Мать-Земля и авраамические религии

Виктор Постников
Гидо Далла Каса

Arianna Editrice
20/01/2015


Аннотация

Среди сегодняшних тем, одна из самых тревожных это «священная война» между исламским миром  и западной цивилизацией. Эта тема находится в центре всех мировых масс-медиа, и хотя присутствуют различные точки зрения,  все они  имеют один и тот же культурный бэкграунд.  Все подается таким образом, что человек несет главную ответственность за происходящее – хотя иногда из космоса приходит неуловимое тело...

Конспирология, религиозные выпады, фанатизм, нефть, слежка, свобода, провокации, оскорбления, убийства, ничто не ускользает от нашего внимания. Или все-таки что-то ускользает?


Три авраамические религии

Институты, представляющие христианство, иудаизм и ислам, всегда враждовали друг с другом, войны то разгорались, то затухали, то допускали краткую передышку. У данных институтов, тем не менее, есть следующие общие свойства:

-  Вера в личностного Бога и внешний мир, приводящая к  дуализму в человеческом мышлении (Творец/сотворенное Богом существо);
-  Принятие в качестве "окружающей человека среды"  комплекс из двадцати-тридцати миллионов одушевленных существ,  связанных между собой тесными отношениями. 
-  Неуважение к природному миру,  поставленному на службу человеку; последний имеет якобы привилегии и «метафизически» другой;
-  Непонимание того, что мы находимся на средней по всем меркам планете,  на задворках Галактики, среди миллиардов других галактик;
 - Неуважение к жизни,  обращение к «потусторонней вечной жизни»,  в которой вас накажут или наградят;
-  Принятие "истины", полученной за последние две-три тысячи лет без понимания того, что это миллионная часть существования жизни и одна тысячная человеческой истории.  Приверженность нескольким книгам и личностям, рассматриваемым как «священные и неприкасаемые" (или почти таковые);
-  Фундаментальное женоненавистничество, и не в последнюю очередь в исламском мире:  без предоставления прав женщинам, несмотря на то, что секулярный западный мир отошел от этой глупости;
-  Непринятие секса без деторождения, отрицание удовольствий в жизни…
-  Расширение разума,  мировая душа, экологическое бессознательное, анимизм, одушевленные существа, Мать-земля -  все это непостижимо для указанных религий, и игнорируется ими.  Может быть потому что с принятием этих идей, т.е. с  имманентно присутствующей в природе божественностью, нет необходимости в посредниках и три религии могут спокойно уйти домой ?   

С философской точки зрения,  все три авраамические религии едины в своей основе: может быть поэтому между ними возникают такие споры.
Секулярная часть западной цивилизации отличается от указанных пунктов, но тем не менее входит к альянс с религиями, признает божественное право за нашим видом, отделяет его от природы и сохраняет его привилегии в резком противоречии с полученными знаниями.


Текущая ситуация

Теперь посмотрим, что происходит сегодня.  Экстраполяция текущей ситуации (в особенности роста населения ежегодно на 80-90 млн человек и потребления) приводит к радикальному сдвигу ситуации к 2030 г.,  при условии, что все продолжится, как есть.  Приход "сдвига", останавливающего многие текущие процессы (такие как экономический рост), ожидается уже к концу этого десятилетия.

Способ, которым Земля начнет защищать себя от разрушения, вызванного цивилизацией, возможно будет представлять собой рост числа фанатиков (и противодействие им) в значительной части человечества. Насилие распространится в виде пятен леопарда, без конкретных фронтов,  но именно оно приведет к концу цивилизации. Невозможно представить себе 12 млрд  приматов-вегетарианцев, по 80 кг каждый.

Вне зависимости от того, является ли Земля одушевленным существом (не обязательно сознательным)   или нет, можно думать о том, что она представляет  сложную развивающую систему, способную восстановить свои свойства и  равновесное состояние после изменений,  с периодом, превышающим период промышленной цивилизации по крайней мере в 10 000  раз.

Если вы не принимаете "Сознание Геи», это не имеет значения: комплексная система «Земля»  готовится к  восстановлению своего континуума.  Ни одна человеческая модель не в состоянии понять ее методов.
Можно уподобить способности нашего вида повлиять на  главные события на планете способность чайки изменить ход штормовой погоды.  Чайка может лететь либо по ветру, либо против, либо прятаться в скалах.  «Шторм» это системные силы «суши» и «экосистемы», мы -  лишь маленькая компонента.


Примеры из прошлого века

Уже 40 лет мы находимся на краю  "большой катастрофы":  думали ли вы, почему она не происходит?  Кучи ракет и ядерных боеголовок на одной субмарине способны стереть с лица земли почти весь континент.  Д-р Стренджлав не просто кино. Кубинский кризис мог разразиться в течение нескольких часов.  В Италии ракеты были готовы к выстрелу.  Один человек мог смазать полмира за несколько минут,  и это могло произойти несколько раз за 40 лет.  Но не произошло.

Человеческая мудрость? Думаю, что нет.  Не могло произойти, потому что человек оказался не таким уж сильным, чтобы свести Землю к тому, что Джонатан Шелл  в книге «Судьба Земли»  назвал "Республикой насекомых и трав".  Но сейчас некоторая форма коллапса не только возможна, но и почти желательна для спасения жизни от цивилизации и человеческих существ, превысивших все мыслимые возможности планеты. Войны в леопардовых пятнах, проводимые фанатиками или... Сознанием Геи?

Я очень надеюсь, что ошибаюсь, потому что всегда есть надежда «на чудесное». Но что если «решение» найдено в виде исламского фанатизма или хаоса?   Я остаюсь «оптимистичным» в том смысле, что текущая безудержная промышленная цивилизация  представляет собой самую разрушительную силу, когда-либо существовавшую на Земле.  Любой следующий порядок будет лучше.  Надо выдержать этот переход.



*  *  *
Гидо Далла Каса (Guido Dalla Casa)  - итальянский глубинный эколог, биоцентрист, популяризатор глубинной экологии в Италии, автор нескольких философских книг, в том числе:  Guida alla sopravvivenza (Руководство по выживанию) (1983),  Verso una cultura ecologica (К экологической культуре)(1990), и Ecologia Profonda (Глубинная экология) (1996) и множества статей.