Понятие и Образ
При рассмотрении данного Вопроса мне пришлось столкнуться с Проблемой более обширного плана, а именно: «О границах и переходах между Понятиями».
И, как в начале казалось мне, этот ч а с т н ы й вопрос вдруг обрел («сам по себе») более важное «понятийное Значение». Так что вначале, для решения этого «частного» вопроса, требуется осветить принципиально важный взгляд на всю Проблему в целом.
ЧАСТЬ 1.
Так в чём же состоит эта Проблема? И в чём её суть?
Придется начать с самого главного, а именно: с Понятия самой Диалектики, как целостного Мышления, которое находит своё яркое выражение, как «отражение», в науке Диалектике.
Для описания этого сложного Явления придется воспользоваться Логикой чисел, чтобы показать (по аналогии) как из «простого» получается «сложное».
В самом деле: 1 + 2 = 3. Какая ещё в этой записи может быть логика, кроме самих чисел?
Оказывается, что есть! В этой элементарно-простой записи «действия» с числами, присутствует ТАКЖЕ и более «сложная» Логика… И эта более сложная логика связана уже не с простыми числами, а с вполне разумными выражениями, используемыми в науке «диалектической Логики», или по-другому - в Диалектике.
Так, мы назвали «первое число, оно есть 1(«единица»).
(В понятийном плане эта «единица Единого». В Понятии числа: 1 = «Диалектика».)
Далее, нам необходимо показать п е р е х о д - от исходного данного «Единичного» Понятия - к «другому» Понятию. Это «действие» в арифметике обозначено так: к «единице» «прибавляется» число «два».
В нашем понятийном плане (в мышлении) это «действие» равнозначно п е р е х о д у от «одного» к «другому» (=«второму» Понятию).
Этим «вторым» (по счету) Понятием является «внутренняя Суть» всё той же «единицы Единого», т.е. «Диалектика Единого Движения»…
А смысловая Суть Диалектики лежит внутри самого этого Слова. («диа» =2, «лектос»= течение).
«Диалектика» по своей внутренней сути есть «ДВА Течения» одного и того же «Единого Движения».
Ведь арифметическая логика действия с числами показывает, что к 1 «прибавляется»(!) число 2.
Следовательно, не нарушая прописанную в арифметике логику действий с числами, мы должны осуществить в «Понятии» п е р е х о д от числа «1» к числу «2».
В Логике «Понятий» это обозначает, что «Диалектику» надо рассматривать УЖЕ не как некую отдельную «Единичность», а с точки зрения её «внутренности», т.е. существующих внутри её - «ДВУХ течений»!
«ЕДИНИЦА» п е р е х о д и т в «ДВОЙКУ»!
На языке смысловой и содержательной Логики это означает ДЕЙСТВИЕ ПРИБАВЛЕНИЯ: а) -того, что было в «первом» Понятии - «Диалектика»; И б) -того, что содержится во «втором» Понятии - «ДВА течения»!
И далее: «ЕДИНИЦА» и «ДВОЙКА» в «сумме» дают общий итог, или «синтез», «слияние» - их ЕДИНСТВО = «ТРОЙКА».
К ОДНОМУ (чисто «внешнему») Понятию «Диалектика» ДОБАВЛЯЕТСЯ ДРУГОЕ (глубинно «внутреннее») Понятие «ДВА ТЕЧЕНИЯ» . И это «другое» Понятие не только д о б а в л я т (своё «внутреннее» содержание), но и «обосабливает» себя как «отдельное» ДРУГОЕ… Это и есть арифметическое число «2».
Понятийно: ОДНО + ДРУГОЕ = ТРИ («ЕДИНСТВО)».
*
На языке философской Мысли это «ТРИ-ЕДИНСТВО» выражено в следующей известной фразе:
«От живого Созерцания, к абстрактному Мышлению, а от него к ПРАКТИКЕ - таков путь познания Истины». (См. В.И. Ленин, т.29)
ЧАСТЬ 2.
Так в чем же Проблема? Где-то её саму и не видно…
Проблема явилась к нам сама, но в совершенно «другом» одеянии, и мы её из-за этого сразу и не узнали…
Её новая «одежда» - это «ТРИАЛЕКТИКА»! - Чем не «модЭр-новое» слово среди прочих слов?
Появилась даже в Интернете «Академия ТРИНИТАРИЗМА»! О, как звучно, ново, необычно об этом ЗА-ЯВЛЕНО!
А между тем, в этом новомодном и наскоро сшитом «карнавальном костюме», к нам явилась всё та же проблемная «вещь», о которой отмечено в части-1, где кое-что по существу сказано.
Недаром всемудрый Конфуций всех нас правильно учит:
«НАЗЫВАЙТЕ ВСЕ ВЕЩИ ПРАВИЛЬНЫМИ ИМЕНАМИ»!
Для меня слово «тринитаризм» по-своему «внутреннему» смысловому содержанию показывает: «три - ни -тар, - изм». В обычной «оболочке», т.е. без «упаковки», голое содержание гласит: «три- «нитарное»-измерение»!
Слово «три» объяснять не надо.
Слово «нитарное»(«тара»=ящик, емкость, вместилище), обозначает «нечто» НЕ ТАРИРУЕМОЕ, т.е. НЕ упакованное в «тару», как и равное этому: «безтарное», НЕ ограниченное ФОРМОЙ, БЕЗФОРМЕННОЕ! Можно сравнить со схожими словами: «унитарное»(государство), гуманитарное(общество) и др.
Что интересно в этих словах, так это их содержимое.
Унитарное государство - это значит унифицированное и ТАРНОЕ, т.е. оформленное в «жесткую» «упаковку».
А «гуманитарное» обозначает «гуман(изм)+тарное»… Если это относится к обществу в целом, то здесь проглядывает «человечность» (или человек) упакованный в «тару». Налицо чистой воды «тотали-таризм» («тотал»=всеобщность) - всеобщий(тотальный) «таризм» - затаривание в жесткую оболочку! Не очень-то лестное определение для государства, общества и человека! Не зря же нас так «тарят»(=травят) своей «демократией» = «гумани-тарной» сущностью США и Европа? По сути - весь Западный мир «блещет» своей духовной и смысловой «красотой» - бездуховностью! И мы же им ещё и потворствуем.
О «новоиспеченном» слове «Триалектика» мне также предстоит сказать несколько слов.
Во-первых, необходимо выявить Суть этого термина. И суть эта проста.
«Триа» это «три». «Лектика» это тот же «лектос», что означает Течение. В целом - «триалектика» = Три Течения!
Странная получается Картина! - Есть «Два Течения» и появилось «три течения».
Так в Чем же разница, и где Суть?
Для этого надо вернуться «на круги своя» и Понять Логику образования Смысла Слов!
Я же со своей стороны УТВЕРЖДАЮ, что ДИАЛЕКТИКА УЖЕ СОДЕРЖИТ В СЕБЕ ВСЕ ТРИ ИЗМЕРЕНИЯ и не нуждается в каком-то «новом» толковании её ч а с т н о с т е й и частей!
ЧАСТЬ 3.
Теперь пришла пора сказать «О Понятии и Образе».
Для чего и зачем?
Исходя из диалектической логики, изменяющегося Смысла простых слов и возникающих на их основе сложных Понятий, необходимо (строго и обязательно) усвоить к а ж д о м у из нас Принцип Иерархии, который существует(царит) во всех упорядоченных «Множествах» (Вселенных), если они (эти множества) таковыми являются «по-Существу»!
В области человеческого Познания также царит и неуклонно соблюдается этот Принцип - строгого упорядочения Системы. Наши, так называемые, отдельные «Понятия» являют собою такое же упорядоченное разумное Множество, неуклонно соблюдающее в себе предустановленную Логику в построении Мыслей. Вне разумной Логики невозможно постичь истинного Знания.
*
Исходя из «первого Течения» хода Мыслей - от «Единичного» к «Общему» («от живого Созерцания к абстрактному Мышлению»), обозначим в Начале, в «нижнем ряду» процесса Познания - наши ЧУВСТВА. Ведь, на основе Чувств формируются (складываются Впечатления) наши первые «Представления», т.е. суммируются чувственные восприятия «внешних» вещей. Эти первые «Впечатления» нашего Сознания «впечатывают» их в Память и создают (строят) «чувственно осязаемый» «Образ» в Мозгу.
Уже здесь, на этом ПЕРВОМ этапе, безусловно, участвуют в этом процессе: и Сознание, и Ум, и Память… («Целое» же детерминирует свои «ч а с т и».)
Итак, отобразили важную Мысль о том, что начато «восхождение» от «единичного» к «общему», и оно идет по линии: «Чувства» - «чувственные Представления» - «Образ».
Далее, Направление «Течения» меняется…
Идет процесс «нисхождения» Мышления: «от абстрактного Мышления к ПРАКТИКЕ…»
На этом Пути наше Мышление идет от «общего» к «частному», «единичному»…
ЕСЛИ наши чувственные Впечатления и Образы, полученные на «первом» этапе, были хорошо «обработаны» нами в нашем Мышлении, и давали четкую устойчивую Картину в целом, то «снисхождение» Мысли, переложение на Практику дел обнаружит нижеследующее: а) - истинны ли были наши Представления; б) - согласуется ли Практика дел с нашими внутренними Образами?
Таким образом, налицо выявляется следующий путь:
«Понятие» - «Образ» - Дела…
«Образ» занимает промежуточное положение в этих ДВУХ Течениях.
Он («Образ») является «Особым» связующим звеном в этой диалектике Движения.
С одной стороны, Образ - это «сумма чувств».
С другой стороны, Образ - это «мысленное Понятие».
Логика «Единичного», «Особого», «Всеобщего» представляется в виде:
ЧУВСТВА -- ОБРАЗ -- ПОНЯТИЕ.
В области «чистого» Мышления это выглядит так:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ -- ОБРАЗ -- ПОНЯТИЕ.
Можно дать следующие Определения.
Определение №1. Представление это простое (образное) Понятие.
Определение №2. Чувственное Представление рисует субъективный Образ целого, т.е. Понятия.
Определение №3. Понятие это абстрактное Представление. (Сигнал сигналов - по Павлову).
РЕЗЮМЕ.
Таков мой диалектический Взгляд в Логике «трех-ликого» Единого Движения, как неразрывного, двуедино-сложенного Мышления, имя которому ДИАЛЕКТИКА.
Сама Диалектика, в живом течении человеческой Мысли, не терпит разрывов и грубого деления на части, которые выставляются на показ как независимые и обособленные друг от друга "отдельные понятия".
Живая Мысль Едина как и само Единое Сознание, внутри которого эта живая Мысль проистекает...