Океан пьеса о дружбе и толерантности для средних и

Ирина Васильева 5
       ОКЕАН

Пьеса для школьников среднего и старшего возраста о дружбе
Действующие лица:
Амина – девушка
Влад – юноша русский
Жизнь

     Действие первое

Звук сильного ветра. Шторм. Треск. Тревога. Голоса:
- Мы тонем. Спасайтесь!
Женский голос:
- Помогите!
Мужской:
- Руку давай! Держись. Да не барахтайся так, винтовку – то брось!
Амина:
- Не могу.
Влад:
- Брось, больше она тебе не нужна. Нам лишний груз ни к чему. Давай, залазь да крепче держись!
Амина:
- За что держаться - то?
Влад:
- Ляг  на дно и держись за меня, вдвоём – то легче держаться.
Амина:
- Поняла. Спасибо.
Звук ветра и удары волн. Затем резкая тишина. Печальная музыка.
Всё это время двое в лодке сидят, склонившись, словно прячутся от ненастья. Затем они поднимают головы.
Амина и Влад оглядываются кругом. Всё это время звучит музыка фоном. Музыка стихает. И слышится плеск волн. Пауза.
Амина:
- Какое чистое небо!  Ни одного облачка  Даже не верится... Корабль затонул… мы одни в шлюпке посреди океана. Может, это всё только кажется, и мы уже в раю?
Влад:
-  А ты проверь, ущипни себя посильней!  Что? Больно? Значит ещё не в раю.
Амина:
- Неужели этот ад закончился?... 
Влад:
- Да, врагу такого не пожелаешь. Чудо, что мы остались живы.
Амина:
- Я не вижу другие  шлюпки. Надеюсь, кто-то из команды всё-таки сумел спастись.
Влад:
- Тогда  почему мы в океане одни?
Амина:
- Может, нас сильно снесло в сторону?
Влад:
- Может, но не настолько же! Хотя бы кого-то мы увидели!!!
Амина:
- Одно только смущает, континент должен быть близко, мы покинули порт совсем недавно,  почему нас не ищут?....... А вдруг  на земле не знают, что наш корабль потерпел крушение?

Влад:
- Должны знать. Я до последнего посылал сигналы СОС. Хотя бы кто-нибудь их получил. Видимо, погодные условия были плохими. 

Амина:
- Теперь погода нормализовалась, нас обязательно будут искать. Жаль, что у нас одно весло.
Влад:
- Самое главное – у нас есть лодка.
Амина:
- Давай по очереди грести. Сначала ты, потом я.
Влад:
- Да … вот мы натерпелись!  Ещё никогда я не видел таких гигантских волн!
Амина  с жестикуляцией:
- Мне тоже впервые было так страшно. Когда налетел ураган, судно носило, как скорлупку. Нас в моторном отделении швыряло от борта к борту. Помню, как судно налетело на риф, и обшивку разрезало, словно картонную коробку. Хлынул поток воды и вытолкнул меня наверх.
 Влад:
- А я помню, как вода, словно языком, слизывала людей в океан.  Потом в какой-то момент мы оказались вместе и держали друг друга.
 
Амина:
- Ты помог мне влезть в шлюпку. Вот только винтовку жаль, она именная.
Влад:
- Не жалей. Это всего лишь оружие. 
Амина:
- Она больше, чем оружие.
Влад:
- Чем она так тебе дорога?
Амина:
- Это всё, что у меня осталось от моей прошлой жизни.
Влад:
- Тебе лет сколько? Нашлась старушка…
Давай хотя бы познакомимся поближе. Что-то я тебя не припоминаю, ты давно на корабле?
Амина:
- Всего месяц. Я из спецотряда. Хотела в Сирию податься. А ты?
Влад:
- Вот оно что! А я – радист.  Я почти постоянно находился в рубке. Правда, на этом корабле плавал уже несколько лет. Сразу после войны.
Амина:
- Ты воевал?
Влад:
- Бывало.
Амина:
- Я тоже воевала. Вот смотри, память на всю жизнь. Видишь шрам? И такой же шрам на сердце.
Амина показывает ранение.
Влад:
- Не дай Бог жить с такой памятью.
 Я из Ростовской области, а ты откуда?
Амина:
- Оттуда, что называется «Места боевых действий»
Влад:
- О, как. Что-то знакомое.
Амина:
- Ты бывал там?
Влад:
- Да, я ж там воевал ещё в первую войну.
 Амина:
- В первую войну боевики убили моего отца, разрушили дом. Нам с матерью и младшими сёстрами пришлось скитаться. А потом…
Влад:
- Рука что-то затекал. Возьми весло. Будешь хозяйкой весла. Или как там ещё? О, девушкой с веслом! Звучит!
Амина:
- Какая ещё девушка? Разве я похожа на девушку? Ты не дал мне сказать, тебе не интересно, что я говорю?

Влад:
- Время такое было.
Амина:
- При чём здесь такое время? Я  и мой отец не хотели воевать!  Ты хоть знаешь, как мы жили?
Влад:
- Расскажи, буду знать.
Амина:
- Ну, тогда  слушай. У нас была большая семья, дом красивый, сад. А теперь этого ничего нет!
Влад:
- Но ты говорила, что у тебя есть сёстры и мать.
Амина:
- Нет у меня никого! Нас взяла к себе жить тётка отца  А потом… потом… Снаряд попал в дом. Обедали все. А меня соседка позвала, персики большие красные целое ведро дала. «На, - говорит, - маме и сёстрам от меня на здоровье!» Я теперь ненавижу персики!

Влад:
- И что? У тебя больше никого нет?
Амина:
- Больше никого. Сегодня была ещё винтовка. Теперь и её нет.
Влад:
-  Ты устала уже, дай мне весло, теперь моя очередь грести, а ты говори-говори. Так легче будет.
Амина:
- О чём говорить?
Влад:
- Расскажи, как на корабле-то оказалась? Ты же – женщина!
Амина:
- Ха! Об этом знаешь только ты! И то только потому, что тащил меня из воды в шлюпку.
Влад:
- Слушай, мы с тобой в океане совсем одни. Нас никто не подслушивает. Даю слово, что никому ничего не расскажу, если мы спасёмся, конечно.
Амина:
- Я поклялась отомстить за свою семью. Вот и переоделась мужчиной, взяла винтовку в руки. Я метко стреляю. Слышала, что некоторые боевики теперь воюют на Ближнем востоке. Я туда хотела попасть.
Влад:
- Ты же женщина! Это мужчины воюют. Но поверь, никому не нужна война.
Амина:
- Ты прав, войны хотят только те, кто никогда сам не воевал.  Лучше ты расскажи о себе.
Влад:
- Хорошо, только давай поменяемся местами. А то спина и ноги затекли. Осторожней, осторожней! Не свались в воду опять! Ты тяжёлая, однако.
Меняются местами.  Пауза. Крики чаек. Амина забирает весло у Влада.


                Действие второе
Влад:
- Знаешь, тебе не понравится то, что я скажу.
Амина:
- С чего ты так решил?
Влад:
- Потому что я воевал под Шатоем. И там, под Шатоем,  погиб мой брат. Наша мать не смогла этого пережить. И ещё… там же моего лучшего друга застрелила девушка-снайпер.
Амина всматривается вдаль:
- Влад, смотри, смотри! Впереди корабль!
Показывает пальцем.
Влад хмуро:
- Я же говорил, что нас будут искать.
Амина встаёт, машет руками:
- Мы здесь! Мы здесь!
Обращается к Владу:
- Что ты сидишь? Помогай! Ты же выше! Тебя скорее заметят!
Влад машет руками:
- Эй, мы здесь!
Амина:
- Эй, вы там, на корабле? Посмотрите сюда! Ну, посмотрите! Мы живы!
Амина растеряно:
- Нас не видят… Или тем, кто на корабле всё равно? Вот скажи, им, что – всё равно?
Влад:
- Не знаю  Возможно.
Амина:
- Возможно? Что значит - возможно? Эх, что за люди! Рядом с ними тонут, а им всё равно? Ну, почему всё так? Вот скажи, это люди? Вообще, осталось ли в людях что-то человеческое?
Влад:   
- Знаешь, не все люди одинаковые. Есть те, которым всё равно, что кто-то попал в беду, но есть другие, кто готов всегда прийти на помощь и протянуть свою руку. Ведь так, Амина! Всё зависит только от самих людей.
Амина:
- Да, ты сегодня спас меня, а мог бы не спасать…
Влад:
- Как это не спасать? Разве ты не поступила бы точно так же? Ты бы меня не стала спасать?
Амина:
- Не знаю. Наверно.
Влад:
- Давай теперь я буду грести.
Забирает весло.
Амина отдаёт весло:
- Держи, только ты ещё не закончил рассказ. Продолжай.

Влад:
- Хорошо, если тебе интересно.
Амина:
- Я ведь тебе рассказала о себе.

Влад потёр лоб и продолжил:
-  Ладно.  Вот ты говоришь, что ты и твой отец не хотели воевать. Я и мой брат тоже этого не хотели !!! Если бы не война, мой брат был бы жив, и мама жива. Знаешь, даже бандиты – это люди. А на войне приходится стрелять в людей. Потому что это - война.
Амина:
- И много ты стрелял?
Влад:
- Я не считал. Но мне до сих пор снится мой брат. А ты много стреляла?
Амина:
- Ты знаешь, боевики убили моего отца, разрушили дом, под снарядами погибла моя семья. Да, я стреляла. У меня было два пути – плен или винтовка.
Влад:
- А моего брата убила девушка-снайпер. Я не могу понять, как женщина может взять в руки винтовку. Ведь женщина даёт жизнь, рожает детей, какого это?
Амина:
- Но и ты ведь мог отказаться идти воевать!
Влад:
- Знаешь, когда бесчинствуют бандиты, твой долг очистить землю от этой мерзости. Чтобы люди могли мирно и спокойно жить. Родину нужно защищать! Вспомни, как наши солдаты воевали во время Великой Отечественной войны? В одном строю были русские, украинцы, белорусы...Наш народ победил фашизм, потому что мы были едины.
Амина:
- Это было давно. Тогда люди были другие.
Влад:
- Люди другие, а Родина одна.
Амина:
- Но теперь ты же мог не ходить в армию, ведь бандиты пришли на МОЮ землю, на МОЮ Родину! МОЙ город и МОЙ дом разрушены. А твоя Родина за тысячу километров.
Влад:
- Почему? Это и моя земля и моя Родина. Это наша общая Родина. А война – она есть война.
Амина:
- Если бы не  война, мой отец и моя семья были бы живы!
Влад:
- А на этой войне убили моего брата и друга!

  Появляется Жизнь:
- Остановитесь! Что вы делаете? Из всей команды затонувшего корабля только вы двое остались в живых! Зачем бередить прошлое и разжигать гнев  из-за того, что никто уже не в силах изменить? Глупцы, вы не цените  дар, который есть у вас, - это Жизнь!  Знайте же, что в великом океане  шансы спастись  в одиночку слишком малы.   

Амина:
- Скажи, только честно, ты же мог не воевать? Откупиться как-то, чтоб не идти на войну? Ведь другие так делают, чтобы не служить в армии.
Влад:
- Честно? Мог. Но я даже не думал об этом, я выполнял свой долг. И если будет нужно еще , я поступлю точно также. Потому что Родину свою нужно и беречь, и защищать.
Амина:
- Родину нужно защищать. Но почему мою семью и меня за защитили?
Влад:
- Потому что кто-то захотел отделиться. В мире много неправды.Говорят, что русские - плохие. А мы русские - за мир! Понимаешь, когда люди вместе  - они одна семья, они – сила. Ведь хорошо, когда семья большая, правда!!! Знаешь, наша Россия – многонациональная страна. И все народности, которые входят в состав России сохраняют свой суверенитет и культуру. Потому что мы хотим мира. Мы русские - за мир!  А кто-то хочет войны!!! Кто-то отделяется, и воюет!!! Хотя людям не нужна война.
А тебя я всё равно не пойму. Ты же – женщина. Где твоё сердце?
Амина:
- Где моё сердце? Знаешь... Я не хочу больше плыть с тобой в одной лодке.
Влад забирает весло:
- А я не дам тебе больше весло. Ты всё равно не умеешь грести.
Амина забирает весло себе:
- Отдай! Это весло теперь моё!
Влад:
- Вот и отлично. Если это весло твоё, то эта лодка моя!
Амина:
- Подумаешь, его лодка! Без весла она никогда не приплывёт туда, куда надо.
Влад:
- Но зачем лодке такое весло, которое само по себе и ему всё равно, куда направлять лодку. А вдруг это путь к гибели? Веслу всё равно?
Амина:
- А если лодке не нужно весло, пусть себе сама плывёт по течению, может, куда-нибудь и приплывет.
Влад:
- Отлично. Можешь  больше не грести. Пусть лодка плывёт по течению.
Амина:
- Тогда я сама  уже не хочу находиться в этой лодке. Плыви, лодочка, плыви!
Амина выпрыгивает из лодки и начинает плыть самостоятельно, одной рукой он держится за весло. Влад остаётся  в лодке один.

  Действие третье
Шум океана, крики чаек. Влад размышляет вслух. В это время  Амина удаляется от него.
Влад:
- Мне уже всё равно. Воды нет. Еды нет. Документов нет.  А может, и меня уже нет? Может, эта жизнь только снится мне? Эй, жизнь! Ты слышишь меня? Ау, жизнь!
Жизнь:
- Чего расшумелся. Я всё вижу и слышу. Я всегда рядом. Только люди меня не замечают. Люди начинают обо мне думать лишь тогда, когда теряют меня. Так зачем ты звал меня?
Влад:
- Жизнь! Мне очень плохо. Я остался один. Моя мать умерла, мой брат погиб. Я хотел жить в мирной, большой стране, иметь семью, свой дом, растить детей,  и вот теперь я должен умереть здесь, но ведь я ещё даже и не жил! Жизнь, если я умру здесь, посреди океана , мне не за что будет тебя благодарить! Что я видел под этим небом? Если ты  бессмысленна и жестока, за что тебя любить и ценить? Скажи, жизнь! За что?
Жизнь:
- Вот ты сидишь в лодке, а рядом с тобой плывёт человек, у которого шансов выжить гораздо меньше, чем у тебя. С глубины поднимается акула, которая через минуту растерзает девушку. Спаси её, помоги человеку и спасёшься сам. Зачем тебе лодка, если  нет весла? Спеши, ты ещё можешь ей помочь.
Влад спохватывается:
- Амина, плыви скорее ко мне! Там  акула! Ты можешь погибнуть!!! Амина, пожалуйста, скорее плыви. Это  не моя – это НАША  лодка, только вместе мы сможем выжить, Амина, давай руку, скорее! Залезай! Ох, ну, слава Богу.
Влад помогает Амине залезть в лодку.
Амина:
- Спасибо тебе, ты за сегодняшний день уже второй раз спасаешь меня. 
Влад:
- Да не за что..
Амина:
- Только зачем? Зачем ты спасаешь меня?
Влад :
- Ты же человек! Людей надо спасать.
Амина:
- А у людей ты спросил? Хотят ли они, чтобы их спасали?
Влад:
- Да? А мне как с этим потом жить, если я мог помочь человеку и не помог? Если из-за моего равнодушия пострадает человек? Как мне с этим жить? Ты об этом подумала?
Амина к жизни:
- Жизнь! За что это мне? У меня уже больше нет сил. Я на Земле совсем одна. Зачем спасать меня, если у меня в душе, кроме жажды мести совсем ничего не осталось?
Жизнь:
- Что? Плохо? Сколько раз я пыталась достучаться до тебя. И ты не слушала мой голос. Ты не слушала своё сердце. Я – Жизнь. Все промыслы мои мудры и во благо людям. Поверь, нельзя жить ради мести, нужно жить ради жизни. Только живя, ты можешь продолжить свой род и сохранить память о своих родных. Если я хочу, чтобы люди жили, значит, я дам им надежду… надежду… надежду…
Амина к Владу:
- Знаешь… Если бы не ты, меня уже не было бы в живых. Мы теперь, как брат и сестра. Спасибо, Влад.
Влад:
- И тебе спасибо. Если бы ты не помогала мне, я не спасся  бы в шторм.
Амина по-женски спокойно:
- Ты отдохни, давай я теперь буду грести. А хочешь, я тебе расскажу, какая у меня была мама?
Влад:
- Расскажи! Она, наверно, у тебя очень красивая?
Амина :
- Да. Мама у меня была замечательная. И сёстры красавицы. Мама любила персики. Они росли в саду прямо рядом с домом. Можно было открыть окно и прямо из окна рукой сорвать…
Амина руками показывает, как распахивает окно и срывает персик.
Влад:
- Ты знаешь, у меня тоже отца убили. Он преступников ловил, честным был, вот ему и отомстили. Хороший он был человек, правильный. Давай не будем больше говорить о войне!

Амина:
- Давай не будем. В конце концов, мы не виноваты, что была война, она никому не нужна!
Влад пытается развеселить Амину:
- Да, ну её. Слушай. Я тут вспомнил одну историю. Я тогда был ещё совсем мальчишкой. Как-то мы с братом летом пасли свою корову. Заигрались мы тогда с соседскими  мальчишками  и не заметили, как наша Бурёнка  отвязалась и ушла. Мы её и там, и сям искали. Нет нигде, как сквозь землю провалилась. Что делать? Домой страшно возвращаться, нас бы точно наказали. Отец у нас строгий был, а мама всегда переживала за всех сильно. Вот мы с братом пошли на луг, где паслись колхозные коровы, нашли похожую на нашу, белую с рыжими пятнами по бокам, только у нашей на лбу и на спине были ещё пятна.  Взяли мы с братом акварельные краски и давай корову разрисовывать. Красивая получилась, точно, как наша. Привели мы её домой. Пошла мать корову доить, а та пятится. Мать подумала, что Бурёнка заболела. Решили ветеринару её показать. Тут вечером отец приходит с работы, говорит, что в колхозе корову украли. А у нас в селе давно никаких ЧП не происходило. Решили по всем дворам, по всей округе пройти, поискать. Нет нигде. Зато нашли нашу Бурёнку, привели к нам, говорят: «Вот, за оврагом нашли вашу корову, она спустилась вниз с откоса, а выбраться не могла. Забирайте!»  Отец и мать смотрят на двух коров, ничего понять не могут. А в это время как раз дождь пошёл, и вся краска со второй коровы начала смываться прямо у всех на глазах и окрашивать лужу под коровой  в ярко оранжевый цвет. Что тут началось!!!
Вот нам с братом досталось!
Амина засмеялась:
- Ха-ха-ха!
Влад:
 - Нас тогда ещё в селе стали дразнить коровьими художниками. Вот видишь, ты засмеялась. У тебя смех хороший и глаза добрые сразу стали.
Амина смущённо:
- Ты действительно насмешил меня.
Влад:
- Давай не вспоминать о былом, нам нужно подумать о нашей жизни!

Влад всматривается вдаль:
- Что это? Амина посмотри, ты видишь?
Амина:
 - Что? Корабль?
Влад:
- Нет, вон, на горизонте светлая полоска… Или мне кажется…
Амина трёт глаза:
- Я ничего не вижу.
Влад:
- Ты не туда смотришь, правее… Вон. Правее смотри. Видишь?
Амина:
- Вижу. Это земля?! Ура, Земля!
Влад:
- Земля! Я верил, что мы спасёмся.
Амина:
- Мы обязательно спасёмся. Ведь мы вместе.
Влад:
- Только вместе люди могут спастись.
Амина:
- Вместе мы – сила. По – одному люди слабы. А если люди будут держаться друг за друга, то обязательно спасутся.
Влад:
- Нельзя быть по – одному. Потому что мы все живём на одной Земле. Вот наша Земля. Вот наш берег. Давай руку, помогу! Держись за меня. Камни скользкие.
Выходят на берег. Радуются.
- Ура! Земля! Можно даже потанцевать!
Амина:
- Земля! Мы всё-таки спаслись!
Влад:
- Мы спаслись, потому что мы вместе.

Влад:
- Пойдём, поищем воду и еду.
Амина:
- Пошли. Интересно, где мы сейчас находимся?
Влад:
- Надеюсь, мы это узнаем. Здесь красиво, а вон и родник. Осторожней, здесь колючки.
Амина:
- А вот ягоды, на малину похожи.
Влад:
- Смотри, там вдали какой-то свет. Может быть, там люди?
Амина:
- Побежали!
Влад:
- Погоди. Я одну минутку. Я сейчас.
Подходит к краю сцены:
- Жизнь, спасибо тебе! Ты лучшее, что только может быть у человека. Я понял, что нужно помогать людям и делать добро, тогда и твоя жизнь станет лучше. И ещё, нужно беречь друзей, потому что наши друзья – наша сила! 
Амина подходит к Владу и продолжает:
- Я поняла, что не смотря  на  войны, бедствия, катастрофы, люди должны оставаться людьми, братьями, помнить, что в трудную минуту наша помощь  может спасти чью-то жизнь.



Голос жизни:
-  Теперь ты понял меня, человек? Ты помог другому человеку, нашёл друга, и спасся сам, отныне мои наставления тебе не нужны. Вот только не надо на меня больше жаловаться, всё в ваших  руках. Идите к своему счастью! К новой жизни!