкам известно, что Константин находил понимание и отдохновение у своей постоянной многолетней любовницы Жозефины Фридрихс.
    По воспоминаниям современников Жозефина была очаровательна: «…Роста среднего, с темно-русыми, почти черными волосами, зачесанными маленькими кудрями на лбу, она не была что называется красавицей; она имела лицо неправильное, маленький носик, несколько вздернутый, губы тонкие, всегда улыбающаяся, цвет лица чистый, слегка румяный, но главную прелесть её составляли глаза, большие, карие, с выражением необыкновенной доброты и осененные длинными, черными ресницами; она говорила скороговоркой, слегка картавя, и в дружеской беседе была очень веселого нрава».
    В цесаревиче Жозефина нашла себе любовника, друга и покровителя: в 1807 году она развелась с мужем и поселилась в Константиновском дворце в Стрельне, а в 1808 году у неё родился сын, названный Павлом Константиновичем Александровым. 27 апреля 1812 года он был возведен в дворянское достоинство и получил герб. Правда, многие сомневались в отцовстве Константина Павловича. Интересные подробности оставил в воспоминаниях знаменитый гусар и поэт Денис Давыдов: «…Хотя цесаревич не мог иметь детей по причине физических недостатков, но госпожа Фридрихс … будто бы родила от него сына, названного Павлом Константиновичем Александровым. Хотя его императорское высочество лучше, чем кто-либо, мог знать, что это был не его сын и даже не сын г-жи Фридрихс, надеявшейся этим средством привязать к себе навсегда великого князя, но он очень полюбил этого мальчика; состоявший при нем медик, будучи облагодетельствован его высочеством и терзаемый угрызением совести, почел нужным открыть истину цесаревичу, успокоившему его объявлением, что он уже об этом обстоятельстве давно знал. Надобно отдать справедливость, что г-жа Фридрихс, не показываясь нигде с великим князем, вела себя весьма скромно; во время расположения гвардии в окрестностях Вильны пред самою Отечественною войною она появлялась на празднествах в сопровождении какого-либо угодливого штаб-офицера». Эти подробности показывают характер Константина Павловича более живо и объективно, нежели домыслы масонов. И далее: «Константин Павлович был очень привязан к Жозефине и к сыну: он скучал без них и в 1813 году писал из похода граф у В.Ф. Васильеву: «…Передайте им, что я их очень люблю… Я был бы счастлив, если бы был со своей семьей в Стрельне!.. Сама Жозефина приезжала к Цесаревичу в армию, и он сообщал: «…Госпожа Фридрихс со мной, и я очень счастлив, обретя с ней дом».
    В 1815 году Жозефина последовала вместе с 8-летним сыном за Цесаревичем в Варшаву, где жила с ним в одном доме. Жозефина надеялась на данное ей обещание, что их связь завершится законным браком. Константин неоднократно делал попытки вступить с ней в брак, но не получал на то высочайшего разрешения.
 9 сентября 1816 года Жозефина получила дворянство и стала именоваться Ульяной Михайловной Александровой. В Варшаве многие смогли оценить её достоинства, её доброту, сострадание к несчастным, она не вмешивалась в государственные дела своего покровителя, однако, имела влияние, которым могла укрощать порывы бурных страстей Цесаревича.

Жозефина Фридрихс, урождённая Мерсье (1778 — 5 апреля 1824) — фаворитка великого князя Константина Павловича, с которым в 1806—1820 гг. состояла в сожительстве. С 1816 года после пожалования российского дворянства именовалась Ульяной Михайловной Александровой.

    Мать единственного сына великого князя, Павла Александрова (1808—57), получившего фамилию по крёстному отцу — Александру I, впоследствии генерала русской армии. Александровы имели герб, на котором была изображена половина двуглавого орла.

Продолжение следует.