Мировой рекорд

Алекс Суханов
(Спортивный рассказ)


Недавно мне приснился спортивный сон – будто бы я бежал босиком  и
установил мировой рекорд. 
Но почему босиком?  Во сне всё было просто – оба тапочка оказались на левую ногу и, находясь в наивысшей степени возбуждения и мотивации, я просто отбросил их в сторону и вышел на старт босиком.
Замечаю, что мои соперники сзади шепчутся, а затем дружно снимают свои шиповки и босыми подходят к стартовой линии.
Не знаю, что ими двигало и как всё это выглядело со стороны, но передо мной были разлинованные дорожки, уходящие к финишу и желание быть так первым. Впрочем, как говорить о том, что происходило во сне: сознание включалось, то отключалось, а затем мне кто-то говорит, что я победил и установил мировой рекорд.
Казалось, в этот момент мне следовало бы проснуться и осознать, что произошло выдающееся для любого спортсмена событие, но этого не случилось.
Я не проснулся, а во сне стал вспоминать, что нечто подобное уже было в моей спортивной жизни, т.е. я уже устанавливал мировой рекорд.
Возможно, толкователи снов смогут объяснить всё это на основе своих сонников.
Но это действительно случилось давно и в реальной жизни.

Зимой 1961 года в г. Нижний Тагил проходил чемпионат Свердловской области по лёгкой атлетике среди школьников. Соревнования были организованы в закрытом спортзале Нижне-тагильского комбината, который представлял из себя большой деревянный сарай с гаревыми (шлаковыми) дорожками с крутыми и короткими виражами и с двумя ямами для прыжков.
Никаких трибун не было и зрители вместе с участниками сидели вдоль дорожек и ям.
 Было довольно душно,тесно и шумно.
Мой тренер Эрлен Айзикович Перельман хотел, чтобы команда нашего города заняла почётное место и заявил меня в беге, прыжках и пятиборье. Он поставил передо мной задачу победить и принести команде максимальное количество очков.
- Ты это можешь, соберись. Команда ждет от тебя победы – постарайся не подвести.
И я старался изо всех сил. За 2 дня выступил в 7 видах  лёгкой атлетики, включая бег и прыжки.
В программу юношевского пятиборья входил бег на 300 метров. В спортзале эту дистанцию бежать было невозможно, так как из-за коротких и крутых виражей бегуны не могли удержаться на дорожке и врезались в стену. Поэтому судьи решили провести бег на 300 м на улице города. Напомню, была зима и было морозно –20С, а также я умышленно не сказал ( на открытом или свежем воздухе), так как всё происходило рядом с гигантским металлургическим комбинатом с десятком дымящих труб, превративших воздух в сизый едкий дым, а белый снег в чёрную гарь.
Судьи отмерили 300 м на прямой широкой улице с чёрным, как асфальт, укатанным снегом, построили нас 10 замёрзших пятиборцев на линии старта и отправили выстрелом из пистолета в путь по прямой до финиша, где стояла группа людей.
Сначала мы бежали вместе, одной группой, натыкаясь друг на друга и согревались от мороза.
Скоро я почувствовал свои теплые ноги и руки и решил оторваться от группы. Это мне удалось довольно легко, так как я уже стал здесь чемпионом в спринте, но главное, надо было удержать темп бега и отрыв от группы.
Мне казалось, что я просто летел под горку, отталкиваясь ногами, как пружинами, от чёрного наста дороги, тяжело дыша и хрипя в морозном дыму. Неожиданно подступило удушье и тяжесть в ногах.
Преодолевая усталость, я думал: ”Только бы добежать, только бы не сдохнуть.”
Я уже различал в дыму фигуры судей, слышал их одобряющие голоса, но мои ноги стали ватными и тяжелыми и бег замедлился. Двигаясь по инерции, я различил натянутую ленту финиша и из последних сил повалился на неё, едва устояв на ногах.
Пока я переводил дух, согнувшись к дрожащим ногам, до меня долетели слова одного судьи:
- Невероятно! Он показал 30,6 секунды – это выше мирового рекорда!
- Это не может быть, – усомнился другой- твой секундомер просто замёрз.
- Да нет – стрелки двигаются.
- Значит мы отмерили меньше, чем 300 метров, – вступил третий.
- Ну нет, перемерять в такой морз мы не будем, а добавим ему несколько секунд и всё, – сказал, видимо, главный судья, - мировые рекорды у него ещё впереди.

  Они сгрудились в кучку и стали обсуждать, сколько добавить к моему мировому рекорду.
- Он прибежал с отрывом в метров 50 от второго бегуна, поэтому вычтем секунд 8 из второго результата и всё вопрос закрыт, – предложил один из судей.

Вот появился мой тренер Эрлен Айзикович и сразу оживлённо вступил в разговор:
- Извините, это мой ученик и он установил, если не мировой, то хотя бы городской рекорд. Добавьте еще 4 секунды - будет 34,6.
- Ну нет, - возразил главний судья, - Выходит, что он может пробежать 400 метров за 46-47 секунд, а это норматив мастера спорта – почти чемпиона и рекордсмена СССР. Нет – он ещё мальчишка. Добавим 6 секунд, получим 36,6 – тоже рекорд вашего города. Думаю, вы согласны, товарищ Перельман.

Торг состоялся и я побрёл в теплую раздевалку, еле передвигая ноги от усталости. Мой тренер пытался меня подбодрить: - Будем больше работать и рекорды ещё будут у тебя.
Но мои мысли были о совсем другом и наивном.
“Зачем мне эти рекорды, если отдаёшь всего себя, своё здоровье, а их так подправляют?”

Вечером того же дня мы возвращали на электричке домой. Настроение у всех 20 членов команды было хорошее, так как мы заняли 3-е общекомандное место, и мне было приятно, что все эти 15 очков были заработаны для команды мною. Я сидел у окна усталый и измождённый, но довольный, что сработал за всю команду.
В понедельник тренер Перельман доложит в Гороно об успехе команде, получит благодарность или даже денежную премию, ребята из команды разнесут эту новость по городу, а меня будут узнавать сверстники на улице.
Неожиданно я подумал: “ А стоят ли эти все расстраченные силы только славы, амбиций лидерства? а тогда для чего всё это?”
Хорошо, что спорт не был главным в моей жизни, и я не гнался за мировыми рекордами.
Окончил школу с золотой медаль, я уехал в Москву и поступил в институт.
Спорт дал мне всё необходимое для жизни: силу, выносливость, упорство, а главное - веру в себя, в собственные силы и в честность и открытость борьбы.
Но жизнь – это не просто соревнование, это скорее, достижение разных целей любыми способами, как в наши дни.
Спорт тоже превратился в часть большого шоубизнеса на основе современных достижений биохимии и фармацевтики.
Искусственные анаболики, стероиды и гормоны смогли значительно поднять рекорды  за пределы возможностей нормального, мыслящего человека и не теряющего рассудок при виде золота. Спортсмены превратились в подопытных кроликов, на которых испытывают новые разработки допингов, одновременно запрещая употребление старых видов.
Идёт большая игра в русскую рулетку, не имеющая ничего общего со спортом, в котором я учавствовал более 50 лет тому назад. 

(Из сборника «Рассказы Эмигранта», который можно купить и скачать по ссылке:

Рассказы Эмигранта


Пожайлуста, оцените не только обложку, но и саму книгу!
Приятного чтения!)

© Copyright – 2012 Алекс Суханов (Alex Jones)