Записки обывателя

Святослав 2
ЗАПИСКИ ОБЫВАТЕЛЯ (триптих:"разрушители")
               
                Потому как долг революционный к тому нас обязывает. Я ж по-серьезному, я жениться хочу. Только личико увидеть, а то вдруг крокодил какой, а потом томись всю жизнь! (к\ф«Белое солнце пустыни»).               

1.       Иногда прилипаю к экрану телевизора, и натыкаюсь на какую-нибудь полемически-политическую передачу.  Думаю,  что нужно  с пониманием    и снисходительно относиться ко всему, что там происходит.Но часто наблюдаю, как отсутствие единой трактовки каких-то терминов, или вообще непонимание значения и смысла некоторых понятий заводит отдельных оппонентов в такие лабиринты словоблудий, из которых они не могут найти логических выходов, и многих вводят в заблужения. На мой взгляд, вначале передач есть смысл давать единую словарную трактовку некоторых фундаментальных понятий. В одной из последних таких передач господин, из так называющих себя «деятелей культуры», произнёс следующую (цитирую)  фразу: «государство должно финансировать образование, медицину и культуру». То есть образование и здравоохранение, как, впрочем, и другие отрасли, в том числе и оборонную стратегию он выносит за рамки понятия «культура», которая в его понимании, наверное, сводится к театральной деятельности и ещё к некоторым видам искусств. Почему во многих государствах мира, таких, например, как Финляндия, Германия, США, Англия, нет министерств культуры?  Потому что то, чем и как занимаются все структуры органов государственного управления и то, чем и как занимаются граждане этих государств – и есть, собственно, культура. В том числе и поддержка и стимулирование различными способами разных жанров искусств. И ещё. Понятно, что всё живое на этой планете существует по закону естественного отбора. Поэтому вспоминается пара фраз из всеми нами любимого фильма: кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется в нужное время; кто на этой земле не знает, что есть добро и зло.            Блажен, кто верует, - тепло ему на свете! («Горе от ума»).               
  2.  Недавно посмотрел фильм Андрея Звягинцева «Изгнание». Восхищён лаконизмом и одновременно ёмкостью содержания, глубиной проникновения в тему человеческой психики и психологии. Убедительно показал, что нет предела человеческой дури. Понятно, что Вера хотела любви. Возможно, имела право выбора: жить не чувствуя любви, или не жить, или хоть что-нибудь сделать, чтобы заслужить это счастье любви. Она даже это право выбора переложила на мужа. А, что же Алекс? Он и делает этот мучительный выбор, конечно, неправильный. Потому что в этой ситуации любой выбор – неправильный, кроме любви. Похоже, Вера не получила родительской любви в детстве и расчитывала, что кто-то ей должен с лихвой восполнить этот изъян. Вероятно, в начале супружеской жизни надежда ещё жила в ней, о чём свидетельствует появление двоих чудных детей. Но не умея в будничных бытовых хлопотах организовать своё и семейное счастье, она всё больше погружается в атмосферу ненависти к мужу в первую очередь и, даже, к детям.   Её женский эгоизм и гордыня требуют мести. И уже ничто и никто не могут остановить это безумие.  И приправляет жизнь  перчиком. И, именно, в отпуске, когда вся семья вместе, и  предоставляется возможность хорошо отдохнуть и настроить взаимную любовь в предвкушении рождения ещё одного ребёнка, безумие Веры достигает наивысшей точки кипения, не оставляя Алексу ни одного шанса на счастливое будущее. Дама решается на самую жестокую меру – шантаж, ущемляющий достоинство супруга. Кроме неё в этом мире уже не существует никого: ни детей, ни родственников, ни друзей, ни мужа. Казалось бы, именно в начале отпуска, переступи через себя, признайся во лжи, а лучше вообще не лги, и, при минимальных усилиях, создай обстановку любви, хотя бы к детям, счастье  заиграло бы свежими красками. Я уверен, что Алекс очень положительно отреагировал бы на такую ситуацию, потому что в нём не угасло чувство к Вере и огромное желание сохранить семью. Но, люди, помимо прочих делений по типу личности, разделяются ещё и на созидательный и разрушительный типы. Звягинцев блестяще раскрыл сущность разрушительного типа женской натуры: ради удовлетворения собственного эго, она готова стать безответственной, даже перед своими детьми, не щадящим никого дьяволом. Похоже, что изгнав из своей жизни этого дьявола, Алекс открыл дверь в другую жизнь.  Что касается роли, то Константин Лавроненко был супер-партнёром с прекрасными актёрскими данными и великолепной игрой в дуэте с Марией Бонневи, за что и получил награду за лучшую мужскую роль. Спасибо.

3.    Люблю песни в любом жанре, но только хорошие. Особенно ревниво отношусь к любимому мною романсу, так как этот жанр, как мне кажется, существует только в славянской и цыганской культуре. Поэтому требует очень трепетного и очень бережного к себе отношения. Некоторые современные, даже неплохие, исполнительницы позволяют себе вторгаться в этот жанр как бы походя, перенося манеру и стиль исполнения того жанра, вплоть до экспериментов с мелодией, в котором они позиционируют себя. Мне кажется, что прежде, чем подойти к этому чувственному жанру, особенно к конкретному исполнению конкретного романса, необходимо изучить, понять и прочувствовать  кем, когда и при каких конкретных обстоятельствах он был сочинён и впервые исполнен, если возможно. Все жанры  существуют по определённым законам, своевольничать с которыми в романсе, выходя за их рамки, просто недопустимо, иначе это будет уже не романс. Это как переписывать сюжеты классической живописи в стиле «лубок», или все кулинарные блюда приготавливать единообразно, например на пароварке, уничтожая таким образом жанровый стиль и разнообразие, в том числе и вкусовых качеств. Всем желаю приятного аппетита.               
               Я странен, а не странен кто ж? ("Горе от ума")