За что физики не любят математиков

"Наука должна быть весёлая, увлекательная и простая.
Таковыми же должны быть и учёные" (П. Л. Капица).


Философия – это искусство логичных обобщений и попытка познания мира путём таких искусственных обобщений. Математики тоже очень склонны к обобщениям... Но там, где много философии, истины нет; там, где много математики, физики нет. Однако объяснять мир путём математических преобразований - это же так по-научному...

Философы и математики только считают, но ничего не знают. Однако признался в этом только Сократ. Поэтому, к примеру, изобретение микроскопа и телескопа дало познанию Природы и Вселенной гораздо больше, чем все философы и математики, взятые вместе.

"Для физика должно существовать только то, что измерено" (Нильс Бор), а не то, что можно сосчитать. Сосчитать то, чего нет, может каждый. А гениальный математик может сосчитать даже то, что невозможно себе представить.

Математики – те же лирики, но в квадрате. «Он стал поэтом – для математика у него не хватало фантазии» (Давид Гильберт). 

«Математика – один из видов искусства» (Норберт Винер. Кстати, на снимке он и есть.) Тогда, «Зачем нужна математика, если есть кино?» (Мгновения жизни).

Алгебра началась с нуля, а высшая математика - с "нуль в квадрате не эквивалентен нулю". Опросите здоровых, и окажется, что изучение математики нужно только больным: дескать, "... она ум в порядок приводит " (М.В. Ломоносов). Так, «Выпьем же за то, чтобы чистая математика всегда оставалась совершенно бесполезной!» (Генри Джон Смит).

Математики не умеют считать. Даже «Среди крупных математиков могут быть и такие, что не умеют считать» (Новалис). А всё отчего?

Математик всегда начинает считать, не успев подумать. "Прежде, чем решать задачу, прочитай условие!" (Жак Адамар). «Занимаясь расчётами, ты попадаешь впросак, прежде чем успеваешь это осознать!» (А. Эйнштейн). И при этом «Существует поразительная возможность овладеть предметом математически, не поняв существа дела» (А. Эйнштейн). Но, овладев предметом математически, каждый становится теоретиком. А «Хорошего теоретика даже опыт не переубедит» (Истина), поэтому более глупых людей вы не найдёте. "Говорите, что факт не соответствует теории?.. Тем хуже для факта!" (А. Эйнштейн). «Более того, математика убивает креативность» (Андрей Фурсенко). Однако, скорее, это креативность убивает математику... и практика (математику с высшим образованием трудно устроиться на работу).

Математике с физикой лучше дружить, а физикам с математиками лучше не общаться. Все «Математики похожи на французов: что бы вы не сказали, они всё переведут на свой собственный язык. Получится нечто противоположное» (Гёте). «Когда разговариваешь с математиком, можно не иметь представления о математике. Но при этом совершенно необходимо чувство юмора и сознание своего ничтожества…» (К. Дзевановский). И всё же может получиться так: «Разве вы не математик? Нет. Тогда мне не о чём с вами говорить. Я разговариваю лишь с теми, кто владеет методом математического анализа» (Анатоль Франс). То же самое можно сказать и о философах.

Сама по себе математика – наука ничего или наука ни о чём. «Математику можно определить как науку, в которой мы никогда не знаем, о чём говорим, и истинно ли то, о чём мы говорим» (Бертран Рассел). «Математика является учением об отношениях между формулами, лишенными какого бы то ни было содержания» (Давид Гильберт). «В математике ум исключительно занят собственными формами познания – временем и пространством, следовательно, подобен кошке, играющей собственным хвостом» (А. Шопенгауэр). Однако вместе с тем «Из дома реальности легко забрести в лес математики, но лишь немногие способны вернуться обратно» (Хуго Штейнхаус). «Математика была для меня в детстве тем же, чем была религия. Потому что и религия, и математика утверждают, что могут объяснить весь мир» (Роберт Диггс). Но объяснять мир путём математических преобразований - это так же разумно, как делить на нуль.

Математика началась с геометрии… и – неблагодарная – искривила её. Современная математика – это как ещё один хрусталик в глазу: не исказив этот мир, она его не отражает. «Законы математики, имеющие какое-либо отношение к реальному миру, ненадёжны; а надёжные математические законы не имеют отношения к реальному миру» (А. Эйнштейн).  «В реальной жизни, поверьте мне, нет никакой алгебры» (Фран Лейбовиц).  Даже дважды два – всегда не четыре, если речь о качестве или свойствах. К примеру, изменение числа совершенно одинаковых нуклонов в атомах даёт совершенно различные по свойствам химические элементы. Отсюда: математика к природе вещей не имеет никакого отношения.

Математика способна одурачивать не только гениев. «Математика – это единственный совершенный метод водить себя за нос» (А. Эйнштейн). И других, конечно. Поэтому "математить" в объяснениях чего либо, как и материться, это и неправильно, и неприлично. Однако при этом математики считают начала своей науки началом всего сущего: мол, сначала был разум и была математика, а уже потом - Большой космологический взрыв математической точки… «Природа – это сочетание самых простых математических идей. Настоящее творческое начало присуще именно математике» (А. Эйнштейн). Однако количественно описать одновременное взаимодействие трёх тел, по заключению самих математиков, не смог бы и сам Создатель.

Ретивость математиков привела к появлению математической физики, которую уже никто не понимает. "В сущности, теоретическая физика слишком трудна для физиков" (Давид Гильберт). «С тех пор, как за теорию относительности принялись математики, я её уже сам больше не понимаю» (А. Эйнштейн). «Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь, Бог объяснит мне, что такое турбулентность» (Вернер Гейзенберг). "Я думаю, что смело могу утверждать: квантовую физику не понимает никто" (Ричард Фейнман). А всё потому, что «Математика – это доказательство самых очевидных вещей наименее очевидным способом» (Д. Пойа). И «Математика – сверхъестественная наука» (Лев Давидович Ландау).

"Если бы теоретики не ставили на бумаге закорючки, то можно было бы подумать, что они ничем не занимаются" (Л. Д. Ландау). Поэтому математики имитируются (или косят) под физиков. Но их легко отличить, ибо они называют себя учёными, а физиков – инженерами. «Учёные объясняют то, что уже есть; инженеры создают то, чего никогда не было» (А. Эйнштейн). При этом подразумевается, что учёные умно объясняют, а инженеры тупо создают, ведь «Мир дурака полон открытий» (Истина). Но "... Мы же соединяем науку и практику: и ничего не работает... и никто не знает почему" (А. Эйнштейн). Выходит, что учёными бывают не только собаки. ("Учёными бывают только собаки" (Л.Д. Ландау)

Для физика верно только то, что работает; для математика верно только то, что приводит к ответу, известному заранее. И для математика не существует критериев практики, он создаёт лишь математические модели, поэтому «Это моя формула - что хочу с ней, то и делаю». «Математика – это та часть физики, в которой эксперименты очень дёшевы…» (Владимир Арнольд). Только благодаря этому "Теоретическая физика достигла таких высот, что может рассчитать даже то, что невозможно себе представить..." (Л.Д. Ландау).

И ещё. Математики распространяют грязные слухи о том, что якобы один из них увёл жену у Нобеля; дескать, именно поэтому тот вычеркнул математиков из своего завещания… Но, ребята, Альфред Бернхард Нобель ни разу не был женат! Это раз. А во-вторых, что может принести бОльшую пользу человечеству и изменить жизнь людей - "Заткнись, и считай!" или "Заткнись, и экспериментируй!"?.. О какой-либо пользе для науки в завещании Нобеля не сказано ни слова.

А теперь, примеры для конкретики. A = F/m – это формула второго закона Ньютона, где: a – ускорение тела; F – сила, действующая на тело; m – масса самого тела. Из этой формулы следует, например, что при увеличении силы в 10 раз и при уменьшении массы тела тоже в  10 раз ускорение тела увеличится ровно в 100 раз. А в каких случаях такое возможно?.. Правильно, ни в каких. Например, совершенно немыслимо, чтобы при увеличении силы натяжения плеч арбалета со 100 кгс до 1000 и уменьшении веса стрелы с 50 до 5 г мгновенное ускорение стрелы увеличивалось бы со 100 м/c до 10 км/с.  А это, знаете ли, чуть ли не вторая космическая скорость, скорость убегания от Земли. Но именно этой глупости учит наших детишек математическая формула второго закона механики; именно этому псевдознанию учит всех нас теоретическая физика.

Из третьего закона Ньютона (действие всегда равно противодействию) следует и закон сохранения импульса. Из одного придуманного математиками закона следует другой. В обоих этих законах уже нет даже времени взаимодействия – значит, и нет самого взаимодействия. Однако из этих законов, упрощающих математикам решение своих теоретических задачек и "мысленных экспериментов", следует, например, что ракету толкает вперёд как раз-таки закон сохранения импульса. К.Э. Циолковский, простой учитель, жизнь положил на то, чтобы доказать теоретикам, что ракету толкает асимметричное давление непрерывного взрыва на стенки камеры сгорания, а не математический закон: дескать, пока есть хоть какое-то давление в камере сгорания, ракета может ускоряться. Теоретики же считали, что скорость ракеты не может быть больше скорости частиц реактивной струи… Этому их научил Ньютон и не существующий в природе закон сохранения импульса.

Молекулярно-кинетическая теория считалась самой успешной математической теорией 20-го века. Однако чуть ли не Архимед уже знал, что все жидкости и газы состоят из одинаковых, равноудалённых и условно неподвижных (колеблющихся или дрожащих) частиц, находящихся в состоянии взаимного отталкивания и относительного равновесия. Правота Архимеда давно доказана сотнями технологий… Но вам, я думаю, будет достаточно и одного опыта.

В пустой трёхлитровой банке находится прозрачный «кристлгаз», то есть воздух. Причём, он под давлением веса выше расположенных слоёв находится в банке в сдавленном и распёртом состоянии.  Бросаем в банку зажжённую спичку (пусть спичка потухнет ещё в полёте), закрываем банку крышкой и, дождавшись полной остановки дыма в банке, двумя руками плавно поворачиваем её в горизонтальной плоскости вокруг её вертикальной оси симметрии. Дым и, следовательно, воздух в банке поворачиваются вместе с ней. Наливаем немного воды в банку и так же плавно поворачиваем её. Всплывшая спичка и вода поворачиваются вместе с банкой.

Вот и всё: стороннику кинетической теории уже никогда не удастся объяснить результат этого опыта, ведь при хаотическом движении частиц им, суматошным, наши манипуляции с банкой были бы совершенно безразличны...

Итак, за что физики не любят математиков?.. Правильно, за их псевдоучёность и высокомерность. И вообще, тот, кто пустил математиков в физику, сделал фатальную для неё ошибку.

На сегодня всё. «Я физик и имею право на сохранение энергии» (Хуго Штейнхаус). Тем более, что всех математиков, как говорится, не перевешаешь или не перевесишь, а физиков на всей планете - раз, два... и обчёлся. Берегите себя и своих близких.


P. S. "Наука - это то, чего быть не может. А то, что быть может, это - технология." Если этот вывод Петра Леонидовича Капицы вам кажется излишне эмоциональным, вы очень далеки от физики, но близки к математике. Капица говорил лишь о том, что правильных теорий не бывает. Но это знал и Эйнштейн: "Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию, но достаточно одного эксперимента чтобы её опровергнуть".


Множество научных теорий убиваем здесь: "Новая логика, или "Азбука будущих гениев":  http://www.proza.ru/2019/01/25/507


Рецензии
Здравствуйте, Виктор!

Благодарю за ссылку на этот текст, не могу оставить его без комментария.
Прежде всего, в нём упомянута фраза Андрея Фурсенко о взаимоотношении креативности и математики, которую Вы в отзыве на публикацию Надежды (Николай Львов 4) приписали Андрею Фурсову, на что мне и пришлось обратить внимание.

Теперь непосредственно о Вашем тексте.
Не хотелось бы вступать в полемику с великими, но всё же, полагаю, многие из их высказываний в значительной мере проявление остроумия, нежели истинное отношение к математике. Хотя и сам рассматриваю математику не столько в качестве науки, сколько как инструмент, а любым инструментом нужно уметь пользоваться и понимать границы его применения. Именно в таком качестве математика должна занимать своё место, не больше и не меньше.
Что до философии, то от неё пользы вижу значительно меньше (вспоминается к/ф "Полосатый рейс": "Какая от тебя польза? Никакой, кроме вреда!").

Другой момент. Вынужден заметить, что некоторые из приведённых в тексте примеров весьма сомнительны в качестве иллюстраций озвученных тезисов. По каждому из них есть что сказать, но не хочется превращать этот краткий отзыв в подобие научной рецензии.

И последнее. Если будет желание, об отношении к философии можете взглянуть здесь: http://proza.ru/2016/03/31/7, а некоторые математические изыски (на любителя!) тут: http://proza.ru/2016/03/31/6.
При наличии интереса приглашаю также ознакомиться с публикациями и на другие темы. В частности, есть и о социальной справедливости несколько небесспорных суждений (http://proza.ru/2018/02/05/1). Однако ни в коем случае не навязываю!

Мои наилучшие пожелания!

Августин Летописец   17.02.2019 19:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Августин!

Виктор Бабинцев   20.02.2019 06:53   Заявить о нарушении
Абсолютно не критично, но можно обращаться и по настоящему имени, оно не тайна.

Андрей.

Августин Летописец   20.02.2019 06:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 38 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.