За что физики не любят математиков

Виктор Бабинцев
"Наука должна быть весёлая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и учёные" (П.Л. Капица)... и преподаватели. Но более всего наука должна быть честная. А для того, чтобы сбылась мечта всех студентов, нужно срезать профессора математической лженауки на первой же лекции. И прежним занудой он уже не будет. Знаю, что говорю. Сейчас вам останется лишь самостоятельно сформулировать вопросы на засыпку.


Учёные выяснили, что физики не любят математику... и в обморок от этого не упали, хотя физика у нас сейчас именно математическая. "Нетерпимость профессиональных физиков-практиков к математическим формулам объясняется их мнением о том, что математика - "мёртвая наука"... Физики заполняют требуемые объёмы научных работ математическими выкладками, которые их коллеги при чтении просто пропускают и цитируют работы с большим количеством математических формул крайне редко" (New Journal of Physics). А не начало ли это конца математической физики?.. Но посмотрим сами и послушаем других.


Философия – это искусство логичных обобщений и способ познания мира путём поиска в нём истинной простоты. И, конечно же, философия - это наука отличать истину от лжи. Правда, сами философы о том давно забыли. Истинная простота - это как раз то, что даётся познанию людей труднее всего, вот они и "забыли", что философия - познавательная наука.

Математики тоже когда-то начинали с поиска количественных обобщений в геометрии, а потом стали искать и находить их повсюду. "Кто ищет - тот всегда найдёт" (Истина)... и формулу напишет. "Открыть свою формулу - это важнее, чем участвовать в политике: политики приходят и уходят, а формулы остаются..." (Эйнштейн). И теперь там, где много философии, истины нет; там, где много математики, физики нет. Откуда же ей, физике, взяться, если всё в теоретической физике взаимодействует математическими точками?..

Физика - наука качественная, а не количественная; это наука понимать причинность явлений, то есть находить ответ на опрос "Как это работает?". Однако объяснять придуманный мир путём математических преобразований и подгоночных коэффициентов - это же так "по-умному", так по-научному... Иначе говоря, теоретическая наука появляется только там, где одно непонятное объясняют посредством чего-то ещё более непонятного, где кому-то удаётся из очевидного сделать невероятное и где действует принцип Маха-Бора. Этот принцип гласит: "Ищи и смело постулируй, то есть бери за основу, то, что невозможно ни опровергнуть, ни доказать, обильно приправляй сказанное услужливой математикой и среди простаков сойдёшь за умного, а среди учёных - за своего... и знай: если гипотеза недостаточно безумна, науке от неё не будет никакого толку, а учёным - проку". Например: «Если убрать из Вселенной все тела, то инертность данного тела исчезнет» (Эрнст Мах); «Если я удалю какую-то массу достаточно далеко от всех других масс Вселенной, её инертность упадёт до нуля» (Альберт Эйнштейн); «Если удалять атом от звёзд, его квантовая неопределённость будет понижаться» (Василий Янчилин). Ага, попробуй удалить и проверить. А теория Большого взрыва математической точки... А множественность вселенных... Вот нам и ответ на вопрос "Что такое теоретическая наука?": теоретическая наука - это коллективная вера в чьи-то фантазии. И правильная теория не та, что верно отражает физическую реальность, а та, что ПОПУЛЯРНАЯ. Эйнштейн это прекрасно знал, поэтому "Не обязательно понимать этот мир, нужно лишь найти себя в нём" (Эйнштейн), то есть приспособиться и стать популярным. А "Чтобы стать исключительной овцой, прежде всего нужно быть овцой"(он же). И ведь стал же!

Философы и математики только считают, но ничего не знают. Вернее, знают много чего такого, что знанием не является. И это знание без понимания или слепая вера, несомненно, является ещё большим злом, чем невежество. Однако признался в этом только Сократ: "Я знаю, что ничего не знаю. А другие не знают даже этого". И не случайно, например, изобретение микроскопа и телескопа принесло познанию Природы и Вселенной гораздо больше, чем все философы и математики, взятые вместе.

"Для физика должно существовать только то, что измерено" (Нильс Бор), а не то, что можно подумать, придумать, недодумать и сосчитать. Сосчитать то, чего нет, может каждый. А гениальный математик может сосчитать даже то, что невозможно себе представить, ведь математики – те же лирики или идеалисты, но в квадрате. «Он стал поэтом – для математика у него не хватало фантазии» (Давид Гильберт). "Воображение важнее, чем знание" (Эйнштейн)... и понимание. Так мог сказать только математик, ведь физику всегда интересно - как это устроено и как оно работает, а математику - как это нечто сосчитать. Математик считает: миром правит Цифра; Бог и папа Карло были математиками.

«Математика – один из видов искусства» (Норберт Винер. На снимке вверху он и есть.) Тогда «Зачем нужна математика, если есть кино?» (Мгновения жизни). А затем она и нужна, чтобы всё точно знать. Например, вы знаете, что "За время падения яблока Земля подпрыгивает навстречу ему на половину диаметра атомного ядра" (Википедия)? А чтобы Земля смогла допрыгнуть до середины высоты яблони, ясен пень, масса яблока должна быть в точности равной массе Земли. Это математический закон падения яблок, открытый Ньютоном. И ни один математик не понимает, в чём тут юмор.

А он в том, что только подвижный (или колеблющийся) атом является как источником гравимагнитной индукции, так и её приёмником. Отсюда: тела тяготеют не телами, не массами и не точками, как у Ньютона, а зависимой и преимущественной вероятностью поступательных импульсов своих колеблющихся частиц. И сама эта квантовая определённость действительно зависит от гравитационной способности несоизмеримо большего тела и квадрата расстояния до него. Яблоко никак не может повлиять на квантовую определённость атомов Земли. Следовательно, и подпрыгнуть навстречу яблоку Земля не может. У математиков в центре Земли бесконечная сила тяжести и бесконечное ускорение свободного падения, а у физиков в центре Земли равнодействующая всех сил тяготения равная нулю и невесомость. Впрочем, у современных математиков гравитация - это вообще воронковидная яма в пространственно-временном континууме массивного тела или чёрной дыры. И говорить с такими математиками о реальной физике тяготения уже не имеет никакого смысла, ведь что один авторитетный математик придумал и сосчитал, то для всех других математиков уже и теория, и наука. Математика - это та соль, которой консервируют глупость.

Так что, математика - это идеалистическая наука и искусство оглупения и оглупления, и этим "искусством" лучше не увлекаться. Итог будет один: "В моменты просветления я задаю себе два вопроса: "Это ты спятил?; или это другие так поглупели?" (Эйнштейн). Вот говорил бы только то, что знал и понимал, так и помер бы спокойно. Например: "Час, проведённый с девушкой в парке на скамейке, может показаться минутой; минута, проведённая сидя на раскалённой плите, может показаться часом". Отсюда: "Время - это показание часов"... а совсем не то, что вам может показаться или подуматься... и "Забудьте всё, что я вам сказал до этого" (Эйнштейн).

Алгебра началась с "нуля", а высшая математика - с "нуль в квадрате не эквивалентен нулю", то есть с утверждения того, что нуля не существует. Вот почему изучение математики нужно только больным: дескать, "... она ум в порядок приводит " (М.В. Ломоносов). Так, «Выпьем же за то, чтобы чистая математика всегда оставалась совершенно бесполезной!» (Генри Джон Смит)... и все мы были здоровы. Впрочем, "Математику уже затем учить надо...", чтобы потом помогать своим детям делать уроки.

Математики не умеют считать. Даже «Среди крупных математиков могут быть и такие, что не умеют считать» (Новалис). А всё отчего?

Математик всегда начинает считать, не успев подумать. "Прежде чем решать задачу, прочитай условие!" (Жак Адамар)... и прежде чем что-либо объяснять (например, парадокс близнецов), убедись в его существовании. «Занимаясь расчётами, ты попадаешь впросак, прежде чем успеваешь это осознать!» (А. Эйнштейн)... но чаще этого не замечаешь. И при этом «Существует поразительная возможность овладеть предметом математически, не поняв существа дела» (А. Эйнштейн). Но, овладев предметом математически, каждый становится теоретиком... А «Хорошего теоретика даже новый опыт не переубедит» (Истина). Поэтому более глупых людей, чем математики и теоретики, считающие себя физиками, вы не найдёте. И в этой своей дундуковости они готовы пребывать вечно. "Если факт противоречит моей теории, тем хуже для факта" (Гегель). "Говорите, что опыт не соответствует теории?.. Тем хуже для опыта!" (А. Эйнштейн)... даже если это оружие "на новых физических принципах".

«Более того, математика убивает креативность» (Андрей Фурсенко). Однако и креативность убивает математику... и практика - тоже. Причём сплошь и рядом. Например, Архимед вместо того, чтобы научно вычислять вытесняющую силу через дифференцирование давления по высоте столба жидкости или газа и его интегрирование по всем точкам на поверхности погружённого тела, просто подвесил данное тело к чашке рычажных весов и опустил его в воду. Вот и всё: уравновешенные перед этим, весы сами показали ему эту вытесняющую силу, и она оказалась равной весу вытесненной данным телом воды. В отказе от математики и была его Эврика (или Находка). А вот если бы Архимед знал теорему Остроградского-Гаусса, то и закон бы свой никогда не открыл.

Математике с физикой лучше дружить... а физикам с математиками лучше не общаться. Все «Математики похожи на французов: что бы вы не сказали, они всё переведут на свой собственный язык. Получится нечто противоположное» (Гёте). «Когда разговариваешь с математиком, можно не иметь представления о математике. Но при этом совершенно необходимо чувство юмора и сознание своего ничтожества…» (К. Дзевановский). И всё же может получиться так: «Разве вы не математик? Нет? Тогда мне не о чём с вами говорить. Я разговариваю лишь с теми, кто владеет методом математического анализа» (Анатоль Франс). То же самое можно сказать и о философах, придумавших свою "умную науку" и свой собственный язык, но так и не научившихся отличать истину от лжи. А ведь это так просто: у истины всегда есть пять обязательных признаков: простота, ясность, универсальность, "предсказательная сила" и антинаучность. "Простота" - это прежде всего краткость; "ясность" - это здравый смысл и логичность; "универсальность" - это общая для многих явлений причинность; "предсказательная сила" - это осознанная применимость в новейших технологиях; "антинаучность" - это само собой.

"Математика – это такая лингвистическая наука" (Гиббс), "...в которой мы никогда не знаем, о чём говорим, и истинно ли то, о чём мы говорим» (Рассел). «Математика является учением об отношениях между формулами, лишенными какого бы то ни было содержания» (Давид Гильберт). «В математике ум исключительно занят собственными формами познания – временем и пространством, следовательно, подобен кошке, играющей собственным хвостом» (А. Шопенгауэр). Иначе говоря, математика - это наука о себе и наука в себе, изъясняющаяся на собственном языке. Однако вместе с тем «Из дома реальности легко забрести в лес математики, но лишь немногие способны вернуться обратно» (Хуго Штейнхаус)... и назвать математику идеалистической наукой. «Математика была для меня в детстве тем же, чем была религия. Потому что и религия, и математика утверждают, что могут объяснить весь мир» (Роберт Диггс). Но объяснять мир путём математических действий и преобразований - это так же разумно, как делить на нуль. Для математика что полумёртвый равен полуживому, что полуживой равен полумёртвому, а "полу-" вообще можно сократить. 

Математика началась с геометрии… и – неблагодарная – искривила её. Современная математика – это как ещё один хрусталик в глазу: не исказив этот мир, она его не отражает. «Законы математики, имеющие какое-либо отношение к реальному миру, ненадёжны; а надёжные математические законы не имеют отношения к реальному миру» (А. Эйнштейн).  «В реальной жизни, поверьте мне, нет никакой алгебры» (Фран Лейбовиц).  Даже дважды два – всегда не четыре, если речь о качестве или свойствах и о физических взаимодействиях.

Физике с математикой не по пути, ибо математика способна одурачивать не только гениев. «Математика – это единственный совершенный метод водить себя за нос» (А. Эйнштейн)... и других - тоже. Поэтому "математить" в объяснениях чего-либо - это и неправильно, и уже становится неприличным. Однако при всём этом математики всё ещё считают начала своей придуманной науки началом мироздания: мол, сначала был разум и была математика, а уже только потом - Большой космологический взрыв математической точки… «Природа – это сочетание самых простых математических идей. Настоящее творческое начало присуще именно математике» (А. Эйнштейн). Но количественно описать одновременное взаимодействие всего лишь трёх тел или хотя бы движение Луны по спиральной, то есть истинной, траектории, по заключению самих математиков, не смог бы и сам Создатель. Вот почему все планеты в Солнечной системе и электроны в атомах движутся не по физическим траекториям, а по придуманным математиками замкнутым в пространстве орбитам - эллипсам. К тому же, ответа на вопрос "Откуда то взялось, что взорвалось, если даже для того, чтобы просто появиться, у него не было ни времени, ни места, а значительная часть "продукции взрыва" расширяется в обратном направлении?" не знает даже самый авторитетный физик-теоретик современности - Папа Римский. И вообще, если бы Бог был и был он математиком, то он всё ещё всё считал бы да высчитывал с умопомрачительной точностью, так ничего и не создав. Математиков и сейчас нет (или почти нет) в списках изобретателей.

Ретивость математиков привела к появлению математической физики, которую уже никто не понимает. "В сущности, теоретическая физика слишком трудна для физиков" (Давид Гильберт). «С тех пор, как за теорию относительности принялись математики, я её уже сам больше не понимаю» (А. Эйнштейн). «Я надеюсь, что кто-нибудь объяснит мне квантовую физику, пока я жив. А после смерти, надеюсь, Бог объяснит мне, что такое турбулентность» (Вернер Гейзенберг). "Я думаю, что смело могу утверждать: квантовую физику не понимает никто" (Ричард Фейнман). «Чем большим успехом квантовая теория пользуется (у математиков), тем глупее она выглядит» (А. Эйнштейн). А всё потому, что «Математика – это доказательство самых очевидных вещей наименее очевидным способом» (Д. Пойа). И «Математика – сверхъестественная наука» (Лев Ландау)... поэтому чего бы она ни коснулась, всё превращается в сказку.

Математики превратили теоретическую физику в конкурс безумных гипотез. "Конечно, ваша гипотеза безумна. Но достаточно ли она безумна?.. Если гипотеза недостаточно безумна, науке от неё не будет никакого толку" (Нильс Бор). И так произошло потому, что у сложной теории над истинной простотой есть одно большое преимущество - она выглядит научно; а у новой истины есть один огромный недостаток - она оскорбительно проста для разума любого учёного, считающего себя умным. Вот почему самым большим парадоксом является то, что этот мир всё же познаваемый. "Есть две бесконечности - Вселенная и глупость. Впрочем, я не уверен насчёт Вселенной" (А. Эйнштейн). И сам Эйнштейн своим примером в науке только это и доказал. На обратной стороне одной его фотографии с высунутым языком рукой Эйнштейна написано: "Этот жест адресован всему человечеству. А. Эйнштейн". Тут явно пропущено определение "глупому".

"Если бы математики не ставили на бумаге закорючки, то можно было бы подумать, что они ничем не занимаются" (Л. Д. Ландау). Поэтому математики косят под физиков. Но их легко отличить, ибо они называют себя учёными, а физиков – инженерами. "Учёные объясняют то, что уже есть; инженеры создают то, чего никогда не было. И всё понятно, и всё работает. Мы же соединяем теорию и практику: ничего не работает... и никто не знает почему" (А. Эйнштейн). Выходит, что учёными бывают не только коты (А.С. Пушкин) и собаки ("Учёными бывают только собаки" - Л.Д. Ландау). И вообще, в русском языке слово "учёный" - это имя прилагательное, а существительное - это либо "дурак", либо "светило". Если ты не светило, то какой же ты учёный?.. Правильно, липовый. К примеру, сначала американцы тупо сделали атомную бомбу, потом русские тупо сделали американскую атомную бомбу... и только потом один липовый академик с точностью до пятнадцатого знака после запятой умно рассчитал необходимую одновременность срабатывания взрывателей на бомбе и написал умный учебник "Релятивистская физика". "Нет ни малейших признаков того, что атомная энергия когда-нибудь станет доступна людям. Это значило бы, что человек научился расщеплять атом" (Альберт Эйнштейн). "Десять лет моей жизни было потрачено только на то, чтобы полностью избавиться от идей этого человека" (Роберт Оппенгеймер).

Для физика верно только то, что работает; для математика верно всё то, что приводит к ответу, известному заранее. "Как Вы можете решать задачу, ответа на которую Вы не знаете заранее?"(Л.Д. Ландау). И для математика не существует критериев практики, он создаёт лишь виртуальные математические модели, поэтому «Это моя формула - что хочу с ней, то и делаю». «Математика – это та часть физики, в которой эксперименты очень дёшевы…» (Владимир Арнольд). Только благодаря этому "Теоретическая физика достигла таких высот, что может рассчитать даже то, что невозможно себе представить..." (Л.Д. Ландау). Например, множественность вселенных, существующих в различных формах хлебобулочных и макаронных изделий: караваев, булочек, бубликов, лепёшек, ватрушек, рогаликов... Невозможно представить то, как они состыковываются между собой. Или это совсем не обязательно?..

И ещё. Математики распространяют грязные слухи о том, что якобы один из них увёл жену у самого Нобеля: дескать, именно поэтому тот вычеркнул математиков из своего завещания… Но, ребята, Альфред Бернхард Нобель ни разу не был женат! Это раз. А, во-вторых, что может принести бОльшую пользу человечеству и изменить жизнь людей - "Заткнись и считай!" или "Заткнись и экспериментируй!"?.. О какой-либо пользе для теоретической науки в завещании Нобеля не сказано ни слова. Однако Нобелевскую премию не получил ни изобретатель телеграфа, ни изобретатель телевизора, ни изобретатель мобильной связи, ни изобретатель персонального компьютера, ибо все они были "инженерами". Последний вообще был студентом третьего курса, когда собрал первый в мире персональный компьютер из электронной игрушки тетрис и обычного телевизора. А учёные-теоретики-кибернетики в это же самое время строили многоэтажные "супер ЭВМ", очень медленно работающие на плёночных носителях информации и перфорационных лентах. И, заметим, никакой высшей математики и кибернетики в современном компьютере нет. Это вам любой программист скажет. Но математики свою науку в него всё равно запихают.

Вопрос профессору на засыпку: если давление на погружённое горизонтальное плоское тело больше снизу, чем сверху, то что происходит с телом?.. Математики считают, что архимедова сила равна положительной разнице разновекторных давлений на тело, поэтому данное тело у них всплывает. Смотрите Википедию по запросу "Закон Архимеда". А физики говорят, что повышенное давление среды под погружённым телом может быть создано только таким телом, плотность вещества которого больше плотности среды, поэтому такое тело погружается и опускается на самое дно.

Другой пример. A = F/m – это формула второго закона Ньютона, где: a – ускорение тела; F – сила, действующая на тело; m – масса самого тела. Из этой формулы следует, например, что при увеличении силы в 10 раз и при уменьшении массы тела тоже в 10 раз ускорение тела увеличится ровно в 100 раз. А в каких случаях такое возможно?.. Правильно, ни в каких. Например, совершенно немыслимо, чтобы при увеличении толщины плеч арбалета и силы их натяжения со 100 кГс до 1000 и уменьшении веса стрелы с 50 г до 5 начальная скорость стрелы увеличивалась бы со 110 м/c до 11 км/с.  А это, знаете ли, вторая космическая скорость, то есть скорость убегания от Земли. Но именно этой глупости учит наших детишек математическая формула второго закона механики, не имеющая никакой "предсказательной силы"; именно этому псевдознанию учит всех нас теоретическая физика.

Обратите внимание, когда мы говорим, что ускорение зависит от силы, приложенной к телу, и массы тела, мы говорим вполне разумно. Но, когда мы это же самое записываем в математическом виде и придаём записанному статус закона, мы совершаем глупость. И из этой глупости растут ноги у всей математической физики.

Из третьего закона Ньютона (действие всегда равно противодействию) следует и закон сохранения импульса. Из одного придуманного математиками закона следует другой. В обоих этих законах уже нет даже времени взаимодействия – значит, и нет самого взаимодействия. Однако из этих законов, упрощающих математикам решение своих теоретических задачек и "мысленных экспериментов", следует, например, что ракету толкает вперёд как раз-таки закон сохранения импульса. К.Э. Циолковский, простой учитель, жизнь положил на то, чтобы доказать теоретикам, что ракету толкает асимметричное давление непрерывного взрыва на стенки асимметричной камеры сгорания, а не математический закон: дескать, пока есть хоть какое-то давление в камере сгорания, ракета может ускоряться. Теоретики же считали, что скорость ракеты не может быть больше скорости частиц реактивной струи… Этому их якобы научил сам Ньютон и строгий математический закон сохранения импульса. Впрочем, в ваших учебниках ничто не изменилось.

Молекулярно-кинетическая теория считается "самой успешной математической теорией 20-го века". Однако чуть ли не Архимед уже знал, что все жидкости и газы имеют вес, находятся под давлением веса выше расположенных масс и состоят из одинаковых, равноудалённых и условно неподвижных (колеблющихся или дрожащих) частиц, находящихся в состоянии взаимного отталкивания и неустойчивого (или чуткого) равновесия и взаимно отталкивающихся в газах на расстояниях много больших линейных размеров самих частиц. Правота Архимеда даже не нуждается в доказательствах, ибо у хаоса нет веса. Это знали древнегреческие философы, считавшие воздух невесомым веществом. Но вам, я думаю, будет достаточно и одного опыта.

В пустой трёхлитровой банке находится прозрачный «кристлгаз», то есть воздух. Причём, он под давлением веса выше расположенных слоёв находится в банке в сдавленном и распёртом состоянии.  Бросаем в банку зажжённую спичку (пусть спичка потухнет ещё в полёте), закрываем банку крышкой и, дождавшись полной остановки дыма в банке, двумя руками плавно поворачиваем её в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси симметрии. Дым и, следовательно, воздух в банке поворачиваются вместе с ней. Наливаем немного воды в банку и так же плавно поворачиваем её. Всплывшая спичка и вода поворачиваются вместе с банкой.

Вот и всё: стороннику кинетической теории уже никогда не удастся объяснить результат этого "кухонного" опыта, ведь при хаотическом движении частиц им, суматошным, наши манипуляции с банкой были бы совершенно безразличны, и воздух в поворачиваемой банке остался бы неподвижным. Но "Если факт противоречит моей теории, тем хуже для факта" (Гегель).

Итак, за что физики не любят математиков?.. Правильно, за их псевдоучёность и высокомерие. И вообще, тот, кто пустил математиков в физику, сделал фатальную для неё, физики, ошибку.

На сегодня всё. «Я физик и имею право на сохранение энергии» (Хуго Штейнхаус). Тем более, что всех математиков, как говорится, не перевесишь (или не перевешаешь), а физиков на планете - раз, два... и обчёлся. Но они-то и делают прогресс... и изобретают бомбы.


P. S. "Наука - это то, чего не может быть. А то, что может быть, это - технология." Если этот вывод Петра Леонидовича Капицы вам кажется излишне эмоциональным и импульсивным, вы очень далеки от физики, но близки к математике... или просто дилетант. Капица говорил лишь о том, что правильных теорий не бывает. Но это знал и Эйнштейн: "Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию, но достаточно одного эксперимента чтобы её опровергнуть". Как раз об одном таком эксперименте говорится в "Эйнштейн и время": http://proza.ru/2021/02/25/1220


Числомания

                Н.С.Поздняков

Воображеньем прозорливым
К догадкам верным нас несло…
Но сонм учёных кропотливых
Свернул наш поиск — на число.

И лязгом счёта оглушённый
Забыл наш ум — решенья ключ…
Стал слепнуть, в шоры цифр втеснённый.
А был так зряч и так могуч!

Уж цифре памятник построен,
Распята Истина на нём.
Поклонник счёта, жрец и воин
Простёрся ниц перед числом:

Не осознать бедняге в заблужденье,
Как много лжи за ширмой исчисленья!
         
            1958

Смотрите фото вверху.


Продолжением можно считать "Асимметричное тестирование теоретической физики": http://proza.ru/2021/04/01/309