Полина Ребенина

Душа Шахини 1
Подводная лодка севшая на мель у берегов Швеции в 1981 году.

Фото из интернета

Мне всегда было интересно читать рассказы тех  или иных  авторов-соотечественников живущих в разных странах мира. Видеть тот мир их глазами. Одного из таких авторов мне хотелось бы показать вам. Полина Ребенина  прожила в Швеции с начала 90-х годов. Книга написана очень  динамично и легко читается. Мне кажется, что она будет интересна многим.

"Шведский рай"

http://www.proza.ru/2014/12/12/2172

"В течение многих лет распространялись в Швеции мифы о советских подводных лодках, которые якобы угрожают Швеции на всем пространстве Балтийского моря. В Швеции была раздута настоящая истерия по поводу «шпионских советских подлодок». Сами же шведы мне рассказывали, что доходило просто до анекдотических ситуаций, когда каждый шведский рыбак видел в море русскую подводную лодку и бежал сообщать об этом в полицию. В действительности, единственным документально зафиксированным случаем нарушения шведских территориальных вод было ЧП, случившееся с советской подлодкой С-383, которая в 1981 году села на мель в нескольких милях от одной из крупнейших военно-морских баз Швеции. И этот эпизод был сразу же раздут Швецией до размеров международного скандала, шведы обвиняли подводников в шпионаже (2,3,9,10). Командир подлодки Петр Гущин и замполит были допрошены шведскими спецслужбами, а подлодка позднее была выкуплена шведами, перекрашена в красный цвет и установлена в парке для аттракционов, чтобы законопослушные шведы никогда не забывали о «русской угрозе»."

Мне бы хотелось  уточнить историю связанную с этой подводной лодкой. Как было на самом деле.

Эту подводную лодку с самого начала  похода преследовали неудачи. При выходе в поход  лодка зацепила рыбацкий трал. Его лодка не повредила, а вот антенна радиопеленгатора оказалась повреждённой. Штурман ПЛ  не отрегулировал одно, не сделал другого и на что рассчитывал - неизвестно. Есть такой прибор международной системы который основан на сигналах фиксированных радиомаяков - "ПИРС". Штурман этим прибором пользоваться не умел. Вот так и плыли две недели 57 миль! А закончилось всё это довольно печально.

Лодка неожиданно села на мель. Неожиданно - потому что все были уверены в том, что находятся в открытом море. Попытка сняться с мели была безуспешной. К счастью, повреждений и течи не было.

Можете себе представить, что почувствовали моряки и командир ПЛ когда, оглядевшись,  поняли где они находятся? А что выслушал штурман от командира?

Но не менее интересна ситуация связанная с тем, что шведы не засекли нашу ПЛ своими радарами. Для них эта ситуация тоже была полной неожиданностью.

В общем это была громкая история. Шведы сняли лодку с мели и она ушла домой. А вот флотские остряки назвали эту подводную лодку "Шведский комсомолец".

В 1988 году  она  была передана  Лиепае для разделки на металл и никак не могла быть выкуплена Швецией.