Алкоголь и мы

Наталья Скорнякова
Нет, конечно, глупо  утверждать, что  алкоголь  не  имеет  никаких  плюсов. Я могу  привести  примеры его  положительного  влияния на человека.
 
Когда именно появился алкоголь, сказать сложно. Однако вполне можно предположить, что он не намного моложе самого человечества.
Сейчас уже невозможно установить имя первого человека, открывшего вино, или изготовившего его и разлившего по кружкам.

Водку умели добывать и до новой эры. Но её предназначение было совсем иным, чем в нашу эпоху. Недаром поэтому её называли «aqua vitae» («вода жизни»). Наши далекие предки считали, что водка обладает свойством воспламенять духовные силы человека. Вплоть до XV–XVI вв. новой эры её, как правило, использовали в основном для лечения ряда старческих болезней. Она считалась эффективным средством для лечения холеры, чумы. В Китае водка также не считалась напитком массового употребления и применялась только для исполнения религиозных ритуалов.

Мнение о том, что пьянство — исконная черта русского народа, ошибочно. На Руси пили очень мало. Только по большим праздникам варили брагу, медовуху и пиво крепость которых была слишком мала. Напитки варились всегда только для себя и никогда на продажу. Сам процесс пития значительно отличался от современного: в чарку наливали напиток и пускали по кругу. Причём каждый мог сделать только один или два глотка. Согласитесь, в таких условиях трудно сильно напиться. А если кто употреблял спиртное в будний день, это было грехом и великим позором. Начало повальному пьянству на Руси было положено во времена Ивана Грозного. В 1552 году открываются специальные питейные заведения — царевы кабаки, в которых поощряется безудержное питье крепких напитков и разухабистые загулы. Для казны такое новшество стало золотой жилой. Чтобы вынудить народ пить только в кабаках, власти объявляют запрет на домашнее изготовление хмельных напитков. Монополия государства на спиртное приводит к тому, что пьянство на Руси становится повсеместным и принимает самые мрачные формы. Из истории известно, что ни строгие предупреждения, ни жестокие меры наказания, ни даже введение «сухих законов» не приводили к желаемому результату. После временных успехов к алкоголю приобщалось ещё больше людей, как бы следуя древней народной поговорке: «Запретный плод сладок, а дурные примеры заразительны». Человечество продолжало и, к сожалению, продолжает создавать себе ад.

Я выросла в обычной советской семье, папа гример — парикмахер, мама — машинистка, сын и дочь (я). Папа любил застолья, которые невозможно представить без алкоголя. Я не припомню случая, чтоб кто-то напивался. Пили, ели, пели песни. У папы - красивый баритон. Он был запевалой, знал много русских песен и романсов. Звучали и сейчас звучат песни не те, которые вбивает в сознание радио или телевидение «прыг-дрыг», а те, которые берут за душу. Заставляют сопереживать, отвечает твоему настроению. В этом живучесть русской песни.

Папа рано ушел из жизни. Мама, после смерти папы, жила с моей семьей. Все хозяйство было на маме. Вечером она с причесочкой ждала нас к ужину и любила, чтоб на столе была бы бутылочка спиртного. Ей нравился сам ритуал: поднятие бокалов, тосты, красиво оформленные блюда. И при этом Виктор (мой муж) не пил абы какое спиртное, любил ликер Шеридан. Для нас с мамой он казался сладким. Мы предпочитали мою настойку «Первоцвет». Рецепт подсказала соседка по даче. Цветы всех деревьев собираю и настаиваю на спирте. Начинает цвести кизил, сколько собрала, столько залила, затем добавляю цветы по мере цветения деревьев, последняя цветет айва. На своей даче мне жалко обрывать, так я хожу на соседние, заброшенные хозяевами дачи. Бум дачников прошел, стоят деревья и жалко их, живые ведь они требуют ухода. Чем больше цветов, тем насыщеннее настойка, которая дает силы, повышает сопротивляемость организма, "не пития ради, а здоровья для".

Виктор увлечен подводной охотой. Я сочетаю это его хобби с моим желанием купаться, загорать и общаться с друзьями. Заплывет Виктор на полчаса, час. Мы купаемся, накрываем «поляну», символично пьем, едим и общаемся. Друзей у меня много, но годами сложилась определенная группа людей, тех, что по духу едины.

Мы с мужем уже отыграли рубиновую свадьбу. На моей памяти запечатлелся только один случай, когда мой муж пришел домой «на бровях». Взюзю пьяный. Это было в далекие восьмидесятые годы. Виктор перешел на последний курс медицинского института и на каникулах устроился работать на пивзавод. Новороссийский пивзавод (старый) славился вкусом пива на всю страну. После смерти пивовара, постройки нового завода вкус пива изменился не в лучшую сторону. Пиво лилось рекой. Виктор небольшого роста, щупленький не рассчитал свои силы. Да тут еще и арбузы на заводе, в тот злополучный день, достались ему почти даром. Домой Виктор явился почти ползком под тяжестью мешка с арбузами. Нам с мамой жалко стало его. Умыли, раздели, уложили. Наутро с больной головушкой Виктор пошел на работу. Прошли годы, но практику на пивзаводе Виктор вспоминает часто, что мол такого вкусного пива он больше нигде и никогда не пил.

Мой брат лекарством от всех хворей считает водку. Заболел живот — водка с солью, простыл — водка с перцем. Настойку зеленых грецких орехов от всяческих ран, почти, как в древние времена. Можно привести много примеров из жизни долгожителей Кавказа, которые не мыслят жизни без вина.
 
На машине с мужем путешествуем по Грузии. Обедать стараемся в кафе или ресторанах, в столовых в те прошлые годы у них господствовала антисанитария. Еда настолько наперченная, что я есть не могу. Через несколько дней в одном из кафе я прошу официанта принести мне что-нибудь не перченное. Он выслушал меня и молча удалился. Минут через десять несет поднос трав, кувшин вина и два горшочка мяса с картошкой. Показывает, как правильно все это употребить. Берешь в рот травы, затем мяса с картошкой и запиваешь все это вином. Конечно, в этом есть истина усвояемости пищи.
 
Мы с мужем побывали в Карпатах, Крыму, в Молдавии и везде свои вина и везде своя культура пития. Как отличается все это от Севера, в Архангельске и в селах области в ход порой идет целлюлозный спирт, отравления, летальные случаи. Страдает прежде всего мужское население, отсюда неполные семьи, трагедии в каждой семье. У меня много знакомых и родственников в Коми республике, где мужчины не доживают до пенсионного возраста.Одни любят после возлияния жизнь приукрасить, другие, наоборот, стараются, рассказывая, сделать гаже, чем она есть.
 
Я не знаю рецепта избавления алкоголизма на Севере. В одном я убеждена, многое зависит от воспитания в семье и от влияния окружающей среды.