Виноградинки и виноград. Из болгарской жизни

Леона Марисова
     В моем винограднике девять рядов небольших невысоких виноградных кустика. Всего их насчитала двести пятьдесят. Четыре - пять сортов.

     Мне никогда не надоедает смотреть на них. Разноцветными сережками свисают ягодки-виноградинки.

     По утрам я спускаюсь в виноградник. Прохожу по его рядам и разглядываю каждый кустик. Все ли в порядке? Как мои кустики переночевали?

     Никогда прежде у меня не было винограда и я еще не привыкла к такому подарку судьбы. Я - виноградарь.

     Приступая впервые к работе виноградаря, я прочла книгу Курдюмова. В ней  нашла то, что искала. Информацию об этом растении и восхищение им.

     И все это резонансно отозвалось в моей душе, питая великое желание заниматься виноградом: растить, обрезать, размножать и...представьте себе, просто общаться  с ним каждый день.

     Прежде всего, виноград очень красив! Не устаю любоваться его плетьми, листьями, а весной - нежными, розовыми бутонами и цветочками. Осенью плодами - виноградинками: сизо-черными, красными, разного размера и формы.

     Обрезаю, выступает сок. Виноград плачет, говорят болгары.

     Став виноградарем, заинтересовалась не только свойствами винограда, но и всей его жизнью.

     Много интересного и полезного узнала. То, что виноград целебен, общеизвестно. И даже существуют медицинские направления. Ампелотерапия - лечение свежим виноградным соком. И энотерапия -  лечение вином.

     Теперь мне стало понятно, почему всегда так хотелось виноградных ягодок. Видно мне полезно лечиться виноградом и именно черным.

     Виноград, на мой взгляд, самый значимый фрукт в жизни человека. В его косточках спрятаны вещества, которые омолаживают человека, антиоксиданты. Косточки не надо выбрасывать, а следует дробить и глотать.

     Все свойства винограда мне полезны. Виноградинки улучшают обмен веществ, дают мне витамины, выводят мочевую кислоту из организма.

     Виноградный сок гонит пот, слабит, тонизирует и укрепляет организм. Зола виноградной лозы дробит камни почек и мочевого пузыря. Сок виноградных листьев лечит диабет (заворачиваю голубцы в виноградные листья, а не капустные).

     Ну, зачем мне аптека с ее таблетками и препаратами? Ведь у меня имеется природная аптека в саду - мой виноградник! Он ждет, не дождется, чтобы полечить меня!

      У меня полная разбалансировка из-за ужасного преподавательского распорядка дня. Виноград мне просто необходим!

     Приятно, что среди виноградарей, которые пьют свое вино, нет алкоголиков. И я не стану!  Все мои соседи, за исключением Майкла, пьют
виноградную водку, ракию. В этом году впервые я поставила вино из собственного винограда, из черного.

     Виноградари отличаются долголетием, как и пчеловоды. Мой виноградник - моя лечебница.

     До сих пор у меня не было теоретических и, конечно же, практических знаний виноградного дела. Теоретические можно почерпнуть из книг. А за практическими знаниями далеко ходить не надо. Рядом.

     В нашем селе, в каждом дворе, возле каждого дома имеется свой виноградник. Я не видела дома без винограда.

     Да нет же, один дом видела. У англичан, моих знакомых Роз и Майкла всего пара кустиков.

     Купив дом, они выкорчевали все виноградные кусты. Вино делать не собирались. Майкл всегда приговаривал, - все, что нам надо, можем купить в гипермаркете.

     Время шло и первая моя стадия виноградарства, через опыт и книги, в основном, закончилась.

     Началась другая - обретение собственного опыта в ухаживании за виноградной лозой.

     В этом году лишь поздней весной я добралась до виноградника. Запущенные, необрезанные виноградные кустики с укором встретили меня.

     В  небольшом городке, недалеко от Воробьевки,  купила секатор - инструмент китайского производства для обрезки винограда. Добрались трудолюбивые китайцы со своим товаром и до Болгарии.

      Предложение соседа Митко, поручить ему обрезку винограда за десять лева самонадеянно проигнорировала. Захотелось научиться обрезать виноградные кусты. Я смотрела на эту работу как на удовольствие.

      Сосед Коля удивился моему желанию, но ничего не сказал, лишь хмыкнул, что означало, ну, попробуй, попробуй. Сомневаюсь, что выйдет, что-либо путное из твоей затеи!

      Однажды утром увидела у своей калитки мужичка. Настоящего! Выглядел волшебно! Кругленький, краснощекий, веселый и очень милый. Как будто гном ожил!

      Йордан Дончев, односельчанин. Пришел проведать, посмотреть как я живу. все ли в порядке. Он и показал, как надо обрезать виноград, помог немного.

      Второй этап виноградарства, как я его определила, длился все лето. Все  дни были заняты работой в винограднике и в саду.

      Желание и старание привести в надлежащий порядок свой большой виноградник пока не увенчались успехом.

      Виноградных ягод, конечно, полно. Мне хватает и птицам остается. Отдаю и соседям для приготовления ракии.

      Работы как говорится "непочатый край", учиться и набираться опыта. А, главное, трудиться в поте лица своего, как завещал Господь!
      И меня это радует!