Квантовый дуализм и вселенский холизм

Сергей Горский Москва
                Целое больше, чем сумма его частей.
               
                Аристотель, «Метафизика»



ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО В http://www.proza.ru/2015/11/10/1655

Что такое квантовый  дуализм мы уже говорили в начале нашего «чудесного» рассказа (См. «Чудеса в квантово-релятивистском решете»). Напомним, что, согласно  корпускулярно-волновому дуализму микромира,  каждая элементарная частица ведёт себя и как волна, и как частица. Вне поля зрения наблюдателя элементарная частица – это растянутая в пространстве волна, а в сознании наблюдателя – собранная и подтянутая, подобно истинному джентльмену, частица. Как только за волной начинает подсматривать наблюдатель, она это чует своим квантовым нюхом и из волны мгновенно превращается в корпускулу. Истинное, волновое своё нутро наблюдателю с гордым именем Хомо сапиенс она показать не спешит.  Знать, не любит, когда за ней шпионят. Как и почему – никто не знает. Да, орешек знаний твёрд…

А что такое холизм? Холизм происходит от греческого слова “Holos”, что означает «целый», «полный». В философском смысле означает примат целого над частью. Целое – первично, частное – вторично. Целое всегда  больше, чем арифметическая сумма его частей. Любая часть целого – элементарная частица, атом, молекула, планета, звезда, галактика, бактерия, рыба, птица, человек – есть неразрывная часть целого, в рамках которого она и существует. С точки зрения холизма, закон сохранения материи и энергии объясняются элементарно просто – нельзя ничего уничтожить без следа, ибо для этого придётся сперва уничтожить Целое, Holos. А Целое – это вся Вселенная. Поэтому в рамках Целого «если в одном месте убудет, то в другом обязательно прибудет», как сказал когда-то Михайло Ломоносов.

Именно от слова “Holos” и второго греческого слова “grapho” –  «пишу» – произошло уже привычное в наше время словечко «голография». Краткий словарь иностранный слов расшифровывает это мудрёное словечко как «метод получения объёмного изображения объекта, основанный на  интерференции волн».

Ох, уж эти странные иностранные слова. Сначала «дуализм», потом «холизм», теперь вот «интерференция». Википедия поясняет это странное словечко следующим образом:

«Интерференция – взаимное увеличение или уменьшение результирующей амплитуды  двух или нескольких когерентных волн при их наложении друг на друга. Сопровождается чередованием максимумов (пучностей) и минимумов (узлов) интенсивности в пространстве».

Выполним  несколько простейших упражнений для развития воображения. Тогда, может, они не будут такими уж странными. Выйдем на берег реки или озера. Возьмём камешек и бросим в тихие воды. По речной или озёрной глади побегут круги —  волны. Вспомним незабвенного Козьму Пруткова: «Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою». Посмотрим на круги, ими образуемые,  и наглядно поймём такую характерную особенность волн, как  то, что они сразу находятся во многих точках пространства одновременно. В отличие от частицы, которая находится в одном единственном месте. (Общение с природой уже не пропало даром.)

Дальше небольшой тест. На трезвый образ мысли.

Посмотрев на круги (волны), ответьте себе на вопрос: «В результате чего образуются круги на воде?»

Два варианта ответа по ЕГЭ:

А). В результате движения частиц воды  по горизонтали,  от центра к периферии;
               и
Б). В результате волнообразного движения молекул воды по вертикали —  вверх-вниз.

Тот, кто назвал вариант Б, получил оценку отлично. В таких механических волнах переноса вещества нет. Хоть кажется, что он есть. Волны передают лишь энергию колебания частиц, а колеблются сами частицы вокруг точки равновесия. Запомним это единство и борьбу таких противоположностей, как волна и частица.  Волна — это передача энергии, частица —  механическое движение. Волна —  во многих точках пространства, частица —  в одной.

Усложним эксперимент. Бросим один за другим 2 камушка не забавы ради, а для изучения кругов на воде. Волны побегут от точки падения в воду  каждого из них. Они будут пересекаться друг с другом. Вот это пересечение вершин и впадин и есть интерференция волн (лат.— “inter” — «взаимно» + “ferens” — «несущий»).
 
Снова усложним эксперимент. Возьмём лазер, являющийся исключительно чистым и мощным  источником света. Можно сказать, что он создаёт совершенный пруд. Направим луч лазера на фотографируемый предмет, который нам надо запечатлеть в объёмном виде. Голограмма  создаётся, когда одиночный луч лазера расщепляется на два отдельных луча. Первый луч отражается от фотографируемого объекта. Он становится модулированным, то есть несёт в себе информацию, сигнал, об интересующем нас объекте в виде строго определённой частоты волн, волновых пакетов. Фотографируемый «камушек» испускает строго определённые волны по «пруду» в электромагнитном поле. Затем второй луч света, который называется опорным,  сталкивается с отражённым светом первого, сигнального пакета волн. В результате и создаётся интерференционная картинка двух волн, в виде вершин и впадин их пересечения, наложения друг на друга, которая затем записывается на плёнку.
 
Сделанный снимок выглядит как бессмысленное чередование светлых и тёмных линий или напоминает концентрические круги, получаемые после бросания в воду целой горсти камешков. Но стоит осветить снимок другим лазерным лучом, как тотчас появляется трёхмерное изображение снятого предмета. Вот она – голограмма! Заверните в бумажку!

Однако завернуть в бумажку не получится. Трёхмерность изображения удивительно реальна, но тем не менее  иллюзорна. С помощью этой трёхмерной иллюзии будущий губернатор Калифорнии «вспоминал всё» и крушил своих врагов на Марсе, выступая в роли спасителя планеты. (Ох, уж  мне эти голливудские спасители мира! Начинали с супермена, заканчивают морскими свинками и тряпичными куклами!) С помощью этой иллюзии герой звёздных войн  Люк Скайуокер (не путать с красным, а то и чёрным Джонни Уокером) заворожённо и виртуально общался на расстоянии c прекрасной принцессой Леей, призывающей на помощь некоего Обиван Киноби. С помощью этой иллюзии под названием трёхмерная графика можно подняться в небесную высь, опуститься в глубины морские и сказать, мол,  очень вовремя мы родились, посетив кинотеатр «Россия» (ныне «Пушкинский»).

Трёхмерность —  не единственное замечательное свойство голограммы. В отличие от обычных фотографий, каждая небольшая частичка голографической плёнки содержит всю информацию целого. Разрежь голографическую плёнку на две части —  в каждой из них будет весь снимок целиком. Разрежь на сто, на тысячу частей —  каждый кусочек, каждый фрагмент будет содержать в себе целое изображение. Хоть качество изображения  ухудшается, но принцип остаётся неизменным. Принцип голограммы «всё в каждой части» отличается от привычного принципа западного сознания «целое состоит из частей». И этот голографический принцип имеет свои самые глубокие истоки в квантовой механике.

Чтобы разгадать загадку корпускулярно-волнового дуализма достаточно предположить, что весь квантовый мир элементарных частиц со всеми их чудесами является некой голографической плёнкой, записанный таинственным образом неким вселенским чудо-лазером. Все они служат гранями многогранного Целого, Холоса. Сами по себе все элементарные частицы представляют собой вершины и впадины интерференционной картины Вселенной, записанной с этого нелокального Целого. Причём существуют они не в статике, как обычное голографическое изображение, а в динамике, в холо-движении (“holomovement”). 

А человек разумный самого нелокального Целого не видит, а видит лишь его локальные проявления. Подобным образом в известной восточной притче несколько слепцов касаются различных частей тела слона и принимают эти части тела –  хвост, хобот, уши  или бивень – за самого слона. Нелокальное Целое, Holos, и есть «космический слон», записанный голографическим образом в микромире.

Зоркое человеческое око видит части, но оно же слепо и не может увидеть  Целого. И видит оно именно посредством того самого луча света, то есть электромагнитного взаимодействия, при помощи которого и возникает голографическое 3D изображение из интерференционной картинки при освещении её лучом света. И волна мгновенно превращается в частицу! И из чудной плоской интерференционной картинки вспыхивает понятное и объёмное голографическое изображение! Да будет свет!

Стоит на него пролиться лучу света, и тёмное царство «космического слона», единого, целостного, нелокального, волнового космического организма,  превращается… превращается царство… в элегантный и привычный локальный мирок вроде бы не связанных между собой шорт, шпор, шпрот, и прочих шор, которые закрывают от ока конского и людского истинно сущее —  мир скрытой, свёрнутой, нелокальной реальности (простите, маленькая техническая неувязка).

                Окончание следует: http://www.proza.ru/2015/11/18/514