Попутчик. Дорожные истории

Александр Самец
Когда-то в девяностые мне часто приходилось ездить в Москву по делам. Наша фирма занималась производсвом кирпичноделательного оборудования  и в эпоху новых рыночных отношений нам самим приходилось искать клиентов на просторах бывшего СССР. Иногда,правда,клиенты сами нас находили и присылали свои "гонцов" на переговоры.

Итак ездить мне приходилось часто и,чтобы как-то компенсировать мои неудобства и отрыв от семьи, я убедил начальство оплачивать мне  в поезде место в спальном вагоне. Помимо чистоты,красных дорожек,относительно качественного завтрака "в номер" вагон СВ имел еще одно небольшое приемущество - интересных попутчиков. С кем только не доводилось мне сидеть за чашкой чая в вечернем московском поезде - с мэром города,с прославленными на весь Союз музыкантами,с китайским бизнесменом,с послом в Бельгии...

Но был и такой попутчик - пожилой кряжистый мужичек лет пятидесяти с красными прожилками на щеках.

 Поначалу мы,как водится,разобрались с местами,уложили вещи.Затем стали знакомиться.
- Василий,- представился он.
- Александр,очень рад,- ответил я и пожал его крепкую мясистую руку.
Поезд тронулся,мы отдали билеты проводнице и заказали чай.

У меня уже давно была фраза-заготовка,которая помогала начать разговор:
- Вы в Москву по делам? - спросил я.
- Да нет, - оживился мой попутчик,- я сам с Сахалина.Приезжал к вам в командировку. Начальство отправило купить линию по производству кирпичей...
- О,так вы приезжали на нашу фирму!
- А вы там работаете?
- Да.

Новость эта моего попутчика почему-то сильно обрадовала.С неподдельным интересом он вдруг спросил:
- А вы можете рассказать мне как эта самая кирпичная линия работает? Что вообще надо,чтобы ее запустить?
- Вообще-то могу...
- О-о-о! Так...

Тут вошла проводница и принесла чай. Мой попутчик полез в свою небольшую сумку,что стояла под столиком и... достал из нее пол-литровую банку красной икры и алюминевую столовую ложку.
- А давайте немного перекусим,- предложил он и,кивая на икру,добавил,- вы берите сколько хотите,угощайтесь.
- Откуда такое богатство? - удивился я.
- А у нас на Сахалине ее навалом. Я ведь сюда привез еще две трехлитровых банки. Ну одну отдал главному инженеру вашему,чтобы с оборудованием помог. Еще одну - ребятам в конторе оставил. Это уж то,что осталось...

Заказав у проводницы черного хлеба,мы ели икру ложками и вели разговор. Сводился он только к кирпичноделательному оборудованию. Мой попутчик сыпал вопросами:
- Из каких компонетов состоит линия по производству кирпича?
- Какова технология производства кирпича?
- Какова цена каждого из компонентов?
- Можно ли приобрести более экономный вариант линии?

Некоторые вопросы моего попутчика меня удивляли - они были слишком наивны для специалиста,который приехал договариваться о покупке оборудования на пол-миллиона долларов.
Уловив момент,я спросил:
- Скажите,но ведь вы как специалист должны знать какая линия и какой мощности вам нужна.
- Откуда ж мне все это знать?
- Ну как же...
- Так я ведь рыбак.
- ???
- Тридцать лет в рыболовстве и с кирпичами дела не имел.
- Почему же вас направили к нам?
- Да как сказать. Есть у нас инженер. Отправили его пару месяцев назад за оборудованием к вам. А он до Свердловска доехал и ... пропал. Через неделю объявился - дал телеграмму,мол,вышлите деньги на обратный билет. Все что было - пропил под чистую!
- Да-а-а...
- Ну а потом еще одного спеца отправили. Так тот  до Москвы добрался и тоже пропал. Аж на пол-месяца.Попал в вытрезвитель,вышел без копейки в кармане..Снова деньги пришлось ему высылать на обратную дорогу.
- И что,решили рыбака отправить?
- Так я ведь не пьющий. Наверное,один на всю организацию.Сердце у меня пошаливает.Вот и сказал директор: езжай и договорись.Дали икры,рыбы - ну,чтобы ускорить вопрос.

До поздней ночи мне пришлось рассказывать моему попутчику о кирпичноделательной линии,рисовать на салфетках схемы,расписывать ориентировочную стоимость...Но "гонорар" стоил того - икра была свежей,вкусной,тем более,что проводница дополнительно снабдила нас батоном и маслом.

Утром,прибыв в Москву,мы сердечно распрощались и обменялись телефонами. Я пожелал рыбаку Василию удачно приобрести наше оборудование и сказал,что буду рад его снова увидеть в нашем городе.