Испанский Денис

Елена Гусева 6
Тот, кто никогда не искал ни дружбы, ни любви,
в тысячу раз беднее того, кто утратил то и другое.
Жан Поль (Иоганн Пауль Рихтер)

Оказалось, что после сорока испытания не заканчиваются, и в моей жизни случилась череда долгих месяцев отчаянной горечи и потерянности. Видимо жизнь со временем устала видеть мою бесконечную подавленность вперемежку с глубокой печалью, и вынесла окончательный вердикт, – Ээ, подруга, хватит заниматься жалостью к себе. Оглянись вокруг, мир полон радости и счастливых возможностей для каждого живого существа. Действуй, двигайся вперед и найди своё лучшее место под солнцем, за тебя этого не сделает никто. Этот очень разумный и своевременный совет, возникший в моей голове, прочно помог сместить мой фокус внимания с себя самой на необъятное и притягательное внешнее.
 
Развернувшись лицом к жизни и радости, глубоко и с благодарностью вдохнув в себя устойчивый и мудрый ветер перемен, вскоре закономерно появился мой первый приятный подарок. Это было очень кстати. Мне предложили престижное и хорошо оплачиваемое место работы в испанском филиале мэрии. Признаюсь, о таком повороте в судьбе я даже не мечтала. Перед началом работы я очень робела, как же я буду общаться с таким количеством испанцев? К тому же, я совсем не знаю, как у них организована административная работа. И числу комплексов, выползающих из всех щелей моей дрожащей робости, не было предела. Моя бабушка частенько приговаривала, – Назвался груздем, полезай в кузов, – теперь назад дороги нет. Или, как часто говорят испанцы «Si o si», означает да или да, только положительный ответ, другого не дано. Мне очень понравилась эта присказка, испанский вариант короткий ёмкий и звучный. Я с удовольствием взяла её себе на заметку и частенько подбадривала этим выражением и себя и других.

Дальше приятные плюсы стали сыпаться на меня как из рога изобилия. Оказалось, что в Испании вся администрация, банки и медики работают с восьми утра и до трех часов дня. Такой график работы был очень удобен, вся вторая половина дня у меня была свободной, и я даже успевала поплескаться в море после обеда. У всех работников есть обязательный получасовой перерыв с одиннадцати часов на второй завтрак, потом обед у даже «merienda» – сладкий или кофейный полдник в семнадцать. Любопытно, у испанцев получалось, что вся активная рабочая часть дня выстраивалась по режимному расписанию вокруг еды, а в промежутках между нею вклинивалась работа. Вот уж воистину, «и пусть весь мир подождет».

Приняли меня в филиале мэрии радушно, с легкостью и улыбками, с постоянными разговорами и расспросами, а как там у вас? Работа больше напоминала секретарскую, что была мне досконально знакома, а все вокруг были настроены участливо и доброжелательно. У меня завязались многочисленные приятные знакомства, включая мэра, медика, полицейских и самых активных жильцов местного округа. Помимо последних, мы частенько собирались вместе в одиннадцать часов на кофе или иногда ходили в большой соседний бар. Там я с любопытством наблюдала за порядком завтрака у группы рабочих со стройки. В одиннадцать, они аппетитно поедали огромнейшие  бутерброды из белого багета с прослойкой из хамона или тортильи – омлета с картошкой, или жареных кольцами кальмаров, или чего–то еще такого калорийного и с бобами, и такого странного на вид, чего я даже не знала. Плюсом заведения были обязательные оливки и соленые орешки на столе. Все это могло запиваться пивом или даже бокалом красного вина, а потом еще обязательный кофе и, только потом работа.

Причем, чаще кофе мог быть особенный, под названием «carajillo», это смесь крепкого эспрессо с бренди, ликером или ромом, который обязательно подается в маленьких стеклянных стаканчиках, чтобы отчетливо были видны все слои напитка. В классическом варианте это должен быть мягкий испанский ликер «43», который содержит именно столько ингредиентов и прекрасно сочетается с крепким кофе. Вот уж испанцы какие педанты! Поразительно, как такое количество еды не мешает им работать, а бокал вина или пиво разрешался как официальный минимум. Я увидела жизнь разных прослоек испанцев и поняла их особенности, которые наблюдала раньше, но не знала на каких деталях они основывались. И всё таки, все в этой стране было в относительном порядке: здания возводились в срок, заводы и фабрики работали, урожаи отправлялись на экспорт, и в целом жизнь испанцев была размеренной, сытой и довольной. Памятники культуры и истории пестовались, архитектура крупных городов потрясала воображение, соборы реставрировались, многие музеи были бесплатными, протяженность скоростных дорог поездов самая большая в Европе. И, моё сомнение по поводу правильности происходящего, сменилось на утверждение, что наверное такой распорядок имеет право быть, если страна так процветает.
 
Свобода, дружелюбие и открытость испанцев в общении потрясла меня с самого начала. Возможно где–то и были какие–то табу, но у меня появилось ощущение что излишняя откровенность здесь даже в моде. Испанцы в разговоре с явным удовольствием превозносили свои победы и, так же открыто подшучивали над своими слабостями, чему я не раз была свидетелем. Какое–то особое чувство дружеского единения, почти семейственности, произрастало в кругу собеседников, если все там были откровенны. И эта странная испанская манера приветствия! Даже если тебя видят в первый раз, надо обязательно трижды поцеловаться или хотя бы сделать вид, трижды прикоснувшись щекой к щеке другого. Поначалу мне это давалось довольно тяжело, но пришлось привыкнуть к такой радушной манере общения. А еще позже, тесно познакомившись с французами, я с удивлением узнала, что парижане даже перещеголяли испанцев, и здороваясь целуются аж четыре раза подряд! Мне открылся новый, совершенно удивительный мир жизни и взаимодействия между людьми после нашей российской сдержанности. К новым особенностям приходилось приспосабливаться быстро, почти на бегу, меняя прежние изжившие себя привычки и стратегии. Да и раздумывать было некогда, как говорят, – Со своим уставом в чужой монастырь не ходи или, гость хозяину не указчик. Теперь жизнь моя наполнилась яркими смыслами и наконец–то обрела емкость и радостность.

На тот момент, в мои планы никак не входило романтическое знакомство. И вот, как-то само по себе, на моём жизненном пути, настойчиво возник испанский «рыцарь» Денис. И слово рыцарь здесь очень уместно, именно таким благородным и внимательным он и оказался в действительности, хотя поначалу это знакомство пугало меня не меньше моей новой работы. Наши с ним имена роднило греческое происхождение, хотя в большинстве своём у испанцев однотипные латино–германские имена, и детей здесь очень часто называют в честь отцов или дедов. Чтобы не путать «кто есть кто», официально добавляют еще одно имя святого покровителя, близкого к дате рождения. Фамилии у них тоже двойные – отца и матери. Полное имя нового испанского знакомого было красиво, но звучало чересчур пафосно – «Деонисио». Такова была прихоть его родителей, уехавших в молодости на заработки во Францию, где он и родился. В обыденной жизни все его называли Дениз, где ударение падало на первый слог.

Вначале я побаивалась знакомства с иностранцем, во мне снова роились глупости про языковой барьер и разницу культур. Оказалось, что мои очередные игры разума были напрасным предостережением, и на деле мне открылся прекрасный мир нового чувственного соприкосновения. В итоге, нас с Денисом объединили наши общие жизненные ценности. Каждый, вне своей национальности, хочет быть счастливым, любимым и любящим, востребованным, признанным и потому – страна и языковое различие здесь было второстепенным. Тогда я еще раз убедилась, что первоочередная ценность та, что нас объединяет, чем мы обогатим наше обоюдное общение, а вовсе не наша надуманная разность.
Влюблённость

Теперь мы знакомы с Денисом больше трех месяцев и я всё чаще чувствую себя беспричинно счастливой. Ко мне снова вернулся яркий вкус жизни и радость от самых простых вещей. Я верно и целенаправленно возвращаюсь к себе прежней и,  наверное я влюблена. Сейчас, с Денисом мне хорошо, как ни с кем другим. Именно он успел мне сделать уйму приятного за этот короткий период. К тому же, рядом со мной всегда находится его славный мурлыкающий подарок, моя пёстро-рыжая Леона. Однажды он приехал и вручил мне красивую большую коробку. Открыв крышку я удивилась и засмеялась от радости. Внутри оказалась крупная красная роза и пестрый маленький котенок. Когда–то в разговоре я обмолвилась, что было бы хорошо обзавестись домашним животным и вот, его получила. Подарок я назвала в честь дарителя. Поскольку Денис по знаку зодиака Лев (Леон), значит и кошка будет Леоной, и сразу стало очевидным, что выбор имени ему очень польстил.

В этот же день я сделала для себя памятное фото, эффектно расположила на коробке узкий высокий бокал с розой и рядом усадила непоседливую Леону. Я тут же быстренько защелкала фотокамерой пока котенок не двигался, а только с интересом наблюдал за движениями моих рук. Шаловливый бойкий ушастик отвлекал меня в минуты слабости, когда внимание мое снова могло улететь в печальное прошлое. И хотя Леона была ещё не велика, но по вечерам она укладывалась поближе к моей шее, согревая шрам после серьёзной операции. Я не уставала удивляться её интуиции - насколько же чувствительны и знающи бывают наши верные домашние любимцы.
Сейчас я жду Дениса и пишу о происходящем в свой дневник. Блаженная улыбка не сходит с моего лица, а рядом безобразничает подросшая баловница Леона. Мне нравится получать от Дениса романтичные записки по телефону, в обязательном порядке утром и вечером. А когда он в дороге, то иногда и до десяти посланий за день. Какой же он сумасшедший! Я так благодарна судьбе, что мы встретились. Не хочу загадывать как всё сложится дальше, но сейчас нам так хорошо вдвоём. Пожалуй, пока это действительно самый романтичный мужчина в моей жизни.
Леона уже наигралась и улеглась отдыхать на моих коленях. Я пишу и удивляюсь сама себе: как это может зрелая дама сидеть с постоянной улыбкой на лице в течении двух часов кряду? И пожалуй, если не отвлекусь, просижу ещё столько же. Воистину, любовь не признаёт возраста, социального статуса и национальных границ. Кто бы мог подумать, что я могу так увлечься испанским мужчиной! А вначале так робела, путаясь в многочисленных вопросах, как мы будем с ним разговаривать и о чем, если у нас разные культуры и воспитание, и я недостаточно знаю о нравах испанцев, их жизни и привычках.

Перебирая события прежней далекой жизни, мне казалось, что прожив двадцать лет с мужем в России и вырастив двух сыновей, я так и не пережила истинной глубокой любви к мужчине. Вначале была влюбленность, но солидная разница в возрасте и темпераменте c мужем быстро наложила свой гнетущий отпечаток. На смену чувственной усталости пришла лишь благодарность за сыновей, а потом отчуждение и пустота. Я забылась в детях, а всё–таки очень не хватало личного. Лёгкий оттенок грусти о несостоявшемся, о так и не познанном долго тлел в глубине моего сердца. Потом, по воле произошедших в жизни и стране событий, пришла пора волевого одномоментного решения. Так уж совпало, что в начале двухтысячного года, в памятный рубикон своего сорокалетия, я решительно выбрала изменить свою жизнь, и очутилась в столице Испании в Мадриде. Начало нового тысячелетия совпало с полным собственным обновлением.

Прошли годы и теперь мне есть, что сказать о любви. Сейчас это слово вызывает лёгкий и приятный трепет сердца. И начало моему пробуждению положил именно испанский Денис. Это он помог открыть моё сердце и оттаял замёрзшие, почти оледеневшие, чувства. Теперь они, как в весеннее половодье, вышли из берегов и широко расплескались вокруг и для него, и для всего мира. Знакомые и друзья твердят одно и то же, что от меня, от моих глаз и улыбки исходит свет. Моё счастье стало видимым всем вокруг и мне приятно делиться его сиянием со всеми. Счастье не измеримо и исходит изнутри вовне и, теперь мне кажется, что оно ни от кого не зависит. Оно просто есть и было всегда, пока я сама в себе его не заметила. Только от нас самих зависит выпустим ли мы его наружу или оставим в глубокой темнице нашего внутреннего хлама среди страданий жалоб и печали.

Денис смог разбудить меня своей любовью заботой и нежностью, как в сказке о спящей красавице. И хотя он не был принцем, но рыцарем определенно – да, и растопил толщи льда в моём усталом безответном сердце. Видимо каждому предназначена своя мера вещей, своё время и свое место действия в этой жизни. Теперь мне так нравиться видеть искры благородства в его львиных желтовато–зелёных глазах, чуть ленивую, размеренную, кошачью грацию, и золотисто–рыжие блики в каштановых волнистых волосах до плеч. Он хорош собой, аккуратен и энергичен, но с единственным недостатком, на мой взгляд, ростом он немного повыше меня. Я привыкла к рослым мужчинам, но оказалось, что для испанцев и французов среднего возраста от сорока и выше, средний рост это норма. Зато мне так нравится наблюдать, как он любуется каждым моим движением из под своих кошачьих полу–прикрытых глаз. Какое огромное море неизведанных радостных мгновений он щедро подарил мне воистину с королевской благородством.

МОРСКАЯ РОМАНТИКА

По выходным дням, когда Денис бывал свободен от работы, мы выезжали на прогулку на его роскошном спортивном мотоцикле в горы. Такое развлечение было мне в новинку и признаюсь очень впечатляло. Меня возбуждала высокая скорость, бунтующий ветер в лицо, извилистые живописные дороги и мелькающие с быстротой света горные пейзажи, залитые жарким испанским солнцем. Я успевала на ходу фотографировать природные красоты, а Денис любил фотографировать меня. Его впечатлял и будоражил контраст моих светлых волос и светлой, часто белой одежды рядом с его черным, зеркально блистающим байком. Броская яркость полюсов черного и белого, тяжелого металла в противовес женской легкой грации приводила его в восторг, да и меня саму тоже.

Денису нравился риск в разумной степени. В его ближайших планах было сменить свою белую эффектную машину на еще более эффектную спортивную и скоростную. Здесь явно просматривалась страстность его испанской натуры, хотя футбол и коррида, так привычные мужской испанской натуре, его никак не занимали. Помимо мужских увлечений техникой, мой испанский друг очень любил животных и природу. В пешей доступности от его большого дома, который он сменил вскоре на новую квартиру, находилась его апельсиновая плантация с летним домиком в центре. Иногда мы с Денисом навещали это красивое ухоженное местечко и его обитателей – милую лошадку и большую серьёзную овчарку Стеллу. Первой я, как истинно городской житель, немного побаивалась из–за величины, а второй явно сторонилась. Собака почему–то испытывала ко мне особое радушие и всегда при встрече наровила лизнуть меня в лицо, предварительно пытаясь пристроить свои огромные лапы на мои хрупкие плечи. И хотя Денис постоянно пытался урезонить собаку, эта манера приветствия приводила его в детский нескрываемый восторг, – Смотри, как ты ей нравишься, я даже немного ревную, – смеялся он. Я с интересом отметила про себя, что эта ребячья шаловливость только украшала Дениса, а уж меня моя сконфуженность перед крупными животными наверняка – не очень.

Морская романтика
Летом мы часто выезжали на море. Иногда, Денис в качестве сюрприза привозил меня на необыкновенной красоты полудикие морские пляжи, где часто кроме нас двоих почти никого не оказывалось. Там я нежилась на солнце, плескалась в море, не желая выходить из воды, словно капризный ребенок. Денис не особо любил морские купания, впрочем как и большинство испанцев, живущих у моря. Их страстью было солнце, приобрести бронзовый загар и накалить свое тело до точки кипения, потом быстренько ополоснуться морской водой и снова под солнце. Как-то раз, я сказала ему, – Знаешь, мне для полноты счастья наверное не хватает купания при полной луне. Никогда не пробовала, наверняка это очень красиво и говорят ночью вода особенная. Денис засмеялся и добавил, – Во всяком случае в романах и фильмах это точно сильно отдает искусственной романтикой.

Однажды, поздним летним вечером, после ужина в ресторане, а испанцы ужинают поздно в девять вечера, когда спадает летняя жара, Денис предложил мне прогуляться. Было начало августа. Ночи в это время ещё очень жаркие, море у берега почти горячее, а присутствие освежающего солоноватого бриза, делает вечерние прогулки особенно привлекательными. Денис привёз меня на дальний, небольшой, песчаный пляж. Я только удивилась, – Так поздно, почти ночь уже, что это тебе вдруг моря захотелось? Он засмеялся, – Ты стой смирно  и смотри внимательно на небо у горизонта, примерно на середину линии. Я для тебя эту прогулку по минутам высчитывал. Странно, он говорил загадками и пока я ничего не понимала, только удивлялась и вдруг обомлела.
 
Прямо перед нами из моря величаво поднималась огромная и красная, да, совершенно красная луна. Величина и цвет ее были нереальными. Никогда прежде мне не приходилось видеть как восходит луна из моря. Это было чудодейственное фантастическое таинство, и если бы я своими глазами не увидела этой картины, не поверила бы никому, что луна может быть красной. Громадная ночная красавица поднималась от горизонта вверх так быстро, словно какой–то невидимый гигантский рыбак наверху бойко вытягивал ее своей удочкой из темного бархатного моря. Луна поднималась всё выше и соразмерно своему движению меняла цвет, становясь из красной ярко–оранжевой, как спелые валенсийские апельсины. Еще через несколько минут она остановилась и прочно повисла в небе без движения. Потом вдруг стала бледнеть, позолотила свои бока и приобрела свой более привычной вид, но величина ее всё еще потрясала воображение.
 
Посреди необъятного морского простора, где ничто не заслоняло её ослепительного сияния, ночная принцесса величественно изливала на всё вокруг свой волшебный мягкий и обволакивающий свет. Редкие легчайшие облака, разбросанные по небу, отливали тем же лунным золотом, и были похожи на мерцающие искры новогодних бенгальских огней. Лунная дорожка на морской поверхности слепила глаза искристыми бликами и, манила поскорей отправиться по ней в путь, поближе к золотоокой манящей красавице. Пейзаж был так прекрасен, что не хотелось ни двигаться, ни говорить, а только жадно впитывать эту открывшуюся всему миру вселенскую красоту. Мне хотелось только созерцать всё видимое, соединится и растаять в нём полностью, чтобы излиться вовне вместе с тем же священным светом бесценного дара этой необъятной тайны.

Когда мы пришли в себя от увиденной картины, Денис сказал, что теперь можно попробовать потрогать эту красоту «на ощупь». Я спросила, – Как ты это себе представляешь? Весь вечер ты меня так удивляешь, Денис! Я тебе очень и очень благодарна! Потом он тихо добавил, – Знаешь Елена, я никогда в жизни, даже в молодости не делал таких глупостей, как с тобой сейчас. Я ведь специально рассчитал время приезда на этот пляж, чтобы ты увидела как восходит луна и держал это в тайне до последнего момента. Он сокрушенно встряхнул своими волнистыми волосами и вздохнув добавил, – Ох уж, эта русая русская! Я смущенно улыбнулась, получился словесный каламбур, и тихо ответила, – Но, ведь всегда стоит выбирать лучшее, из того что нам предлагает жизнь и, видимо сейчас наступил этот момент выбора для нас обоих.

– Ты еще и мудрая такая, ну, теперь уж я точно не выпутаюсь из твоих чар! Теперь, луноликая русалка, пойдем купаться. Вот на это я никак не рассчитывала и запротестовала, что не знала о сегодняшнем плане и не взяла купальник. – Зачем он тебе нужен, здесь все равно никого нет кроме нас двоих, луны и моря? К тому же они тоже перед нами нагие, – засмеялся Денис. И правда, наверное я поглупела от этой красоты, его внимания и заботы. Морская вода, смешавшись с лунным светом, была тёплой и густой, словно подогретое оливковое масло. Она нежно и томно растеклась вокруг, бережно обволакивая мое тело мягкой теплой колыбелью уюта и покоя. Чувственное блаженство нежно плескалось внутри необъятным тихим счастьем. Я легла на спину в самом центре лунной дорожки, лицом к луне, и завороженно впитывала золотистый свет и морскую томность, плескавшуюся вокруг. Лёгкие всплески притихшего моря слегка покачивали и убаюкивали, растворив все мои мирские заботы в теплой заботливой бездне. Только море, луна, любовь и сияние вечности вокруг. Ради таких моментов действительно стоит жить!

Наши отношения с Денисом после этого вечера обновились, углубились и перешли на новую более тонкую чувственную ступень. Мы оба стали более трепетно относиться друг к другу, будто нас связала особая тайна. Мы оба стали мудрее и глубже воспринимать мир вокруг нас.

Испанское Рождество

Ушёл в прошлое ещё один год моей жизни в Испании, но теперь, после Мадрида, он был первым на теплом средиземноморье. Здесь удивляло и восхищало обилие апельсиновых и мандариновых деревьев на улицах города. Они были необычайно нарядны и всегда поднимали настроение яркой оранжевостью своих плодов среди густой зелени листвы. В этот раз впервые на новогодние праздники я оставалась одна. Мама ушла, оставив нас и превратившись в вечный свет, и я дала себе и ей клятву, что обязательно стану счастливой, чего она так хотела для меня.

Денис весь декабрь зазывал меня познакомиться с его матерью и сестрами и встретить новогодние праздники вместе с его семьёй. Я постоянно отнекивалась, мне было как-то неловко войти в новую для меня семью. К тому же, это означало более глубокий и обязывающий союз с Денисом, к такому повороту я пока ещё не была готова. Я стеснялась и долго не соглашалась, но вода камень точит. Денис и оба моих взрослых сына так упорно меня уговаривали, что в итоге я сдалась и согласилась. Денис решил поступательно знакомить меня по отдельности со своим семейством, вначале со своей старшей сестрой, потом младшей и потом матерью. Я была благодарна за его чуткость, иначе обрушить на мою голову всё его обширную семью была бы чересчур опрометчивым. Мы заехали днем к старшей сестре на кофе, и моя внутренняя напряженность исчезла моментально, когда я увидела приветливую улыбку молодой женщины и парочку её серебристых йоркширских терьеров. Они тут же с визгом и лаем кинулись нам навстречу и лизнули мою руку, протянутую для привета. Сестра и ее муж были добрыми и приятными людьми, и как все испанцы говорили много и охотно. А я радостно возилась на диване с собаками и парочкой их крохотных плюшевых щенков. Денис тоже радовался моей расслабленности и любви к животным.

Испанские семьи любят отмечать Рождество дома. Это древняя традиция большинства европейских народов. Они непременно собираются на праздничный ужин за большим общим столом у старейшин семьи со всеми ближними и дальними родственниками. И сами же ежегодно подшучивают над этим нелюбимым для многих мероприятием. Частенько в таких больших компаниях случаются семейные разборки и ссоры на фоне ревности и зависти одних к успехам других. Вначале я частенько путала значение слова фамилия, в испанском языке фамилия означает семья, и мне приходилось напрягаться, когда испанцы рассказывали, что моя фамилия состоит из стольких–то человек. В семье Дениса было четырнадцать человек, включая три его сестры с мужьями и детьми, и потому в этот раз было принято решение о праздновании вне дома. В нарядно украшенном большом зале ресторана с высокой рождественской елкой на входе были празднично накрыты большие круглые столы для нескольких местных семейных кланов, как обычно включая бабушек, родителей, внуков и прочих родственников. Я сидела во главе стола с Денисом и его матерью. Он сиял счастьем моего присутствия, был горд и признателен за моё согласие разделить вечернюю трапезу с его близкими. Денис галантно ухаживал за мной весь вечер и посмеиваясь, развлекал своих маленьких племянников и показывал им фокусы.

Испанцы четко придерживаются определённого ритуала в очерёдности подачи рождественских и новогодних блюд. Вначале, как холодную закуску подают дорогие сорта особого иберийского хамона (окорока), обязательно несколько видов паштетов, несколько сортов обычно твердого выдержанного сыра, соленый миндаль, разнообразные оливки, маленькие сухарики для паштета и любое вино на выбор. Я отказалась от мяса пару лет назад и всячески отнекивалась от предлагаемого мне иберийского хамона. Мать Дениса и его старшая сестра то и дело участливо придвигали мне тарелку с мясным лакомством, приговаривая, – Это же так вкусно и полезно, и это же совсем не мясо, а хамон! Я внутренне добродушно посмеивалась, прямо анекдот получался, если хамон – не мясо, то что же тогда? Став позже туристическим гидом, я изучила все тонкости об испанском вяленом окороке–хамоне, любимом и оцененным нашими туристами тоже. Я знала множество деталей о его приготовлении, об особом выращивании черных диких свинок, о его сортах и тогда поняла гордость испанцев за свой уникальный продукт, признанный гурманами всего мира. Уж если килограмм настоящего хамона стоит от ста двадцати евро и выше, значит он определённо особенный.

После холодных закусок обязательным блюдом идут разнообразные морепродукты и креветки, приготовленные на гриле и сдобренные крупной морской солью. И хотя, далеко не вся большая территория Испании имеет море, но повсюду морепродукты есть обязательный элемент новогоднего застолья. Для праздничного стола всегда берётся всё самое свежее, дорогое и лучшее. В это время никто не скупится, и цены на рынках увеличиваются минимум в два-три раза. Мне полюбились устрицы и морепродукты, но совершенно не хочется их чистить, а подаются они зачастую именно в своем естественном виде с усами и прочим. Знаю мою слабость, Денис как благородный рыцарь, взял на себя миссию борьбы с панцирями креветок и, кормил меня с рук уже очищенными деликатесами. Когда на его тарелке выросла целая гора красноватых хвостиков и креветочных голов, за столом раздался дружный хохот. Все отметили, что у него сегодня отменный аппетит, прямо за троих, как и было, он успевал раскладывать креветки на три тарелки: мою, свою и матери.

На горячее предлагали на выбор мясо или рыбу, а вот утка или гусь с яблоками здесь совсем не в почете, почёт только для фуа–гра. Следующим был черёд типичных испанских сладостей: нескольких разновидностей туррона, миндаля в шоколаде, профитролей со взбитыми сливками в горячем шоколадном соусе, и конечно густой кофе, чтобы подбодриться после такого обильного ужина. Но, кофе посреди ночи поверг меня в ступор, как они могут пить его так поздно. Видимо для испанцев нет понятия не ко времени или не к месту, у них всегда всё кстати. Сладким турроном испанцы гордятся не менее чем хамоном, это ещё одна национальная гордость испанцев, некое подобие миндального грильяжа. Это чисто рождественская сладость и делается она из особого сорта миндаля «Маркона», апельсинового мёда и взбитого белка. Сладость бывает мягкой – миндальная халва и твёрдой, с цельным обжаренным миндалём, залитым медовым сиропом со всякими добавками. К сладкому обязательно подают несколько сортов ликёра или десертное вино Мистелу, а для мужчин настойку на травах покрепче.
 
Много позже, когда я проеду по Франции больше двух тысяч километров, мне с гордостью предложат отведать знаменитого французского грильяжа–нуги с миндалем, вот уж точно, лучшее – враг хорошего. Никакого сравнения, у французов много приторной сладкой карамели и чуть–чуть миндаля, да еще и карамель не апельсиново–медовая, а сахарная. Испанский вариант отличается щедрым обилием миндаля и совсем немного сладости только для скрепления орехов.
Далеко за полночь шум и смех в зале ощутимо увеличился, достигнув своего апогея к двум часам ночи. Понемногу решили закругляться. Все близкие и мы, кроме матери Дениса, которая ушла отдыхать, дружно перекочевали в дом его средней сестры Вероники. Двое ее весёлых активных сыновей трёх и шести лет, совершенно не думали спать. С каждым часом их активность только увеличивалась. И они даже добродушно предложили мне побегать наперегонки по верхним комнатам, ну уж это без меня.

Семейство Вероники жило в большом двухэтажном доме, а сама она работала в магазине одежды Зара. Она рассказывала, что хотя зарплаты у них не особо велики, но одежду для себя и семьи они приобретают за совсем низкую символичную плату, что ж, тоже приятная экономия. В просторном зале под большой искусственной ёлкой лежала большая груда подарков в ярких обертках. Все они были подписаны и я удивилась, когда мне выпало аж целых три и все очень приятные. Общее приятное возбуждение витало над нашей компанией, вызванное дружным шуршанием разноцветных обёрток, довольных возгласов и шуток. Когда все довольно успокоились, мы пили шампанское из смешных бокалов с длинными ножками, но без основания, которые некуда было поставить, кроме как на специальную подставку в центре стола. Детвора все еще не хотела спать. Мальчики бегали, кричали, катали свои машинки, были полны сил и энтузиазма, которого казалось им хватит ещё на одни сутки. Я не привыкла к таким длительным активным пиршествам и шуму, и тихонечко просящим взглядом стала дёргать Дениса за рукав, чтобы мы наконец ушли к себе.

В итоге, мы вышли на улицу в пятом часу. Испанская ночь была прохладной и влажной. Всё таки в Мадриде новый год был больше похож на новогодний, там было много холоднее и иногда даже выпадал снег, хоть и не надолго. Вспомнилась российская белизна и хруст нашего снега под ногами, блестящий иней в свете фонаря на ветвях деревьев, и как-то сладко защемило сердце от воспоминаний. Здесь, на средиземноморье, было странно видеть вокруг зелёные пальмы, украшенные новогодними гирляндами. На клумбах ярко выделялись, даже в темноте ночи, красные крупные цветы пуансеттии и странно, что у испанцев этот цветок считается одновременно и рождественским и пасхальным. Теперь появилось несколько их разновидностей, кроме красных есть розовые, белые, мраморные двуцветные и даже эффектные трехцветные, с зелеными красными и белыми лепестками одновременно. Мне довелось видеть, что пуанцеттия может вырасти на несколько метров и стать большим деревом, вот уж чудо.

Дома у Дениса мы ели пирожные, закусывали их свежей клубникой и черешней под тихую спокойную музыку. Денис сидел на ковре, прислонившись спиной к торцу дивана. У него были закрыты глаза и я балуясь, не позволяла их открывать, и кормила моего гривастого льва, обмакивая ягоды клубники во взбитые сливки, в мёд или шампанское. Он сходил с ума от страсти, восторга и неожиданного вкуса. Мы оба знали, что эти светлые моменты останутся нашей яркой тайной. В тот момент мне было не важно наше дальнейшее будущее, главное сейчас мы оба были счастливы и наслаждались этим чувством сполна.
Потом будет по другому, а эти счастливые моменты, мы будем помнить с нежностью и благодарностью, словно милые пожелтевшие письма далёкой юности.

P.S. Ровно через день, когда я приходила в себя от обильных новогодних впечатлений, приехал Денис с новым и уж вовсе неожиданным подарком. Когда я открыла дверь на его звонок, он протянул мне крохотного шелковистого йоркшира с большим розовым бантом на шее. Я вскрикнула и тут же заплакала от радости и умиления. Так, совсем внезапно у меня появилась милая подружка Лори. Благодарю!