Путь. Сказка. Жизнь

Ива Столярова
Снова школьное допускное  сочинение.  Родители  одиннадцатиклассников в панике. Тематические направления, вывешенные на соответствующем сайте: «Путь», «Дом», «Время», «Любовь»,  «Год литературы» - кажутся ни о чем. А молодым людям с малым опытом жизни нужно философски осмыслить эти понятия да еще  с аргументами  из литературной классики.

А для старшего поколения, в частности, для меня, это хороший повод размять свои мозги, помочь нашим детям, а  заодно,  щелкнуть по профессиональной близорукости  коллег-скептиков: и школьных учителей, возмущающихся, что в курсе литературы 5-го класса стоит как анахронизм  сказка «Царевна-Лягушка», и именитых профессоров, которых тоже однажды разгневало включение мною данной сказки в программу студентов-иностранцев.

Уважаемые коллеги,  уж кому как не вам дано умение видеть дальше сюжета! «Царевна-Лягушка» - сказка, наполненная топонимикой, этнической  символикой и философскими смыслами. Первое неплохо описано. Второе можно додумать.  Лично я сталкиваюсь с тем, что современные школьники   и сюжета-то  этой сказки пересказать не могут. То, что нам хорошо знакомо с детства, не становится автоматически знанием наших детей. А народные сказки - это преемственность поколений.   Иностранцы, изучающие русский язык и культуру, увы, иногда  последнюю знают лучше нас.

Итак,   направление   «Путь». Ну что же, в путь господа, в народную сказку.  Вот уж где и путь, и перепутье.
Картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье».  Сюжет каждой второй сказки и   былины. На придорожном камне надпись:

«Направо пойдешь – себя сохранишь, коня потеряешь;
Налево пойдешь – коня сохранишь, себя потеряешь;
Прямо пойдешь – и себя, и коня потеряешь. Нет пути ни конному, ни пешему».
 
Это один из вариантов. Какой же смысл вкладывали наши  предки в это предсказание? Нет жизненных дорог без потерь, какую бы мы не выбрали. Инстинктивно мы пытаемся  обойтись малыми потерями. Но если уж выбрали великую цель и пошли к ней прямой дорогой, то однозначно препятствий и  утрат будет больше. Такая  жизнь только для сильных.

Есть другой вариант:

«Направо пойти – женатому быть;
Налево пойти – богатому быть:
Прямо пойти – живому не быть».

Как хорошо! Какой же дурак выбирает прямой путь?  А это тот, кто сегодня покоряет эвересты, обрекает себя на долгую бедность, получая серьезное образование, во имя жизни выбирает рискованные профессии. А что же здесь «право» и «лево»? Уж не обывательские ли соблазны? Похоже. И соблазны – серьезное препятствие на пути к большой цели. Как знаем мы из сказок, герои, выбравшие соблазны, до цели не добрались. Дошел тот, кто нашел в себе силы от них отказаться.

Теперь мотив пути в не уважаемой нынче «Царевне-лягушке».

У царя было три сына. Пришло время взросления, выбора жизненного пути (на языке сказки – жены). Как все молодые люди, царевичи делают это спонтанно, по принципу «куда стрела упадет». Первые две попадают на купеческий и боярский двор.  Выбрать в жены купчиху, а значит, безбедную жизнь, или боярыню, за которой власть и почести, с точки зрения обывателя совсем неплохо. А вот третья стрела падает неизвестно куда, в болото. Будущее Ивана–царевича неопределенно. И держит это будущее странное существо – лягушка. Смешно. Только два старшие сына останавливаются в своем развитии. А Ивану-Царевичу предстоит движение по сказке.

Выясняется, что в оболочке лягушки скрыта Василиса Премудрая, странная царевна, дочь Кощея. Возьмется каравай печь – на каравае все царство. За ковер примется – на нем моря, горы,  звезды светятся, птицы поют.  Вселенная, в общем.  А когда идет Василиса из царства Кощеева, земля за ней расцветает. Жизнь олицетворяет собой странная царевна. Поэтому прячет ее Кощей, охранитель царства мертвых. (Чтобы не повторяться даю ссылку на свою статью о символике бабы яги и Кощея Бессмертного http://www.proza.ru/2010/06/16/1118 ).  И то, что Василиса дочь именно Кощея, тоже не случайно. Жизнь и смерть неразрывно связаны. И ведь игла с кощеевой смертью находится в яйце, а яйцо в большинстве мифологий мира  символизирует либо космос, либо жизнь или ее начало.
 
Ивану предстоит путь за самой жизнью.  На этом пути он  укрепляет свой дух, учится слышать и понимать природу. Как древним людям еще объяснить, что природу нужно уважать, что в ней сокрыты великие силы? 
Голодный Иван отказывается от добычи во имя добра и жизни, и благодарная природа помогает ему в сражении с самой смертью. Иван входит в царство кощеево, читай, в царство мертвых, побеждает саму смерть, освобождает жизнь. Мы можем понять это как познание жизни, ее высшего философского смысла.

 По возвращении на землю  произошла с  Иваном метаморфоза, какая происходит со всеми сказочными героями, познавшими смерть: оживлены ли они были живой водой или, как Иван, вошли «туда»  и возвратились. Стал Иван еще прекраснее, чем был.

   Считается, что, совершая свой жизненный путь, познавая мудрость жизни, мы неоднократно умираем, но не физически: умирают наши прежние представления о мире. Чем больше человек познал жизнь, тем чище красивее становится он душой. Если нам пришлось приблизиться к смерти, мы больше ценим  каждый жизненный миг.  А то что жизнь в начале сказки оказалась затянута в такие уродливые формы: так ведь «лицом к лицу лица не увидать».  Без движения, без работы, без потерь не познать жизни. «Мне кажется который год,\ Что там, где я, — там жизнь проходит,\ А там, где нет меня, — идёт!» - писал наш великий современник В.С. Высоцкий.  Жизнь идет, когда мы по ней идем, а когда стоим, она проходит.

В путь!