Скошенное двойственное число

Сергей Горохов 2
 Чтобы понять для чего нужно было как прямое,  так и скошенное двойственное  число.   Надо сначала отметить,  что когда-то, очень давно в древности, люди не изъяснялись,   так как мы сейчас,  созвучиями  из трех и более «звуков речи» которые собой что-то обозначают.  Ну, например,  такими как: -  Классификация,  прострация, агглютинация, гармонизация  и т.п.
 А изъяснялись либо единичными «звуками речи», например такими как А, О, У и т.д. в большинстве своем  заимствованными  у животных. В частности звук У, как по звучанию так и по значению, что нечто находится  рядом, у чего-то. Например У дома, У стола и т.д.  Был заимствован у совы -филина произносящего свой У поблизости. В силу чего  сова-филин и по сей день является символом мудрости и образованности.   Может за то что  безвозмездно поделился звуком У.    
  Либо изъяснялись слогами, т.е.  элементами речи,  состоящими только из двух звуков речи, типа МА, МУ, БЫ, БУ, ОХ  и т.п.  тоже заимствованными у животных. В частности слог Ох был заимствован у лося.  Слог МУ, МЫ, БУ, БЫ, заимствованы соответственно у коровы и быка. В силу чего, мы того же быка и по сей день именуем  Бы-к.  Звук Р, в виде слога  Ръ был заимствован у рычащих.  Собаки, волка, медведя, льва  и т.п.
Но так как люди не могут произносить звуки,  в том озвучивании как это делают животные и птицы. В частности тот же филин, олень, корова, собака и т.д.  А произносят  свои звуковые изыски  в соответствии со своими пристрастиями и способностями своих органов речи  это делать. Т.е.  так  как у них устроены органы звукопроизношения.
То за образцовый звук, тот же У,  например,  на который, чтоб была моя твоя понимай.  Все должны были равняться при  своем его произношении. Пусть и отклонениями, но как можно ближе к образцу. Брался  уже не звук,    произносимый какими-то животными, зверями или птицами,   например,  того же филина, А звук,    произносимый специально для этого дела отобранными и поставленными людьми.  Произносившими в качестве образца тот же самый звук,  но  обработанный, очеловеченный, облагороженный человеческими органами речи.
В частности этим делом, (произносили звуки образцы,  чтоб все остальные равнялись на это произношение), занимались оракулы и пифии. В другом случае,  эти звуки образцы, для собравшихся их послушать,  и подстроить,  как музыкальные инструменты,   свои личные  органы речи. Произносились из отверстия в гроте, или  из дупла дуба, или еще как-то. Главное в этом деле было то, чтобы тех кто произносит звуки образцы не видели. А их и не надо было видеть. Их надо было слушать. И стараться произносить свои звуковые изыски, как можно ближе к образцам. В результате чего, у общества-сообщества имелось едино звучание речи. При отсутствии коего начинается моя твоя не понимай.
---      
По сути,  речь людей в достаточно древние времена была  единично-слоговой. Т.е. они изъяснялись.
В первом случае. Единичными так называемыми сейчас гласными звуками речи, но в разных вариациях. Например,  тем же звуком У,  но если в краткой вариации.    То им обозначали,   что нечто находится рядом, не далеко, как недалеко от уха укает филин.  Например: - У леса, У реки и т.п.
  А вот долгой вариацией, У-У, оборотной краткому У,  обозначали что нечто находится далековато. В силу чего мы и по сей день этот долгий У применяем в том же самом качестве. Например,  в таком выражении как:- У-у как далеко.
 В другом случае  эти гласные сочетали между собой, в виде ОУ, УА, ИО  и т.п. Что сейчас именуется дифтонгами. Т.е. элементами речи,  составленными сразу из двух гласных звуков и собой  в совокупности  что-то обозначающих.
  В результате чего мы и по сей день имеем  эти А-Уу  и У-Аа применяемого для оклика и отклика в лесу. Но окликая,  выкрикивая  А-У-у, А произносится кратким,  а вот У долгим. Тогда как в произносимом отклике У-А-а, все происходит с точностью до наоборот.  У произносится кратким, а А долгим.
По крайней мере меня в детстве так этому учили. 
И,  по сути,  эти элементы  А-У-у и У-А-а  являются элементами,   образованными по правилу двойственного скошенного  числа.
 Тогда как  если бы,   например оклик,   звучал так: -  А-Аа, - где первый А звучал бы как краткий,  условно левый «сапог» в этой парочке.    А  второй тоже А, но уже  как долгий,  условно правый «сапог» этой парочки.  То получалось бы прямое двойственное число. 
  Т.е два сапога пара, но один левый (краткий), а другой правый (долгий). Т.е в этой парочке  имелся бы один и тот же звук,  но произносимый с разной  долготой. В силу чего они  были бы  противопоставлены, оборотны друг другу за счет  разной долготы.
Это как бы взаимное уравновешивание друг друга,  являлось законченным речевым продуктом, разной направленности  парой,  но принадлежащих, как две ноги одному телу. Ну,  или в паре, на обоих ногах  несущих это тело. 

В другом случае противопоставление сапог осуществлялось за счет удвоения  одних и тех же звуков. Ну, например. Если на оклик кто-то отзывался единичным :  - А,  в значении  ДА.  То если тот же самый А удваивался и произносилось А-А, то оно применялось в значении нет. Ну и т.д. и т.п.

Точно также как если мы возьмем  два оборотных слога,  например ОС и СО,  где левый сапог применяется для  обозначения разъединения чего-то с чем, например,  в таких словах как ОС-ставить, ОС-коблить, ОС-свободить и т.п.  А условно правый «сапог» для обозначения соединения с чего-то с чем-то, например,   СО-единить, СО-вместитить, СО-вокукпить  и т.п. 
 В этой парочке ОС-СО оборотность, противопоставление    достигалось  за счет разворота слогов.   А также за счет краткости-долготы, ударности-безударности звуков О.  Например в слове СоединИть, это О в Со безударна. А вот в слове Освободить,  это О в Ос ударное.

  Но если оклик АУ звучит,   так как его сейчас и произносят: -  А-У-у-   с краткой А и долгой У.  То в этой парочке тоже два сапога, но один  левый «сапог» взят из парочки: -   А-Аа. А второй правый «сапог»    взят из другой парочки У-Уу.  А при отклике все происходит с точностью до наоборот. 
И получается что это уже не прямое  двойственное число, в котором имеются два одинаковых элемента «сапога», один левый другой правый. А уже условно скошенное двойственное число. Для образования которого левый сапог взят от одной парочки, а правый совершенно от другой.
 Если взять из двух парочек образованных  по прямому двойственному числу, например,  АН-НА и ИТ-ТИ. У одной левый «сапог» АН, а  у другой  правый «сапог», то в результате мы получим элемент   АН-ТИ, анти. Где эти два сапога являются  анти-подами как на слоговом уровне, так и на единично звуком. Потому как    они разнятся как по левым-правым «сапогам»,  так и по разным гласным,  имеющимся в этих «сапогах».   
    Но если мы возьмем  один левый «сапог»  из парочки ИД-ДИ, а другой правый из ИТ-ТИ,  то получим элемент ИД-ТИ, идти.
  То в данном случае противопоставление идет только на слоговом уровне, по звукам  Д и Т.  А вот части «сапог»,  левая от левого и правая от правого,  являются одинаковыми.  И тогда это ид-ти обозначает просто процесс идти. 
 Но это конечно в том случае  если  эти И произносились в одной вариации.  Но если они произносились в разных вариациях, разных тональностях,  например,  в  краткой и долгой, например ИД-ТИи или  ИиД-ТИ. То дополнительно шло противопоставление по тональности,  долготе и краткости  произношения  этих И. 
 И тогда это ИиД-ТИ, обозначало процесс хождения  от куда-то неизвестно какого далека  и до здесь.  Если говорить геометрическими терминами, получался полу отрезок. У которого условно левая точка опоры, начальный пункт А,  неизвестны.  Ну,  типа идти  оттуда, не известно откуда.  Но есть точка привязки справа, конечный пункт В. 
А ИД-ТИи обозначало процесс  хождения  от какой-то точки опоры, от пункта А,  и куда-то где эта правая точка  опоры, пункт Б,  неизвестны. Ну,  типа идти туда неизвестно куда.
 В силу чего, если говорить геометрическими терминами, опять же получался полу отрезок. Но  у  которого уже левая сторона имеет известную точку привязки, отправную точку, отправной пункт А,  А правая сторона такой точки  привязки, опоры, конечный пункт Б.  неизвестны.  Согласен,  что сплошная геометрия.
Второе.
Как уже отмечалось, в древние времена в одном из случаев люди изъяснялись единичными горловыми, гласными звуками речи. Или их сочетанием в разных вариациях, и что сейчас именуется дифтонгами.   Но в другом случае изъяснялись слогами, звукосочетаниями из так называемых сейчас гласных и согласных.  МУ, ОХ и т.п.   
Это обстоятельство подтверждается и тем, что  на более древних «картинках» петроглифах,   первой из всех звуковых письменностей, как буквенной,  так и слоговой.  Согласно которой,  тот или иной звук  или слог (созвучие), обозначались  рисунками животных (или их мордочками),  которые эти звуки  «произносят».
 На первых порах животные изображались в отдельном,  целом  и естественном  виде.  Т.е. если была нарисована корова, то это обозначало слог МУ. Если баран,   то это обозначало слог БА. Если олень, то единичный звук А.  Если лось,  то слог ОХ.  Ну и т.д. и т.п.  И,  только гораздо позже появляются рисунки не естественные, мифические.
 В одном случае в виде сдвоенных животных, например половина от лося, половина от коровы. И что озвучивалось примерно так:- ОХ-МУ.   

Если там присутствовал еще и элемент от какого-то рычащего, то написано было примерно следующее: - ОХ-МУ-РИ-ТЬ.   Если голова филина врощена  в туловище оленя, то примерно следующее АУ, ну или УА.
  То двухголовые, в одном случае головами  смотрящими в противоположные стороны.  Как это имеет место быть у птицы на нашем гербе. Если это было две головы лося смотрящие в разные стороны, то озвучивалось это ОХ-ХО.  Если две головы коровы, то МУ-УМ.   (Ну,  или УМ-МУ, если головы смотрели друг на друга).  Ну и эти две головы смотрящие друг на друга, в озвучивании УМ-МУ, считались видимо умней, чем те которые «произносили» МУ-УМ.   
А вообще это ОХ-ХО или УМ-Му,  являлись правилом оборотности, противоположности  развернутых слогов.  То,  что сейчас именуется двойственным числом.  А я бы добавил прямым двойственным числом.  В котором эти «сапоги,  были одинаковы, но только развернутые друг к другу на сто восемьдесят градусов. 
Согласно этому правилу прямого двойственного числа условно  левый слог обозначал понятие противоположное тому,  которое обозначал условно правый слог.   Т.е. если в такой парочке ОД-ДО. условно левый  слог ОД обозначал  От чего-то.  То условно правый слог обозначал ДО чего-то.
 Если условно левый слог АЗ обозначал  понятие перед чем-то, то условно правый слог ЗА, обозначал понятие За чем-то. Ну и т.д.
  В другом случае, если две головы животного смотрели  назад по отношению к телу животного, то если это был двухголовый лось.  То озвучивалось это как  ХО-ХО. Если двух головый бык, примерно так БУ-БУ. Ну и т.д. 

И совсем другой вопрос,  что это ХО-ХО обозначало, хотя  об этом ни так уж и трудно догадаться.  И, задавало правило, постановку-расстановку сменяемости, чередования,  как  самих слогов в составе слова, а  если у голов лося был открыт рот, так  и единичных звуков в составе слова.  И эту постановку расстановку, правостороннюю,  мы и по сей день применяем на полную катушку.
Но во всех означенных выше случаях, если отталкиваться от произношения лося,  ОХ-ОХ,  ОХ-ХО, ХО-ОХ, и ХО-ХО, это конструктивно было уже  созвучие из двух слогов и  четырех единичных «звуков речи».
 И,  по сути,  являлось уже словом,  т.е. созвучием из трех и более звуков речи.   Что,  на мой взгляд,  являлось одним из величайших  рече-языковых изобретений былых времен.
  Другой пример. Если баран был изображен с двумя рогами. То это обозначало слог БА-а.   Ну,  так как баран изъясняется. Но если баран был изображен всего с одним рогом,  да еще и как бы врощенным в спину, образуя  как бы кольцо. То таким изображением  барана с одним рогом обозначался уже ни слог БА, а отдельный звук Б. Причем  к этому «кольцу» или в это «кольцо» образованное замкнутым на спину рогом.  Можно было, в образном смысле конечно,  «прицепить» или «вставить»  какой-то горловой, гласный звук речи. И получить БА, БУ, БЫ и т.п.
  Т.е.  делать то,  что сейчас именуется чередованием звуков в слоге. Что задавало правило,  расстановку постановку, согласно которой  за счет  сменяемости, чередования   горловых гласных  в слоге, например в том же БА, (БИ, БА, БО, БУ и т.д.) или в слоге ТА (ТЯ, ТО, ТИ, ТУ, ТА, ТЫ)   и т.д.  Обозначать, если гласные побратимы,  сходные понятия. А если гласные считались оборотными, противоположными, обозначать противоположные понятия.      
  Но если мифический баран или какое-то иное  мифическое существо, например,  с двумя рогами, но ни как у настоящего быка на голове,  а сбоку головы. Т.е. как бы «растущими» с разных сторон головы. То это было равносильно мифическим лосю с двумя в разные стороны  смотрящими головами и открытым ртом. И являлось правилом, расстановкой-постановкой прямой  и  «косой»  оборотности. Согласно которой,   на два расставленных в разные стороны рога.  Можно было, в образном смысле конечно,   по прямой оборотности «вешать»  на рога  как кольца одинаковые гласные. И тогда в одних  из случаев,  по прямолинейной оборотности,  получались,  например такие конструкции как   ОБ-БО, АС-СА, ОС-СО, ОД-ДО.   А по правилу «косой» оборотности можно было, что мы сейчас и делаем, «вешать» различные гласные. И получать,  например,  такие конструкции. ОБ-БА, (совр. оба), УБ-БО, (соврем. убо) ИБ-БО (соврм. ибо),   УС-СЫ (совр. Усы), УЗ-ЗЫ, (соврем. Узы), АС-СЫ (современное ассы).      Ну и т.д.
Если привязываться к лосинному произношению ОХ.  Получалось сразу несколько конструкций  двойственного числа.   
ОХ-ХО, ХО-ОХ, ОХ-ОХ, и ХО-ХО,
 Но сначала рассмотрим,   как  в свое время  именовали тех или иных животных. А именовали их довольно просто. Так,  какие  звуки они   «произносят». 
 В той или иной степени эти названия сохранились до сих пор. Овец произносящих Ма, и по сей день именую МА-си. В силу того  что бык произносит Бы или Бу, его так и именовали, Буу или Быы.  Но это Буу или Быы применяли для обозначения быков вообще и какого-то отдельного быка в частности.
 В последующем, когда люди стали оперировать числами,  а число один стали обозначать звуком Къ.   То собственно это Бы в единственном числе стало звучать как Быы один, т.е. Бы-къ.
Судя по разного рода и вида картинкам   быков  с незапамятных времен оставленных во многих местах,  бык являлся символом мощи, силы, здоровья и самое главное бытия, жизни вообще.   
Благодаря именно быку и тому  как он изъясняется, нечто подобное на Бы или Бу, мы и имеем это Бы в слове бытие, быть. И видимо не трудно догадаться,  благодаря кому или чему мы имеем Жы   в словах Жытие, Жыть.
В силу того что лось кричит Ох, в его наименовании, сОХатый, и по сей день имеется это Ох. В силу того что олень кричи А, в его наименовании и по сей день имеется это А. Алень (письм. олень). ,
 В силу того,  что жук жжужит, в его названии имеется Жъ, в силу того что шелестящие листья издают звук Ш, поэтому про них и говорят, шуршат,  шумят.   Ну и т.д. и т.п.
 А в названиях рычащих,   согласно этого звериного стиля наименования, звучало Ръ. Но если рычащий был большой или опасный как бык, то его сравнивали с быком. И тогда большой или опасный  рычащий зверь именовался Бу –Ры. Т.е. здоровый как бык,  но рычащий. В силу чего мы и по сей день медведя именуем бу-Ры-й. А волка,  сеРы-й. В другом месте сохранилось так,  что и волка именуют  бу-Ри или как-то сходно.   Лису именуем Ры-жая.  И как раз по названиям этих животных, как они изъясняются, и какой цвет имеют,   получили наименование соответствующих цветов. Бурый, серый, рыжий и т.д. 
Сохранилось и участвует Ръ до сих пор в таких названиях рычащих   как: -  ТигР. пантеРа, ягуаР, иРбис, баРс и т.п.
Но сейчас не об этом.
 Раньше  вкратце было  рассмотрено как в одно из случаев   левые и правые сапоги из одной парочки,   например ОБ-БО,  за счет смены гласного в какой-то парочке, получали скошенный вид, скошенное двойственное число.  Если мы в  этом ОБ-БО  в правом «сапоге» сменим О на А, то получим ОБ-БА, об.а, оба. В другом случае брали один сапог  от одной парочки, а второй сапог от другой. В частности брали от парочек ИД-ДИ и ИТ-ТИ  два разных сапога и составляли их вместе.  Получая  в частности ИД-ТИ, идти.
  То в дальнейшем парочки стали образовываться от разных парочек, но брались одинаковые, в частности правые сапоги. Ну,  например,  от парочки ОХ-ХО и ИД-ДИ  брались правые сапоги,  и получалось ХО-ДИ, ходи. В дальнейшем, при необходимости подчеркнуть тонкости этого ходи,  добавлялся еще один правый сапог. Например, от парочки  ИТ-ТИ. И получали ХО-ДИ-ТИ. И в такой только право сапожной постановке все тонкости этой ходьбы с помощью Еры и Ять технологии отмечались, да собственно и сейчас отмечаются,  за счет гласных звуков речи. И получали, да собственно и сейчас мы получаем, ходить, ходьба, ходок, ходоки, подъходить, находить, заходить, выходить     и т.п.  Ну и про левые сапоги от других парочек не забывали.
Главное надо было в этом, скажем слово-творчестве, или слово создании  знать  в парочках,  что обозначает хотя бы один слог сапог. А остальное можно было вычислить.
Что собственно мы при усваивании  родного языка  в детстве  вычисляем на неосознанном уровне. С помощью «компьютера» находящегося в нашей голове.
 В данном случае рассматривались только  общие принципы  образования элементов речи по постановке-расстановке скошенного двойственного числа.  А многие тонкости, а равно и увязки так называемых гласных звуков речи, не рассматривались.
Однако даже из этого должно быть ясно и понятно.  Если мы знаем значение хотя бы одного сапога в той или иной парочке. Можно вычислить и значение другого сапога. А если мы знаем значение всех сапогов, как левых, так и правых.  А равно знаем схему, систему  увязки единичных гласных и что ими обозначается.  И начнем создавать  слова или элементы речи сразу из нескольких парочек.  То как ни крути, а создадим точно  такие же слова, и тоже самое обозначающие. Как и те,  кто создавал эти слова тысячелетия назад.  И в любом месте. Хоть на луне.
И стоит только удивляться уму того или тех кто такую достаточно простую на мой взгляд технологию придумал.
По крайней мере,  мы ее в детстве к годам двум вычисляем, а потом на всю катушку пользуемся. Если слова составлены по этой технологии, то мы даже впервые услышав какое-то слово понимаем что оно обозначает.
Ну,  например. Ни в одном словаре не прописано и в речи не употребляется слово улыбальщик. Тогда как мы даже впервые его услышав, знаем кого оно обозначает.
Но как создавались звукосочетания по этой технологии,  можно привести такой пример. И по сути заново создать слово, точно такое же каким оно было создано в былые времена. И обозначающее тоже самое.
 Как известно всякому охотнику, лось, сохатый,  столбит свою территорию  звуковым изыском Ох. Этим сообщая другим  лосям что эта территория занята, им Ох-раняется от посягательств  непрошенных гостей. Этим Ох как бы говорит стой кто идет. А ну кА,  давай ходи отсюда.
  Как известно каждому охотнику, лось охраняет  и владеет территорией  несколько напоминающей окружность с определенным радиусом.
И в этом случае это произносимое им ОХ является одним сапогом,  но так как у окружности нет  ни правой,  ни левой стороны.  А есть пространство внутри окружности, и есть пространство снаружи этой окружности.  То это Ох является внутренним числом,  но как бы левым, т.е. числом расположенным внутри  охраняемой им территории.  А оборотное, противоположное  этому ОХ, а именно ХО. Является как бы правым, но,  по сути наружным числом.
 Если лосинное Ох означает примерно следующее: -  Стой, кто идет, то ему противоположное ХО должно обозначать  противоположное значение, т.е. хо или хо-ди  вокруг да Около. А в ох-раняемую территорию не суйся.    
  И совсем не случайно именно лосю, или лосихам  роженицам, которые,  в образном смысле,  конечно, послужили прообразом слоговой речи и двойственному, внутреннему  и внешнему числу. По сути  как бы стали  «учителями-тотемами»  научившими геометрическому понятию окружность. Так много оставлено «портретов картинок»  с былых времен. В том числе и высеченными на камнях и скалах  в виде так называемых петроглифов. В том числе и с кругами, окружностями  на туловище лося. Даже несколькими, как бы вложенными  друг в друга. И что говорит о том,  что те,  кто высекал этих лосей с кругами окружностями. В геометрии знали толк.    А судя по тому,  что окружности эти очень уж правильные. Явно,  что применяли инструмент,   который мы именуем сейчас циркуль.
©  Сергей Горохов