Мой друг Валерий Канер

Евгений Борисович Мясин
На фото Валерий Канер - дает указания на репетиции спектакля ДУЭТа
Мой друг Валерий Канер.

Валерий Викторович Канер родился, жил и умер в Москве. В 1964 г. он закончил физфак Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Доктор физико-математических наук.
Профессор кафедры общей физики Московской Государственной геологической академии (МГРИ). Сочинял стихи, а песни начал сочинять в 1959 году, когда с первым студенческим строительным отрядом выезжал на целину. В 1960 с Валерием Миляевым придумали, сочинили и с друзьями-физиками исполнили 7 мая (с повторами в следующие годы) на ступенях физфака МГУ юмористическую студенческую оперу "Архимед". (подробности в книге: Канер В. «Шизики Футят», М.: "Байтик" — Интерпринт, 1994). С 1986 года много лет руководил сатиро-юмористическим коллективом «ДУЭТ» — «Дом учёных» — «Эстрадный театр» при Московском доме учёных.Участник пеших и водных походов по:Карелии, Прибалтике, Дальнему Востоку, Сахалину.

Это выписка из Википедии для тех, кто не слышал о таком человеке и, надеюсь, захочет после моего рассказа узнать о нем более подробно по его книгам, по сборникам его стихов, записям песен, воспоминаниям о нем его друзей.
Валерий Канер был замечательной личностью. Как о физике, я о нем не имею представления, а вот о других  его талантах считаю важным поделится.

 Мы познакомились в Доме ученых. У нашей кураторши по творческим секциям Натальи Селезневой возникла идея на их базе сделать большой капустник. Что-то было уже в головах инициативной группы, куда вошел и я. Мне подбросили тему: Визит зарубежной кинозвезды в Иллюзион. Роль кинокритика, разоблачающего "загнивающее" западное кино, предлагалась мне, а кинозвезду  должна была сыграть настоящая пышнотелая импозантная мулатка, член Дома ученых Лия Голден. Потом спустя много лет я узнал, что известная телеведущая Елена Ханга была дочерью нашей Лии.

Выбор меня на роль кинокритика был связан с моей некоторой схожестью с известным киноведом Дмитриевым, регулярно читавшем лекции в «Иллюзионе» и неоднократно выступавшем также и в Доме ученых. У нас были примерно одинаковые комплекции, черные бороды, очки. Трудность была только в имитации речи. У Дмитриева была каша во рту. Мне пришлось потрудиться, чтобы добиться схожести и в этом. Но тем не менее, когда я выходил вперед, выставив живот, и начинал взахлеб, брызгая слюной, разоблачать западный кинематограф, при этом пальцами  правой рукой повторяя движения Дмитриева, привычно проверяющего по нескольку раз, на месте ли узел галстука, пуговицы на пиджаке и даже ниже, в зале возникали очаги узнавания и
 бодобрения.

Валера Канер  в своей книге «Шизики футят», написал, что ему больше нравился номер, когда роль критика исполнял миниатюрный Вася Новосельцев, который резко контрастировал с крупной Лией. Мне было немного обидно, потому что я строго следовал данной мне изначально установке, пародировать именно Дмитриева, и как мне все говорили,  попадание было 100-процентным.  Я все это высказал Валере, оказалось, что он не знал о Дмитриеве, поэтому созданный мной образ был для него лишен прелестей конкретики. Я был вынужден согласиться, что поскольку далеко не вся публика в Доме ученых Дмитриева бывала на его лекциях и знала его манеры, наблюдать конфликт зайчика (Васи) с медведицей (Лией) было веселее.

Были еще кое-какие проекты. но все текло весьма вяло и бесперспективно пока в нашей группе не появился Валерий. Он решительно взял дело в свои руки и уверенно повел нас к успеху. Он и сам писал тексты, и привлек еще несколько авторов. Нашел художников, костюмеров. кинооператоров, осветителей. звукорежиссеров. С исполнителями у нас, слава Богу, проблем не было и изначально, но только Канер смог  всю эту  инертную массу  организовать.

Первые же спектакли ДУЭТа (аббревиатура от Дом ученых эстрадный театр) стали событием в московской ученой среде. Валерий решил, что наши капустники должны иметь строгое концептуальное решение, то есть это были достаточно цельные тематические спектакли. Первый спектакль назывался «Шаги по Дому» и был посвящен жизни нашего Дома ученых, естественно с юмором, самоиронией, но и с элементами политической сатиры. Потом были «Шаги по городу» и т.п. Причиной успеха ДУЭТа были три момента. Первое – это таланты его участников. В спектаклях были задействованы солисты вокально-оперной студии ДУ: Гордина, Цыбина, Гребняк, Лягин, которые могли с успехом блистать и на профессиональной сцене; музыканты из известного в Москве оркестра под управлением Ландо; не портили картину и наши люди из театральной студии; были прекрасные девочки-танцовщицы. Второй составляющей успеха были авторы тестов  как прозаических, так  и стихотворных. Здесь важнейший вклад внесли Канер, Андрей Петров, Ольга Суходольская. И, наконец, третий фактор успеха – это был сам Валерий Канер.

По аналогии с Железным канцлером мы все дружно называли Валерия «Железным Канером» за его необыкновенное долготерпение, за проработку планов репетиций с мельчайшими деталями, за подготовку, размножение и доведение текстов ролей до каждого из нескольких десятков участников спектакля, за разработку действий во время спектакля каждому из участников, обслуживающих ход спектакля (осветителей, звукорежиссеров, киномехаников, рабочих сцены, реквизиторов). Он сумел собрать, объединить и организовать такую огромную массу творческих людей, готовых заниматься изготовлением костюмов и декораций, звуковым и видеовизуальным оформлением, поиском и доставанием  необходимого реквизита (от бронежилетов до баллонов с жидким азотом), что это казалось фантастикой.

Помимо несомненных талантов, привлеченных в ДУЭТ, у нас было еще одно секретное оружие: братья-близнецы   Север и Амур Сидоровы. Когда-то Серега Бердяев привел в театральную студию Севера, с которым  они вместе учились в 1-м медицинском. Амура любительский театр не заинтересовал, но в спектаклях ДУЭТа он иногда, когда этого требовала ситуация, участвовал. Так, первое одновременное появление братьев в спектакле было в номере «Телекинез». Я изображал человека с уникальными способностями, по ходу отгадывал тайные вопросы, зажигал силой воли лампочки, а потом приглашал Севера на середину сцены и начинал пасами загонять его в правую кулису. Как только он исчезал, я разворачивался и начинал вытягивать из левой Амура. Эффект был потрясающий. Всем было очевидно, что Север не мог за 1 секунду обежать кулисы и выскочить с другой стороны. Братья были одинакового двухметрового роста, как говорят, два молодца – одинаковых с лица. Только после третьего или четвертого повторения фокуса гул недоумения начинал перерастать в смех и аплодисменты. У Канера в запасе была еще одна пара близнецов. Поэтому фокусы с клонированием, распиливанием и удвоением, в том числе и удвоением пар,  использовались и в дальнейших спектаклях.

С уходом Канера  я потерял к ДУЭТу  интерес и вскоре перестал в нем участвовать. Правда  с  Валерием я еще пару раз поработал, когда он вернулся в 1994 году. Тогда   на свой юбилей он поставил в Доме ученых  спектакль – бенефис «Когда мы были молодыми» - воспоминания о своем творчестве, начиная с университетского Архимеда. У меня была роль соведущего - последняя  в ДУЭТе.  Спектакль удался. Валерий Канер пригласил несколько звезд, в том числе Сергея Никитина. Помню, как наш Север отчудил в своем репертуаре. В гримерку зашел Никитин, положил свои вещи.  Север начал снимать брюки, потом развернулся к Никитину и невозмутимо спросил: - Сережа, это ничего, что я  при Вас переодеваюсь. – Никитин опешил, но потом оценил прикол, хотя ответить в том же духе не смог, пробормотав что-то вроде: - Ничего, ничего.
 
Последняя творческая встреча была связана также с юбилеем Валерия. Он проходил в Доме композиторов  году в 1996, но там я был постановщиком номера, в котором участвовали мои детки. Мне, жене, да и и совсем еще маленьким сыновьям очень нравились песни, стихи Валерия и особенно его романс:

Былого не вернуть - ни доброго, ни злого,
Былого не вернуть - и в этом жизни суть.
Былого не вернуть, как брошенного слова.
Нет, не дано иного - былого не вернуть.

При кажущейся внешней серьезности, Валерий обладал великолепным чувством юмора и самоиронией. Он как-то показал мне концертную афишу, где в числе авторов романсов и песен среди таких имен, как Шекспир, Пушкин, Пастернак и каких-то еще мировых знаменитостей, была и его фамилия.
Поскольку Валерий был большой любитель приколов, я предложил, чтобы  романс "Былого не вернуть" исполнили мои детки вместе с двумя сестричками - одноклассницами по музыкальной школе. Младшим ребятам было по 7-8 лет, старшим - по 10. Саша с Таней и Катей пели. Илюха аккомпанировал. Ведущий вечера, хорошо известный (в своих кругах) композитор Григорий Фрид было засопротивлялся: - Как это, в Доме композиторов и непрофессионалы. Но Валерий  настоял. Успех был оглушительный, что с кислой физиономией должен был признать и ведущий в заключительном слове. Правда, я был немного расстроен - Катя забыла предварить выступление фразой: - Новое поколение выбирает Канера! К счастью, кроме меня этого никто не заметил. А Кате совершенно случайно дополнительно досталась роль Снегурочки, что требовалось для создания надлежащего антуража в одном из номеров, правда с минимумом слов, но с соответствующим одеянием.

Былого не забыть и неба голубого
Сквозь стекла не отмыть Хоть до конца курить.
Рассвет приходит быть сквозь сполохи былого.
Нет, не вернуть былого, былого не забыть.

С Валерием Канером мы продолжали изредка встречаться,  и  когда я передавал ему Илюхины сочинения. Мой парень так проникся Валериной поэзией, что самостоятельно написал музыку к двум романсам, а также к стихотворению про Останкинскую башню после дождя. Романсы были озвучены ранее другими авторами, но Илюхины варианты Валерию  тоже понравились. А песня про Останкино получилась просто гениальной. Илюха исполнил ее вместе со своей училкой по музшколе. К сожалению, лучшая запись после смерти Валерия затерялась где-то в его архивах. У нас дома остались не самые лучшие варианты.

Позволю себе в заключение привести одно из последних и по сути прощальное стихотворение Валерия Канера

Я сделал всё, что мог, и выложился в доску,
И дарит мне восток рассветную полоску.
Когда звенит звонок на откровенье с Богом,
Скажу – вот всё, что мог, но упирался рогом...

Не лез из кожи вон из-за копеек-гривен,
И сребренников звон незнамо как противен!
Порой судьбы каток остановить пытался –
И сделав всё, что мог, курилка жив остался...

Судьба шутила: «Князь! Вставайте – солнце встало!»
А завтра – мордой в грязь, и зубы выбивала...
Мы не один горшок побили на осколки.
Я сделал всё, что мог – а толку-то, а толку!

Вот чаша бытия, распитая с друзьями –
Огромная бадья с отбитыми краями ...
Пока я песни пел, какая ты Жар-птица,
Журавль улетел и спряталась синица.

И на сердце – замок. Мечты, где ваша сладость?
Я сделал, всё что мог, превозмогая слабость.
Чего душой кривить? Мадам, как говорится –
Мне есть, о чём грустить, но нечего стыдиться...

Октябрь 1998

А все кончается. кончается. кончается...
Прощай друг! Ты оставил о себе  светлую память. Она материализована твоим замечательным творчеством и будет радовать многие поколения твоих поклонников.   
Приложение http://www.proza.ru/2016/03/23/96
Приложение 2 http://www.proza.ru/2016/03/23/117
Приложение 3 http://www.proza.ru/2016/03/23/127
Приложение 4 http://www.proza.ru/2016/03/23/136